kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптивное обучение физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология адаптивного обучения. Она является развивающей. В системе адаптивного обучения (САО) цели, содержание, методы, формы, средства обучения направлены на личность учащихся, значимы для них иучитывают свойства, присущие любой личности: самосознание, построение собственной системы ценностей, обоснование своей деятельности, познавательную активность, природное любопытство, стремление к свободе, противостояние всякому ограничению независимости, потребности в самоутверждении и признании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптивное обучение физике »

[13]


Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным. Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствуют личностно-ориентированные технологии.

Их несколько. Одна из них – технология адаптивного обучения. Она является развивающей. В системе адаптивного обучения (САО) цели, содержание, методы, формы, средства обучения направлены на личность учащихся, значимы для них иучитывают свойства, присущие любой личности: самосознание, построение собственной системы ценностей, обоснование своей деятельности, познавательную активность, природное любопытство, стремление к свободе, противостояние всякому ограничению независимости, потребности в самоутверждении и признании. Последняя потребность – одна из центральных. И зависит она от многих причин: педагогической среды, организованной педагогами, психологического климата в школе и классе, технологии обучения. От удовлетворения этих причин во многом зависит структура личности и путь развития этой личности.

Образование в системе адаптивного обучения содержит жизненный и личный опыт учащихся, приобретённый на основе общения с учителями и другими учащимися, наблюдения и сведения, накопленные в разнообразной жизнедеятельности, а так же знания, выходящие за пределы стандарта и необходимые для повседневной жизни. Каждый человек обладает характерной особенностью – все знания, умения и качества личности он приобретает только сам, в процессе своей собственной деятельности, в которой он целенаправленно изменяет и преобразует природную и социальную действительность. Для школьника – это учебная деятельность, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых в качестве своих личных целей, в результате чего происходят изменения в самом ученике. Таким образом, в учёбе положительный результат зависит т от личности, и от способов организации учебной деятельности. Поэтому в настоящее время огромное значение имеет развитие и более широкое применение в практике личностно – деятельностного подхода, при котором ученик овладевает знаниями через своё собственное отношение к содержанию изучаемого и формирования своего собственного жизненного опыта. Успехи в системе адаптивного обучения обусловлены творческим переосмыслением педагогом содержания программного материала, нахождением в нём точек соприкосновения с личностью ученика, его личным опытом и окружающей жизнью, с преобразованием учебных ситуаций в личностные, что актуализирует учебно – воспитательный процесс, придаёт ему смыслообразующую функцию. «Личностный опыт» должен преобладать над «знаниевым компонентом».

Если учитель лишь объясняет материал, то ученики в лучшем случае могут воспроизвести понятие или формулировку закона научного факта, но не осознают


каково содержание деятельности по созданию данного физического знания и не умеют использовать его в ситуациях, которые встречаются в жизни. В этом случае говорить

усвоении знаний не приходится: знание, которое не используется в конкретной деятельности, быстро забывается. Знания, полученные при изучении русского языка, английского языка, математики, используются человеком в жизни потому, что постоянно возникает потребность говорить, писать, считать. Физика же наука «недеятельностная», и учитель физики вынужден искусственно создавать ситуации, побуждающие учащихся к выполнению определённой деятельности. Физическое знание можно считать усвоенным только в том случае, если ученик овладел деятельностью по его получению и применению в любой конкретной ситуации. На уроке физики, например, личностно – значимую ситуацию можно создать, задав вопросы, основанные на житейском опыте, но требующие научного объяснения: почему нельзя проткнуть пальцем стол; почему воздух невидим и др.

Личностно значимая учебная ситуация – одна из технологических инструментов организации личностно ориентированного обучения. Овладение учителем этим

инструментом предполагает наличие умений создавать такие ситуации. Источник же их – сам педагог, его творчество: «Воспитательная сила изливается только от живого источника – человеческой личности». (К.Д.Ушинский)

Организация личностно-ориентированного обучение, учитель должен, прежде всего: а) признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим неповторимым субъектным опытом; б) признать основной целью обучения развитие личности ученика; в) определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъективный опыт ученика и включить его в процесс познания.

Можно выделить, основные этапы личностно-ориентированного урока, присутствующие на каждом типе урока:

  1. Организационное начало урока, целеполагание, мотивация, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями. Данный этап предполагает: определение места данного урока в последующей системе уроков; использование всех логических уровней для мотивации содержания занятия: учёт личностных предпочтений учеников, их личных ожиданий и целей; чёткое определение результатов на сенсорном уровне, на уровне ЗУН, а так же на уровне способностей;

  2. Реализация основных этапов урока. Второй этап предполагает; организацию изучения материала самими учащимися с учётом индивидуальных особенностей и личностных предпочтений, обеспечение баланса между самостоятельным поиском новых знаний учащимися и презентацией новых знаний учителем; обеспечение (по возможности) ученикам выбора содержания и форм различных видов деятельности; организацию обучения на основе эффективных познавательных стратегий;

  3. Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов. Этот этап предполагает организацию индивидуальной и групповой рефлексии в форме диалога, обсуждения, письменного изложения; выявление личностных стратегий, которым следовали учащиеся в процессе различных видов деятельности, их анализ и обсуждение;


4) Завершение урока, подведение итогов. Последний этап предполагает обобщение всех полученных результатов и определение дальнейшего «маршрута деятельности»; рассмотрение вопроса о применении знаний; для последующего обучения, реализации более далёких личностных и профессиональных перспектив; использование учителем позитивных оценок (вербальных и невербальных).

Выделим средства, позволяющие организовать и построить личностно-ориентированный урок, которые представлены в таблице. При конструировании

данного урока следует в соответствующем столбце отмечать те, которые планируется реализовать на уроке (таблица прилагается).

Есть множество приёмов создания личностно значимых ситуаций: постановка проблемы, организация игр и диалогов, конкурсы проектов и др. Учитель может использовать материал не только из физики, но и из других предметов, а так же нравственные ценности, свой жизненный опыт, опыт учащихся. Главное в этой системе: ученик должен принять решение (о способе деятельности, о правильности выведенной им закономерности), высказать своё мнение, а это в свою очередь, заставит его что-то изменить в себе. Но без волевого усилия и критического взгляда на себя не может быть развития личности и «присвоения» знаний.

Вот несколько примеров. Приём диалогического общения.

На уроке изучения нового физического материала необходимо мотивировать учащихся к выполнению двух видов деятельности: по получению физического знания и по его применению в конкретных ситуациях. При этом учащийся должен самостоятельно прийти к «открытию» понятия, физического закона, явления, научного факта.

Перед изучением новой темы «Диффузия» учитель предлагает учащимся весёлые задачи и вопросы к ним.

Молодой человек и девушка прогуливаются по городу. Проходят мимо ресторана.

Девушка говорит:

- Ой, как вкусно пахнет!

- Тебе понравилось? Хочешь, ещё раз пройдём?

Вопрос. Почему запахи распространяются в воздухе?

Купив на базаре отличный кусок баранины, человек принёс его домой в мешке.

- Что ты там купил?- спросила его жена спросонок.

- Кусок льда, - сказал тот. –

Положи мешок в подвал.

Ночью кошка разнюхала, где лежит мясо, и съела его. На следующий день человек пошёл в погреб и видит мясо пропало.

Жена, - закричал он, - а куда ты дела мясо?

- Разве в мешке было мясо?- удивилась жена. Ты же сказал, что там лёд.

- Я сказал, что там лёд. Чтобы кошка не узнала.

Вопрос. Какое физическое явление помогло кошке обнаружить мясо?

Житейская ситуация требует научного объяснения, а для этого нужны знания. Приступаем к изучению материала и поиску ответа на проблему. Ситуация

активизирует мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Проблемно – поисковый приём.

При изучении тепловых явлений учитель неоднократно подчёркивает, что все тела, находящиеся в длительном контакте, имеют одинаковую температуру. Для наглядности можно измерить температуру воздуха в разных местах класса (например, на каждом столе), а после этого попросить учащихся потрогать различные предметы, находящиеся на столах: деревянный, и железный бруски, стеклянный стакан и т.д. Житейский опыт судить на ощупь о температуре тела вступает в противоречие с научным фактом равенства температур при длительном тепловом контакте тел. Выдвижение проблемы на основе демонстрации опыта при изучения явления вызывает у учащихся наибольший интерес. Проблемную ситуацию можно создать с помощью качественного вопроса. Так,

например, при изучении закона Архимеда можно спросить: «Как плавает верблюд?» (Верблюд ложится на бок – объём вытесненной им воды увеличивается, увеличивается и архимедова сила). В начале занятий тема не сообщается, а ставится проблема, связанная с личным опытом ученика. Тему ученики назовут позже, анализируя проделанную работу. Итак, личностная ситуация, связанная с жизненным опытом, не только придаёт смысл познанию природы, но и создаёт условия и возможность принятия учеником на себя роли исследователя. Чем больше будет такого рода ситуаций в педагогическом процессе, тем больше он будет личностно ориентирован, тем больше учащихся поймут целесообразность включения в учебную деятельность. Учебно- познавательная деятельность в САО решается довольно часто через организацию совместной работы, общение в парах, группах. Важно всестороннее развитие личности ученика, его умение адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физическими развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует групповая работа учащихся на уроках физики. В совместной деятельности реально сплетаются познание, общение, психологическое воздействие индивидов друг на друга. Поведение учащихся в обстановке групповой работы становится боле уверенным и активным, чем в процессе индивидуальных занятий, возрастает мотивация. В САО в качестве обязательных методов преподавания используются частично-поисковые, поисковые, исследовательские, а так же проблемное изложение, игровые приёмы. Акцент делается на совместную деятельность учащихся и учителя, но присутствует и индивидуальная работа (с книгой, дидактическими средствами, справочниками, карточками, схемами и т.п.), наблюдения, практические и лабораторные занятия.

В качестве основной формы учебного занятия выступают: занятие - исследование, занятие - поиск, кардинально отличающиеся по структуре и содержанию от традиционного урока. В современной системе образования наблюдается дефицит методики, технологий и приёмов, направленных на решение задач формирования умений и качеств личности, способствующих самореализации в условиях быстро меняющегося мира. Основой для их создания, несомненно, могут служить умения, сформированные в процессе исследовательской деятельности учащихся. Они необходимы любому, не только при освоении учебных дисциплин естественнонаучного

блока, не только исследователю, но и предпринимателю, высококвалифицированному рабочему ит.п. в основу занятия - исследования, занятия - поиск, положена идея

организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников при постановке цели и планировании практических исследований. На занятиях эта идея реализуется в комплексе. Ребята учатся определять цель, выделять объект исследования. Выявлять условия осуществления эксперимента, выдвигать

предположение, планировать ход экспериментального исследования, фиксировать результаты работы, обобщать и анализировать полученные данные. Причём каждый ученик достигает тех результатов, которые определяются их индивидуальными способностями. Работа исследовательского характера требует для достижения результата больших временных затрат учителя. Нужно терпеливо вглядываться в действие экспериментаторов, вслушиваться в их суждения, чтобы не пропустить

разумные идеи или не сбить с верного пути; поддерживать, вселять уверенность в свои силы; не навязывая своего представления, способствовать самостоятельности. Крайне важен создаваемый в процессе занятий эмоциональный фон: успехи «коллег» и собственные достижения исследователя.

Принцип, лежащие в основе занятий-исследований:

  • равенство всех участников совместной деятельности, включая учителя;

  • все способны к саморазвитию, самореализации, творчеству, исследованиям;

  • придумывание учителем такой проблемной и личностно значимой ситуации, которая вовлекла бы учащихся в свободный поиск;

  • непринудительное привлечение к работе, создание у ученика внутренней мотивации;

  • отсутствие оценки в баллах, соревнования, соперничества (вместо них-самооценка, самокоррекция).Это создаёт спокойную (не нервозную) рабочую атмосферу, вызывает желание трудиться;

  • чередование индивидуальной и коллективной работы ,создающей навык сотрудничества м повышающей уровень коммуникативной культуры;

  • выбор самим учеником вида деятельности, пути и способа решения проблемы .Психологическое правило, действующее на таких занятиях:»делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, проверяй и корректируй себя сам»;

  • ответственность каждого за свой выбор, трудовой процесс и его результат;

  • использование наряду с поисковыми и исследовательскими методами метод «проб и ошибок»;

  • речь и диалог,сопровождающие все виды занятий;

  • создание условий, помогающих ученику осознать конфликт в самом себе между знанием и незнанием, а также необходимость поиска путей его разрешения с помощью волевых усилий и собственной работы мысли. Этот принцип нацелен на то, чтобы помочь ученику раскрыть то, что он недостаточно знает, что не знает совсем;

  • формирование условий, побуждающих к активной работе воображения и эмоциональным переживаниям исследователя.

Главное в САО: не сообщать и закреплять информацию (хотя эта цель тоже реализуется), а учить способам работы, методике исследования. Новые знания должны выступать как результат поисково-мыслительной деятельности учащихся:



последние сообщают о них всему классу. Новые знания должны выступать как результат поисково-мыслительной деятельности учащихся: последние о них сообщают всему классу.

Исследования показали, что у учащихся слабо сформированы измерительные умения, представления об экспериментальном исследовании и его частях (они не умеют, в частности, проектировать эксперимент, отбирать оборудование для нег). В системе адаптивного обучения эти проблемы частично решаются. Представим технологию занятия, на котором проводится учебный эксперимент (лабораторная работа), включая следующую последовательность действий учителя и учащихся).

Педагог

  • создаёт проблемную ситуацию путём постановки задачи, которая имеет практическое или научное значение;

  • напоминает учащимся в общих чертах порядок проведения опыта (исследования) и требования к оформлению лабораторной работы.

Учащиеся приступают к самостоятельному экспериментальному исследованию, которое состоит из нескольких этапов:

      • выделение проблемы исследования,

      • определение цели,

      • формулирование гипотезы исследования,

      • отбор необходимого оборудования и создание установки,

      • изучение технических характеристик используемых приборов,

      • осуществление наблюдений, измерений и запись результатов,

      • обработка и анализ полученных данных,

      • формулирование выводов

  • о правильности или ошибочности выдвинутой гипотезы,

  • о возможном применении полученных знаний.

Учитель наблюдает за деятельностью ребят, не вмешиваясь

в творческую работу, хвалит за активность, при необходимости консультирует, оказывает помощь.

Учащиеся в конце лабораторного занятия подводят итоги эксперимента: обсуждаю результаты и возможности их применения в быту и на производстве. Эксперимент такого вида применяется, когда соответствующий материал уже изучен.

Несколько примеров экспериментальных заданий по физике, которые выполняются по САО.

1.Построение графика зависимости температуры воды от времени остывания.

Оборудование :металлический стакан от калориметра, термометр и часы.

Исследуйте зависимость температуры остывающей воды от времени. Для этого фиксируйте температуру воды от времени. Для этого фиксируйте температуру воды через равные промежутки времени (2 мин).

Данные запишите в таблицу:

Время наблюдения, мин





Температура воды, C





Постройте график зависимости температуры от времени и выясните, справедлива ли закономерность: за любые последовательные равные промежутки времени изменение температуры воды одинаково.

2. Измерение влажности воздуха при помощи психрометра.

В вашем распоряжении имеется прибор для измерения влажности воздуха. Рассмотрите его устройство. Подготовьте прибор к работе. Определите влажность воздуха в классе. Как можно определить влажность воздуха? (определяется с помощью психрометрической таблицы)

3. В теплице для прорастания огурцов и дынь нужно поддерживать температуру 32C и относительную влажность 90%. Выполняется ли это требование если влажный термометр психрометра показывает 29С, а сухой-30С ?

Каждый человек обладает характерной особенностью - все знания, умения и качества личности он приобретает только сам, в процессе своей собственной деятельности. Чтобы раскрыть деятельностную природу школьников, учителю необходимо изменить свою роль; из единственного источника информации он должен стать организатором ситуаций, в которых у учащихся возникает потребность в той или иной деятельности и руководителем познавательной деятельности учащихся на уроке. Знания нужны человеку не сами по себе, а для решения задач, возникающих в практической и теоретической деятельности. Усвоение учащимися знаний осуществляется с применением задач-упражнений. Задачи-упражнения являются новым дидактическим средством и представляют собой задания, в которых описаны конкретные ситуации с реальными объектами, а требование соответствует виду деятельности, в котором это знание используется: распознавание или воспроизведения физического явления, физического объекта; нахождения значения физической величины, составление уравнения и т.д. Задачи упражнения выполняются с опорой на физическое знание, подлежащее усвоению. Число предложенных ситуаций, должно быть порядка 8-10, так как овладение деятельностью происходит лишь при её многократном выполнении.

Они могут быть представлены как словесно, так и в виде рисунков, графиков, таблиц, а также предполагать возможность выполнения предложенной деятельности с реальными предметами.

Эффективность этапа применения знаний повышается, если учителем создаётся потребность в данном виде деятельности. Для того чтобы учащиеся сами сформулировали задание по применению знаний, учитель обращается к ним с вопросом: «В каких видах деятельности может быть применено знание, полученное нами на сегодняшнем уроке?». Учащиеся предлагают свои варианты, после корректировки которых учитель формулирует задание. Далее школьникам предлагается разработать в обобщённом виде способ выполнения этого задания и записать в тетрадях последовательность действий. Затем организуется деятельность учащихся по выполнению задания в каждой ситуации с опорой на разработанную программу действий (модель урока прилагается).

Подведя итог сказанному, можно отметить, что адаптивное обучение- это не свод знаний и умений, а определённая система, которая выясняет смысл изучения физических не только что и почему ученику надо знать и уметь, но и зачем ему эт


надо, каков смысл изучения физических явлений и законов. Вот почему так важно, вокруг каждого ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов,

обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в его повседневной жизни, чтобы знание физики стало постоянным «спутником», частью жизни. Ещё в 1632 г. Я.А.Коменский писал: «Итак, следует всё изучать не для школы, а для жизни, чтобы ничто по выходе из школы не улетело на ветер. Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика»

































Средства реализации ЛО урока.

Планирование (3 балла максимум)

Данный признак на уроке был выражен

-ярко (2 балла)

-слабо (1 балл)

-отсутствовал (0 баллов)

А

Создание атмосферы заинтересованности и активности ученика в работе:



1.

  • создание ситуаций, которые позволяют понять ребёнку, что его знание, опыт ценны, важны и необходимы в процессе познания



2.

  • стимулирование учащихся к высказываниям



3.

  • поощрение активности и инициативы



4.

  • акцентирование важности мнения каждого члена группы



5.

  • создание ситуаций, позволяющих проявить способности, возможности, интересы




Сумма баллов (максимум 15 баллов)



Б.

Организация равноправного партнёрского обмена между участниками образовательного процесса:



1.

  • приоритет диалогических форм учебной деятельности



2.

  • организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимопроверка, организация групповых форм работы и т.д.)



3.

  • проявление доброжелательности в общении



4.

  • проявление уважительного отношения к мнениям. Высказываниям, суждения учеников



5.

  • организация учебной работы таким образом, чтобы её результаты зависели от деятельности всех партнёров



6.

  • создание возможности задавать вопросы




Сумма баллов (максимум 18 баллов)



В

Обеспечение состояния успешности в процессе обучения:



1.

  • создание ситуации успеха



2.

  • формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач



3.

  • создание ситуаций по обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями



4.

  • проявление открытости проблемам,желаниям,настроениям учеников и заинтересованная реакция на предложения, пожелания, замечания



5.

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его




6.

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения




7.

  • привлечение самих учащихся к оцениванию своей работы





Сумма баллов (максимум 21 балл)



Г.

Организация развивающего пространства:



1.

  • ориентация учащихся на освоение методов познания, а не на стремление к заданным извне результатам



2.

  • повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников



3.

  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности



4.

  • обучение целеполаганию



5.

  • обучению анализов способов работы других участников процесса познания, выбор наиболее рациональных



6.

  • использование в основном продуктивных методов обучения и заданий творческого характера



7.

  • обучение рефлексии, самооценке участниками своих действий и результатов



8.

  • постановка и организация разрешения проблемных ситуаций



9.

  • учёт психофизических особенностей и личностных интересов учащихся при выборе типа урока, методических приёмов, видов заданий



10.

  • обеспечение дозированности помощи ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития)




Сумма баллов (максимум 30 баллов)



Д.

Формирование эмоционально- ценностного отношения к миру, познания. окружающим, себе;



1.

  • развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям



2.

  • создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества



3.

  • создание ситуации нравственного выбора и оценки результатов научных достижений, открытий с точки зрения нравственных норм



4.

  • создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности (милосердия, способности к сопереживанию и т.п.)



5.

  • формирование убеждённости в возможности и необходимости познания окружающего мира и использования достижений наук на благо развития человеческой цивилизации




Сумма баллов (максимум 15 баллов)




Итоговый балл (максимум (99 баллов)

























МОУ ОГОРОНСКАЯ СОШ




«Технология адаптивного обучения».









( МО учителей предметников)







Подготовила учитель

физики: Саушкина Т.А.

.








- 2012 -


13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптивное обучение физике

Автор: Саушкина Татьяна Андреевна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Выполнение комплексной исследовательской работы через интеграцию физики с другими школьными предметами в рамках обобщающего урока"
    ["seo_title"] => string(155) "vypolnieniie-komplieksnoi-issliedovatiel-skoi-raboty-chieriez-intieghratsiiu-fiziki-s-drughimi-shkol-nymi-priedmietami-v-ramkakh-obobshchaiushchiegho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "251184"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447186333"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Профессиональный и творческий рост учителя математики и физики как условие развития субъектов образования. "
    ["seo_title"] => string(115) "profiessional-nyi-i-tvorchieskii-rost-uchitielia-matiematiki-i-fiziki-kak-usloviie-razvitiia-subiektov-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "217037"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433225437"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок физики "Природные источники энергии" "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-fiziki-prirodnyie-istochniki-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "110611"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406298747"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства