Просмотр содержимого документа
«Урок физики "Тепловые явления"»
"Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать - необходимо".
«Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества.»
Цели и задачи:
познакомиться с понятиями: тепловые явления, внутренняя энергия, количество теплоты;
научиться различать способы теплопередачи;
изучить процессы перехода из одного агрегатного состояния вещества в другое;
применять свои знания для определения данных процессов в окружающем мире;
научиться решать задачи по данной теме;
сформировать умение наблюдать и анализировать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения;
анализировать результаты учебной деятельности и практически применять их в повседневной жизни.
Опыт с ложками
Опыт со льдом
КУХНЯ
1. Опытные хозяйки, прежде чем наливать в стакан крутой кипяток, опускают в него чайную ложку. Для чего?
2. Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной ложкой, а не металлической?
3. Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лёд или когда лёд положен на крышку чайника?
Техника
1. Почему при недостаточной смазке выплавляются шатунные и коренные подшипники трактора?
2. Кроме красоты и требований гигиены, какие другие есть ещё соображения, что холодильники изнутри и снаружи красят в белый цвет?
3. Почему при заточке инструментов на наждачном круге необходимо охлаждать их водой?
История
1. Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Почему?
2. На каком явлении основан способ добычи огня древними людьми?
Животный мир
1. Каково назначение толстого слоя подкожного жира у китов, тюленей и других животных, обитающих в водах полярных морей?
2. Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Спорт
1. Почему, если быстро скользить вниз по шесту или канату, можно обжечь руки?
2. Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно?
Строительство
1. Для чего используют пористые материалы (пенопласт, поролон, керамзит, опилки и др.) в строительстве?
2. Почему при вбивании гвоздя его шляпка нагревается слабо, а когда гвоздь уже вбит, то достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку?
3. Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную глубину?
География
1. В северных районах ранней весной иногда поверхность почвы посыпают измельчённым торфом, тонко молотым углём, сажей или покрывают чёрной бумагой. Для чего это делают?
2. Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?
Медицина
1. Медицинские грелки наполняют тёплой водой, а не тёплым воздухом. Почему?
2. Почему врачи не рекомендуют сразу же после приёма горячей пищи принимать холодную?
3. Почему потный человек на ветру может легко простудиться?
Сельское хозяйство
1. Почему снегозадержание, проводимое на полях в засушливых областях страны, не только хорошее средство накопления влаги в почве, но и средство борьбы с вымерзанием озимых посевов?
2. В низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях. Почему?
Работа в группах
1 группа работает с графиком, отвечает на вопросы;
2 группа работает с рассказом, исправляет физические ошибки;
3 группа работает с текстом, в котором представлена проблема и предлагает свои варианты решения данной проблемы.
Задание 1 группы
1. Какова начальная температура вещества?
2. Какой процесс происходит на участке АБ?
3. Какой процесс происходит на участке БВ?
4. Чему равна температура плавления вещества?
5. Сколько времени длился процесс плавления?
6. Конечная температура вещества?
Задание 2 группы
Прочтите текст, исправите физические ошибки.
В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. На ночлег расположились на берегу реки. Над костром подвесили два чайника: темный и светлый.
В светлом чайнике вода закипела быстрее. Ребята налили себе горячий чай в железные кружки и с удовольствием пили его, не обжигаясь. Было очень здорово!!!
Задание 3 группы
Прочтите текст, предложите варианты решения данной проблемы.
Тепловые машины принесли в наш мир не только добро, но и зло. Это, к сожалению, стали понимать совсем недавно. Ежегодно в атмосферу выбрасывается 60 млн. тысяч вредных веществ, из них 37 млн. тысяч от автотранспорта!
Что может привести к такому явлению, как парниковый эффект и глобальному изменению климата Земли.