Материал изложенный в презентации «Тепловые машины» предназначена для изучения в курсе физики 10 класса как на уроках, так и во внеурочное время. В хронологическом порядке автор постарался подать материал «Кто и когда построил?», «Кто и когда изобрел?». Это касается и автомобилей и паровозов и ДВС, рассказано о принципах работы тепловых машин. В заключении дана оценка КПД тепловых двигателей и экологические последствия работы этих двигателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тепловые двигатели »
Тепловые
двигатели
Урок в 10 классе
Учитель Милостивая Н.Ю.
Тепловой машиной называется устройство,
в котором внутренняя энергия превращается
в механическую.
Примеры тепловых машин:
1.Двигатель внутреннего сгорания (ДВС )
а) карбюраторный двигатель
б) дизельный двигатель
в) реактивный двигатель
2.Паровые и газовые турбины.
Кто и когда построил?
Конец 18 века –
построены первые паровые машины.
1774 год –
английским изобретателем Джеймсом Уаттом построена первая универсальная паровая машина.
С 1775 по 1785 г. –
фирмой Уатта построено 56 паровых машин.
С 1785 по 1795г. –
той же фирмой поставлено уже 144 такие машины.
Тепловая машина Дж. Уатта
Первые тепловые двигатели
Кто и когда изобрёл?
Деви Папин– английский физик,
один из изобретателей парового двигателя.
1680г. – изобрёл паровой котёл
1681г. –
Снабдил его предохранительным клапаном
1690г. –
Первым использовал пар для поднятия поршня и описал замкнутый термодинамический цикл парового двигателя.
1707г. –
Представил описание своего двигателя
Машина Папина
Первый паровой автомобиль
1770г.Жан Кюньо–
французский инженер, построил
первую самодвижущуюся тележку, предназначенную для передвижения артиллерийских орудий
Первые повозки Николя Жозефа Кюньо
В 1770 году француз Николя Жозеф Кюньо соорудил первыйавтомобиль
«Младший брат» - паровоз
1803г. – Английский изобретатель Ричард Тревитик сконструировал первый паровоз.
Через 5 лет Тревитик построил новый паровоз .
он развивал скорость до 30 км/ч
1816г. – Не имея поддержки, Тревитик разорился и уехал в Южную Америку
Решающая роль
1781-1848г. – Английский конструктор и изобретатель Джордж Стефенсон
1814г. – Начал заниматься строительством паровозов.
1823г. – Основал первый в мире паровозостроительный завод
1829г. – На соревновании лучших локомотивов первое место занял паровоз Стефенсона «Ракета». Его мощность составляла 13 л.с., а скорость 47 км/ч.
Двигатель внутреннего сгорания
1860г. – Французским механиком Ленуаром был изобретён двигатель внутреннего сгорания
1878г. – Немецким изобретателем Отто
сконструирован четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания.
1825г. – Немецким изобретателем Даймлером был создан бензиновый двигатель внутреннего сгорания
Примерно в то же время
Бензиновый двигатель был разработан Костовичем в России.
двигателями Отто - двигатели внутреннего сгорания
Даймлер (Германия) построил мотоцикл с бензиновымдвигателем
Костович в России построил первый бензиновый карбюраторный двигатель
Двигатели Дизеля
1896г. – Немецкий инженер Рудольф Дизель
1896г. – Немецкий инженер Рудольф Дизель
1896г. – Немецкий инженер Рудольф Дизель
сконструировал двигатель внутреннего сгорания в котором сжималась не горючая смесь, а воздух.
Это наиболее экономичные тепловые двигатели 1)работают на дешёвых видах топлива 2) имеют КПД 31-44 %
29 сентября 1913г. сел на пароход, отправлявшийся в Лондон. Наутро его в каюте не нашли. Считается, что он покончил с собой, бросившись ночью в воды Ла-Манша.
Тепловые машины могут быть устроены
различным образом, но в любой тепловой
машине должно быть:
рабочее вещество, или тело, которое в рабочей части машины совершает механическую работу,
нагреватель, где рабочее вещество получает энергию
холодильникотбирающий у рабочего тела
тепло.
Рабочим веществом может быть водяной
пар или газ.
Основные части тепловой машины.
Нагреватель Т1
Q1
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
A = Q1– Q2
Рабочее
тело
Q2
Холодильник Т2
КПД теплового двигателя (машины)
Коэффициентом полезного действия теплового двигателя (КПД) называется отношение работы, совершаемой двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя:
Коэффициент полезного действия любого теплового двигателя меньше единицы и выражается в процентах.
Невозможность превращения всего количества теплоты, полученного от нагревателя, в механическую работу является платой за необходимость организации циклического процесса и следует из второго закона термодинамики.
Цикл Карно. КПД идеального теплового двигателя
Наибольшим КПД при заданных температурах нагревателя Tнагри холодильника Tхолобладает тепловой двигатель, где рабочее тело расширяется и сжимается по циклу Карно график которого состоит из двух изотерм (2–3 и 4–1) и двух адиабат (3–4 и 1–2).
В реальных тепловых двигателяхКПДопределяют по экспериментальной механической мощностиNдвигателя и сжигаемому за единицу времени количеству топлива. Так, если за времяtсожжено топливо массойmи удельной теплотой сгоранияq, то
Для транспортных средств справочной характеристикой часто является объемVсжигаемого топлива на путиsпри механической мощности двигателяNи при скоростиʋ . В этом случае, учитывая плотностьтоплива, можно записать формулу для расчетаКПД:
Карбюраторный двигатель 25%
Дизельный двигатель 38%
Реактивный двигатель 30%
Паровая турбина 25%
Газовая турбина 55%
Экологические последствия работы тепловых двигателей
Интенсивное использование тепловых машин на транспорте и в энергетике (тепловые и атомные электростанции) ощутимо влияет на биосферу Земли. Хотя о механизмах влияния жизнедеятельности человека на климат Земли идут научные споры, многие ученые отмечают факторы, благодаря которым может происходить такое влияние:
Экологические последствия работы тепловых двигателей
1. Парниковый эффект – повышение концентрации углекислого газа (продукт сгорания в нагревателях тепловых машин) в атмосфере. Углекислый газ пропускает видимое и ультрафиолетовое излучение Солнца, но поглощает инфракрасное излучение, идущее в космос от Земли. Это приводит к повышению температуры нижних слоев атмосферы, усилению ураганных ветров и глобальному таянию льдов.
2.Прямое влияние ядовитых выхлопных газов на живую природу (канцерогены, смог, кислотные дожди от побочных продуктов сгорания).
3.Разрушение озонового слоя при полетах самолетов и запусках ракет. Озон верхних слоев атмосферы защищает все живое на Земле от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца.