Цель урока: в ходе учебного эксперимента сконструировать сообщающиеся сосуды, «открыть» их свойства, «увидеть» сообщающиеся сосуды в бытовых и технических устройствах; развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сообщающиеся сосуды»
Сообщающиеся сосудыУрок исследование 7 кл
Цельурока: в ходе учебного эксперимента сконструировать сообщающиеся сосуды, «открыть» их свойства, «увидеть» сообщающиеся сосуды в бытовых и технических устройствах; развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
План урока:
I . Постановка учебной проблемы учителем. (1-2 минуты.)
II . Введение нового понятия «сообщающиеся сосуды».
(2-3 минуты.)
III . Проведение учебного эксперимента. (15-20 минут.)
IV . Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. (10—15 минут.)
V . Тест-контроль. (5-7 минут.)
VI . Итоги урока. (1 минута.)
Оборудование
на столе учителя сосуды с подкрашенной жидкостью, сообщающиеся вверху и внизу; на столах учащихся по две стеклянные трубки диаметром 10 и 5 мм, резиновый шланг, резиновая пробка с трубкой диаметром 5 мм, металлический зажим, сосуды с подкрашенной водой и концентрированным раствором соли, штатив с муфтой и лапкой, страничка для записи результатов наблюдений; на отдельном столе чайник с указателем уровня воды, детская яркая прозрачная лейка, стеклянный заварной чайник, оборудование для демонстрации действия фонтана и артезианского колодца, таблицы «Шлюз», «Водопровод», рисунки фонтана и артезианской скважины:
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу рации,
Калькулятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь - день настает.
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течет.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Вот и мы сегодня попробуем сконструировать любопытное приспособление, открыть законы его действия. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. А для его проведения потребуется журнал наблюдений и выводов, страничка из которого есть у каждого на столе. (Указывает на укрепленные в штативах сосуды с подкрашенной жидкостью.) Будет ли переливаться жидкость из одного сосуда в другой, если открыть зажим? Почему? Дадим название таким особым сосудам - сообщающиеся. Впишем название в страничку наблюдений.
Кто сумеет дать определение, что такое сообщающиеся сосуды? Сколько их может быть? Как они должны соединяться? Как будет располагаться жидкость в таких сосудах?
Итак, перед нами задача: сконструировать из имеющегося оборудования сообщающиеся сосуды и проверить правильность высказанной гипотезы. Для этого создадим пять конструкторских групп, выберем в каждой главного конструктора
Перед вами задачи которые вы сейчас должны выполнить.
Предложите конструкцию сообщающихся сосудов из имеющегося оборудования, определите последовательность действий при сборке. Не забудьте о технике безопасности!
Задача 2.
Предложите, как проверить, будет ли перетекать однородная жидкость из сосуда в сосуд, и если будет, то до каких пор?
Задача 3.
Предложите способ проверки, будет ли перетекать неоднородная жидкость, имеющая разную плотность?
А теперь мы должны дать своим открытиям «путевку в жизнь», т.е. предложить варианты практического применения сообщающихся сосудов. Время ограничено! Каждой конструкторской группе на подготовку дается 3-5 мин. Главные конструкторы, получите задание! (Учащиеся в группах обсуждают и выполняют задания.) Поработали неплохо, и чтобы по достоинству оценить труд каждого, выполним контрольный тест (на доску проецируются кодослайды). Записывайте свои решения в виде букв в клетки ключевого слова:
1) Какие сосуды являются сообщающимися?
2) Какой кофейник вместит больше кофе?
3) Будет ли перетекать жидкость из одного сосуда в другой, если открыть кран?
4) В каком колене находится пресная, а в каком соленая вода?
5) В каком из сообщающихся сосудов уровень жидкости изображен неверно?
6) Какой отметке соответствует уровень жидкости в левом сосуде?
7) На каком рисунке изображены сообщающиеся сосуды?
Какое слово-шифр вы получили? Правильно, «Паскаль». И прежде чем сказать всем спасибо и до свидания, попрошу в своих тетрадях сделать один из трех рисунков - тот, который более всего соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке.