Ергина Надежда Васильевна – учитель физики
МБОУ «Малодорская средняя общеобразовательная школа»
Устьянского района, Архангельской области
«Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики»
«Человек образованный тот, кто знает. Где найти то, чего он не знает».
Георг Зиммель, немецкий социолог
«В мире есть только один способ, побуждающий кого-нибудь что-то сделать… . И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать. Помните: другого способа нет.
Дейл Карнеги, американский писатель
(Слайд 2) Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называются общеучебными умениями. Как же формировать подобные умения? Это можно делать на отдельных предметах. Связующим звеном всех учебных предметов является текст.
(Слайд 3) Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. (Слайд 4) Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
(Слайд 5) В конце сентября в школах нашего района в 7 классах проводилась стартовая диагностика овладения учащимися метапредметных умений.
В ходе тестирования проверялись умения, относящиеся к познавательной и информационно-коммуникативной деятельности, которая была представлена:
Чтением и пониманием письменного текста;
Работа с информацией (поиск и преобразование информации, работа с рисунками, схемами, таблицами.
Согласно результатам тестирования при работе с текстом у учащихся возникли трудности:
В элементарном обосновании высказанного суждения, нахождение в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение, высказывание, поясняющих смысл неизвестных слов;
В формулировании простых оценочных суждений на основе текста.
При работе с информацией были трудности:
В работе с «несплошными» текстами то есть работа с рисунком, таблицей, диаграммой, схемой;
Преобразование информации из одного вида в другой, то есть из сплошного текста в таблицу.
Такие результаты определили поле моей деятельности: Что делать в создавшейся ситуации? Как избежать этих трудностей?
Цель, которую я поставила перед собой как учитель физики: 1) Изучить литературу по данной теме; 2) Выяснить, какие технологии являются наиболее эффективными, для решения данной проблемы; 3) Какие методы работы подойдут для работы с детьми в классах, в которых я работаю; 4) Какие приемы работы следует применить для развития умений работы с текстом.
Проанализировав литературу, я поняла, что смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического мышления, решила, что в своей работе буду использовать данные технологии, а также кейс-технологию,
(Слайд 6) К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно предпринять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них. Технология развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения, направлены на формирование вдумчивого ученика, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию. (Слайд 7) Кейс-технология позволяет учащимся работать с большим объемом информации, выбирать нужное, полезное, отвечать на вопросы, формулировать ответы.
(Слайд8) Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое. Изменение приоритета целей образования затрагивает сущность всего учебно-воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и средства обучения, методы и формы организации процесса обучения. (Слайд 9) Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
(Слайд 10) Практика показывает, что наиболее продуктивным является изучающее чтение, дающее возможность освоить содержание текста на уровне понимания, что позволяет затем решать практические задачи различного уровня сложности. Чтобы овладеть изучающим чтением, необходимо освоить основные его приёмы:
- выделение ключевых слов;
- определение темы текста;
- выявление проблемы текста;
- определение основной мысли и аргументов автора.
(Слайд 11) В своей работе я использую методы, которые обеспечивают деятельностный подход
активное участие самого ученика в поисковой учебно-познавательной деятельности, организованной на основе внутренней мотивации;
организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
обеспечение диалогического общения между учителем и учениками, между учащимися в процессе добывания знаний.
(слайд 12) Эффективный прием - начинать урок с эпиграфа. Эпиграф служит как бы ключом к теме, стержнем урока. Ученик имеет возможность, и прочитать, и подумать, и высказать доказательное суждение. Он старается говорить правильно, красиво.
В качестве эпиграфа можно использовать яркие высказывания писателей, ученых.
Например, «Отыщи всему начало и ты многое поймешь». (Козьма Прутков).
Народные пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему уроку. Работу с эпиграфом можно начать с прочтения. Ученик вслух читает текст. Затем, задумываемся над вопросами: как связан эпиграф с темой урока? Почему именно эти слова являются главными сегодня на уроке?
Слайд с эпиграфом может появляться несколько раз за урок, чтобы дети, раз за разом возвращались к нему.
К некоторым темам прошу ребят самим подобрать эпиграф, и на уроке обсуждаем и выписываем наиболее удачные. Так, например, к уроку по теме « Взаимодействие тел», ребята нашли такую поговорку: «Щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом», такая работа служит дополнительной мотивацией к выяснению сути явления.
(Слайд 13) Изучать новый материал можно и с помощью кроссворда. Несколько групп учеников на основании изученных тем заполняют кроссвордную сетку, при этом в ней может быть заложено и одно слово, и целое предложение. Задача заключается в том, чтобы на основании заполненного кроссворда, пользуясь учебником (или без него) , участники групп(кроссворды передаются по кругу) смогли объяснить обозначенные проблемы, сформулировали понятия, назвали имена участников событий. Точно также используется и классический способ, когда наглядный кроссворд не заполнен и с помощью учебника и справочников (Или без них) необходимо заполнить пустые клетки.
(Слайд 14) Использую ребусы, а также логические задачи, где зашифрована тема урока. Хороший эффект дают литературные тексты, иллюстрирующие то или иное физическое явление. (Слайд 15) Например, к теме «Водопровод» предлагаю прочитать четверостишие С.Я. Маршака: «Разленились нынче бабы, Али плечи стали слабы? Речка спятила с ума – По домам пошла сама».
(Слайд 16) При изучении темы «Прямолинейное распространение света» - читают стихотворение С. Михалкова « Тень». Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, развивают сообразительность, показывают связь физической теории и окружающей нас жизни.
(Слайд 17) Предлагаю подборку русских пословиц и поговорок, знакомых с детства. Пословицей можно подкрепить свою речь, сделав меткое, образное замечание, проиллюстрировать физическое явление, закон, выявить самую суть сказанного. Ее можно применять как средство релаксации во время урока, использовать в качестве эпиграфа и даже условия задачи, для организации дискуссии. В «арсенале пословиц» для учителя физики предостаточно и таких, когда привычное мнение, веками сложившееся в быту, оказывается неправильным! Учащиеся часто, прежде чем отказаться от привычного, но неправильного стереотипа, начинают объяснять учителю, в чем тот заблуждается, и только потом меняют точку зрения. Это всегда очень оживляет уроки, приобщает даже равнодушных учеников к физике.
Для создания и поддержания эмоционального настроя, учащихся я применяю комплекс нетрадиционных методических приемов, который позволяет создать у учащихся устойчивый познавательный интерес на базе ситуативной заинтересованности.
(Слайд 18) Среди педагогических приемов «несерьезные» задачи. При изучении темы «Условия плавания тел» (7-й класс) читаем всем известный отрывок из произведения Н.А.Некрасова-«Дедушка Мазай и зайцы». «Оцените, при каком минимальном объеме бревна зайцы могли плыть на нем. Задайте сами массу зайца.» В таких задачах, несмотря на их веселые и, как кажется на первый взгляд, легкомысленные тексты, отражается многогранный мир физики, а глубина и точность решения зависит от уровня освоения конкретного раздела. Кроме того, метод «несерьезных» задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с окружающими. Практически это задачи-оценки, не имеющие однозначного ответа. Ученики должны самостоятельно сформулировать физическое условие, т.е. оценить, что дано, что можно взять из таблиц, что существенно, чем следует пренебречь. Именно на задачах, похожих на жизненные ситуации, необходимо научить ребят создавать физические модели.
(Слайд 19) Приём «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
(Слайд 20) Приём «Верите ли вы…» Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
(Слайд 21) Прием «Плюс – минус – вопрос»
С первых же уроков надо приучать работать с книгой. При работе с книгой я использую следующие приемы:
(Слайд 22) Приём «Ключевые слова» Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. Учащиеся на уроке читают, например, три абзаца, находят главные мысли и связи между ними, составляют план ответа, и несколько учеников по этому плану рассказывают. Объем рассказа через несколько уроков увеличиваю до целого параграфа. Очень скоро ученики понимают, что легче выучить несколько мыслей и связей между ними, чем весь параграф.
(Слайд23) Из урока в урок необходимо учить конспектированию, но опыт показывает что обычное конспектирование – слово за словом, предложение за предложением, т.е информация, которая расположена линейно не сохраняется в мозге. Мозг запоминает информацию тогда, когда она представлена в виде определенных моделей, схем, ассоциаций. Т.е нужно объяснять как, что и в каком объеме конспектировать, как разработать систему значков и условных обозначений. Например, буква «Э» в конспектах означает «сделаем опыт»;1Н,2Н,3Н соответственно 1-й,2-й,3-й законы Ньютона; 1Т,2Т-1-й и 2-й законы термодинамики, в овальной рамочке – определение, в квадратной рамочке – получена из эксперимента, в двойной рамочке – выведена из других формул; величина в квадратных скобках - единица физической величины и т.д. (Слайд 24) С помощью конспекта можно быстро и легко вспомнить и воспроизвести учебный материал. Кроме того, его составление учит организовывать и систематизировать учебный материал. Также использую
(Слайд 25) Прием составления ЛИО (листов индивидуального обучения). Этот прием позволяет глубоко осмыслить и понять текст. По мере чтения текста и заполнения плана обучающийся последовательно задает себе вопрос: «О чем здесь говорится?»
(Слайд 26) Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста. Сплошные тексты (без визуальных изображений)
описание (художественное и техническое);
повествование (рассказ, отчет, репортаж);
объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
аргументация (научный комментарий, обоснование);
инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
(Слайд 27) Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
информационные листы (расписания, каталоги и др.);
расписки (билеты, накладные, квитанции);
призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
таблицы и графики; списки; карты.
Прием составления сводной таблицы - Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.
(Слайд 28) Также можно использовать приём «Тонкие» и « толстые» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
(Слайд 29) Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Например, тема «Диффузия»
1.Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
(Слайд 30) Прием «Множественные группировки»
(Слайд 31) Приём «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
| | | |
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
Приём «Кластер» Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией. Также в своей практике я применяю исследовательские работы. (Слайд 32) Очень важно, чтобы на уроках ученики постоянно решали всевозможные «проблемные ситуации», могли посмотреть на какой-либо, казалось бы, очевидный и привычный факт совсем по- другому, как физик, и удивиться. Уровень 1: Исследовать зависимость периода колебаний груза на резиновом шнуре от массы груза. С подробным планом работы. Уровень 2: Исследовать, зависит ли период колебания груза на резиновом шнуре от массы груза. Предлагаю лишь часть плана. Уровень 3: Установить, существует ли зависимость периода колебаний груза на резиновом шнуре от массы груза. Ребята сами планируют свою работу. Знание не сообщается в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, в результате чего возникает поисковая ситуация. Ребята работают с инструкцией. Делают вывод.
Не менее важно дать на уроках простор и возможность для общения вдвоем или несколько человек, чтобы, обсуждая дело, работая над ним, ученики получали и радость от общения, и радость от процесса и достигнутого результата деятельности.
(Слайд 33) Прием «Учи других – и сам поймешь».
Работа в группах. Каждой группе дается задание. Например, решить задачи. Дети выходят и распределяют свои карточки на доске. Каждая группа по очереди проверяет правильность выполнения задания. 1-я проверяет 2-ю, 2-я проверяет 3-ю и т.д. 4-я проверяет 1-ю. Высказывают свое мнение. Задание группам: Используя примеры, записанные на доске попытаться сформулировать формулы для вычисления давления, силы давления, площади. Привести пример (запись, объяснение). Ребята из группы выходят к доске, записывают и объясняют результаты. Каждая группа проверяет соседнюю и высказывает свое мнение.
Рефлексия: 1.Дать определение давления.
2.Сформулировать правило нахождения силы давления.
3.Сформулировать правило нахождения площади, на которую действует сила. Реконструкция: Каждой группе дается карточка с одним заданием. Вычислить. Дети обсуждают в группах. Представитель от группы выходит к доске и объясняет свои действия. Социализация: Обсуждение в группах, потом в классе. Создание алгоритма вычисления по формуле. Использую:
Приём «Составление краткой записи задачи» Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, Приём «Составление вопросов к задаче» Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
(Слайд 34) Научить детей работать со справочной литературой – одна из основных задач. Информация, представленная в «Справочнике по физике и технике» А.С. Еноховича позволяет знакомить с достижениями науки и техники. Предлагаю некоторые примеры использования справочных данных. Используя их, школьники учатся составлять задачи и решать их. Лучше это получается в старших классах, а в начале изучения физики приходится предлагать учащимся свои варианты задач. Например, при изучении механического движения: «Сколько времени требуется танку во время парада, чтобы пройти Красную площадь, если ее длина 695м, а скорость танка 6км/ч?», при изучении плотности: «Определите объем пачки сливочного масла, если его масса 200г, а плотность масла 900кг/м3».
(Слайд 35) Приём «Синквейн» Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Прием «намеренной ошибки» В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение. Решаю задачу. Делаю намеренно ошибку. Предлагаю сделать проверку. Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.
Даю задачу на дом и говорю: «У меня не получается». Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью. Хотя задача решается. На другой урок у ребят радостные лица – они решили.
Обязательна рефлексия урока. Что нового узнали ребята? Выполнили ли те цели, которые поставили перед собой в начале урока? Если нет, то почему?
Моя задача – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе. Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем, характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нем главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное должны держать в уме основную нить рассуждений. Оказать поддержку своему ученику я могу лишь в начале пути. И поэтому мне необходимо успеть научить его двигаться в нужном направлении самостоятельно, используя собственные ориентиры.
(Слайд 36) Основными результатами своей деятельности по формированию основ смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики, считаю следующие:
На конец сентября результатом выполнения диагностической контрольной работы: успеваемость – 75%; качество – 25%, то на конец декабря: успеваемость – 100%; качество -50%.
(Слайд 37) По результатам анкетирования учащихся 9 класса на начало и конец 2013 – 2014уч. года, можно сделать вывод, что выросла познавательная активность учащихся. Предлагалось ответить на вопросы: Умеешь ли ты выделять в тексте главное, разбивать его на самостоятельные части, составлять план к нему? Если вначале года ответили «да» - 4, то в конце года – 10. Умеешь ли ты составлять план решения задачи соответственно – 4 и 8.Умеешь ли ты работать со справочниками? В начале года – 3, в конце – 7. Самостоятельно работать с книгой? – 5 и 10. Выполнять лабораторную работу – 5 и 12. (Слайд 38)
Считаю, что мой опыт работы по смысловому чтению и работе с текстом на уроках физики может быть использован учителями физики, а отдельные приемы – и другими преподавателями.
Перспективами своей деятельности считаю, дальше работать над проблемой, создание новых интересных приемов работы по данной теме, а также проведение «интересных» уроков.
(Слайд 39) Источники информации
Источники информации:
Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
А.Г.Асмолов Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: М., «Просвещение»,2010
. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.
Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М. Центр «Педагогический поиск», 2002.
Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М. « Просвещение», 2003.
«Первое сентября» Физика. №3, 2008 год, стр.15. Зверев А.В. «Формирование навыков самостоятельного учебного труда на уроках».
«Первое сентября» Физика. №13, 2009, стр. 3 – 29. Эмоциональная физика.
«Первое сентября» Физика. №47, 2004, Очагова И.В. «Игровые моменты на уроках».
«Первое сентября» Физика. №4, 2008, стр. 26. Хейло А.В. «Справочник А. С. Еноховича на уроках и дома»
Э.А. Левин, О.И. Прокофьева «Методика индивидуально-группового обучения в школе»: М., «Сентябрь», 2007
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок»: Воронеж «Учитель», 2001
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Не совсем обычный урок»: Воронеж «Учитель», 2001
. http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm