kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока в 11 классе по теме "Опыты Резерфорда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по физике для 11 класса по теме "Опыты Резерфорда"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока в 11 классе по теме "Опыты Резерфорда"»

Строение атома. Опыты Резерфорда 11 класс

Строение атома. Опыты Резерфорда

11 класс

Строение атома. Опыты Резерфорда

Строение атома. Опыты Резерфорда

Гипотеза о том, что вещества состоят из большого числа атомов, зародилась свыше двух тысячелетий назад. Позиция Аристотеля:  « Делимость вещества бесконечна».  Позиция Демокрита: «Существует предел деления – атом».

Гипотеза о том, что вещества состоят из большого числа атомов, зародилась свыше двух тысячелетий назад.

Позиция Аристотеля:

« Делимость вещества бесконечна».

Позиция Демокрита: «Существует предел деления – атом».

Конкретные представления о строении атома развивались по мере накопления физикой фактов о свойствах вещества

Конкретные представления о строении атома развивались по мере накопления физикой фактов о свойствах вещества

  • 1887г. - Дж. Дж. Томсон доказал существование электрона, измерил его заряд и массу.
  • 1887г. - В. Вебер впервые высказал мысль об электронном строении атома ( электроны входят в состав атома)
  • 1905г.- Ф. Линдеман утверждал, что атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы- форму лепешки
  • 1903-1904г.г. - Дж. Дж. Томсон предложил модель атома в виде положительно заряженного шара, в котором «плавают» электроны.
Сэр Джо́зеф Джон То́мсон ( 1856  - 1940) — английский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1906 года с формулировкой «за исследования прохождения электричества через газы».
  • Сэр Джо́зеф Джон То́мсон ( 1856  - 1940) — английский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1906 года с формулировкой «за исследования прохождения электричества через газы».

Член Лондонского королевского об-ва (1884), профессор Кембриджского ун-та и директор Кавендишской лаборатории, в также профессор Королевского ин-та. С 1918 возглавлял Тринити колледж в Кембридже. Открыл (1897) электрон и определил (1898) его заряд. Предложил (1903) одну из первых моделей атома. Один из создателей электронной теории металлов.

Модель строения атома Томсона

Модель строения атома Томсона

  • Атом – шар, по всему объёму которого равномерно распределён положительный заряд.
  • Внутри шара находятся электроны.
  • Каждый электрон может совершать колебательные движения около своего положения равновесия.
  • Положительный заряд шара равен по модулю суммарному заряду электронов, поэтому заряд атома в целом равен нулю.
Модель строения атома Томсона Модель атома Томсона оказалась в полном противоречии с известными уже к тому времени свойствами атома, главным из которых является устойчивость.

Модель строения атома Томсона

Модель атома Томсона оказалась в полном противоречии с известными уже к тому времени свойствами атома, главным из которых является устойчивость.

Модель Томсона нуждалась в экспериментальной проверке. Важно было убедиться, действительно ли положительный заряд распределён по всему объёму атома с постоянной плотностью. В 1909г. Эрнест Резерфорд совместно со своими сотрудниками Г. Гейгером и Э. Марсденом провёл ряд опытов по исследованию состава и строения атомов .
  • Модель Томсона нуждалась в экспериментальной проверке. Важно было убедиться, действительно ли положительный заряд распределён по всему объёму атома с постоянной плотностью.
  • В 1909г. Эрнест Резерфорд совместно со своими сотрудниками Г. Гейгером и Э. Марсденом провёл ряд опытов по исследованию состава и строения атомов .
Резерфорд Эрнест

Резерфорд Эрнест

  • Резерфорд Эрнест (1871–1937) – английский физик, основоположник ядерной физики. Его исследования посвящены атомной и ядерной физике, радиоактивности. Своими фундаментальными открытиями в этих областях заложил основы современного учения о радиоактивности и теории строения атома.
  • В 1899 г. открыл альфа - и бета-лучи. Вместе с Ф. Содди в 1903 г. разработал теорию радиоактивного распада и установил закон радиоактивных превращений. В 1903 г. доказал, что альфа-лучи состоят из положительно заряженных частиц. Предсказал существование трансурановых элементов. В 1908 г. ему была присуждена Нобелевская премия.
Опыты Резерфорда

Опыты Резерфорда

  • 1906 г . Идея опыта Резерфорда: Зондировать атом альфа–частицами.
  • Альфа-частицы возникают при распаде радия. Масса альфа-частицы в 8000 раз больше массы электрона. Электрический заряд альфа-частицы в 2 раза больше заряда электрона. Скорость альфа-частицы 1/15 скорости света . Альфа-частица является ядром атома гелия.
Опыты Резерфорда

Опыты Резерфорда

  • Рассеяние (изменение направления движения) альфа -частиц может вызвать только положительно заряженная часть атома. Таким образом, по рассеянию альфа -частиц можно определить характер распределения положительного заряда и массы внутри атома.
Опыты Резерфорда

Опыты Резерфорда

  • Модифицируя экспериментальную установку, Резерфорд попытался обнаружить отклонение альфа -частиц на большие углы. Для этого он окружил фольгу сцинтилляциоными экранами и определил число вспышек на каждом экране.
Опыты показали:

Опыты показали:

  • Подавляющая часть альфа-частиц проходит сквозь фольгу практически без отклонения или с отклонением на малые углы;
  • Некоторая небольшая часть альфа-частиц при прохождении через фольгу отклоняется на значительные углы ( 90,120,150 градусов);
  • Некоторые α-частицы отклонялись на большие углы, до 180º. Резерфорд понял, что такое отклонение возможно лишь при встрече с положительно заряженной частицей большой массы.
Опыты Резерфорда

Опыты Резерфорда

  • На основе модели Томсона при распределении по всему атому положительный заряд не может создать достаточно сильное электрическое поле, способное отбросить альфа -частицу назад.
  • Резерфорд понял, что такое отклонение возможно лишь при встрече с положительно заряженной частицей большой массы.
  • Малая вероятность отклонения на большие углы говорила о том, что эта положительная частица имеет малые размеры, порядка 10 –14 м.
Выводы из опытов: Положительный заряд сосредоточен в малой части атома – ядре; Практически вся масса атома сосредоточена в этом ядре; Отклонения альфа-частиц на большие углы происходят в результате столкновения альфа – частиц с ядром одного из атомов;

Выводы из опытов:

  • Положительный заряд сосредоточен в малой части атома – ядре;
  • Практически вся масса атома сосредоточена в этом ядре;
  • Отклонения альфа-частиц на большие углы происходят в результате столкновения альфа – частиц с ядром одного из атомов;

Определение размеров  атомного ядра Подсчитывая число альфа -частиц, рассеянных на различные углы, Резерфорд смог оценить размеры ядра. Оказалось, что ядро имеет диаметр порядка 10 -12 —10 -13 см (у разных ядер диаметры различны). Размер же самого атома  10 -8 см, т. е. в 10—100 тысяч раз превышает размеры ядра. Впоследствии удалось определить и заряд ядра.

Определение размеров атомного ядра

  • Подсчитывая число альфа -частиц, рассеянных на различные углы, Резерфорд смог оценить размеры ядра. Оказалось, что ядро имеет диаметр порядка 10 -12 —10 -13 см (у разных ядер диаметры различны). Размер же самого атома

10 -8 см, т. е. в 10—100 тысяч раз превышает размеры ядра. Впоследствии удалось определить и заряд ядра.

Планетарная модель атома

Планетарная модель атома

  • В центре атома расположено положительно заряженное ядро, в котором сосредоточена почти вся масса атома.
  • В целом атом нейтрален. Число внутриатомных электронов, как и заряд ядра, равно порядковому номеру элемента в периодической системе.
  • Покоиться электроны внутри атома не могут, так как они упали бы на ядро, характер движения электронов определяется действием кулоновских сил притяжения со стороны ядра.
Модель атома водорода В атоме водорода вокруг ядра обращается   всего лишь один электрон. Ядро атома водорода имеет положительный заряд, равный по модулю заряду электрона, и массу, примерно в 1836,1 раза большую массы электрона. Это ядро было названо протоном и стало   рассматриваться    как   элементарная частица. Размер атома водорода — это радиус орбиты его электрона

Модель атома водорода

  • В атоме водорода вокруг ядра обращается   всего лишь один электрон. Ядро атома водорода имеет положительный заряд, равный по модулю заряду электрона, и массу, примерно в 1836,1 раза большую массы электрона. Это ядро было названо протоном и стало   рассматриваться 

  как   элементарная частица. Размер атома водорода — это радиус орбиты его электрона

Недостатки модели атома Резерфорда

Недостатки модели атома Резерфорда

  • Эта модель не согласуется с наблюдаемой стабильностью атомов. По законам классической электродинамики вращающийся вокруг ядра электрон должен непрерывно излучать электромагнитные волны, а поэтому терять свою энергию. В результате электроны будут приближаться к ядру и в конце концов упадут на него.
  • Эта модель не объясняет наблюдаемые на опыте оптические спектры атомов. Оптические спектры атомов не непрерывны, как это следует из теории Резерфорда, а состоят из узких спектральных линий, т.е. атомы излучают и поглощают электромагнитные волны лишь определенных частот, характерных для данного химического элемента.
Попыткой спасения планетарной модели атома стали постулаты Нильса Бора
  • Попыткой спасения планетарной модели атома стали постулаты Нильса Бора
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация для урока в 11 классе по теме "Опыты Резерфорда"

Автор: Торопчина Ирина Васильевна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "урок по теме:" Квантовые постулаты Н.Бора" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-po-tiemie-kvantovyie-postulaty-n-bora"
    ["file_id"] => string(6) "219631"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434300937"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект  урока по физике в 11 классе «Путешествие в страну атомного ядра» "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-fizikie-v-11-klassie-putieshiestviie-v-stranu-atomnogho-iadra"
    ["file_id"] => string(6) "125291"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414947135"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Презентация "Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественно-научного цикла""
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiiaprimienieniieintieghrirovannoghopodkhodavpriepodavaniipriedmietoviestiestviennonauchnoghotsikla"
    ["file_id"] => string(6) "267282"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450348465"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Урок физики в 9 классе "Открытие протона и нейтрона"(конспект урока и презентация)"
    ["seo_title"] => string(75) "urokfizikiv9klassieotkrytiieprotonainieitronakonspiekturokaipriezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "314614"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459741511"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок-конференция на тему Ядерное оружие: "За" и "Против" "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-konfierientsiia-na-tiemu-iadiernoie-oruzhiie-za-i-protiv"
    ["file_id"] => string(6) "107574"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403327060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства