Тема: « Квантовые постулаты Н.Бора.»
Цель урока:. сформировать представление о квантовой механике Бора.
Задачи:
- обучающие: изучение механизма излучения и поглощения света атомами на основе теории строения атома Резерфорда–Бора; показать историческую роль противоречия между моделями атомов Резерфорда, Бора и опытными фактами.
- воспитательные: на примере жизнедеятельности Н.Бора показать роль крупных учёных в развитии науки
-развивающие: способствовать формированию информационной культуры обучающихся и развитие естественнонаучного мировоззрения о строении вещества
Планируемые результаты:
Студенты должны знать:
- Квантовые постулаты Бора
Результат: после проведения урока обучающиеся должны освоить следующие общие компетенции
Показатель: уровень осознанности нового материала обучающимися, понимание обучающимися практической значимости изучаемого материала
- формирование познавательной компетентности – при изучении новой темы
- формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию- закрепление изученного материала
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы обучения: беседа, объяснение, запись конспекта, решение задач
Оборудование: Т.№ 5, презентация, компьютер, проектор
Обеспечение урока : учебник «Физика 11 класс» Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев,
План урока:
- Организационный момент.
2. Повторение изученного материала
- Опишите модель атома Томсона. Почему эта модель атома оказалась несостоятельной?
- Опишите схему установки Резерфорда для опытов по рассеянию α-частиц. К каким выводам привели эти опыты? Какова причина рассеяния α-частиц атомами вещества?
- Расскажите о планетарной модели атома Резерфорда. В чем ее достоинства и недостатки?
- Какие экспериментальные доказательства служат в пользу того, что модель атома ядерная?
- Какие экспериментальные факты невозможно объяснить, исходя из ядерной модели атома'Резерфорда?
3.Целеполагание и мотивация
4.Изучение нового материала
Модель, предложенная Резерфордом, не позволила объяснить устойчивость атома.
Ускоренное движение электрона согласно теории Максвелла сопровождается электромагнитным излучением, поэтому энергия электрона уменьшается, и он движется по спирали, приближаясь к ядру. Казалось бы, электрон должен упасть на ядро, так как при движении по спирали уменьшается энергия электрона, В действительности атомы являются устойчивыми системами.
Выход из этого затруднения был предложен Н. Бором в 1913г. В основе его теории лежат следующие постулаты:
1.Жизнедеятельность Н.Бора
2. 1 постулат Бора- постулат стационарных состояний
3.2 постулат Бора
4. модель атома водорода по Бору
5. Поглощение света
6.Трудности теории Бора
7. модель атома по Шрёдингеру
4.Закрепление знаний, умений, навыков
- Задача № 1 Определить длину волны эл.м. излучения атома водорода при переходе с 5 на 2 энергетический уровень. Энергия водорода в нормальном состоянии Е=-13,53эВ
- Задача №2 Определить энергию возбуждения атома водорода, если его энергия в нормальном состоянии Е=-13,53эВ
5. Самостоятельная работа ( ответить на вопросы)
Задание 1
- Что представляет собой планетарная модель атома?
- Назови элементы атома, обозначенные на рисунке стрелками.
- Атом какого химического элемента изображен на рисунке?
Задание 2. Дополните
- Первый постулат Бора
В устойчивом атоме ______________ могут двигаться вокруг ядра лишь по особым ___________ _______, имеющим определенный _____________ уровень. При этом не происходит __________ энергии.
•Второй постулат Бора
При переходе из одного ________________ состояния в другое, атом ___________ или __________ квант, энергия которого равна __________ энергий данных состояний.
Условие квантования энергии:
энергия стационарных состояний _________ пропорциональна ___________ главного квантового числа ( _________ орбиты)
Задание 3. Объяснить, что происходит с энергией кванта и почему?
6.Подведение итогов урока. Рефлексия.
На какой уровень знаний попал сегодня ты?
N=5 _______________
N=4________________
N=3 ________________
N=2 ________________
N=1 ________________
7.Дом. задание П.