Применяя технологию, обеспечить приемлемый уровень знаний и умений у большинства обучаемых. Применительно к физике это знание базового минимума и умение искать, находить и анализировать данные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация Архимедова сила»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16 села Томузловского Будённовского района»
Автор: Поделякина Т.В.,
МОУ СОШ №16
учитель физики,
высшая категория
2014 год
Аннотация
Данная презентация, посвящённая уроку физики по теме «Архимедова сила», рассчитана на учащихся 7 класса. Знание компьютера желательно на уровне 7 класса.
Использование презентации позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся и разнообразить индивидуальную траекторию личностного и интеллектуального развития (базовый, повышенный или творческий уровни).
Информационные технологии позволяют по – новому использовать на уроках физики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учащихся логическое мышление, формирует общие умения и навыки.
Цель педагога – применяя технологию, обеспечить приемлемый уровень знаний и умений у большинства обучаемых. Применительно к физике это знание базового минимума и умение искать, находить и анализировать данные.
Цель урока : Изучить содержание закона Архимеда, раскрыть физическую суть плавания
Любая сила, как физическая величина, должна быть измерена!
F упр 1 - F упр 2 = F A = m в
Разность силы упругости динамометра до погружения тела в воду, и в погруженном состоянии равна не только величине выталкивающей силы, но и весу вытесненной воды.
По направлению действия, эта сила названа выталкивающей. Иначе её называютАрхимедовой силой.
Именно Архимед определил характеристики, от которых зависит эта сила.
Тело, погруженное в жидкость, теряет в своём весе ту часть, которая равна весу вытесненной жидкости.
F A = ρ ж g V m
«На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная снизу вверх и равная весу жидкости в объёме, вытесненном телом».
FA
V
Докажем это утверждение, заменив тело жидкостью с той же плотностью, что и жидкость в сосуде.
Архимедова сила, приложенная к этому жидкому телу, будет уравновешена силой тяжести. Следовательно:
F А = mg ,
но
m = ρ ж V ,
тогда
F А = ρ ж g V m
Следует помнить, что при расчёте силы Архимеда под Vm понимают только ту часть объёма тела, которая полностью находится в жидкости.
1/2 Vm
Vm
Алгоритм решения задач на закон Архимеда
Определите силы, действующие на рассматриваемое тело. Изобразите действующие силы.
Запишите условие равновесия.
Составьте уравнение (или несколько уравнений), связывающее искомую величину с известными.
Выделите тело, погруженное в жидкость или газ, и его характеристики. Изобразите на рисунке.
Выведите формулу для расчёта искомой величины.
Проверьте правильность формулы по единицам величин, стоящих в правой и левой частях равенства.
Выразите силы в единицах СИ и проведите расчёт.
В сосуде с водой плавает кусок льда. Изменится ли уровень воды в сосуде, если лед растает?
В сосуде с водой плавает кусок льда с вмёрзшим в него стальным шариком. Изменится ли уровень воды в сосуде, когда лёд растает?
В небольшом бассейне плавает полузатопленная лодка, причём уровень воды в лодке совпадает с уровнем воды в бассейне. Из лодки зачерпнули ведро воды и вылили в бассейн. Где после этого выше уровень воды – в лодке или бассейне? Как изменился уровень воды в бассейне?
В большом сосуде на поверхности воды плавает стальная кастрюля. Изменится ли уровень воды в сосуде, если кастрюлю утопить?
F А F Т = F А F Т Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас! Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы. F А F А F А F Т F Т F Т" width="640"
Выяснение условия плавания тел .
F Т F А F Т = F А F Т
Почему вообще одни тела плавают, а другие тонут? Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? Сколько интересного вокруг нас!
Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы.
FА
FА
FА
FТ
FТ
FТ
Задание первой и второй группам
1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, кусочек алюминия. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.
2. Результаты измерений запишите в таблицу:
3. Изучите таблицу и сделайте вывод: при каком условии тела в воде тонут?
Плотность воды
ρ, кг/м3
1000
Плотность вещества ρ,кг/м3
Тонет или плавает
7800 (сталь)
2300 (фарфор)
2700 (алюминий)
Задание третьей и четвёртой группам
Задание аналогично предыдущему, но с телами, плавающими в воде.
Плотность воды
ρ, кг/м3
Плотность вещества ρ,кг/м3
1000
Тонет или плавает
7800 (сталь)
2300 (фарфор)
2700 (алюминий)
Задание пятой группе
1. Возьмите два одинаковых по объёму шарика – один из парафина и из пробки.
2. Опустите шарики в воду и наблюдайте, какой из них глубже погрузится.
3. Сделайте вывод о глубине погружения тела в зависимости от его плотности.
ρ Ж – тело тонет ρ Т = ρ Ж – тело плавает ρ Т ρ Ж – тело всплывает" width="640"
ρТρЖ– тело тонет
ρТ=ρЖ– тело плавает
ρТρЖ– тело всплывает
§ 47; вопросы к параграфу; задачи 605, 606, 625, 627, 629
Литература
ПерышкинА.В. Физика. 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.
А.Покровский. Демонстрационный эксперимент по физике в 7-8 классах.
Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/под редакцией Е.М. Гутник.- М.: Дрофа, 2002.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2002.
Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2002
Об авторе
Поделякина Таиса Васильевна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №16;