Урок проводится в нетрадиционной форме - "Морское путешествие". Во время путешествия, причаливая к различным пристаням (5), учащиеся выполняют различные задания: отвечают на вопросы, объясняют проведенные опыты, знакомятся с легендами об Архимеде и др.
Методические и дидактические цели:
организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и умений по данной теме;
проверить знания учащихся об архимедовой силе
проверить умение учащихся решать задачи на изученные законы и формулы
развить у учащихся потребность в творческой деятельности
воспитывать познавательные потребности учащихся
формировать такие качества личности, как коллективизм, ответственность за порученное дело
развивать мышление путем систематизации знаний
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация.
Ход урока:
Учитель: Добрый день, мои дорогие семиклассники! Я приветствую вас на нашем уроке физики по теме «Давление. Архимедова сила».
Все люди в любом возрасте любят путешествовать. Сегодня мы с вами совершим морское путешествие. Во время путешествия мы будем причаливать к пристаням, выполнять различные задания. Билет на бригантину «Надежда» необходимо купить на причале «Вопросы на засыпку».
Слайд 4
Что является причиной возникновения выталкивающей силы?
В каком случае тело будет плавать в жидкости?
Слайд 5
Почему, находясь под водой, человек иногда может легко поднять предмет, который с трудом удерживает в воздухе?
Каким образом можно измерить архимедову силу?
Слайд 6
Сформулируйте закон Архимеда.
Сформулируйте условие плавания тел.
Слайд 7
Что такое осадка?
Что называется водоизмещением судна?
Что такое аэростаты?
Слайд 8
Чем опасны айсберги?
Корабль перешел из Балтики в Неву. Изменилась ли его осадка?
Слайд 9
У каких овощей плотность больше, чем у воды?
Почему рыб иногда называют космонавтами водных стихий?
Учитель: Русская пословица гласит: «Учиться – всегда пригодится». А один древнейший неизвестный автор о том же писал так: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!.», но мы до седин ждать не будем и причаливаем к пристани «Зашифрованное высказывание»: мы должны с вами расшифровать девиз нашего урока. Каждый из вас получил одну или две задачи, которые должны решить и по коду вписать букву-ответ на свое место.
Итак, время пошло…
Слайд 10
1,2,3,4 5,6,7,8,9 10,11,12,13,14 15,16,17,18,19,20,21, 22,23,24,25,26 27,28,29,30,31,32,33 34,35,36,37,38,39! Омар Хаям
Коды: Ч – 3 Т - 1030 О - 15 Б - 24 М - 1000 У - 0,02 Д -49
Р - 20 Ж - 15,3 И - 180 З - 23940 Н – 14,7 Ь – 0,87 П - 7800
А - 15,68 Е – 2 Л - 0,98
Слайд 11 (Ответ)
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало!
Задачи, которые решают учащиеся, должны быть предварительно распечатаны и разрезаны поштучно – на каждого учащегося, при этом некоторые учащиеся могут решать одну и ту же задачу.
№3, №9, №17 Вес тела в воздухе 20 Н. Определите вес этого тела в масле, если в масле на него действует выталкивающая сила 5 Н.
№30, №33, №39 В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине 20 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине.
№4, №31 Железобетонная плита размером 4х2х0,3 м полностью погружена в воду. Найдите архимедову силу, действующую на нее. Запишите ответ в кН.
№6 При полном погружении железного бруска в спирт его вес уменьшился на 160 Н. Каков объем этого бруска?