Просмотр содержимого документа
«Презентация к открытому уроку "Законы Ньютона". »
Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Исаак Ньютон (1643-1727гг.)
Обобщающий урок по теме:
Отгадайте кроссворд
и е
н
п е р е м е щ е
1
с к о р о с т
ь
2
р а в н о д е й с т в у
ю
щ а я
3
т
ь
п у
4
с п и д
м е т р
о
5
и е
н
у с к о р е
6
м о м е т р
а
д и н
7
Ответьте на вопросы :
1. Какое движение называется движением по инерции?
2. Какие системы отсчета называются инерциальными?
3. Сформулируйте 1-й закон Ньютона.
4. Какая физическая величина характеризует отсутствие или наличие внешнего воздействия?
5. В каких единицах измеряется сила?
6. Какая физическая величина является мерой инертности?
7. Назовите основную единицу измерения массы.
8. Сформулируйте 2-й закон Ньютона.
9. Почему при воздействии одного тела на другое возникает противодействие со стороны второго тела?
10. Сформулируйте 3-й закон Ньютона.
11. Почему при столкновении легковой автомашины с нагруженным грузовиком повреждения у легковой автомашины всегда больше, чем у грузовой?
12. С какой силой вы притягиваете к себе Землю?
V=v0+ t
= -F
h=v0t+
S =v0+
S = at
F = m·
1 команда
Эпизод, в котором описан поединок бесстрашного воина Нао со своим соперником Агу.
“ Агу, уверенный, что теперь победа над противником, которого он приговорил к смерти, обеспечена, взмахнул палицей и с ужасающей силой опустил ее,… Нао еще раз молниеносно отскочил, и Агу, увлеченный силой удара и тяжестью палицы, подался всем телом вперед, едва не упав на колени. В ту секунду палица Нао опустилась на его затылок”.
1. Какое физическое явление оказалось роковым для Агу?
2. Укажите автора и название произведения.
Ответ:
Явление инерции.
Ж. Рони-старший. «Борьба за огонь».
2 Группа
Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось.
“ Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру”.
“… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды”.
1. Объясните откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода?
2. Укажите автора и название произведения.
Г. Уэллс. «Человек, который умел творить чудеса».
3 Группа
Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.
“ Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.
Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…”
1. Объясните случившееся.
2. Укажите автора и название произведения.
Явление инерции.
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
4 группа
“ Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: “Это я! Я!” И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.
1. Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?
2. Укажите автора и название произведения.
Т. к. какое – то время еще продолжала двигаться по инерции вперед.
В.М.Гаршин.
«Лягушка-путешественница».
5 Группа
Из монгольской сказки
“ Чиновник, приехавший за налогами, стал придираться к отцу мальчика, требуя деньги. Тогда мальчик заступился за отца:
- Почтенный гость! Подпругу твоего коня сжевали козы. Вот и заставь их платить.
Промолчал чиновник, потом вскочил на коня и пустил галопом. Но конь провалился ногой в кротовую нору, и седок полетел на землю”.
1. Почему “седок полетел на землю”?
2. Укажите автора и название произведения.
По инерции.
Монгольская народная сказка
“Мудрый малыш”.
1 Группа
Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.
- Не надо, не надо, - просил Малыш.
- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя – с силой 28 Н.
В чью сторону сдвинется пылесос?
Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона?
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе.
Укажите автора и название произведения.
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
2 группа
“ Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, “где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”.
Укажите автора и название произведения.
Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы, действующие на героя рассказа во время падения.
Ф.А. Искандер «Святое озеро».
3 Группа
Посадил дед репку, и выросла репка большая - пребольшая.
Пошел Дед собирать репку, тянет-потянет, вытянуть не может…
Какую силу надо приложить к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы, действующие на репку.
Укажите автора и название произведения.
Русская народная сказка «Репка».
4 группа
“ Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… , мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”.
С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н?
Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы, действующие на героя во время полета на ядре.
Укажите автора и название произведения.
Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
5 Группа
1. Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон толкает Малыша с силой 105 Н.
С какой силой толкает Малыш Карлсона?
Изобразите графически эти силы.
О каком законе идет речь в задаче?
2. Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?
Крылов «Лебедь, рак и щука».
Дед взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, Кошка до 10 Н и мышка до 2 Н.
Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону?
Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?
Ответ:
F = F 1 + F 2 + F 3 +F 4 + F 5
F = 600+100+50+30+10 = 790 Н
Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н.
Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2 Н.
Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.
Вес всадника с лошадью, но без головы:
Р 1 = (m 1 +m 2 )·g=2 70кг · 9,8н/кг = 2 6 4 6 Н
Его же вес с лошадью и головой равен 2695 Н.
Значит, на голову приходится:
Р 2 =Р-Р 1 =2695-2646=49 Н
Получается, что масса всадника без лошади, но с головой:
m = ( Р 2 : g)+ m 1 =( 49:9,8 )+70 =75 кг.
Великовозрастный Вася, масса которого 60 кг, сидит на шее у своей престарелой бабушки. Вычислите силу тяжести и вес Васи.
Изобразите к чему приложены эти вес и сила тяжести.
Ответ :
Васин вес и его сила тяжести одинаковы:
Р = F = m·g = 60 кг · 10Н / кг = 600Н
Сила тяжести приложена к самому Васе, а его вес – к горизонтальной опоре, то есть к бабушкиной шее.
F = F 1 – F 2 = 115 Н – 110 Н = 5 Н
Несчастная Оля начнет поступательное движение вперед ногами под действием результирующей силы в 5 Н.
Порешаем!
На рисунке изображен график скорости движения тела массой 2 кг. Найдите проекцию силы, действующей на тело на каждом этапе движения.
v,м/с
20
15
10
5
0
t, с
5 10 15 20
«Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камушек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной».
Ньютон Исаак
(1642 – 1727г г)
Возьмите листочки, напишите три прилагательных, которые пришли вам в голову после этого урока.