Урок физики в 9 классе,
разработанный и проведенный
учителем физики МОУ СОШ №1 г. Серпухова
Белой Е. И.
Тема урока: «Свободное падение».
Слайд №1(обложка).
Слайд №2(титульный).
ПЛАН УРОКА.
I. Организационный момент (7 мин.)
1) мобилизующее начало (проверка готовности к уроку)(2 мин).
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – путешествие «По страницам физики». С этой целью
вы разбиты на группы.
С нами будут путешествовать ученые, с открытиями или законами которых мы уже познакомились, изучая физику. Это – Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Эванджелиста Торричелли, Андре Ампер, Архимед, Галилео Галилей.
Слайд №3. Вспомните, что вы знаете про открытия или законы этих ученых
2) актуализация знаний (5 мин).
Учитель: Отправляемся в путь. Выберите ученого, который поможет нам перелистнуть страницу и начать путешествие (клик по его фото).
Слайд №4.
Посмотрите, какую пословицу он нам подготовил: «Повторение – мать учения», а ведь она напрямую связана с тем, что мы сейчас собираемся делать – ПОВТОРЯТЬ!
Учитель: Как называлась прошлая тема?
Ученики: Законы Ньютона.
Учитель: Повторим эту тему с помощью тестов.
Учитель: Идет фронтальный опрос с применением тестовой технологии и ИКТ.
Компьютерная и тестовая технологии обучения.
Слайды № 5 – 9.
Учитель пролистывает вопросы без ответов, группы дают на листах ответы. Листы собираются, затем проверяется правильность ответов с помощью компьютера (клик на тот ответ, который выбирает ученик, и автоматически появляется «ВЕРНО» или «НЕВЕРНО». Если ответ не верен, то автоматически слайд повторяется с тем же вопросом)??
II. Формирование новых ЗУНов (20 мин).
Учитель: давайте перейдем на следующую страницу.
Слайд №10. Выберите ученого, который откроет нам эту страницу
(клик на его фото, и страница переворачивается).
Слайд №11. Открывается пословица «У пространства нет предела, а у знаний нет размера».
Пословица говорит, что приступаем к изучению новой темы (клик).
Итак, запишите в тетради название «Свободное падение».
Учитель: перелистнем страницу дальше.
Слайд №12. Выберите ученого (клик на его фото, и страница переворачивается).
Слайд №13. Открывается высказывание «Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти».
1). Мотивация (5 мин.)
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Что у вас на столах?
Ученики: Диски из толстого картона и обычной бумаги.
Учитель: Что бы вам хотелось с ними сделать?
Ученики: Бросить. Посмотреть, как они будут падать.
Учитель (проблемный вопрос): Что сейчас мы сможем выяснить?
Ученики: Как ведут себя падающие тела в реальных условиях?
Слайд №14.
Учитель: Тогда выбираем ученого, чтобы он нам перевернул страницу (клик на его фото, и страница переворачивается).
Слайд №15. Открывается пословица «Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений»
Учитель: Постарайтесь найти решение нашей проблемы в каждой группе.
Технология проблемного обучения.
Проблемные опыты:
Опыт 1 (тела разных масс)
Возьмите небольшие диски из толстого картона и обычной бумаги (они одного размера). Поднимите их, держа в разных руках, на одинаковую высоту и одновременно отпустите.
Учитель: Что вы заметили?
Ученики: Тяжелый диск упал быстрее, чем легкий.
Учитель: Какие силы действуют на каждый диск?
Ученики: На каждый диск действуют при падении одновременно две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха.
Слайд №16. Перелистнем страницу (клик на фото ученого).
Слайд №17. Открывается пословица «Лучше один раз увидеть, чем услышать».
Слайд №18 – видео «Падение разных тел».
Учитель: А что можно сказать о скорости падающих тел?
Ученики: Т.к. тела прошли один и тот же путь за неодинаковое время, значит, скорости их различны, ведь начальная скорость была одинаковой и равной нулю. Скорость изменилась по модулю.
Значит, тела получили ускорения. Следовательно, это движение ускоренное (1 доказательство).
Учитель: Сила тяжести вблизи поверхности Земли постоянна, а величина силы сопротивления на разные тела различна. Равнодействующая этих двух сил задает разным телам различные ускорения.
Вывод: Сила сопротивления – причина неодновременного падения тел разных масс.
Слайд №19. «Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений».
Опыт 2 (тела одинаковой массы, но разной формы)
Учитель: Бросьте одновременно 2 одинаковых листа бумаги, только один скомканный, а другой – ровный. Что вы заметили?
Ученики: Время падения листов различное.
Учитель: Что вы скажете о массах этих листов?
Ученики: Массы одинаковые.
Учитель: Почему тогда так получилось?
Ученики: Сопротивление воздуха на ровный лист больше, чем на скомканный, т.к. площади поверхности у них разные.
Опыт 3 (тела разных масс падают, как одно целое)
Учитель: Положите легкий бумажный диск на более тяжелый из толстого картона, поднимите их на высоту и одновременно отпустите.
Учитель: Что вы заметили?
Ученики: Тела упали одновременно.
Вывод: Здесь сопротивление воздуха действует только на тяжёлый нижний диск, а сила тяжести сообщает телам равные ускорения в независимости от их масс.
Учитель: Какое заключение можно сделать из этих опытов?
Ученики (вывод): На падение тел влияет сила сопротивления воздуха.
Учитель: Какую цель урока мы можем поставить сегодня?
Ученики: Выяснить:
– как падают различные тела; от чего зависит время их падения; что будет, если не учитывать силу сопротивления.
2). Формирование новых ЗУНов (15 мин).
Учитель: А как вы думаете, что будет, если совсем убрать силу сопротивления?
Ученики: Тогда, наверное, все тела будут двигаться одинаково.
Учитель: Давайте, посмотрим опыт.
Слайд №20. «Лучше один раз увидеть, чем услышать».
Слайд №21. «Движение тел в вакууме».
Ученики: Движению тел не мешает сила сопротивления воздуха.
Учитель: Значит, движение происходит под действием одной только силы тяжести.
Такое движение называется свободным падением.
Слайд №22. Открывается пословица «У пространства нет предела,
а у знаний нет размера».
Учитель: Продолжим изучение новой темы.
Слайд № 23. Определение свободного падения. Запись в тетрадь.
Свободное падение - это движение тел под действием только притяжения Земли.
Учитель: Г. Галилей изучал свободное падение, бросая шары с Пизанской башни. Давайте создадим подобие Пизанской башни и проведем опыт.
Слайд № 24 «Один добрый опыт важнее семи мудрых поучений»
Опыт 4. Берем высокую стремянку (подобие Пизанской Башни). Одного ученика выбираем играть
роль Г. Галилея. Он бросает шар с высоты 1м и 3м. Другой ученик фиксирует время. Данные заносим в таблицу.
вободном падении падающее тело должно двигаться с ускорением, причем постоянным (по 2 закону Ньютона). Значит, свободное падение – это ускоренное движение (3 доказательство).
Слайд №25. Это ускорение называется ускорением свободного падения.
Слайд №26. Перелистнем страницу (клик на фото ученого).
Слайд №27. Открывается пословица «Яблоня от яблони недалеко падает».
Учитель: Мы прошли равноускоренное движение по оси Х, давайте сравним его со свободным падением.
Рассмотрим вертикальное движение вверх и вниз.
Слайд №28.
Разбираем формулы для скорости и перемещения при данных видах движения, учитывая знаки проекций векторов начальной скорости и ускорения, заполняя таблицу.
III. Закрепление материала (6мин).
Слайд №29. Перелистнем страницу (клик на фото ученого).
Слайд №30. «Нужно довольно долго подумать, чтобы принять быстрое решение» (Г. Ландау)
Каждой группе выдается своя задача на листах бумаги, решив которую, производим сверку ответов с помощью компьютера.
Слайды № 31 – 35. Клик можно делать на любой номер группы, важно только затем вернуться по стрелке назад к исходному слайду №31.
На доске проверяется правильность ответа (клик на вопрос в рамке).
IV. Итог урока (2 мин.)
Учитель: 1. Оцените, насколько вы сегодня поняли новый материал,
подняв соответствующее количество пальцев.
2. Все ли было понятно?
3. Всем сегодня пятерки.
V. Домашнее задание: Слайд №36. § 13, упр. 13.
Слайд №37.