Просмотр содержимого документа
«Практико - ориентированный подход к изучению общеобразовательной дисциплины «физика»»
Доклад
ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Физика – фундаментальная наука о простейших и вместе с тем общих закономерностях природы.
В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди способные:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способными к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Сегодня важно не столько дать студенту большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Подготовить специалистов высокого качества – главная цель работы преподавателей.
Преподаватели в первую очередь должны находить оптимальные подходы к организации и проведению занятий.
Важно что бы знания, которые получают студенты были усвоенными и осознанными, так как от того, на сколько подготовленным придет студент в выбранную профессию будет зависеть его карьерный рост, успешность и результативность.
В современный условиях актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы образовательный результат проявлялся в формировании в системе жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит в дальнейшем студентам адаптироваться к жизни, относится к ней адекватно, творчески.
Одной из проблем образовательного процесса – недостаточная связь с практикой и жизненным опытом обучающихся. Перед преподавателем стоит задача: организовать учебный процесс таким образом, чтобы он стал познавательным, творческим процессом.
Преподаватель может развить возможности студентов, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире.
ставили цели;
решали задачи;
отвечали за результаты.
Преподаватель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Преподаватель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы, а изучение нового материала было максимально понятным.
Студент испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие.
Организация теоретической части этапа – это «открытия новых знаний» с обязательным акцентированием внимания обучающихся на прикладном значении изучаемых физических свойств, явлений, процессов.
Например, при знакомстве обучающихся с таким видом теплопередачи, как конвекция, нужно обязательно подчеркнуть его прикладную значимость, указать на роль этого явления в природе:
при образовании ветров,
в возникновении конвекционных потоков систем отопления,
воздуха внутри отапливаемых помещений,
на роль в возникновении тяги,
при нагревании и охлаждении жидкостей и газов в различных направлениях.
Качественные — это задачи, для решения которых не требуется вычислений
помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе,
помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни,
способствуют развитию литературно и технически грамотной речи,
формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли,
активизируют внимание обучающихся.
Для закрепления изучаемых понятий, закономерностей, законов, формул в контексте практико-ориентированного подхода необходимо предлагать обучающимся задания и задачи, имеющие ярко выраженное прикладное значение, задачи, которые представляют интерес с практической точки зрения.
Например, при изучении:
реактивного движения тел: сколько топлива необходимо для выведения ракеты, космического корабля на определенную орбиту;
при изучении электромагнитной индукции: определение разности потенциалов между концами крыльев самолета при полете в зависимости от значения магнитной индукции магнитного поля Земли;
при изучении механических колебаний и волн: задачи определения параметров полёта птиц;
при изучении переменного тока: правильное подключение электрических лампочек в квартире, коттедже, на Новый год расчет ёлочной гирлянды и способ её подключения, при покупке электрического чайника время закипания воды, и стоимости затраченной энергии, покупке утюга значение КПД, мощности.
Электрический утюг
После выполнения заданий необходимо развитие процесса самоконтроля
1.Выяснение причин собственных ошибок.
2. Самопроверка.
3. Предупреждение ошибок.
Основные вопросы после выполнения задания:
Какова была цель задания?
Удалось получить результат (решение, ответ)?
Правильно или с ошибкой?
Практико-ориентированные задачи можно использовать https://kopilkaurokov.ru/
В процессе изложения нового материала
При закреплении и повторении материала
В качестве домашнего задания
При устной проверке знаний
При проведении письменных контрольных работ
Практико-ориентированные задачи
Помогают глубже понимать физические явления, процессы, происходящие в природе и в технике.
Помогают объяснять явления, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни.
Способствуют развитию литературно и технически грамотной речи.
Формируют у обучающихся умение ясно, логически и точно излагать мысли.
Активизируют внимание.
Кроме решения задач, используются следующие виды деятельности:
Составление кроссвордов, опорных конспектов;
Создание проектов, исследовательских работ;
Отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме;
Написание рефератов, докладов, сообщений;
Самостоятельное изучение параграфа учебника и составление краткого конспекта;
Создание электронных презентаций;
Конкурс творческих работ « Физика в моей профессии», « Физика в повседневной жизни»;
Ежегодное проведение предметной олимпиады, которая включает в себя нестандартные задания.
Реализация практико-ориентированного подхода в обучении позволяет сделать физику не сухой наукой, а инструментом, с помощью которого обучающийся может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни, и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.
Заключение. При применении практико-ориентированного подхода при обучении студенты получают опыт будущей профессиональной деятельности.