kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Изопроцессы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по физике "Изопроцессы"

Форма учебной работы: классно-урочная.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (комбинированный урок).

Дидактические цели:

  • Ввести понятие изопроцесса;
  • Изучить газовые законы;
  • Научиться применять законы
  • Решать количественные и качественные задачи по данной теме
  • Сформировать общеучбные компетенции: работать в коллективе, усовершенствовать коммуникативные способности  общения с сокурсниками, в том числе и во время групповой работы, в сотрудничестве с преподавателем,
  •  

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • Изучить изопроцессы (история открытия, модель установки для изучения зависимостей между термодинамическими параметрами, графики изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ);
  • Научить учащихся решать аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
  1. Воспитательные:
  • Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
  • В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых разных стран и исторических времён;
  • Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.
  1. Развивающие:
  • Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
  • Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить из уравнения состояния Менделеева –Клапейрона газовые законы для изо процессов;
  • Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.
  • Формируемые компетенции:

    Блок самоорганизации:

  • организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения, определенных педагогом;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • Блок самообучения:

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, связанную техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта,  заниматься самообразованием;
  • Информационный блок:

  • осуществлять поиск и использование информации,  необходимой для эффективного выполнения поставленных учебных  задач, профессионального развития;
  • использовать информационные и коммуникационные для решения учебных и профессиональных  задач;
  • Коммуникативный блок:

    работать в коллективе, группе, усовершенствовать коммуникативные способности  общения с сокурсниками, в том числе и во время групповой работы, в сотрудничестве преподавателем,

Оборудование: ПК, мультимедийная установка, презентация к уроку, интерактивная доска. (Сопровождение -  презентация к уроку)

Дидактические материалы: задачи, формулы.

Ход урока

І. Мотивационный этап.

На прошлом уроке, мы получили уравнение состояния идеального газа. И теперь зная это уравнение можно вывести все три газовых закона на сегодняшнем уроке. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200лет.

Сегодня мы попробуем самостоятельно получить формулировки газовых законов.

По сравнению с 17-18 в. для вас эта задача значительно упрощена. Выступая в роли исследователей, вам самим придётся анализировать увиденное, делать выводы, объяснять результаты. Итак, на сегодняшнем уроке мы выясним: Понятие «Изопроцессы», Виды Изопроцессов, Газовые законы, Графические представления газовых законов. (слайд 1)

Прежде чем  перейти к основному изучению данной темы поговорим немного об основных понятиях , которые потребуются для объяснения увиденного.

II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос (слайд 2, слайд 3)

  • Как называется модель на которой рассматривают состояние газообразных тел. (идеальный газ)
  • Какими параметрами характеризуется состояние идеального газа. (давление, объём, температура)
  • Как называются эти параметры. (макроскопические)
  • Какое уравнение связывает между собой эти параметры. PV=(m/M)RT
  • Как создаётся давление? (число ударов молекул)
  • Как термодинамический параметр давление связан с микроскопическими параметрами? (основное уравнение МКТ)
  • Как объём связан с микроскопическими параметрами? (объём обратно пропорционален концентрации)

III. Изучение газовых законов.

(Слайд №5 с определением изопроцесса- записывают в тетради)

- При изучении газовых законов нужно помнить что три физические величины (m‚ Μ‚R являются const)

Газовые законы - количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что существует три изопроцесса:

1. Изотермический процесс. (слайд 6)

а) формула  (P1 V1 = P2 V2 )

б) формулировка  (Изотормическим процессом называются изменения состояния термодинамической системы, протекающие при постоянной температуре) – Слайд №6

в) история открытия закона (Закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1660 году и французским физиком Эдмоном Мариоттом в 1676 году) (Слайд №7)

Обращаем внимание на координатные оси.

Слайд №8 – ученики записывают в тетрадях

Слайд №9 – обращаем внимание на координатные оси, показывая примеры на интерактивной доске

Слайд №10 – ученики изображают в тетрадях

Учитель объясняет как сравнивать изотермы при решении тестовых заданий или при решении графических задач.

2. Изобарный процесс. (слайд 11)

(Слайд №12) история открытия (Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определяет объём газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально)

(Слайд №13 – ученики записывают в тетрадях

Слайд №14 – ученики изображают в тетрадях, запись закона;

3. Изохорный процесс.

3.1 Ученики самостоятельно делают вывод газового закона для изохорного процесса

а) формула

б) формулировка

Слайд № 15, 16)

в) история открытия (В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объёме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование. Через 15 лет к таким же результатам пришёл и Гей-Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.)

(Слайд №17 – обращаем внимание на координатные оси; запись закона;

Слайд №18 – ученики изображают в тетрадях

3.5 Выводы

(Слайд №19,20 – контрольные вопросы к классу)

IV. Закрепление. (Слайд №19, 20)

№154-161

V. Инструктаж домашнего задания

§71; упражнение 13 №1; Сборник задач Рымкевич №527; №536

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Изопроцессы" »

ИЗОПРОЦЕССЫ Газовые законы Преподаватель ГБОУ СК №41: Лашкина М.А.

ИЗОПРОЦЕССЫ

Газовые законы

Преподаватель

ГБОУ СК №41: Лашкина М.А.

ПЛАН УРОКА:

ПЛАН УРОКА:

  • Понятие «ИЗОПРОЦЕССЫ»
  • Виды Изопроцессов
  • Газовые законы
  • Графическое представление газовых законов
Вопросы: Как называется модель на которой рассматривают состояние газообразных тел  ( идеальный газ ) Какими параметрами характеризуется состояние идеального газа  ( давление, объём, температура )

Вопросы:

Как называется модель на которой рассматривают состояние газообразных тел

( идеальный газ )

Какими параметрами характеризуется состояние идеального газа

( давление, объём, температура )

Как называются эти параметры  ( макроскопические ) Какое уравнение связывает между собой эти параметры  PV= ( m / M ) RT

Как называются эти параметры

( макроскопические )

Какое уравнение связывает между собой эти параметры

PV= ( m / M ) RT

Процесс изменения состояния идеального газа при неизменном значении одного из макроскопических параметров - изопроцесс

Процесс изменения состояния идеального газа при неизменном значении одного из макроскопических параметров - изопроцесс

ИЗО ТЕРМИЧЕСКИЙ Процесс изменения состояния идеального газа при постоянной температуре T-const PV-conct

ИЗО ТЕРМИЧЕСКИЙ

Процесс изменения состояния идеального газа при постоянной температуре

T-const

PV-conct

К этому выводу пришёл английский учёный Роберт Бойль в 1960 г  и французский физик Мариотт

К этому выводу пришёл английский учёный Роберт Бойль в 1960 г и французский физик Мариотт

Закон Бойля -Мариотта Произведение давления газа данной массы на его объём постоянно, если его температура не меняется

Закон Бойля -Мариотта

Произведение давления газа данной массы на его объём постоянно, если его температура не меняется

График изотермического процесса P  Т- const, PV-const  V

График изотермического процесса

P

Т- const, PV-const

V

График изотермического процесса  Р  V

График изотермического процесса

Р

V

ИЗО БАРНЫЙ  Процесс изменения состояния идеального газа при постоянном давлении   P- const V / T - const

ИЗО БАРНЫЙ

Процесс изменения состояния идеального газа при постоянном давлении

P- const V / T - const

Этот закон экспериментально был открыт в 1802г. Французским учёным  Гей-Люссаком

Этот закон экспериментально был открыт в 1802г. Французским учёным Гей-Люссаком

Закон Гей-Люссака Относительное изменение объёма газа данной массы при постоянном давлении прямо пропорционально изменению температуры

Закон Гей-Люссака

Относительное изменение объёма газа данной массы при постоянном давлении прямо пропорционально изменению температуры

График изобарного процесса  V      T

График изобарного процесса

V

T

ИЗО ХОРНЫЙ Процесс изменения состояния идеального газа при постоянном объёме  V-const P / T - c о nst

ИЗО ХОРНЫЙ

Процесс изменения состояния идеального газа при постоянном объёме

V-const P / T - c о nst

Эту зависимость экспериментально установил в 1787 г.французский физик Шарль

Эту зависимость экспериментально установил в 1787 г.французский физик Шарль

Закон Шарля Давление данной массы газа при постоянном объёме прямо пропорционально абсолютной температуре

Закон Шарля

Давление данной массы газа при постоянном объёме прямо пропорционально абсолютной температуре

График изохорного процесса Р      Т

График изохорного процесса

Р

Т

Эти законы справедливы для любых газов, а так же для смесей газов(например воздуха)

Эти законы справедливы для любых газов, а так же для смесей газов(например воздуха)

Задачи: Какой объём будет занимать газ при температуре 77◦С, если при 27 ◦С его объём равен 0,006 м 3

Задачи:

Какой объём будет занимать газ при температуре 77◦С, если при 27 ◦С его объём равен 0,006 м 3

Дано: Решение t 1 =77 ◦С Т 1 =77+273=350К t 2 =27 ◦С Т 2 = 300К V 2 =0,006 м 3  V / T - const   V 1   V 2 V 1 - ? Т 1 Т 2  V 1 /350К = 0,006м 3 /300К  V 1 =(350К*0,006м 3 )/300К =0,007м 3

Дано: Решение

t 1 =77 ◦С Т 1 =77+273=350К

t 2 =27 ◦С Т 2 = 300К

V 2 =0,006 м 3 V / T - const

V 1 V 2

V 1 - ? Т 1 Т 2

V 1 /350К = 0,006м 3 /300К

V 1 =(350К*0,006м 3 )/300К =0,007м 3

Какие процессы изображены на графике.  Представьте эти процессы в координатах  рТ и VT   Р      V

Какие процессы изображены на графике. Представьте эти процессы в координатах рТ и VT Р V

На первом участке график изобарного процесса (р- const , на втором –изохорного v-const) Р      Т

На первом участке график изобарного процесса (р- const , на втором –изохорного v-const)

Р

Т

( т.к. р- const ,  v-const)  V      T

( т.к. р- const , v-const)

V

T


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Изопроцессы"

Автор: Лашкина Мария Александровна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок "Изопроцессы. Законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля,  Дальтона." "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-izoprotsiessy-zakony-boilia-mariotta-giei-liussaka-sharlia-dal-tona"
    ["file_id"] => string(6) "126721"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415207648"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект урока по теме "Изопроцессы в газах""
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-po-tiemie-izoprotsiessy-v-ghazakh"
    ["file_id"] => string(6) "247542"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446570838"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) ""Работа газа в изопроцессах""
    ["seo_title"] => string(27) "rabotaghazavizoprotsiessakh"
    ["file_id"] => string(6) "259727"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448813218"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Газовые законы.Изопроцессы."
    ["seo_title"] => string(29) "gazovyie-zakony-izoprotsiessy"
    ["file_id"] => string(6) "295501"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455818322"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Тема урока «Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам». "
    ["seo_title"] => string(86) "tiema-uroka-issliedovaniie-piervogho-zakona-tiermodinamiki-k-razlichnym-izoprotsiessam"
    ["file_id"] => string(6) "116185"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412317500"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства