Урок по физике "Изопроцессы"
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. (комбинированный урок).
Дидактические цели:
- Ввести понятие изопроцесса;
- Изучить газовые законы;
- Научиться применять законы
- Решать количественные и качественные задачи по данной теме
- Сформировать общеучбные компетенции: работать в коллективе, усовершенствовать коммуникативные способности общения с сокурсниками, в том числе и во время групповой работы, в сотрудничестве с преподавателем,
Задачи урока:
- Образовательные:
- Изучить изопроцессы (история открытия, модель установки для изучения зависимостей между термодинамическими параметрами, графики изопроцесса, математическая запись закона, объяснение с точки зрения МКТ);
- Научить учащихся решать аналитические и графические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
- Воспитательные:
- Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;
- В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается благодаря работам ученых разных стран и исторических времён;
- Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.
- Развивающие:
- Для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, сравнения и синтеза;
- Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить из уравнения состояния Менделеева –Клапейрона газовые законы для изо процессов;
- Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения графических и аналитических задач.
- Формируемые компетенции:
Блок самоорганизации:
- организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения, определенных педагогом;
- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
-
Блок самообучения:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, связанную техническим обслуживанием и ремонтом автомобильного транспорта, заниматься самообразованием;
-
Информационный блок:
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных учебных задач, профессионального развития;
- использовать информационные и коммуникационные для решения учебных и профессиональных задач;
-
Коммуникативный блок:
работать в коллективе, группе, усовершенствовать коммуникативные способности общения с сокурсниками, в том числе и во время групповой работы, в сотрудничестве преподавателем,
Оборудование: ПК, мультимедийная установка, презентация к уроку, интерактивная доска. (Сопровождение - презентация к уроку)
Дидактические материалы: задачи, формулы.
Ход урока
І. Мотивационный этап.
На прошлом уроке, мы получили уравнение состояния идеального газа. И теперь зная это уравнение можно вывести все три газовых закона на сегодняшнем уроке. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200лет.
Сегодня мы попробуем самостоятельно получить формулировки газовых законов.
По сравнению с 17-18 в. для вас эта задача значительно упрощена. Выступая в роли исследователей, вам самим придётся анализировать увиденное, делать выводы, объяснять результаты. Итак, на сегодняшнем уроке мы выясним: Понятие «Изопроцессы», Виды Изопроцессов, Газовые законы, Графические представления газовых законов. (слайд 1)
Прежде чем перейти к основному изучению данной темы поговорим немного об основных понятиях , которые потребуются для объяснения увиденного.
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос (слайд 2, слайд 3)
- Как называется модель на которой рассматривают состояние газообразных тел. (идеальный газ)
- Какими параметрами характеризуется состояние идеального газа. (давление, объём, температура)
- Как называются эти параметры. (макроскопические)
- Какое уравнение связывает между собой эти параметры. PV=(m/M)RT
- Как создаётся давление? (число ударов молекул)
- Как термодинамический параметр давление связан с микроскопическими параметрами? (основное уравнение МКТ)
- Как объём связан с микроскопическими параметрами? (объём обратно пропорционален концентрации)
III. Изучение газовых законов.
(Слайд №5 с определением изопроцесса- записывают в тетради)
- При изучении газовых законов нужно помнить что три физические величины (m‚ Μ‚R являются const)
Газовые законы - количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра.
Исходя из вышесказанного можно сказать, что существует три изопроцесса:
1. Изотермический процесс. (слайд 6)
а) формула (P1 V1 = P2 V2 )
б) формулировка (Изотормическим процессом называются изменения состояния термодинамической системы, протекающие при постоянной температуре) – Слайд №6
в) история открытия закона (Закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1660 году и французским физиком Эдмоном Мариоттом в 1676 году) (Слайд №7)
Обращаем внимание на координатные оси.
Слайд №8 – ученики записывают в тетрадях
Слайд №9 – обращаем внимание на координатные оси, показывая примеры на интерактивной доске
Слайд №10 – ученики изображают в тетрадях
Учитель объясняет как сравнивать изотермы при решении тестовых заданий или при решении графических задач.
2. Изобарный процесс. (слайд 11)
(Слайд №12) история открытия (Закон установлен в 1802 году французским физиком Гей-Люссаком, который определяет объём газа при различных значениях температур в пределах от точки кипения воды. Газ содержали в баллончике, а в трубке находилась капля ртути, запирающая газ, расположенная горизонтально)
(Слайд №13 – ученики записывают в тетрадях
Слайд №14 – ученики изображают в тетрадях, запись закона;
3. Изохорный процесс.
3.1 Ученики самостоятельно делают вывод газового закона для изохорного процесса
а) формула
б) формулировка
Слайд № 15, 16)
в) история открытия (В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объёме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование. Через 15 лет к таким же результатам пришёл и Гей-Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.)
(Слайд №17 – обращаем внимание на координатные оси; запись закона;
Слайд №18 – ученики изображают в тетрадях
3.5 Выводы
(Слайд №19,20 – контрольные вопросы к классу)
IV. Закрепление. (Слайд №19, 20)
№154-161
V. Инструктаж домашнего задания
§71; упражнение 13 №1; Сборник задач Рымкевич №527; №536