Тема урока «Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам».
Тема урока «Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам».
Задачи урока
1. Исследовать первый закон термодинамики и записать уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов (изохорного, изотермического, изобарного, адиабатного),
2.Раскрыть физический смысл уравнений первого закона термодинамики,
3. Систематизировать материал об изопроцессах в виде таблицы №1.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам». »
Открытый урок по физике в 10 классе.
Тема урока «Исследование первого закона термодинамики к различным изопроцессам».
Тип урока – интегрированный, с применением информационных технологий.
НПТ - новые педагогические технологии:
Исследование, поиск (по преобладающему методу);
Групповые (по организационными формам);
Информационные (компьютерные - по типу управления познавательной деятельностью);
Личностно-ориеитированные (по подходу к ребёнку);
Дифференцированное обучение (по уровню умственного развития учащихся).
Задачи урока
1. Исследовать первый закон термодинамики и записать уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов (изохорного, изотермического, изобарного, адиабатного),
2.Раскрыть физический смысл уравнений первого закона термодинамики,
3. Систематизировать материал об изопроцессах в виде таблицы №1.
Цели урока
• Образовательная - закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся об изопроцессах, научить применять первый закон термодинамики для изопроцессов;
Воспитательная - предоставить возможность почувствовать свой потенциал каждому обучающемуся, чтобы показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе мысли; н
Развивающая - развитие правильной физической речи обучающихся, умение выделять главное, обобщать, анализировать, связывать имеющиеся знания в единое.
Оборудование к уроку
Компьютерная программа «Открытая Физика».
Компьютерная программа «Живая физика».
Дидактический материал - учебные тематические тесты по физике для 10 класса (ЛАТ МИПКРО), таблица Менделеева.
Учебник физики для 10 класса, авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б. Буховцев .
Раздаточный материал (таблица №1, задачи - расчётные, графические, кроссворд, таблица с основными физическими константами).
Анкета для оценки обучающимися успешности урока (поставить галочку около выбранного утверждения).
Анкета для присутствующих гостей на уроке.
Проведение опыта - нагревание газа при быстром сжатии (прозрачный цилиндр с плотно пригнанным поршнем, кусочек ваты эфир) - рисунок №55 на странице 75 учебника Ф10.
Основные знания и умения
Знать:
Понятия (физические величины и единицы их измерения)
Внутренняя энергия;
и Дж
Количество теплоты;
Q Дж
Работа;
А Дж
Масса;
m кг
Молярная масса;
М кг/моль
Абсолютная температура;
Т К
Универсальная газовая постоянная;
R Дж/мольК
Давление;
Р Па
Объём;
V м3
Удельная теплоёмкость;
с Дж/кг°С
Удельная теплота парообразования;
L Дж/кг
Удельная теплота плавления;
λ Дж/кг
Законы
Первый закон термодинамики (формулировка);
Первый закон термодинамики (математическая запись);
Уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов;
Уравнение теплового баланса.
ΔU=A+Q ΔU=Q - А'
Изохорный процесс
А= - А1
A = pΔv
Изохорный процесс v=const Δv=0 А'=О ΔU=Q
Изотермический процесс T=const ΔU=0 Q = А'
Изобарный процесс p=const ΔU+A'=Q
Адиабатный процесс Q=0 ΔU=A
Уравнение теплового баланса Q1+Q2+ Q3+...=0
Уметь
Применять первый закон термодинамики к различным тепловым изопроцессам (изохорному, изотермическому, изобарному, адиабатному).
План урока.
1. Организационный момент 1 мин.
2, Тема, задачи, цели урока 1 мин.
3. Проверка домашнего задания (п.23-26).
Фронтальный опрос по группам.
Учащиеся задают вопросы:
■ 1 группа -2 группе;
2 группа - 3 группе;
3 группа - 4 группе;
■ 4 группа - 5 группе;
5 группа - 6 группе;
6 группа - 1 группе.
Проверка правильности ответов с помощью компьютерной программы «Открытая Физика». 10 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся в группах
- исследование первого закона термодинамики и запись уравнений первого закона термодинамики для различных процессов (работа с учебником Ф10 п.27): 10 мин.
■ 1 группа - изохорный процесс стр.73.
■ 2 группа - изотермический процесс стр.74.
3 группа - изобарный процесс стр. 74.
4 группа - адиабатный процесс стр. 74.
■ 5 группа - применение нагревания воздуха при быстром сжатии (стр. 74 -75, опыт по рис.75).
6 группа - теплообмен в замкнутой системе (уравнение теплового баланса) стр. 75.
5. Систематизация материала
(заполнение таблицы №1) в группах. 5 мин.
Проверка правильности заполнения таблицы №1 с помощью учебной компьютерной программы «Открытая Физика» (возможна самопроверка и взаимопроверка, заслушать ответы на вопросы учащихся 5 и 6 групп).
6. Обобщение изученного материала: 3 мин.
Внутренняя энергия идеального газа не изменяется только при изотермическом процессе.
■ Внутренняя энергия идеального газа изменяется за счёт теплопередачи при изохорном процессе.
■ Внутренняя энергия идеального газа изменяется за счёт теплопередачи и за счёт совершения работы газом при изобарном процессе.
Изменение внутренней энергии в теплоизолированной системе равно работе внешних сил при адиабатном процессе.
Новое - знакомство с графиком адиабатного процесса, квазистатистический процесс, энтропия («Открытая Физика»).
7. Разгадывание кроссворда
«Термодинамика» с целью повторения и обобщения основных понятий темы (по группам) 5 мин.
8. Повторение MKT
(учебная компьютерная программа «Живая Физика). Раздел «Колебания. Задачи» (№3043 - газ в сосуде, №3044 - газ в сосуде, задача).
9. Физкультминутка - психологический тест. 3 мин.
10. Пояснение к домашнему заданию
- творческая работа (составить кроссворд, чайнворд, подобрать занимательные задачи, интересное из жизни учёных-физиков, рассказ на физическую тему, стихи о физике) - перспективное задание для развития творческой активности учащихся, поддержания устойчивого познавательного интереса к предмету.
Рассказ «Похождение одной молекулы». 4 мин.
11. Подведение итогов урока 3 мин.
Анкета об успешности урока (учащиеся сами оценивают успешность урока - ставят галочку около выбранного утверждения).
Анализ анкет об успешности урока (учитель анализирует).
Слово учителя (значимость предмета).
Анкета для присутствующих гостей на уроке.
Сбор раздаточного, дидактического материала.
Демонстрация творческих работ учащихся 7-11 классов по физике (проекты, рефераты, кроссворды, задачи занимательной физики).