kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Измерение скоростей газа

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Зная температуру, нетрудно вычислить среднюю кинетическую энергию молекул газа. После этого легко вычислить и среднюю скорость молекулы. А можно ли эту скорость измерить? Ведь молекулы так малы!Экспериментальное определение скоростей молекул. Опыты по определению скоростей молекул доказали справедливость формулы Один из опытов был предложен Штерном в 1920 г.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Измерение скоростей газа»

Измерение скоростей молекул газа ?

Измерение скоростей молекул газа

?

размеров молекул (материальные точки). Взаимодействием молекул пренебрегаем: взаимодействуют при столкновении, Ек Ер." width="640"

Повторение

?

Идеальный и реальный газ

Расстояния размеров молекул (материальные точки). Взаимодействием молекул пренебрегаем: взаимодействуют при столкновении, Ек Ер.

? Давление газа р в МКТ динамометр  Для чего используют данную модель ? р р 0 График ? t 0

?

Давление газа р в МКТ

динамометр

Для чего используют данную модель ?

р

р 0

График ?

t

0

Идеальный газ 1. Идеальным газом называется…  Модель реального газа, где молекулы газа рассматривают как материальные точки, взаимодействие между которыми происходит только при столкновении. 2. Объясните своими словами содержание понятия «идеальный газ». 3. При каких условиях реальный газ можно заменить моделью «идеальный газ» ? 4. При каких условиях реальный газ нельзя считать идеальным ?  Подсказка :   концентрация, давление, температура.

Идеальный газ

  • 1. Идеальным газом называется…

Модель реального газа, где молекулы газа рассматривают как материальные точки, взаимодействие между которыми происходит только при столкновении.

  • 2. Объясните своими словами содержание понятия «идеальный газ».
  • 3. При каких условиях реальный газ можно заменить моделью «идеальный газ» ?
  • 4. При каких условиях реальный газ нельзя считать идеальным ?

Подсказка :

концентрация, давление, температура.

  • 5. Будут ли различаться физические свойства различных разреженных газов, если к ним применима одна и та же модель –идеальный газ ?
ИТОГО: Сила взаимодействия Применимы ли такие графики при рассмотрении идеального газа ? Сила отталкивания Сила притяжения

ИТОГО: Сила взаимодействия

Применимы ли такие графики при рассмотрении идеального газа ?

Сила отталкивания

Сила притяжения

Скорость молекул ? 30 º С 8 º С

Скорость молекул

?

30 º С 8 º С

  • 1. В какой ёмкости температура выше?
  • 2. Одинаковы ли скорости молекул: а) в разных сосудах; б)в одном и том же сосуде?
Распределение молекул по скоростям .  СПРАВКА  Такое распределение справедливо для массовых процессов, характеризующихся внутренней хаотичностью: распределение людей по умственным и физическим способностям, материальному достатку, по росту, возрасту работающих, политическим пристрастиям на выборах (на графике отдельные точки), распределение одинаковых снарядов по дальности полёта при равных условиях.  Статистика! ( д л я р а з н ы х т е м п е р а т у р ) Как изменится график при повышении температуры ? Число молекул на единичный интервал скоростей ν 0

Распределение молекул по скоростям .

СПРАВКА Такое распределение справедливо для массовых процессов, характеризующихся внутренней хаотичностью: распределение людей по умственным и физическим способностям, материальному достатку, по росту, возрасту работающих, политическим пристрастиям на выборах (на графике отдельные точки), распределение одинаковых снарядов по дальности полёта при равных условиях. Статистика!

( д л я р а з н ы х т е м п е р а т у р )

Как изменится график при повышении температуры ?

Число молекул на единичный интервал скоростей

ν

0

Средняя скорость теплового движения молекул  При 0 º С   для молекул азота   для молекул водорода Выведем формулу, по которой это было вычислено: Е к = Е = Средняя квадратичная скорость

Средняя скорость теплового движения молекул

При 0 º С

для молекул азота

для молекул водорода

Выведем формулу, по которой это было вычислено:

Е к =

Е =

Средняя квадратичная скорость

Внимание! Вопрос! 1. Средние скорости молекул превышают скорость звука и достигают сотен м/с. Почему же запах духов в комнате из одного угла в другой распространяется достаточно медленно (порядка десятков секунд) ? 2. Как изменится средняя квадратичная скорость движения молекул при увеличении температуры в 4 раза ? 3. Какие молекулы в атмосфере движутся быстрее: молекулы азота или молекулы кислорода ? 4 4. Во ск. раз υ кв молекул О 2 меньше, чем у Н 2 ? Температуры одинаковы. 2 М / N А

Внимание! Вопрос!

  • 1. Средние скорости молекул превышают скорость звука и достигают сотен м/с. Почему же запах духов в комнате из одного угла в другой распространяется достаточно медленно (порядка десятков секунд) ?
  • 2. Как изменится средняя квадратичная скорость движения молекул при увеличении температуры в 4 раза ?
  • 3. Какие молекулы в атмосфере движутся быстрее: молекулы азота или молекулы кислорода ?

4

  • 4. Во ск. раз υ кв молекул О 2 меньше, чем у Н 2 ? Температуры одинаковы.

2

М / N А

Как измерить скорости молекул газа ?

Как измерить скорости молекул газа

?

Конструируем установку  Скорости молекул разные! Пуля Стрела ПОДСКАЗКА  Линия прицеливания s t- ?

Конструируем установку

Скорости молекул разные!

Пуля Стрела

ПОДСКАЗКА

Линия прицеливания

s

t- ?

Принцип опыта по определению скоростей молекул Молекул много, они очень малы. Следовательно, мишень не должна быстро уехать. Как сделать так, чтобы мишень всё время была перед стрелками , но при этом место попада-ния зависело  от скорости «снаряда» ?

Принцип опыта по определению скоростей молекул

Молекул много, они очень малы. Следовательно, мишень не должна быстро уехать. Как сделать так, чтобы мишень всё время была перед стрелками , но при этом место попада-ния зависело от скорости «снаряда» ?

Опыт Штерна , 1920г. 3 4 Стеклянный колпак Внешний цилиндр Внутренний цилиндр Щель Металлическая нить (платина) 5 6. Полая ось 7. Контактные кольца 8. Слой серебра Место попадания самых быстрых молекул Распределение молекул по скоростям Самые медленные молекулы СПРАВКА: Коаксиальные цилиндры имеют общую ось.

Опыт Штерна , 1920г.

3

4

  • Стеклянный колпак
  • Внешний цилиндр
  • Внутренний цилиндр
  • Щель
  • Металлическая нить (платина)

5

6. Полая ось

7. Контактные кольца

8. Слой серебра

Место попадания самых быстрых молекул

Распределение молекул по скоростям

Самые медленные молекулы

СПРАВКА:

Коаксиальные цилиндры имеют общую ось.

Выведем формулу для средней скорости атомов R В s φ R А

Выведем формулу для средней скорости атомов

R В

s

φ

R А

Внимание! Вопрос! 1 . Почему в опыте Штерна полоска серебра: а) смещена; б) размыта по краям; в) неоднородна по толщине ?  2 . При вращении прибора Штерна с частотой 45 с ˉ¹ среднее смещение полоски серебра, обусловлен-ное вращением, составляло 1,12 см. Радиусы внутреннего и внешнего цилиндров равны 1,2 и 16 см. Найти среднюю квадратичную скорость атомов серебра из данных опыта и сравнить её с теоретическим значением, если температура накала платиновой нити равна 1500 К. ОТВЕТЫ: 598 м/с ; 588 м/с R= 8,31 Дж/(моль ∙ К)

Внимание! Вопрос!

  • 1 . Почему в опыте Штерна полоска серебра: а) смещена; б) размыта по краям; в) неоднородна по толщине ?
  • 2 . При вращении прибора Штерна с частотой 45 с ˉ¹ среднее смещение полоски серебра, обусловлен-ное вращением, составляло 1,12 см. Радиусы внутреннего и внешнего цилиндров равны 1,2 и 16 см. Найти среднюю квадратичную скорость атомов серебра из данных опыта и сравнить её с теоретическим значением, если температура накала платиновой нити равна 1500 К.

ОТВЕТЫ: 598 м/с ; 588 м/с

R= 8,31 Дж/(моль К)

Внимание! Вопрос! R В * 3 . Какой скоростью обладала молекула паров серебра, если её угловое смещение в опыте Штерна составляло 5,4 º при частоте вращения прибора 150 с ˉ¹  ? Расстояние между внутренним и внешним цилиндрами равно 2 см. s ОТВЕТ:200 м/с

Внимание! Вопрос!

R В

  • * 3 . Какой скоростью обладала молекула паров серебра, если её угловое смещение в опыте Штерна составляло 5,4 º при частоте вращения прибора 150 с ˉ¹ ? Расстояние между внутренним и внешним цилиндрами равно 2 см.

s

ОТВЕТ:200 м/с

Щели формируют пучок. Диски с прорезями сортируют молекулы по скоростям. Угол между прорезями = α . Объясните, а как действует эта установка?  Через прорези проходят частицы со скоростями υ + Δυ . Для того чтобы частица попала на детектор, она должна успеть за время t = α / ω пройти путь ℓ .  υ =ℓ / t = ℓ ω / α

Щели формируют пучок. Диски с прорезями сортируют молекулы по скоростям. Угол между прорезями = α .

Объясните, а как действует эта установка?

Через прорези проходят частицы со скоростями υ + Δυ . Для того чтобы частица попала на детектор, она должна успеть за время t = α / ω пройти путь ℓ . υ =ℓ / t = ω / α

88 º ≤ α 2 ≤ 92 º ОТВЕТ: (450 ± 10)м/с" width="640"

Внимание! Вопрос!

  • 1. Для чего в данном опыте используются вращающиеся диски ?
  • 2. Докажите, что не существует преимущественного направления скорости молекул идеального газа.
  • 3. Угол между прорезями во вращающихся дисках в опыте Штерна (№2) составляет 90 º . Прорезь образует угол 2 º . Средняя скорость частиц, попадающих в вакуумную камеру 450 м/с. В каком интервале скоростей детектор фиксирует частицы ?

υ = / t = ω / α

Расстояние между дисками и угловая скорость их вращения

не изменяются .

=

88 º α 2 92 º

ОТВЕТ: (450 ± 10)м/с

ЕГЭ  1. Учительница вошла в класс. Ученик, сидящий на последней парте почувствовал запах её духов через 10 с. Скорость распространения запаха в комнате определяется, в основном скоростью испарения; диффузии; броуновского движения; конвекционного переноса  воздуха

ЕГЭ

1. Учительница вошла в класс. Ученик, сидящий на последней парте почувствовал запах её духов через 10 с. Скорость распространения запаха в комнате определяется, в основном скоростью

  • испарения;
  • диффузии;
  • броуновского движения;
  • конвекционного переноса

воздуха

ЕГЭ  2 . На рисунках I , II , III  приведены зависимости силы взаимодействия между молекулами от расстояния между ними. Какая зависимость соот-ветствует реальному газу ? II F F III F I 0 r 0 r 0 r

ЕГЭ

2 . На рисунках I , II , III приведены зависимости силы взаимодействия между молекулами от расстояния между ними. Какая зависимость соот-ветствует реальному газу ?

II

F

F

III

F

I

0

r

0

r

0

r

  • I ; 2) II ; 3) III ; 4) Ни одна из зависимостей
ЕГЭ В эксперименте получены данные, что при заданной температуре молекулы можно разбить на три группы, обладающие разными скоростями, и распределение по группам представляется в виде диаграммы. Считая, что в каждой группе молекулы движутся со скоростью, соответству-ющей середине интервала скоростей, оцените среднюю квадратичную скорость всех молекул. 1) 552 м/с; 2)600 м/с; 3) 663м/с; 4)1000м/с Предварительные вопросы: Как вы рассчитаете средний возраст членов вашей семьи ? Как  вы будете вычислять средний возраст учеников в классе, если их можно разбить на 3 возрастные группы: 15, 16 и 17 лет? 25% 50% 25% υ ² = (200 ² ∙ 0,25 + 600 ² ∙  0,5 + 1000 ² ∙0,25):1 0- 400 м/с 400- 800 м/с 800-1200 м/с

ЕГЭ

  • В эксперименте получены данные, что при заданной температуре молекулы можно разбить на три группы, обладающие разными скоростями, и распределение по группам представляется в виде диаграммы. Считая, что в каждой группе молекулы движутся со скоростью, соответству-ющей середине интервала скоростей, оцените среднюю квадратичную скорость всех молекул.

1) 552 м/с; 2)600 м/с; 3) 663м/с; 4)1000м/с

Предварительные вопросы:

Как вы рассчитаете средний возраст членов вашей семьи ?

Как вы будете вычислять средний возраст учеников в классе, если их можно разбить на 3 возрастные группы: 15, 16 и 17 лет?

25% 50% 25%

υ ² = (200 ² ∙ 0,25 + 600 ² ∙ 0,5 + 1000 ² ∙0,25):1

0- 400 м/с 400- 800 м/с 800-1200 м/с

ЕГЭ  4. Воздух в комнате состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, паров воды и др. Какие из физических параметров этих газов обязательно одинаковы при тепловом равновесии ? 1)температура; 2)парциальное давление (давление каждого газа в отдельности); 3)концентрация; 4)средний квадрат скорости теплового движения

ЕГЭ

4. Воздух в комнате состоит из смеси газов: кислорода, углекислого газа, паров воды и др. Какие из физических параметров этих газов обязательно одинаковы при тепловом равновесии ?

1)температура;

2)парциальное давление

(давление каждого газа в

отдельности);

3)концентрация;

4)средний квадрат скорости

теплового движения

Использованная литература

Использованная литература

  • 1.Пурышева Н.С. и др. Физика. Рабочая тетрадь для 10 класса. – М.: Открытый мир, 1997. – 160 с.
  • 2. Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б., Сотский Н.Н. Физика -10. –М.: Просвещение, 2011.
  • 3. Касьянов В.А. Физика -10.- М.: Дрофа, 2005.
  • 4. Орлов В.А. ЕГЭ-2008. Физика. –М.: Интеллект-Центр, 2007.
  • 5. Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
Печатать плакат Электронное приложение к ж. «Физика» ИД «1 сентября», №11/11

Печатать плакат

Электронное приложение к ж. «Физика» ИД «1 сентября», №11/11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Измерение скоростей газа

Автор: Дарийчук Надежда Евгеньевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Внеклассное мероприятие "Физическая эстафета" "
    ["seo_title"] => string(52) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-fizichieskaia-estafieta"
    ["file_id"] => string(6) "176485"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424428677"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов "Физический бой""
    ["seo_title"] => string(77) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_dlia_uchashchikhsia_7_8_klassov_fizichieskii_boi"
    ["file_id"] => string(6) "390981"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486912545"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Географические диктанты для 6-го класса "
    ["seo_title"] => string(46) "gieoghrafichieskiie-diktanty-dlia-6-gho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "177832"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1424712557"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Промежуточное тестирование по физике 7 класс за 1 полугодие"
    ["seo_title"] => string(60) "promiezhutochnoietiestirovaniiepofizikie7klassza1polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "274357"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1452363514"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок физики  Тема: Уравнение состояния идеального газа. "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-fiziki-tiema-uravnieniie-sostoianiia-idieal-nogho-ghaza"
    ["file_id"] => string(6) "107785"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403443961"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства