Групповая форма работы — как способ организации обучения.
Групповая форма работы — как способ организации обучения.
Когда стратегия изменений в образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главе всей системы обучения, от учителя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого школьника, помогающая ему проявить самостоятельность, вырасти личностью.
Все это изменяет расстановку приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Если ученику интересно, если он чувствует себя творцом своих знаний, тогда он будет активно учиться. В педагогике неизбежно возникает вопрос: «Как учить результативно?». Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповая форма работы — как способ организации обучения. »
Групповая форма работы — как способ организации обучения
“ Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. ”
Карл Маркс
Понятие групповой работы
Групповая форма организации познавательной деятельности – это организация таких учебных занятий, при которых перед определённой группой школьников ставится единая познавательная задача.
При групповой работе между учениками происходит: 1. Активное общение 2. Обмен знаниями,
что является необходимым условием -формирования правильных понятий, -дает возможность освободиться от субъективности на основе сравнения и согласования различных точек зрения. -открывает возможность использовать при повторении знания, полученные из различных источников
Преимущества групповой работы
Ученик учится высказывать и отстаивать собственное мнение
Прислушиваться к мнению других
Сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других
Вырабатывать навыки контроля за действиями других и самоконтроля
Формируется критическое мышление
Дискуссия оживляет поисковую активность учащихся.
Модули Программы
Новые подходы в преподавании
и обучении.
2. Обучение критическому мышлению.
3. Оценивание для обучения
и оценивание обучения.
4. Использование информационно-
коммуникационных технологий
в преподавании.
5. Обучение талантливых
и одаренных детей.
6. Преподавание и обучение в
соответствии с возрастными
особенностями учеников.
7. Управление и лидерство в обучении.
«Современный мир меняется очень быстро и педагог должен меняться вместе с миром, чтобы соответствовать этим изменениям»
Цель: научить новому
мышлению,
методам познания
и самоорганизации
Деление на группы
Изучение ресурсов
Создание проекта
Защита
Использование
и усовершенствование
своей педагогической
практики.
Возможности групповой работы на уроке:
Рассмотрение проблемы с разных сторон;
Вовлечение в работу большого количества детей;
Повышение заинтересованности детей в решении поставленной задачи;
Сотрудничество друг с другом на уроке.
Варианты объединения детей в группы:
По желанию
Случайным образом
можно применять в том случае, если ребята только учатся работать в группе и важен не результат, а процесс
По определенному признаку
Метод полезен в тех случаях, когда перед ведущим стоит задача научить детей сотрудничеству .Способы формирования «случайной» группы:
По выбору «лидера»
жребий;
объединение тех, кто сидит рядом .
Этот способ интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой — изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся людей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе
По выбору педагога
Формирование групп осуществляется самими «лидерами».
Учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи:
1)объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, 2)со схожим темпом работы, 3)создать равные по силе команды.
Ролевые функции членов группы
Организатор – отвечает за работу группы в целом (распределяет обязанности, контролирует выполнение работы, следит за временем, действиями всех членов группы )
Контролер - проверяет все ли поняли принятое решение
Спикер - выступает перед классом с готовым решением группы
Другие вариантыраспределения работы в группах :
1
2
Группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает часть общей работы независимо друг от друга.
3
Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы.
Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.
Организация работы группы
1 этап
2 этап
Выдвижение каждым участником своих версий, изложение своей позиции. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того чтобы затем каким-то образом выразить свое отношение к каждой из них.
3 этап
Обсуждение высказанных гипотез.
4 этап
Выработка группового решения
5 этап
Обсуждение итогов работы групп. Группа выдвигает из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.
Обсуждение процесса работы.
Вопросы ученикам:
«Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? И наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»
Задания для групп:
1 вариант
Все группы выполняют одинаковое задание.
2 вариант
Группы отличаются по типу работы :
1-ая группа – проектирует,
2-ая группа – проводит исследование;
3-я группа – решает проблему.
3 вариант
Таким образом можно выполнять практические задания по физике.
Группы отличаются по теме работы.
4 вариант
Составление различных типов задач к одной схеме, и т.д..
Группы отличаются по уровню сложности задания.
5 вариант
Группы отличаются по интересам.
Примеры групповых форм работы на различных этапах урока
Проверка домашнего задания
«Взаимопроверка»
1)Взаимопроверка письменного задания;
«Ты мне – я тебе»
2) Ученики рассказывают друг другу изученный материал: каждый выбирает свой уровень ответа (самостоятельный ответ без опоры на материал параграфа; ответ с использованием опоры: плана, схемы, алгоритма; пересказ материала учебника)
Примеры групповых форм работы на различных этапах урока
Изучение нового материала:
«Ловушка»
учащимся предлагается выполнить задание, нацеленное на выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;
«Опора»
ученики оформляют новый материал в такой форме, которая поможет его понять и запомнить на уроке (план учебной статьи, схема, таблица, пошаговый алгоритм применения правила и др.)
«Мозговой штурм»
Используется для генерации идей
«Охота за сокровищами»
Учитель составляет вопросы. Группа должн а ответить на вопросы, используя ресурсы учебник а.
Стратегия «Зигзаг»
Используется при работе с текстами большого объёма.
Игра «Как вы думаете?»
Игра с карточками для группы из 4-5 человек.
Примеры групповых форм работы на различных этапах урока
Закрепление изученного материала:
«Вопрос – ответ»
Учитель задаёт вопросы для проверки понимания изучаемого материала (вопросы могут задавать ученики друг другу, работая в парах или в группах)
«Ты - мне, я – тебе»
Ученики в парах по алгоритму проговаривают друг другу изученный материал
Учебная встреча «Всезнайка»
Учащиеся разрабатывают вопросы, задания, позволяющие повторить и закрепить изученный материал, используя дополнительные источники (эту работу можно поручить консультантам групп или членам всей группы);
«Эксперимент»
Ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке
«Броуновское движение»
Учащиеся делятся на группы и двигаются по классу, собирая информацию по изучаемой теме
Примеры групповых форм работы на различных этапах урока