Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа»
Введение
«Россия нуждается в инженерах, а не в юристах. Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики, - люди, которые должны сформировать инновационную среду"
(Д. А. Медведев)
Время не стоит на месте. Обновление качества образования требует от нас новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Новые стандарты предполагают повышение значимости внеурочной работы, которая ориентирует педагога на обучающегося. Главное – не просто дать студенту новые знания и умения, а научить их применять, развивать и в урочное, и во внеурочное время. Внеурочная работа рассматривается, как средство развития интереса к предмету, повышения качества знаний, развития творческой самостоятельности, формирования элементов материалистического мировоззрения, эстетического, нравственного воспитания студентов.
Развитие студентов одной возрастной группы очень неоднородно. Не одинаковый также интерес ребят к изучению физики. Ограниченность времени и зарегламентированность форм организации учебы не дают возможности учесть все индивидуальные особенности учащихся. Поэтому преподаватель решает все задания вне границ аудиторного времени. Вся эта работа получила название внеурочной деятельности.
Целью данной работы является изучение системы внеурочной работы по физике как средство для самореализации и творческого развития.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме;
раскрыть роль внеурочной работы в процессе обучения физике в условиях внедрения ФГОС;
выделить цели и задачи внеурочной работы по физике;
рассмотреть основные формы организации внеурочной работы по физике.
Программа рассчитана на – 20 часов
Занятия проводятся 1 раз в неделю (в среду), кабинет № 31
Глава 1. Научно-теоретические основы организации внеурочной работы по физике
Роль внеурочной работы по физике в условиях внедрения ФГОС
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от аудиторной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
1.2. Цели и задачи внеурочной работы по физике
Под внеурочной работой понимаются систематические, не являющиеся обязательными, занятия с учащимися во внеурочное время. Внеурочная деятельность сегодня понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Основной целью внеурочной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление задатков и способностей каждого студента.
Перед внеурочной работой по физике ставятся следующие основные задачи:
развитие устойчивого интереса студентов к физике и её приложениям;
расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
оптимальное развитие способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера;
воспитание высокой культуры математического мышления;
развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении физики в технике и практике;
расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности физики;
воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Внеурочная деятельность основывается на обще дидактических принципах, важнейшим из которых является: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения физике, внеурочная работа не может не оставаться на методических принципах: внимание к предмету, оценки знаний. Общеизвестно, что существует некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной работы по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия студентов и принцип занимательности.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых учащихся и педагогов, в которой осуществляется воспитание будущих специалистов в различных областях. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность занятий в аудиторное время и внеурочной работы как механизма обеспечения полноты и цельности обучения.
Глава 2. Методика организации внеурочной работы по физике
Внеурочная работа сравнительно давняя форма организации работы с студентами. Ее корни прячутся в первых годах ХХ век, а массовое развитие приобрела лишь в середине ХХ века.
2.1. Виды и формы внеурочной работы по физике
Установились разные формы внеурочной работы. Одна из классификаций осуществляется за мерой охватывания студентов, а именно:
индивидуальная;
групповая;
массовая.
2.1.1. Особенности организации групповых мероприятий
Одной из самых сложных и самых распространенных групповых форм организации внеурочной работы есть физические кружки.
Организации кружка должна предшествовать большая подготовительная работа. Суть ее заключается в том, что учеников информируют о будущем кружке, основных направлениях его работы. Для этого используются не только аудиторные средства информации, но и индивидуальные и групповые беседы с учениками. Большой эффект дает проблемная организация учебной работы из физики, когда на уроке преподаватель анализирует ту или другую проблему и предлагает найти ее решение на занятиях кружка.
Физические кружки могут иметь разные направления в зависимости от подготовки и собственных вкусов преподавателя, который будет вести этот кружок, а также от начальных интересов и пожеланий студентов.
Работа планируется таким образом, чтобы теоретические занятия чередовались с практическими. Результаты работы освещаются на специальных зачетных мероприятиях: выставках, вечерах, конференциях.
2.1.2. Выпуск информационных материалов
Средства пропаганды физики имеют несколько видов:
физические газеты;
физические бюллетени;
викторины.
Выпуск физической газеты посвящается определенному событию: годовщине выдающегося ученого, открытию, вечеру физики, началу изучения новой темы. Их оформление и подбор материалов осуществляют ученики под руководством преподавателя. Газета должна содержать интересный материал и быть хорошо иллюстрированной.
Физический бюллетень выпускается чаще, чем газета. Он дополняет ее, поскольку содержит оперативный материал об интересных событиях в физике на данное время. Поэтому он имеет меньший объем и более слабый изобразительный ряд.
Физические викторины могут быть как элементом вечера физики, так и самостоятельным элементом активизации учеников вне урока. Ее содержание составляют интересные вопросы или короткие задачи из всего курса физики или отдельных разделов. Если викторина проводится самостоятельно, то все ее вопросы предлагаются ученикам в виде большого плаката. За ответами определяются победители, которые определенным образом отмечаются.
Если же викторина является составной частью вечера, то и вопрос, и ответы на них подается в устной форме. Поздравление победителей осуществляется в рамках вечера.
2.2. Использование современных технологий обучения при организации внеурочной работы
При организации внеурочной работы широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология уровневой дифференциации, игровые технологии, технология ИКТ). Это такие формы, в которых учебно-познавательная деятельность обучающихся представляет собой специально организованное самообучение, управляемое посредством индивидуальных образовательных программ и технологических карт прохождения учебного материала и измерения полученных результатов.
В этих условиях меняется роль преподавателя, деятельность которого направлена не на воспроизводство информации, а на психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося в учебно-познавательном процессе.
На современном этапе внеклассная работа по физике эффективно осуществляется посредством:
системы дистанционного обучения;
системы дополнительного образования (в рамках деятельности кружков, секций, клубов, научных обществ, творческих объединений различной направленности по интересам);
работы с информационно-коммуникационными ресурсами в сети Интернет
Таким образом, цель преподавателя - сделать внеурочную деятельность студентов более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной, используя современные технологии обучения при организации внеурочной работы по физике.
Занятия не должны вызвать неприязнь и боязнь к предмету, учащиеся должны работать с удовольствием, поэтому предложено минимум теории (только все необходимое для объяснения опыта) и отсутствие формул.
Конечно данный курс может варьироваться по степени сложности изложения материала, это зависит от уровня усвоения учащимися. Если попадется набор, таких учащихся, которые быстро и легко овладевают теорией, справляются с поставленными перед ними задачами, то найдется всегда такой студент, который скажет: «А можно ли рассчитать эту величину? А как это сделать?». Тогда можно предложить расчетные формулы.
Программа предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу на занятиях и дома.
Цели обучения:
научить наблюдать, анализировать, обобщать;
научить проводить эксперимент;
познакомить с некоторыми физическими величинами, определениями;
мотивировать на дальнейшее изучение предмета.
Задачи обучения:
способствовать развитию внимания и мыслительной деятельности учащихся (следить за действиями преподавателя);
сформировать умения ставить перед собой цель и стремиться к ее выполнению, делать необходимые умозаключения.
развитие умений находить нужную информацию и грамотно её использовать;
развитие творческих способностей, логического мышления;
получение практических навыков применения знаний по физике, компьютерных технологий при изучении физики;
развитие интереса к изучению физики.
Заключение
Сегодня важно не столько дать студенту как можно больший багаж знаний, а обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Современное образование призвано развивать способности студента, реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. На мой взгляд, такой эффективный педагогический инструментарий – это системная организация внеурочной деятельности учащихся, которая способствует повышению мотивации студентов к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия студентом секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Список использованной литературы
Анциферов Л.И. Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. - М: Просвещение, 1984. -255 с.
Внеурочная работа по физике. / Под ред. О.Ф.Кабардина. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.
Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. - М: Просвещение, 1980. - 112 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
Приложение 1
План внеурочной деятельности по физике
№
Раздел физики
Изучаемая тема
Реализация
1
Электричество
Элементы электрической цепи, обозначения
Лампа, резистор, ключ, провода и др.;
2
Лампа
История создания, из чего состоит лампа
Повторяем и закрепляем элементы электрической цепи
3
Электричество
Собирают цепь из лампочки, источника тока и ключа
4
Сопротивление
Чем создается сопротивление в металлах
Собирают цепь из лампочки, источника тока, ключа и реостата, наблюдают за свечением лампы
5
Последовательное соединение
Примеры последовательных соединений
Собирают цепь из последовательно соединенных лампочек, ключа, батарейки
6
Параллельное соединение
Примеры параллельных соединений
Собирают цепь из параллельно соединенных лампочек, ключа, батарейки
7
Магниты
Северный и южный полюс; свойства магнитов
Студенты выполняют задания по карточкам:
1.Положить разные предметы булавку, карандаш и др. Проверить какие тела хорошо притягиваются магнитом
2.Подносить к стальному шарику на пружине, магнит и исследовать какие стороны сильнее притягиваются к шарику. Как они называются?
8
Магнитное поле Земли.
Магнитные и силовые линии. Устройство и действие компаса
Магнитная стрелка, ориентирование стрелки в магнитном поле земли. Изучение компаса
9
Магнитная аномалия. Магнитная буря
Курская аномалия, влияние магнитных бурь
Демонстрация презентаций
10
Электромагнит
Принцип работы электромагнита
Изготовить электромагнит из гвоздя, медного провода, батарейки и мелких металлических предметов
11
Электродвигатель
История изобретения и принцип работы электродвигателя
Демонстрация презентации. собрать элект.цепь из алюмин.ленты, реостата, источника тока и ключа. Расположить дугообразный магнит рядом с лентой. При включении и выключении тока лента будет втягиваться в магнит и выталкиваться
12
Сборка электродвигателя
Состав электродвигателя
Презентация сборки электродвигателя из электромеханического конструктора
13
Электр.качели, электр.маятник
Студенты собирают электр.качели и электромаятник.
14
Движение частицы в электростатическом поле
Компьютерное моделирование движения заряженной частицы в электростатическом поле
15
Оптика
Законы отражения и преломления света
Глаз как оптическая система
16
Волновые свойства света
Дифракция. Дифракционная решетка
Иллюстрация разложения света в учебном материале
17
Волновые свойства света
Рентгеновские лучи
Рентгеновская трубка. Плакат
18
Физика атома
Квантовые генераторы. Лазеры
Принцип вынужденного излучения
19
Физика атомного ядра
Закон радиоактивного распада
Презентация на интерактивной доске опыта Резерфорда «Сравнительное изучение радиоактивности радия»
20
Подготовка к итоговому занятию
Студенты на 4 группы, дети придумывают вопросы по пройденным темам
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253627"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447613426"
}
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Задания к зачетам по профмодулю «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(175) "zadaniia-k-zachietam-po-profmoduliu-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253611"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447612058"
}
}