Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
Қүрал-жабдықтар, көрнекті-құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: учебники, презентация по новой теме, проектор, мультимидийная доска, ПК.
Сабақ барысы. Ход урока.
Ұйым достыру кезеңі./ Орг.момент: приветствие, проверка количества учащихся на уроке. Настрой на положительную и активную работу на уроке.
Үй жұмысы./ Проверка домашнего задания: тест по удельной теплоемкости.
Удельная теплоемкость.
Расчет количества теплоты
Вариант 1
I Количеством теплоты называют ту часть внутренней энергии, которую…
1. тело получает от другого тела при теплопередаче.
2. имеет тело.
3. тело получает или теряет при теплопередаче.
4. получает тело при совершении над ним работы.
II Как надо понимать, что удельная теплоемкость цинка 400 Дж/(кг · ºС)?
Это значит, что для нагревания ... энергии.
1. цинка массой 400 кг на 1 ºС требуется 1 Дж
2. цинка массой 1 кг на 400 ºС требуется 1 Дж
3. цинка массой 1 кг на 1 ºС требуется 400 Дж
4. цинка массой 1 кг на 400 ºС требуется 400 Дж
III Воде, спирту, керосину и растительному маслу сообщили одинаковое количество теплоты. Какая из жидкостей нагреется на большее число градусов? Массы всех жидкостей одинаковые.
1. вода
2. спирт
3. керосин
4. растительное масло
IV Какое количество теплоты потребуется для нагревания латуни массой 250 г от 20ºС до 620 ºС?
1. 17 600 Дж
2. 570 000 Дж
3. 2600 Дж
4. 130 000 Дж
5. 57000 Дж
V Какое количество теплоты требуется для нагревания воды массой 0,5 кг от 20 ºС до 21 ºС?
1. 2,1 кДж
2. 6,8 кДж
3. 8,4 кДж
4. 21 кДж
5. 42 кДж
VIНа сколько градусов нагреется цинковая деталь массой 40 г, если ей сообщить 760 Дж энергии?
1. 10 ºС
2. 20 ºС
3. 50 ºС
4. 4 ºС
5. 1 ºС
Жаңа тақырып./ Изучение нового материала:
Температура - одно из ключевых понятий физики, пронизывает весь школьный курс, наряду с такими понятиями как энергия, пространство,время.
План описания величины:
Название величины.
Явление или свойство тел, характеризуемое данной величиной.
Обозначение величины.
Единицы измерения величины.
Приборы для измерения величины.
Использование подобных планов позволяет структурировать материал, относительно запрашиваемой величины, организовывает логику изложения.
В соответствии с планом описания величины и составлена презентация к уроку (слайды №№ 1- 2)
В процессе фронтальной беседы мы выводим учащихся на три параметра, которые характеризует температура (слайд №3):
степень нагретости тела;
состояние теплового равновесия;
направление теплообмена.
Разговор об обозначении температуры (слайд №5)приводит к разговору о единицах измерения (слайд№5) и соответственно различных температурных шкалах (слайд №6).
Раскрыть суть реперных точек, каждой температурной шкалы и взаимосвязь между температурными шкалами, позволят соответствующие слайды (слайды № 7 - 10).
Школьный курс физики основан на формировании умения производить измерения некоторых физических величин. И несмотря на то, что мы формируем умения измерять температуру только контактным способом, в классификационной схеме(слайд №11) мы даем и второй способ -бесконтактный. В 8 классе этот материал, как дополнительный, может быть использован с целью формирования интереса к предмету, если учитель охарактеризует область применения пирометров(приборов, измеряющих температуру бесконтактным способом).
Измерения температуры контактным способом осуществляется термометром (слайд №12). При нажатии на заголовок "Контактный способ" мы наблюдаем анимацию, отражающую привычную для учащихся ситуацию измерения температуры (слайд№13).
Однако, измерения могут осуществляться термометрами, в основе работы которых лежат разные принципы работы. Классификация видов термометров дана на слайде №12.
Переходя по соответствующим гиперссылкам, мы знакомим учащихся с разными видами термодинамических жидкостей в жидкостном термометре, и принципом работы термометров сопротивления, манометрического, жидкостного,биметаллического и термопары (слайды № 14 - 19).При этом, мы акцентируем, что в основе работы термометра лежит зависимость той или иной величины от температуры.