Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. В основу положена программа по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Е. М, Гутник и А.В. Перышкина.
Программа обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Она рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
В курсе физики 9 класса изучаются законы движения и взаимодействия тел, механические колебания и волны, звук, электромагнитные явления, строение атома и атомного ядра.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
№ п./п. | Содержание материала | сроки | Межпр. связи | Повтор. | Понятия | Демонстрации (оборудование) | Требования к уровню подготовки учащихся (должны знать, уметь) | Д/З. |
1.Законы взаимодействия и движения тел (26 часов). |
1/1. | Материальная точка. Система отсчёта. | | математика, связь с реальной жизнью | механическое движение 7 класс §10-16 | Правила техники безопасности в физкабинете. Понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчета, поступательное движение | Различные виды механического движения | Определять является ли тело материальной точкой, приводить примеры механического движения, поступательного движения | §1, упр.1№1-3 |
2/2 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | | математика: графическая зависимость одной величины от другой | вектор, сложение векторов, погрешн. измерен. | Понятия: вектор, перемещение Понятия проекция вектора Формулы координаты тела | | Определять перемещение тела. Находить проекции векторов на координатные оси, находить путь и перемещение тела, координату тела | §2, упр.2№1,2 |
3/3 | Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. | | математика, связь с реальной жизнью | графики зависимости, физика 7 класс §10-16 | Определение и формула скорости равномерного прямолинейного движения, формула перемещения при прямолинейном равномерном движении, геометрический смысл графика скорости | | Читать и строить графики скорости при прямолинейном равномерном движении Решать задачи на расчет скорости и перемещения при прямолинейном равномерном движении | §3,4, Упр.№1-2 |
4/4 | Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. | | математика, связь с реальной жизнью | проекция вектора на ось движения | Формула, единицы ускорения Понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение Формула скорости при прямолинейном равноускоренном движении | | Решать задачи на расчет ускорения и времени при прямолинейном равноускоренном движении Читать и строить графики скорости при прямолинейном равноускоренном движении | §5,6, упр.5№1-3, упр.6№1-3 |
5/5 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | | математика, связь с реальной жизнью | «площадь под графиком» | Формула перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | | Решать задачи на расчет перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | §7,8, упр.7№1-3 |
6/6 | Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. | | математика | математич. зависимости, «площадь под графиком» | Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. | | Построение и чтение графиков, запись законов движения | §3-4 (повторить) |
7/7 | Лабораторная работа №1: «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | | математика | Ф-9, §2-8 | Правила ТБ при выполнении лабораторных работ Понятия: ускорение, прямолинейное равноускоренное движение Формулы ускорения, скорости и перемещения при прямолинейном равноускоренном движении | Выполнение работы по инструкции с. 226 под руководством учителя | Экспериментально определять ускорение и мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении | |
8/8 | Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | | астрономия | Ф-7§10-16 | Сущность относительности движения | | Решать задачи на расчет относительной скорости | §9, упр.9 №1-4 |
9/9 | Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. | | связь с реальной жизнью | Ф-7§10-16 | Понятия: ИСО Первый закон Ньютона | Демонстрация движения тела по инерции | Применять первый закон Ньютона для объяснения физических явлений | § 10, упр.10 |
10/10 | Второй закон Ньютона. | | связь с реальной жизнью | Ф-7§17,18 | Второй закон Ньютона Формула второго закона Ньютона, Факты: физический смысл 1 Н | | Решать задачи на применение второго закона Ньютона | § 11, упр.11№1,2 |
11/11 | Третий закон Ньютона. | | связь с реальной жизнью | | Третий закон Ньютона | Демонстрация «Третий закон Ньютона» | Применять третий закон Ньютона для объяснения физических явлений | §12, упр.12 №1-3 |
12/12 | Свободное падение. Невесомость. | | связь с реальной жизнью | Ф-7§56 | Понятие: свободное падение тел, невесомость Факты: особенности свободного падения тел Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | Демонстрация «Свободное падение тел» | Решать задачи на расчет характеристик свободного падения тел | §13, упр.13 №1-3 |
13/13 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | | математика | Ф-9§ 5-8 | Формулы скорости и перемещения тела, брошенного вертикально вверх | | Решать задачи на расчет характеристик тела, брошенного вертикально вверх | §14, упр.14 №1-4 |
14/14 | Лабораторная работа №2: «Измерение ускорения свободного падения». | | | | Понятие свободное падение Формулы скорости и перемещения при свободном падении тел | | Экспериментально рассчитывать ускорение тела при равноускоренном движении | §13,14 (повторить) |
15/15 | Закон Всемирного тяготения. | | астрономия | | Понятия: всемирное тяготение, гравитационная сила Закон всемирного тяготения Факты: значение и физический смысл гравитационной постоянной | | Решать задачи на применение закона всемирного тяготения | §15, упр.15 №1,2 |
16/16 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | | астрономия, география | Ф-9§ 11, Ф-7§19 | Формула ускорения свободного падения Факты: зависимость ускорения свободного падения от радиуса Земли | Опыт с трубкой Ньютона | Решать задачи на расчет ускорения свободного падения | §16,17, упр.16 №1-4 |
17/17 | Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. | | математика | Ф-9§ 4,6 | Понятия: криволинейное движение, период, частота обращения, Факты: направления перемещения, скорости и ускорения при криволинейном движении Формула центростремительного ускорения | Равномерное движение по окружности | Решать задачи на расчет центростремительного ускорения | §18,19, §20(дополн) упр.18 №1,2,4,5 |
18/18 | Импульс. Закон сохранения импульса. | | история физики | | Понятия: импульс тела Формула и единицы импульса тела Закон сохранения импульса | Демонстрация закона сохранения импульса, реактивного движения | Решать задачи на расчет импульса тела, на применение закона сохранения импульса тела | §21,22, упр.20№1 |
19/19 | Реактивное движение. Ракеты. | | космонавтика, география, астрономия | | Понятия: реактивное движение Факты: устройство, принцип движения ракет | применение закона сохранения импульса тела | §23, упр.21№2 |
20/20 | Повторение по теме «Законы взаимодействия и движения тел». | | | | 1,2,3 законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса Формулы: импульса тела, первой космической скорости, центростремитель-ного ускорения, скорости и перемещения при свободном падении | | Объяснять физические явления на основе знаний законов Ньютона Решать задачи на расчет импульса, центростремительного ускорения, характеристик свободного падения тел; на применение закона сохранения импульса Читать графики скорости тел | §1-23 (повторить) |
21/21 | Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: равномерное движение». | | | | |
22/22 | Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: равноускоренное движение». | | | | |
23/23 | Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: законы Ньютона». | | | | |
24/24 | Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: движение тела, брошенного вертикально вверх». | | | | |
25/25 | Практикум по решению теоретических и экспериментальных задач по теме «Законы взаимодействия и движения тел: закон сохранения импульса». | | | | |
26/26 | Контрольная работа №1: «Законы взаимодействия и движения тел». | | | | | | |
2. Механические колебания и волны. Звук (10 часов). |
27/1 | Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. | | математика | | Понятия: колебательное движение, свободные колебания, колебательные системы, период колебаний Факты: особенности колебательного движения | Демонстрации Колебательное движение | Определять, является ли система колебательной | §24,25 |
28/2 | Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота колебаний. | | математика | | Понятия: смещение, амплитуда, период, частота колебаний, фаза колебаний Формулы периода и частоты колебаний | | Рассчитывать период и частоту колебаний | §26, упр.24 №2,4,6 |
29/3 | Лабораторная работа №3: «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины». | | | | | | | |
30/4 | Лабораторная работа №4: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити». | | | | Понятия: колебательное движение, период, частота колебаний | | Экспериментально определять период и частоту колебаний | |
31/5 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | | математика | Ф-9 §24,25,26 | Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания Факты: отличия свободных и вынужденных колебаний, причина затухания колебаний, превращение энергии при колебаниях | Демонстрация резонанса | Объяснять физические явления на основе знаний о колебательном движении | §27-30 |
32/6 | Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. | | математика, технология | | Понятия: волна, упругая волна, продольная волна, поперечная волна, Факты: условие возникновения волн, отличие продольных и поперечных волн | | | §31,32 |
33/7 | Длина волны. Связь длины волны со скоростью её распространения и периодом (частотой). | | | | Понятия: длина волны, Формула связи периода и длины волны | Демонстрация механических волн, звуковых колебаний | Решать задачи на расчет периода, длины волны, частоты и скорости волны | §33 упр.28 №1-3 |
34/8 | Звуковые волны. Скорость звука. | | музыка, биология, архитектура | Ф-9§31-38 | Понятия: звуковая волна, ультразвук, инфразвук, чистый тон Факты: связь громкости звука и амплитуды колебаний источника, связь частоты колебаний источника и высоты тона | Решать задачи на расчет скорости, периода, частоты и длины звуковой волны | §34-37 |
35/9 | Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс. | | музыка, биология, архитектура | Ф-9§31-38 | | камертон | Уметь определять характеристики звука | §38-40 |
36/10 | Контрольная работа №2: «Механические колебания и волны». | | | | | | | |
3. Электромагнитное поле (17 часов). |
37/1 | Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле. | | история физики | Ф-8 (магн.пол) | Понятия: магнитное поле, однородное магнитное поле, неоднородное магнитное поле Факты: связь густоты силовых линий и величины магнитного поля, гипотеза Ампера | Демонстрация картины магнитного поля с помощью магнита и опилок | Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном поле | §43,44 |
38/2 | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. | | математика | Ф-8 (магн.пол) | Правила правой руки, буравчика | | Определять направление магнитных линий, направление тока с помощью правил буравчика, правой руки | §45, упр.35 №1-4 |
39/3 | Обнаружение магнитного поля. Сила, действующая на проводник с током, помещённый в магнитное поле. Правило левой руки. | | математика | Ф-8 (магн.пол) | Правила левой руки | | Применять правила левой руки для определения направления силы, действующей на проводник, на заряженную частицу в магнитном поле | §46, упр.36 №1-4 |
40/4 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. | | математика | Ф-8 (магн.пол) | Понятия: магнитная индукция, линии магнитной индукции, одно-родное магнитное поле, неоднородное магнитное поле, Формула и единицы магнитной индукции Понятие магнитный поток Факты: зависимость магнитного потока от величины магнитного поля, от площади контура | | Решать задачи на применение формулы магнитной индукции Объяснять физические явления на основе знаний о магнитном потоке | §47,48 упр.37 №1,2 упр.38 №2 |
41/5 | Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. | | история физики | сила Ампера, нормаль | Понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток | Демонстрация электромагнитной индукции, правило Ленца | Объяснять физические явления на основе знаний об электромагнитной индукции | §49, упр.39 |
42/6 | Лабораторная работа №5: «Изучение явления электромагнитной индукции». | | | | | § 49 (повторить) упр.39№1,2 |
43/7 | Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. | | история физики | | Понятия: генератор переменного тока, переменный ток Факты: устройство, назначение, принцип действия генератора переменного тока | | Читать графики переменного тока | §50 |
44/8 | Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. | | история физики | | Устройство и принцип действия трансформатора | Трансформатор, принцип действия и назначение | | конспект |
45/9 | Электромагнитное поле. | | история физики | силы в природе, силовые линии | Понятия: электромагнитное поле, вихревое поле Факты: отличия электростатического поля и вихревого поля | | | §51, упр.41 |
46/10 | Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. | | история физики | механические волны | Понятия: электромагнитная волна, напряженность электрического поля Факты: скорость, условие излучения электромагнитных волн Формула связи дины волны и скорости | | Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | §52 |
47/11 | Конденсатор. Колебательный контур. | | | колебания | | | | конспект |
48/12 | Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. | | | колебания | Модуляция и демодуляция радиоволн | Опыт Герца | Объяснять принцип радиосвязи на основе свойств радиоволн | конспект |
49/13 | Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. | | | колебания | Факты: природа света | | Рассчитывать характеристики электромагнитных волн | конспект |
50/14 | Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | | | | | Линейчатые и сплошные спектры | Уметь объяснять линейчатые спктры | конспект |
51/15 | Лабораторная работа №6: «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания». | | | | | | | |
52/16 | Повторение темы «Электромагнитное поле». | | | | | | | §43-52 (повторить) |
53/17 | Контрольная работа №3: «Электромагнитное поле». | | | | | | | |
| | | 4. Строение атома и атомного ядра (11 часов). |
54/1 | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета - и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. | | история физики | строение кристалла | Понятия: радиоактивность, альфа-, бета-, гамма-частицы Факты: сущность планетарной модели атома | Модель опыта Резерфорда | Описывать состав атома, схематически изображать строение атома | §55,56 |
55/2 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. | | химия | | Законы сохранения заряда и массового числа Правила смещения | | Находить недостающие элементы в ядерных реакциях, записывать реакции альфа- и бета-распадов | §57,59-64 упр.43№3,4 |
56/3 | Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. | | химия | | Факты: устройство, назначение, принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона | Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Демонстрация устройства и действия счетчика ионизирующих частиц | | §58 |
57/4 | Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. | | химия | Ф-8 §62-65 | Понятия: дефект масс, энергия связи Формулы дефекта масс, энергии связи Факты: общие сведения о ядерных силах | | Рассчитывать дефект масс, энергию связи | §65 |
58/5 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. | | | Ф-8 §67 | Понятия: цепная реакция, критическая масса Факты: механизм деления ядер урана | | Понятия: ядерный реактор Факты: принцип действия ядерного реактора | §66-70 |
59/6 | Лабораторная работа №7: «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». | | | | | | | |
60/7 | Лабораторная работа №8: «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | | | | | | | |
61/8 | Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Лабораторная работа №9: «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром». | | медицина | | Понятия: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза | | | конспект |
62/9 | Период полураспада. Закон радиоактивного распада. | | | | Закон радиоактивного распада. | | Объяснение периода полураспада | конспект |
63/10 | Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд. | | | | Понятие термоядерная реакция Факты: условие осуществления термоядерной реакции, значение термоядерных реакций | | Правила смещения, Формулы дефекта масс, энергии связи Сущность планетарной модели атома, протонно-нейтронной модели ядра | §71,72 |
64/11 | Контрольная работа №4: «Строение атома и атомного ядра». | | | | | | |
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Урок 7/7.
2. Измерение ускорения свободного падения. Урок 14/14.
3. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины. Урок 29/3.
4. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Урок 29/4.
5. Изучение явления электромагнитной индукции. Урок 42/6.
6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания. Урок 51/15.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. Урок 58/5.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. Урок 60/7.
9. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром. Урок 61/8.
1. Законы взаимодействия и движения тел. Урок 26/26.
2. Механические колебания и волны. Урок 36/10.
3. Электромагнитное поле. Урок 53/17.
4. Строение атома и атомного ядра. Урок 64/11.