Тематическое планирование 10 класс по учебнику "Физика 10" С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский
Тематическое планирование 10 класс по учебнику "Физика 10" С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский
Рабочая программа для 10 - 11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год).
За основу взята авторская программа С.А. Тихомировой, «Программа и тематическое планирование. Физика. 10 – 11 классы. Базовый уровень», М.: Мнемозина, 2011. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м и 11-м классах по 68 ч в каждом классе из расчёта 2 ч в неделю.
Среди основных целей общеобразовательной школы при изучении физики особенно важными являются :
· передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям;
· оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на решение следующих задач: • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации; • развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике; • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование 10 класс по учебнику "Физика 10" С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 5
с углублённым изучением химии и биологии»
РАССМОТРЕНО
на заседании МЦ
29 августа 2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________________________
29 августа 2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом № 1
от 29 августа 2015 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета Физика
Класс 10
Уровень общего образования
Учитель Куракова Надежда Александровна
Срок реализации программы, учебный год 2015-2016
Количество часов по учебному плану
всего час 68 в год; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе: программы ФИЗИКА 10-11 С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский ,2011 г. рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Физика 10-11 С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский ,2010г, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации- М , Мнемозина
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составил (а) __________________________________/Куракова Н.А./
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 - 11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 год).
За основу взята авторская программа С.А. Тихомировой, «Программа и тематическое планирование. Физика. 10 – 11 классы. Базовый уровень», М.: Мнемозина, 2011. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м и 11-м классах по 68 ч в каждом классе из расчёта 2 ч в неделю.
Среди основных целей общеобразовательной школы при изучении физики особенно важными являются :
передача накопленного человечеством опыта в познании мира новым поколениям;
оптимальное развитие всех потенциальных способностей каждой личности.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на решение следующих задач: • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы; • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации; • развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике; • воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; • использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1.Тихомирова, С.А. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень/С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М.: Мнемозина, 2011.
2.Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений –М.изд. «Дрофа» 2014 г.
Согласно базисному учебному плану рабочая программа для 10 и 11 классов рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
контрольные работы – 6 часов;
фронтальные лабораторные работы – 6 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики; вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд; смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта; вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь: описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать неизвестные ещё явления; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов:средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Содержание курса физики 10 класс базовый уровень (68ч, 2 ч в нед)
Введение (1ч)
Физика-наука о природе. Методы научного познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика (30ч).
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнения прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Свободное падение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел. Центр тяжести. Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Демонстрации Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Сила трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы. Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
Молекулярная физика. Термодинамика (18 ч).
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность. Строение твёрдых тел. Механические свойства твёрдых тел. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и их КПД. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей. Лабораторные работы Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение относительной влажности воздуха.
Электродинамика(19 ч).
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Электрический ток в различный средах. Плазма. Демонстрации Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Резерв свободного учебного времени (1ч)
Учебно-методический комплект
1.Тихомирова, С.А. Физика. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень/С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М.: Мнемозина, 2011.
2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений –М.изд. «Дрофа» 2014 г.
3. Тихомирова, С.А. Физика. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень/С.А. Тихомирова, Б.М. Яворский. – М.: Мнемозина, 2011.
Список пособий для подготовки к Единому государственному экзамену
1. Грибов В.А. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2014:Физика/ авт.- сост. В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 186 с.
2. Демидова М.Ю. ЕГЭ 2010. Физика: экзаменационные задания/ М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский. – М.: Эксмо, 2010. – 304 с.
3. Демидова М.Ю. ЕГЭ – 2014. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под ред. М.Ю. Демидовой. – М.: Национальное образование, 2014. – 165 с.
4. Демидова М.Ю. ЕГЭ – 2013. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / под ред. М.Ю. Демидовой. – М.: Национальное образование, 2012. – 160 с.
5. Демидова М.Ю. ЕГЭ – 2014. Физика: тематические тренировочные варианты: 22 варианта: 9 – 11 классы / под ред. М.Ю. Демидовой. – М.: Национальное образование, 2011. – 176 с.
6. Демидова М.Ю. ЕГЭ – 2012. Физика: типовые экзаменационные варианты: 32 варианта: 9 – 11 классы / под ред. М.Ю. Демидовой. – М.: Национальное образование, 2011. – 272 с.
7. Фадеева А.А. ЕГЭ 2013. Физика. Тренировочные задания / А.А. Фадеева. – М.: Эксмо, 2012. – 144 с
. 8. Сайт «Решу ЕГЭ»
9. Сайт ФИПИ «Открытый сегмент»
10. Физика - http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm
11. Сеть творческих учителей – http://www.it-n.ru
12. ФСОИР–www.eor.edu.ru
13. Классная физика - http://class-fizika.narod.ru/
14. Банк олимпиадных задач по физике - http://fizportal.ru/olimp-zadachnik
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Интерактивная доска 4. Принтер 5. Сканер 6. Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 - 42 В 7. Столы лабораторные электрифицированные (36 - 42 В) 8. Лотки для хранения оборудования 9. Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А) 10. Батарейный источник питания 11. Весы учебные с гирями 12. Секундомеры 13. Термометры 14. Штативы 15. Цилиндры измерительные (мензурки) 2. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 1. Наборы по механике 2. Наборы по молекулярной физике и термодинамике 3. Наборы по электричеству 4. Наборы по оптике 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ТЕМАМ Механика 1. Динамометры лабораторные 1 Н, 4 Н (5 Н) 2. Желоба дугообразные (А, Б) 3. Желоба прямые 4. Набор грузов по механике 5. Наборы пружин с различной жесткостью 6. Набор тел равного объема и равной массы 7. Прибор для изучения движения тел по окружности 8. Приборы для изучения прямолинейного движения тел 9. Рычаг-линейка 10. Трибометры лабораторные 11. Набор по изучению преобразования энергии, работы и мощности Молекулярная физика и термодинамика 1. Калориметры 2. Наборы тел по калориметрии 3. Набор для исследования изопроцессов в газах (А, Б) 4. Набор веществ для исследования плавления и отвердевания 5. Набор полосовой резины 6. Нагреватели электрические Электродинамика 1. Амперметры лабораторные с пределом измерения 2А для измерения в цепях постоянного тока 2. Вольтметры лабораторные с пределом измерения 6В для измерения в цепях постоянного тока 3. Катушка – моток 4. Ключи замыкания тока 5. Компасы 6. Комплекты проводов соединительных 7. Набор прямых и дугообразных магнитов 8. Миллиамперметры 9. Мультиметры цифровые 10. Набор по электролизу 11. Наборы резисторов проволочные 12. Потенциометр 13. Прибор для наблюдения зависимости сопротивления металлов от температуры 14. Радиоконструктор для сборки радиоприемников 15. Реостаты ползунковые 16. Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления 17. Электроосветители с колпачками 18. Электромагниты разборные с деталями 19. Действующая модель двигателя-генератора 20. Набор по изучению возобновляемых источников энергии Оптика и квантовая физика 1. Экраны со щелью 2. Плоское зеркало 3. Комплект линз 4. Прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решеток 5. Набор дифракционных решеток 6. Источник света с линейчатым спектром 7. Прибор для зажигания спектральных трубок с набором тр7. Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок 8. Спектроскоп лабораторный 9. Комплект фотографий треков заряженных частиц (h) 10. Дозиметр
Физика — наука о природе. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы.
Объяснять границы применения механики, понимать границы применимости физических законов и теорий..
Предисловие, введение.
2/1
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения
1
Механическое движение, тело отсчёта, система отсчёта, траектория, путь, перемещение, уравнение движения. Повторение сведений о векторах.
Изображать векторы и проекции вектора;
Вычислять путь перемещения, находить проекции перемещения;
радиус вектора.
§ 1-2.
3/2
Скорость
1
Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного движения. Зависимость скорости от выбора системы отсчёта. Закон сложения скоростей.
Вычислять скорость, путь.
Читать и строить графики.
§ 3, 4; упр. 2, 3.
4/3
Ускорение
1
Средняя путевая скорость, средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение.
Вычислять мгновенную скорость; складывать векторную и скалярную скорости; решать задачи на графики
§ 5, 6; упр. 4, 5.
5/4
Перемещение при прямолинейном движении
1
Формула для проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Уравнение движения тела с постоянным ускорением
Формула для проекции перемещения при прямолинейном равноускоренном движении. Уравнение движения тела с постоянным ускорением
§ 7
6/5
ЛР № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении»
1
Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении
умение пользоваться приборами и инструментами.
7/7
Свободное падение
1
Свободное падение тел — равноускоренное движение. Ускорение свободного падения.
Умение рассчитывать скорость, путь
§ 7;
упр. 7.
8/8
Движение тел, брошенных под углом к горизонту
1
Уравнение движения тела, брошенного под углом к горизонту
Решать задачи на движения тела, брошенного под углом к горизонту
§ 9;
упр. 8.
9/9
Равномерное движение по окружности
1
изучить движение твердого тела;
ввести понятие «поступательного движения»;
«абсолютно твердого тела»;
доказать почему при поступательном движении можно говорить о скорости и ускорении в целом;
развивать умение применять знания на практике.
Вычислять угловую скорость, частоты, период.
§ 10; упр. 9.
10/10
Центростремительное ускорение
1
Направление центростремительного ускорения, формула для вычисления его модуля.
Уметь применять теоретические материалы на практике
§ 11; упр. 10
11/11
Контрольная работа №1по теме: «Кинематика».
1
Решение задач по кинематике
умение применять полученные знания на практике
Конспект
Тема: «Динамика»(10ч)
12/1
Первый закон Ньютона
1
Опыты Галилея. Первый закон Ньютона. Свободное тело. Инерциальные системы отсчёта. Принцип относительности Галилея. Сила. Закон Гука.
Приводить примеры материальных точек;
Примеры ИСО и неинерциальных систем отсчета.
Решать простейшие задачи на первый закон Ньютона
§ 12, 13.
13/2
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
1
Масса. Второй закон Ньютона. Единица силы. Третий закон Ньютона..
Измерять силу, решать задачи по теме урока.
§ 14, 15; упр. 11.
14/3
Закон всемирного тяготения
1
Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Опыты Кавендиша по измерению гравитационной постоянной. Зависимость ускорения свободного падения от высоты над поверхностью Земли. Сила тяжести
Вычислять силу всемирного тяготения, применять полученные знания для решения задач
§ 16; упр. 12.
15/4
Вес. Невесомость. Перегрузка
1
Вес. Невесомость. Перегрузка
Природу веса тела;
Разъяснить, что взаимодействие тел осуществляется через поле тяготения
§ 17
16/5
Первая космическая скорость
1
Первая космическая скорость, её зависимость от высоты над поверхности Земли.
Вычислять космическую скорость,
§ 18
17/6
Сила трения
1
Сила трения покоя. Сила трения скольжения. Коэффициент трения.
Решение задач на силу трения
§ 19
упр. 15
18/7
ЛР № 2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»
1
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести
умение пользоваться приборами и инструментами.
19/8
Повторение и обобщение темы. Решение задач
1
Обощение темы «Динамика» Решение задач на применение законов динамики
Измерять силу, решать задачи по теме урока.
Повторить § 12–19.
20/9
Контрольная
работа№2 по теме «Динамика».
1
Решение задач по динамике
умение применять полученные знания на практике
СТАТИКА(1ч)
21/10
Условия равновесия тел
Первое условие равновесия тела. Момент силы. Второе условие равновесия.
Применять условия равновесия тел
§ 20; упр. 16
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ. (8ч)
22/1
Импульс тела
1
Импульс тела. Закон изменения импульса. Импульс силы.
Решать количественные задачи на применение закона сохранения импульса.
§ 23
23/2
Закон сохранения импульса
1
Изолированная система. Закон сохранения импульса (ЗСИ). Условия применения ЗСИ к незамкнутым системам
Решать задачи на закон сохранения импульса, практическое применение закона импульса.
§ 24, 25; упр. 19
24/3
Решение задач
1
Закон сохранения импульса.
Решать задачи на закон сохранения импульса
упр.20.
25/3
Механическая работа. Мощность
1
Механическая работа. Единица работы. Условия совершения работы. Работа силы трения. Мощность. Единица мощности.
Производить расчеты работы, энергии при решении задач.