Тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень), авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010)
.
№ п/п | Тема урока | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Введение (4 часа) |
1 | Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. § 1-3 | Физика – одна из наук о природе. Основная задача физики. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя и опыты – основные источники физических знаний. | Выслушать краткую информацию учителя о предмете, подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте. Рассматривать учебник и обсуждать содержание учебника. Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию. Приводить примеры тел, веществ. Сравнивать опыты и наблюдения. |
2 | Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений. § 4,5 | Определение физической величины. Примеры физических величин. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Запись результатов измерений с учетом погрешности. | Приводить примеры физических величин и приборов. Определять цену деления шкалы прибора. Записывать результат измерения с учетом погрешности. |
3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». | | Готовить к работе приборы и материалы и в целом рабочее место. Анализировать информацию в учебнике. Записывать результаты измерений с учетом погрешности. Делать вывод. |
4 | Физика и техника. § 6 | Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. | Знать роль физики в формировании научной картины мира. Воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в виде таблицы. |
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов) |
5 | Строение вещества. Молекулы. § 7,8 | Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. Домашняя лабораторная работа «Измерение размеров малых тел» | Моделировать объекты и явления природы. |
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. § 9 | Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Диффузия в природе. Примеры практического применения диффузии. | Наблюдать и объяснять явление диффузии. Использовать полученные знания в повседневной жизни. |
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. § 10 | Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и несмачивания. | Проводить опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Приводить примеры проявления этих сил в природе и технике. |
8 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. § 11,12 | Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. | Объяснять свойства различных состояний на основе молекулярного строения вещества. |
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | | Развивать монологическую и диалогическую речь, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. |
Взаимодействие тел (21 час) |
10 | Механическое движение. Равномерное движение. § 13,14 | Определение механического движения. Виды движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути. | Знать различные виды движений, приводить примеры, понимать смысл физических величин. |
11 | Скорость. Единицы скорости. § 15 | Понятие скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. Сравнение скоростей различных тел, света, звука (по таблице 1 учебника). | Обнаруживать зависимости между физическими величинами. Анализировать графики. Изучить зависимость пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерять скорость. |
12 | Расчет пути и времени движения. Решение задач. § 16 | Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел. | Применять теоретические знания на практике. Решать задачи на применение полученных знаний. |
13 | Явление инерции. Решение задач. § 17 | Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет скорости, пройденного пути и времени движения. | Понимать смысл понятий. Приводить примеры. |
14 | Взаимодействие тел. § 18. | Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи. | Приводить примеры взаимодействия тел. |
15 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. § 19,20 | Понятие инертности. Масса тела. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов. | Понимать смысл физических величин. |
16 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы на рычажных весах». | Измерение массы. | Анализировать информацию, предложенную в инструкции. Планировать работу в соответствии с информацией в инструкции и с ориентацией на предполагаемый результат. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
17 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела». | Объем. Единицы объема. Измерение объема. | Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
18 | Плотность вещества. § 21 | Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ (по таблицам 2, 3, 4 учебника) | Понимать смысл физических величин. |
19 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела». | Определение плотности. | Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности. § 22. | Вывод формулы для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач. | Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики |
21 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | Уметь применять теоретические знания на практике. Решать задачи на применение полученных знаний. |
22 | Контрольная работа по теме «Механическое движение. Масса. Плотность». | | Применять полученные знания при решении задач. |
23 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. § 23.24 | Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление, точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. | Выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы. |
24 | Сила упругости. Закон Гука. § 25 | Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. | Понимать смысл закона, уметь применять его на практике. Знать и уметь объяснять, что такое деформация, ее виды. Исследовать зависимость силы упругости от удлинения пружины. Измерять жесткость пружины. |
25 | Вес тела. § 26 Центр тяжести тела | Вес тела. Центр тяжести. | Заполнить сравнительную таблицу «Вес тела и сила тяжести». Определять центр тяжести плоской фигуры. |
26 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. § 27 | Единицы силы. Формулы силы тяжести и веса тела. | Решать задачи на применение полученных знаний. |
27 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром». § 28 | Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины динамометра и измерение сил динамометром». | Готовить к работе приборы и материалы и в целом рабочее место. Анализировать информацию в учебнике. Записывать результаты измерений с учетом погрешности. Делать вывод. |
28 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. § 29 | Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев. | Приводить примеры жизненных ситуаций. |
29 | Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. § 30,31, 32 | Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и качения. | Воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в разных формах. |
30 | Контрольная работа по теме «Сила. Равнодействующая сила». § 32 | | Применять полученные знания при решении задач. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 часа) |
31 | Давление. Единицы давления. § 33 | Давление тел на опору. Единицы давления. | Понимать смысл физической величины. |
32 | Способы уменьшения и увеличения давления. Измерение давления твердого тела на опору. § 34 | Решение качественных и расчетных задач. Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике. | Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи. Приводить примеры увеличения и уменьшения давления. |
33 | Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. § 35 | Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе). | Объяснять причины возникновения давления газа. Анализировать зависимость давления газа от его объема и температуры (при неизменной массе). |
34 | Закон Паскаля. § 36 | Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости и газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. | Понимать смысл закона, уметь применять его на практике. |
35 | Контрольная работа по теме «Давление. Закон Паскаля». Давление в жидкости и газе. § 37 | Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений на одном и том же уровне по всем направлениям. | Кратко и точно отвечать на вопросы. |
36 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. § 38 | Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Применять полученные знания при решении задач. |
37 | Решение задач по теме «Гидростатика». | | Уметь применять теоретические знания на практике. Решать задачи на применение полученных знаний. |
38 | Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. § 39 | Примеры сообщающихся сосудов, их применение и особенности. | Знать физические законы и границы их применимости. |
39 | Вес воздуха. Атмосферное давление. § 40,41 | Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. | Описывать и объяснять явление АД. Знать физический смысл понятий. |
40 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. § 42 | Измерение атмосферного давления. | Выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы. |
41 | Барометр-анероид. Давление на разных высотах. § 43. 44 | Назначение, устройство и принцип действия барометра-анероида. Зависимость АД и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер. | Знать устройство, принцип действия и применение барометра-анероида. |
42 | Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление» | | Применять полученные знания на практике. Устранять ошибки, проверять правильность решения задач. |
43 | Манометры. Контрольная работа по теме «Давление в жидкости и газе». § 45 | Устройство и действие открытого жидкостного и металлического манометров. | Уметь применять теоретические знания на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. |
44 | Поршневой жидкостный насос. § 46 | Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса. | Понимать принцип действия поршневого жидкостного насоса. |
45 | Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. § 47 | Устройство и принцип действия гидравлического пресса. | Понимать принцип действия гидравлического пресса. |
46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. § 48 § 49 | Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы. Вывод правила и формулы для определения архимедовой силы. | Воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в разных формах. |
47 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы». | | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
48 | Плавание тел. § 50 | Условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, всплывает и плавает. | Исследовать условия плавания тел. |
49 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». | | Организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. |
50 | Плавание судов. Водный транспорт. § 51 | Применение условия плавания тел. | Применять условия плавания тел. |
51 | Воздухоплавание. § 52 | Воздушный шар. Подъемная сила. | Анализировать информацию в учебнике. |
52 | Повторение темы «Давление твердых тел. жидкостей и газов». | Условия плавания тел. Закон Архимеда. | Развивать монологическую и диалогическую речь, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. |
53 | Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | | Применять полученные знания при решении задач. |
| Работа и мощность. Энергия. (13 часов) |
54 | Механическая работа. § 53 | Механическая работа. Единицы работы. | Понимать смысл физических величин. |
55 | Мощность. § 54 | Определение мощности. Единицы мощности. | Понимать смысл физических величин. |
56 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. § 55,56 | Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага. | Понимать смысл закона, уметь применять его на практике. |
57 | Момент силы. § 57 | Момент силы. Правило моментов. Единицы момента силы. | Понимать смысл физических величин. |
58 | Рычаги в технике, быту и в природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага». § 58 | Практическое применение простых механизмов. | Исследовать условия равновесия рычага. Готовить к работе приборы и материалы и в целом рабочее место. Записывать результаты измерений. Делать вывод. |
59 | Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. § 59,60 | Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | Анализировать информацию в учебнике. Заполнять схемы. Понимать смысл законов и применять их на практике. |
60 | Решение задач по теме «Простые механизмы» | | Применять полученные знания при решении задач. |
61 | КПД механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». § 61 | Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. | Планировать работу, обсуждать ее с товарищем. Распределять общий объем работы. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
62 | Энергия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. § 62,63 | Понятие об энергии. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Формулы. | Понимать смысл физических величин. Приводить примеры. Устанавливать зависимость между величинами. |
63 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. § 64 | Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения. | Выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. |
64 | Энергия рек и ветра. | Энергия рек. Использование энергии ветра. | Применять полученные знания на практике. |
65 | Повторение по теме «Работа. Мощность. Энергия». | | Устранять ошибки, проверять правильность решения задач |
66 | Контрольная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия». | | Применять полученные знания при решении задач. |
Резерв (2 часа) |
67 | Повторение пройденного. | | |
68 | Итоговая контрольная работа. | | |