Учащиеся выполняют третье задание. Учитель выполняет роль консультанта. Задание 3. Откройте учебник §27 и запишите в тетрадь в виде схемы Сила упругости. Заполните столбец на шаблоне «Для меня новое» Сила упругости-___________ Формула: где Величина | Единица измерения | F- | | ∆x- | | k- | |
| Обменяйтесь с соседями шаблонами. Взаимопроверка. У доски по одному учащемуся выходят к доске и заполняют шаблон. Задание 4 учащиеся выполняют совместно с учителем. Учитель задает вопросы учащимся. Учащиеся отвечают на вопросы. Затем по картинке учитель объясняет, как определить растяжение и коэффициент жесткости по графику. Для второй пружины учащиеся определяют коэффициент самостоятельно. Задание 4. Учитель задает учащимся вопросы: Как изменяется расстояние между частицами вещества при растяжении и сжатии? (при сжатии расстояния между частицамистановятся меньше, а при растяжении - больше) 2. Каково изменение сил взаимодействия между частицами вещества? (силы взаимодействия увеличиваются в обоих случаях, но при сжатии - это силыотталкивания, а при растяжении - притяжения.) 3.Как изменяется длина резиновой ленты при растяжении? (увеличивается) 4.Что происходит с высотой поролона при сжатии? (уменьшается) 5. Что заставило вернуть форму тел после упругих деформаций? (сила) 6.Какая сила? Сила чего? (сила взаимодействия частиц) В тетради учащиеся записывают определение силы упругости, обозначениесилы упругости. Вывод:сила упругости стремится вернуть телу первоначальную форму. -От каких величин зависит сила упругости? Fynp= -kΔl закон Гука- английский ученый. Прямое обучение. Учитель показывает на доске точку приложения силы упругости и её направление Учащиеся заполняют третий столбец шаблона. Далее учитель объясняет по рисунку 1. Дан график зависимости Fупр от ∆x Рис.1   Определим k для первого тела: k1=F/∆x=10 Н/см k2=10 Н/см Какой можно сделать вывод? Fупр1/х1= Fупр2/х2= Fупр3/х3=k k - коэффициент жесткости пружины одинаков для данной пружины. Самостоятельно для второй пружины: k=5 Н/см Учитель вместе с учащимися делает вывод: Значит для разных тел разное значение k Модуль силы упругости при растяжении(сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела: У различных материалов коэффициент жесткости разный. Учащиеся индивидуально решают задачи в тетрадях. Учитель выполняет роль консультанта. Задание 5. Реши задачи: 1.Под действием какой силы пружина, имеющая коэффициент жесткости 1 кН/м, сжалась на 4 см? 

2. Определите удлинение пружины, если на нее действует сила 10 Н, а коэффициент жесткости пружины 500 Н/м.  3. Чему равен коэффициент жесткости стержня, если под действием груза 1000 Н он удлинился на 1 мм?  |