- понимает необходимость исследования явления с разных точек зрения; - - обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем - формулирует це-ли и задачи с помощью учителя - планирует пред-стоящую деятельность с помощью учителя; - аргументирует свою точку зрения - умеет выделять проблему; - умеет формулировать гипотезу; | Ребята, сегодня на уроке вы не только учащиеся 7 класса, а мои помощники – физики-экспериментаторы, помогающие с помощью эксперимента исследовать деформацию и силу упругости, вызванную ею. Учитель ставит первые познавательные задачи. Что произойдет?: с линейкой, установленной на двух деревянных опорах, если сверху положить металлический цилиндр; с резиновым шнуром, закрепленным с одной стороны, если на него повесить груз; с куском пластилина, если из него вылепить фигуру, или раскатать в шар. . А теперь с помощью эксперимента убедимся в правильности ваших гипотез. Что произошло с телами во всех наблюдаемых случаях? Сделайте вывод по результатам эксперимента. Учитель ставит перед учениками вторую познавательную задачу: как вы думаете, что произойдет с телами после прекращения действия на них внешних сил учитель записывает гипотезы на доске учитель демонстрирует опыты: с линейкой ( убирает металлический цилиндр, и линейка возвращается в первоначальное состояние – деформация исчезает); со шнуром ( снимает груз с резинового шнура – деформация исчезает); с куском пластилина ( сжимает руками кусок пластилина, деформирует его, ученики видят, что после прекращения действия рук, пластилин сохраняет деформацию). Учитель задает вопрос. Какая из высказанных гипотез верна? Учитель вводит понятие упругой и пластической деформации учитель проводит короткую “разминку”– фронтальную беседу, когда класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя (игровой прием). Создается ситуация, которая подталкивает к формулировке новой познавательной задачи Учитель. Вспомним, что на все тела, находящиеся на земле действует… Учитель. Под действием этой силы тела двигаются… Учитель. Подброшенный камень, снежинка, листья, оторвавшиеся от веток падают… Учитель. А почему книга, лежащая на столе, цилиндр, лежащий на линейке, груз висевший на резиновом шнуре или пружине не упали на пол, на них же тоже действует сила тяжести, заставляющая их двигаться вниз.(постановка новой познавательной задачи Учитель. Верно, и эта сила называется силой упругости. Как вы думаете, что явилось причиной возникновения этой силы? Давайте вспомним, как мы уже говорили и показывали на эксперименте: тела, лежащие на опоре или висевшие на подвесе вызывают … | Учащиеся записывают тему урока: «Сила упругости. Закон Гука» Ученики высказывают гипотезы: - линейка изогнется; - шнур растянется; - мяч и пластилин поменяют формы. Ученики по желанию выходят к доске для демонстрации экспериментов Фронтально Высказывают гипотезу Изменялись форма или размеры тел,т.е. тела деформируются Ученики высказывают и обосновывают свои гипотезы: - тела останутся в том же состоянии, что и при действии сил (деформация сохранится); - тела вернутся к первоначальному состоянию (деформация исчезнет); - некоторые тела сохранят деформацию, после прекращения действия сил, а некоторые вернуться к первоначальному состоянию. Ученики наблюдают Ученики отвечают на вопрос: иногда деформация исчезает после прекращения действия внешних сил, а иногда сохраняется. Учащиеся записывают в тетрадь определения упругой и пластической деформации ученики отвечают на вопросы - сила тяжести - вниз - на землю Ученики высказывают гипотезу: Сила тяжести уравновешивается, какай-то другой, силой направленной вверх. Деформацию, следовательно, она является причиной возникновения силы упругости. Ученики записывают в тетрадь определение, обозначение и единицы измерения силы упругости |
- планирует эксперимент в соответствии с гипотезой; - подбирает инструменты для проведения исследования; - выполняет учебную задачу в сотрудничестве; - формулирует выводы; - объясняет зависимость силы упругости от удлинения тела; записывает формулу зависимости силы упругости от удлинения тела. | Предлагает провести эксперимент: в лапке штатива закреплена пружина 1. Пометьте меткой начальное положение конца пружины; 2. Прикрепите к концу пружины один груз; 3. Отметьте положение конца пружины (удлинение) меткой; 4. Прикрепите к концу пружины второй груз и отметьте удлинение меткой ; 5. Прикрепите к концу пружины поочередно третий груз, затем четвертый, каждый раз отмечайте удлинение; 6. сравните расстояния между метками и сделайте вывод: от чего зависит удлинение пружины и как? | Подбирают инструменты для проведения эксперимента. Выполнение работы в группах Один ученик от группы озвучивает результаты работы Формулируют выводы вместе с учителем Записывают формулу зависимости силы упругости от удлинения тела (закон Гука). Выражают коэффициент пропорциональности (жесткость тела) в законе Гука |