kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интересные связи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся 5-6 класса с многочисленными явлениями физики, изучаемыми на первой ступени курса естествознания.

Главная задача курса вызвать устойчивый интерес ученика к физике.

Изложение материала ведётся нетрадиционно, основным средством подачи материала является демонстрационный опыт, слайдовые презентации, а так же много внимания уделено фронтальному эксперименту, играм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интересные связи"»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Удивительные связи»


Направление: общеинтеллектуальное



Автор-составитель Л.Н.Летова, зам.директора по УВР,

учитель физики и математики МКОУ «Анненковская СШ»


Содержание



  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты изучения программы____________________________

  3. Содержание учебного курса

  4. Учебно - тематический план

V. Материально-технического обеспечения образовательного процесса. -----------

VI. Список информационных источников, использованных при подготовке программы



I. Пояснительная записка


Все науки начались с ФИЗИКИ, ибо ФИЗИКА - начало всех начал, т.е. природа. Связи физики настолько многообразны, что порой люди не видят их. В методическом пособии представлена программа внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса. Общеинтеллектуальная направленность программы позволяет значительно расширить представления семиклассников по изучению предмета физики, создать условия для формирования ключевых и межпредметных компетентностей через реализацию различных форм познавательной деятельности, использовать при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы внеурочной деятельности для основной школы: 5-6 класс/ Е.М.Шулежко, А.Т.Шулежко. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Программа рассчитана на 1 год обучения , количество часов в неделю – 1, количество часов в год – 35.

Форма контроля – защита проекта. Форма проведения – кружок.

Методы и средства обучения.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.

Актуальность программы:

В современной системе наук четко наметился процесс взаимного проникновения и связи между науками. Это полностью объективный процесс, который обусловлен единством окружающего мира. Развиваясь, каждая наука не только углубляет свои знания о природе, но и расширяет границы своих исследований. Вследствие этого происходит взаимное проникновение наук и возникновения межевых, гибридных наук - биофизики, физической химии, физической географии и т.п.

Объективный процесс связи между науками находит отображение и в процессе обучения физике в школе. Этого требует не только принцип научности, но и те задания, которые ставятся перед школьным курсом физики. В частности, формирование диалектико-материалистического мировоззрения невозможно без установления и выявления связи с другими естественными учебными предметами

II . Планируемые результаты изучения программы.

Целями изучения данного курса являются:

  • развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими межпредметных связей

  • приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы,

единства мира

  • формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.


Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • согласованное во времени изучение разных учебных дисциплин с целью их взаимной поддержки; - обоснованную последовательность в формировании понятий;

  • единство требований к знаниям, умениям и навыкам;

  • использование при изучении физики знаний, полученных при изучении других предметов;

  • ликвидацию неоправданного дублирования в содержании учебных предметов;

  • показ общности методов, которые применяются в разных дисциплинах (генерализация знаний);

  • раскрытие взаимосвязи природных явлений, показ единства мира;

  • подготовку учеников к овладению современными технологиями.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного курса

Общими предметными результатами обучения при изучении

являются:

  1. феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;

  2. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  • научиться пользоваться измерительными приборами, собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

  1. умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

  2. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  3. умение применять знания по физике при изучении других предметов школьного курса

  4. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  5. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  6. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Метапредметными результатами обучения физики являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Личностными результатами обучения при изучении курса физики являются:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  3. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  4. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  5. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  6. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  7. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;













III. Содержание учебного курса

  1. Введение (1 ч)

Межпредметные связи - что это такое? Предмет физики и ее связь с другими науками. Межпредметные связи как активизация познавательной деятельности учащихся, побуждение мыслительной активности, синтеза и обобщения знаний из разных предметов.

  1. Физика и музыка ( 4 ч)

Что такое музыка. Мистическое значение природы звука. Звук. Источники звука. Первые музыкальные инструменты. Значение звука и музыки для человека. Роль физики в совершенствовании музыкальных инструментов.

Практические работы:

- прослушивание различных звуков окружающего нас мира, отрывков из известных музыкальных произведений

- знакомство с музыкальными инструментами

- изготовление простых музыкальных инструментов

(ЗВЕНЕЛКИ)
Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов. Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья».
Для изготовления ожерелья берутся различные металлические трубочки. Подвешенные на леске или проволоке, они тоже прекрасно звенят.
Третий способ
На леску нанизывают скорлупки грецких орехов или фисташек. Они скорее гремят, чем звенят.
СВИСТЕЛКИ
Чтобы получился свист, надо во что-то дуть. Для этого берутся хорошо промытые стеклянные пузырьки из-под лекарств или чистые стеклянные пробирки. Годятся даже трубочки от пипеток.
Чтобы у свистелок была разная высота звука, они заполняются водой. Опытным путем можно выстроить настоящий звукоряд.
Способны звучать и пластмассовые бутылочки из под кока-колы или минералки, заполненные на какую-то часть водой.

  1. Физика и география (4 ч)

Атмосфера. Строение атмосферы. Атмосферное давление. Сущность атмосферного давления. История открытия атмосферного явления. Прибор для измерения атмосферного давления.

Как измерить атмосферное давление в домашних условиях.

Как образуется ветер. Почему ветры дуют.

Опыты:

  • вода течет вверх;

  • цветы на воде;

  • шарик лезет в банку;

  • атмосферное давление

  • измеряем силу ветра. Домашняя метеостанция

IV. Физика и литература ( 3ч)

Родственные связи физики и литературы.

Физика в художественной литературе. Физика в стихах. Физика в сказках.

Практические работы:

Составление физических сказок

V.Физика и техника (5ч)

Физика-основа техники. Какое значение имеет физика для техники? Современная наука и техника.

Двигатель внутреннего сгорания. Первые тепловозы и машины.

Практическая работа:

1.Построй электромотор

2.Общайся по рации из кофейных банок

3.Запечатлей мгновение камерой с булавочным отверстием.

4.Поймай взломщика с помощью самодельной сигнализации

VI. Физика и медицина (3ч)

Использование достижений физики в лечении заболеваний.Естественные и искусственные источники света. Гелиотерапия. Аэротерапия. Солнечно – воздушные ванны. Солярий. Воздушные ванны. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Действие на организм и применение в медицине. Атмосфера и человек. Влияние атмосферы на здоровье человека.

Исследовательская работа: Использование звуков для постановки диагноза в медицине



VII. Физика и физкультура (4ч)

Физика и спорт. Связь между физикой и спортом. Влияние физики на спортивные достижения. Терморегуляция. Закаливание. Закаливание воздухом. Водные процедуры. Солнечные процедуры

Практические работы:

  1. Определение гибкости позвоночника.

  2. Выявление нарушения осанки.

  3. Проверка вестибулярного аппарата.

4.Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

VIII. Физика и астрономия (3ч)

Развитие астрономии с помощью физики. Искусственные спутники Земли. Космические корабли и орбитальные станции. Принципиальные основы запуска и полета в космическом пространстве искусственных спутников Земли. Луноход. Белка и Стрелка. «Отгадай-ка, что в нем». Как зажигаются звезды.

Практическая работа:

1.Изготовление телескопа

2.Запусти самодельную ракету

3. «Прогулки» по звездному небу.

4. Изучение принципа реактивного движения (на модели, с использованием ИКТ)

X. Физика и экология( 3ч)

Проблемы экологии. Роль физики в изучении экологии. Проблемы безотходного производства. Шумовое загрязнение. Роль компьютеров в экологических проблемах. Парниковый эффект. Кислотные дожди.

Практическая работа:

Вопросы и задачи с экологическим содержанием.

Исследовательская работа: Вредное проявление диффузии в окружающей среде.

XI.Обобщение (1ч)

XII. Защита проектов (3ч)



IV. Учебно - тематический план

№ п/п

Наименование раздела

кол-во

часов

П.Р.

1

Введение

1


2

Физика и музыка

2

2

3

Физика и география

2

2

4

Физика и литература

1

2

5

Физика и техника

3

2

6

Физика и медицина

3

1

7

Физика и физкультура

2

2

8

Физика и астрономия

3

1

9

Физика и экология

2

1

10

Обобщение

1


11

Защита проектов

2


12

Итого: 35ч

22

13



VI. Материально-техническое обеспечения образовательного процесса.

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, интерактивная доска, классная доска, мел, оборудование для ЛР, ДЭ,ПР.

VII. Список информационных источников, использованных при подготовке

Программы

1. Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2.Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе.- М.: Педагогика, 1981.

3. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1984..

4. http://www.musikholl.ru/view_post.php?id=44

5.http://allpianists.ru/history23.html

6. Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».

7.Журнал «Физика в школе»

8. Я.И. Перельман «Занимательная физика»

9. Линия учебно-методических комплексов по астрономии Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута

10. Майоров А.Н. Физика для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке [Текст] / Майоров А.Н. – Ярославль : Академия развития ; Академия, Ко, 1999.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Интересные связи"

Автор: Летова Людмила Николаевна

Дата: 14.07.2016

Номер свидетельства: 337498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-poznai-siebia-5-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234135"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443355195"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Логика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-po-kursu-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-loghika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "239928"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444906699"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа внеурочной деятельности  «Волшебные узелки» "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-volshiebnyie-uzielki"
    ["file_id"] => string(6) "122582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414300205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства