Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторской программы А.В. Пёрышкина (Рабочие программы по физике. 7-9 классы.-авт.-сост. Е.Н.Тихонова. М.: Дрофа, 2013.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике за 9 класс»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ г.РЯЗАНИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«ШКОЛА №3. ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО
__________________________
/__________/Четверикова О.Н./
Протокол №______от
«____»___________20____г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора
по учебной работе
/__________/Миловидова А.В./
«_____» ___________20____г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Школа №3»
г.Рязани
/___________/Чепурная Г.В./
Приказ №_____от
«_____»__________20____г.
М.П.
РАБОЧАЯПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССОВ
Программу составила
Юдакова О.А., учитель физики, первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №_____от
«____»__________20____г.
2015 год
Рабочая программа по физике 9 класс
( 2015-2016 уч. год) Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физике в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта и с учетом рекомендаций авторской программы А.В. Пёрышкина (Рабочие программы по физике. 7-9 классы.-авт.-сост. Е.Н.Тихонова. М.: Дрофа, 2013.).
Эта программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Согласно федеральному базисному учебному плану и учебному плану МБОУ «Школа № 3», на изучение физики в 7-х классах отводится не менее 68 часов, из расчета 2 часов в неделю.
Задачи курса:
Освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, показавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
Овладение умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств вещества;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации, необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач; воспитание уважительного отношения к мнению оппонента, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувство ответственности за защиту окружающей среды;
Использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Курс предполагает проведение занятий по лекционно-семинарской системе с использованием элементов диалога, задач-демонстраций, предоставляя тем самым инструментарий для последующего самостоятельного решения качественных, количественных и графических задач индивидуально или в группах. Кроме того, предполагается изменение условий предлагаемых учебных заданий и исследование влияния этих изменений на ход решения, а также на протекание физического или технологического процессов.
Для реализации курса требуется следующие средства обучения: стандартный набор физического оборудования для проведения демонстрационного эксперимента, входящего в оснащение кабинета физики, сборники задач, а также разнообразный дидактический материал.
Повышенный уровень в специализированных классах достигается за счет более интенсивной работы учащихся во время урока, углубленного изучения отдельных тем, проектной деятельности и решения задач повышенной сложности.
Предусмотрено 5 тематических контрольных работ и 6 лабораторных работ.
Содержание программы учебного курса 9 класса
(68 ч, 2 ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел (24 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Сложение векторов. Скорость прямолинейного равномерного движения. Уравнение движения прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Средняя путевая скорость. Ускорение. Формула перемещения, не содержащая времени. Вывод Галилея об отношении путей при равноускоренном движении. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Уравнение координаты х(t), график зависимости S(t), х(t)Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии.
Фронтальные лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. (9 ч)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Фронтальная лабораторная работа
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Электромагнитное поле (18 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Фронтальная лабораторная работа
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (11 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Фронтальные лабораторные работы
5. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
6. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Повторение (4ч)
Резервное время ( 2 ч)
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Работа №1. Штатив с муфтой и лапкой, металлический цилиндр, металлический шарик, измерительная лента, желоб лабораторный металлический, метроном.
Работа №2. Стробоскопическая фотография.
Работа №3. Штатив с муфтой и лапкой, шарик, нить, секундомер (или часы с секундной стрелкой)
Работа №4. Миллиамперметр, катушка-моток, магнит.
Работа №5. Фотографии треков заряженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.
Работа №6. Фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии.
Демонстрации 9 класс
Механические явления
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Электрические и магнитные явления
Демонстрации:
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны
Демонстрации:
Электромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Преломление света.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Наблюдение явления дисперсии света.
Квантовые явления
Демонстрации:
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.
Проверка знаний учащихся
Нормы оценки знаний и умений учащихся по физике
При оценке ответов учащихся учитываются следующие знания:
физических явлениях:
признаки явления, по которым оно обнаруживается;
условия, при которых протекает явление;
связь данного явления с другими;
объяснение явления на основе научной теории;
примеры учета и использования его на практике; о физических опытах:
цель, схема, условия, при которых осуществлялся опыт, ход и результаты опыта;
физических понятиях, в том числе и о физических величинах:
явления или свойства, которые характеризуются данным понятием (величиной);
определение понятия (величины);
формулы, связывающие данную величину с другими;
единицы физической величины;
способы измерения величины; о законах:
формулировка и математическое выражение закона;
опыты, подтверждающие его справедливость;
примеры учета и применения на практике;
условия применимости (для старших классов); о физических теориях:
опытное обоснование теории;
основные понятия, положения, законы, принципы;
основные следствия;
практические применения;
границы применимости (для старших классов);
приборах, механизмах, машинах:
назначение;
принцип действия и схема устройства;
применение и правила пользования прибором.
Следует учитывать, что в конкретных случаях не все требования могут быть предъявлены учащимся, например знание границ применимости законов и теорий, так как эти границы не всегда рассматриваются в курсе физики средней школы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
оценки безопасности радиационного фона.
Предусмотрено проведение контрольных и самостоятельных работ, лабораторных работы, зачёт.
Оценке подлежат умения:
применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники;
самостоятельно работать с учебником;
решать задачи на основе известных законов и формул;
пользоваться справочными таблицами физических величин.
Оценка ответов учащихся
1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; испытывает затруднения в применении знаний при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную не менее половины всей работы или при допущении не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и более трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка 1 ставится за работу, если ученик не приступал к выполнению её или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначения.
3. Оценка лабораторных и практических работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
4. Оценка тестовых работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме на 100%.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в объеме 80-99%.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в объеме 60-79%.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в объеме 11-59%.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в объеме 10%.
5. Перечень ошибок.
Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4.Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
1.Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2.Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3.Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4.Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5.Орфографические и пунктуационные ошибки
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно–методический комплект
Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов обшеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М,: Просвещение, 2010.
Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М.Гутник: Учеб. Для общеобразовательных уч. – М.: Дрофа, 2012.
Внеклассная работа по физике/ авт. – сост. В.П.Синичкин, О.П.Синичкина. Саратов: Лицей, 2002.
Марон А. Е. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2006.
Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина в 2-х частях / Сост. И.И. Мокрова.- Волгаград:Учитель- АСТ, 2003
Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. М., «Просвещение», 1977.
Шахмаев Н.М. Физический эксперемент в средней школе. В 2 ч.: пособие для учителя.-М.:Мнеомозина, 2010.
Дидактические материалы :
Годова И.В. Физика. 9 класс. Контрольные работы в новом формате.-М.: Ителлект- Центр», 2011.
Громцева О.И. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.
Марон А. Е. Физика. 9 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – М.: Дрофа,2008.
Примерные контрольные работы
Для 9 класса
Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики»
Вариант 1.
1. Мяч, брошенный вертикально вверх, достиг максимальной высоты 10 м и упал на то же место, откуда был брошен. Какой путь пройден мячом? Чему равно его перемещение?
2. При прямолинейном равномерном движении пешеход проходит за 10 с путь 15м. Какой путь он пройдет при движении с той же скоростью за 2 с?
3. Два автобуса движутся по прямолинейному участку шоссе. На рис.1 представлены графики проекции скоростей этих автобусов на ось ОХ, параллельную шоссе.
а) Определите характер движения автобусов.
б) Как направлены их скорости по отношению друг к другу?
в) С какой по модулю скоростью движутся автобусы?
рис. 1
4. Поезд подходит к станции со скоростью 36 км/ч и останавливается через минуту после начала торможения. С каким ускорением двигался поезд?
5. По графику, изображенному на рис. 2, определите ускорение тела, двигающегося прямолинейно, и путь, пройденный телом за 4с.
рис.2
Вариант 2.
1. Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на . высоте 1 м. Найти путь и перемещение мяча.
2. При прямолинейном равномерном движении пешеход за 4 с проходит путь 6 м. Какой путь он пройдет при движении с той же скоростью за 3 с?
3. Два автомобиля движутся по прямолинейному участку шоссе. На рис.1 представлены графики проекции скоростей этих автомобилей на ось ОХ, параллельную шоссе.
а) Опишите характер движения автомобилей.
б) Как направлены их скорости по отношению друг к другу?
в) Определите модуль скорости каждого автомобиля.
рис. 1
4. Какую скорость приобрел автомобиль при торможении с ускорением 0,5 м/с* через 10 с от начала торможения, если его начальная скорость была равна 54 км/ч?
5. По графику, изображенному на рис. 2, определите ускорение прямолинейно движущегося тела и путь, пройденный телом за 2 с.
рис.2
Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики».
Вариант 1
1. Яблоко, висящее на ветке, притягивается к Земле с силой, равной 3 Н. С какой силой яблоко притягивает к себе Землю?
2. Вычислите силу притяжения друг к другу вагонов массой 80 т каждый, находящийся на расстоянии 10 м.
3. С каким ускорением движется автомобиль массой 1000 кг по горизонтальному шоссе, если сила тяги, действующая на автомобиль, равна 3 кН, а сила сопротивления, возникающая при движении равна 2 кН.
4. Определите скорость тела, движущегося по окружности, если радиус окружности и центростремительное ускорение тела составляют 10 м и 3,6 м/с2 соответственно.
5. Найдите изменение импульса тела массой 50 кг, если его скорость изменилась 5 м/с до 36 км/ч.
Вариант 2.
1. Два мальчика растягивают динамометр, причем каждый из них прикладывает силу
50 Н. Каковы показания динамометра?
2. Чему равна скорость движения Луны по орбите вокруг Земли, если радиус орбиты равен 3,84•108 м, масса Земли 6 • 1021 т?
3. Какую массу имеет мяч, если под действием силы 0,05 кН он приобретает ускорение 100 м/с2?
4. Велосипедист движется по дуге радиусом 64 м со скоростью 8 м/с. Чему равно центростремительное ускорение?
5. Человек массой 70 кг, бегущей со скоростью 18 км/ч, догоняет тележку массой 50 кг, движущуюся со скоростью 1 м/с, и вскакивает на нее. С какой скоростью они будут продолжать движение?
Контрольная работа№3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Вариант 1
I
1. Нитяной маятник совершил 25 колебаний за 50 с. Определите период и частоту колебаний.
2. Определите, на каком расстоянии от наблюдателя ударила молния, если он услышал гром через 3 с после того, как
увидел молнию.
3. По графику определите амплитуду, период и частоту колебаний.
II
4. Какова длина математического маятника, совершающего гармонические колебания с частотой 0,5 Гц на поверхности Луны? Ускорение свободного падения на поверхности Луны 1,6 м/с2.
5. Длина морской волны равна 2 м. Какое количество колебаний за 10 с совершит на ней поплавок, если скорое распространения волны равна 6 м/с?
6. Как нужно изменить длину математического маятника, чтобы период его колебаний уменьшить в 2 раза?
III
7. Определите длину математического маятника, который за 10 с совершает на 4 полных колебания меньше, чем математический маятник длиной 60 см.
8. Один математический маятник имеет период колебаний 3 с, а другой — 4с. Каков период колебаний математического маятника, длина которого равна сумме длю указанных маятников?
9. Чему равна длина волны на воде, если скорость распространения волн равна 2,4 м/с, а тело, плавающее на воде совершает 30 колебаний за 25 с?
Вариант 2
I
1. Маятник совершил 50 колебаний за 25 с. Определите период и частоту колебаний маятника.
2. Радиобуй в море колеблется на волнах с периодом 2 с. Скорость морских волн 1 м/с. Чему равна длина волны?
3. По графику определите амплитуду, период и частоту колебаний.
II
4. На неизвестной планете маятник длиной 80 см совершил 36 полных колебаний за 1 мин. Чему равно ускорение свободного падения на этой планете?
5. Определите длину волны, распространяющейся со скоростью 2 м/с, в которой за 20 с происходит 10 колебаний.
6. Какова длина математического маятника, совершающего 4 полных колебания за 8 с?
III
7. Как изменится частота колебаний нитяного маятника длиной 0,5 м, если увеличить длину нити на 1,5 м?
8. На озере в безветренную погоду с лодки сбросили тяжелый якорь. От места бросания пошли волны. Человек, стоящий на берегу, заметил, что волна дошла до него через 50 с, расстояние между соседними горбами волн 50 см, а за 50 с было 20 всплесков о берег. Как далеко от берега находилась лодка?
9. К потолку подвешены два маятника. За одинаковое время один маятник совершил
5 колебаний, а другой — 3 колебания. Какова длина каждого маятника, если разность их длин 48 см?
Контрольная работа№4 по теме «Электромагнитное поле».
Вариант 1
I
1 По графику определите период, частоту и амплитуду колебаний силы тока.
2. Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1400 кГц?
II
3. На прямолинейный проводник с током, помещенный в однородное магнитное поле с индукцией 0,34 Тл, действует сила 1,65 Н. Определите длину проводника, если он расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля. Сила тока в проводнике 14,5 А.
4. Электрон влетает в однородное магнитное поле с индукцией 0,5 Тл со скоростью 20000км/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу, с которой магнитное поле действует на электрон.
III
5. Электрон, двигаясь со скоростью 3,54 • 105 м/с, попадает в однородное магнитное поле с индукцией 2• 10-5 Тл перпендикулярно линиям магнитной индукции и продолжает двигаться по окружности радиусом 10 см. Определите отношение заряда электрона к его массе.
6. Сила тока в горизонтально расположенном проводнике длиной 10 см и массой 2 г равна 10 А. Какова индукция магнитного поля, в которое нужно поместить проводник, чтобы сила тяжести уравновесилась силой, действующей на проводник со стороны магнитного поля?
1 По графику определите период, частоту и амплитуду колебаний силы тока.
2. Радиостанция ведет передачи на частоте 70 МГц (УКВ). Чему равна длина волны?
II
3. В однородное магнитное поле, индукция которого 1,26 мТл, помещен прямой проводник длиной 20 см перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу, действующую на проводник, если сила тока в нем 50 А.
4. Электрон движется со скоростью 3 • 106 м/с в однородном магнитном поле с индукцией 0,1 Тл. Чему равна сила, действующая на электрон, если угол между направлением скорости электрона и линиями магнитной индукции равен 90°?
III
5. Электрон и протон, двигаясь с одинаковыми скоростями, попадают в однородное магнитное поле перпендикулярно к линиям индукции. Сравните радиусы кривизны Rе и Rр траекторий движения электрона и протона.
6. В однородном магнитном поле с индукцией 0,25 Тл горизонтально расположен проводник длиной 10 см и массой 40 г. Линии индукции магнитного поля перпендикулярны проводнику. Какой силы ток должен идти по проводнику, чтобы он находился в равновесии в магнитном поле?
Масса электрона 9,1 • 10-31 кг. Заряд электрона -1,6 • 10-19 Кл. Масса протона
1,67 • 10-27 кг. Заряд протона +1,6 • 10-19 Кл.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
Единицей измерения какой физической величины является Ньютон?
А) Массы. Б) Работы. В) Силы. Г) Мощности. Д) Энергии.
2. Какая из приведенных ниже формул выражает закон всемирного тяготения?
А) F=m a. Б) F= μ N. B) F=G Г) F = -k x.
3. Какое из четырех понятий обозначает физическое явление?
А) Молекула. Б) Сила. В) Весы. Г) Кипение.
4. В каком из следующих случаев движение тела можно рассматривать как движение материальной точки?
А) Вращение детали, обрабатываемой на токарном станке. Б) Движение поезда по мосту. В) Движение фигуриста, выполняющего программу фигурного катания. Г) Полет самолета, совершающего рейс Москва- Владивосток.
5. Утром автобус вышел на маршрут, а вечером вернулся на ту же автобазу. Показания счетчика при этом увеличилось на 500 км. Чему равен путь и перемещение автобуса?
А) 500 км, 500 км. Б) 250 км, 500 км. В) 500 км, 0 км. Г) 0 км, 500 км.
6. Велосипедист, двигаясь равномерно, проезжает 20 м за 2 с. Определите, какой путь он проедет при движении с той же скоростью за 10 с.
А) 60 м. Б) 100 м. В) 150 м.
7. Катер плывет против течения реки. Какова скорость катера относительно берега, если скорость катера относительно воды 4 м/с, а скорость течения реки 3 м/с?
А) 7 м/с. Б) 5 м/с. В) 1 м/с.
8. Как будет двигаться тело массой 2 кг под действием постоянной силы, равной 4 Н?
А) Равномерно, со скоростью 2 м/с. Б) Равноускоренно, с ускорением 2 м/с.
В) Равноускоренно, с ускорением 0,5 м/с. Г) Равноускоренно, с ускорением 8 м/с.
9. Какой из графиков (рис.1) соответствует уравнению скорости V=2-t?
А) 1. Б) 2. В) 3.
10. При прямолинейном равноускоренном движении скорость катера увеличилась за 10с от 2 м/с до 8 м,/с. Какой путь пройден катером за это время?
А) 80 м. Б) 50 м. В) 60м. Г) 100 м.
11. Сколько времени будет падать тело с высоты 20 м?
А) 3с. Б) 4с. В) 2с. Г) 1с. Д) 2 с.
12. Как изменится сила тяготения между телами, если массу одного из них увеличилась в 4 раза?
А) Увеличится в 2 раз. Б) Уменьшится в 4 раза. В) Увеличится в 4 раза. Г) Уменьшится в 2 раз.
13. Трамвайный вагон движется на повороте по закруглению радиусом 50м. Определите скорость трамвая, если центростремительное ускорение равно 0,5 м/с.
А) 10 м/с. Б) 25 м/с. В) 5 м/с.
14. Мяч массой 500 г летит со скоростью 5 м/с. Чему равен импульс мяча?
А) 0,5 кг м/с. Б) 2.5 кг м/с. В) 2 кг м/с.
15. За 6 секунд маятник совершает 12 колебаний. Чему равна частота колебаний?
А) 0,5 Гц. Б) 2 Гц. В) 72 Гц. Г) 6Гц.
16. По графику зависимости координаты маятника от времени (рис.2) определите период колебаний маятника.
А) 2 с. Б) 4 с. В) 8 с.
Определите скорость распространения волны, если ее длина 5 м, а период колебаний 10 с.
А) 0,5 м/с. Б) 2 м/с. В) 50 м/с.
18. Магнитное поле создается…
А) только неподвижными заряженными частицами. Б) только движущимися заряженными частицами. В) как движущимися заряженными частицами, так и неподвижными заряженными частицами.
2. Какая из приведенных ниже формул соответствует определению ускорения?
А) а = Б) а = В) а = Г) Ни одна формула из ответов А-В. Д) Все три формулы из ответов А-В.
3. Какое из четырех понятий обозначает физическую величину?
А) Луна. Б) Железо. В) Масса. Г) Испарение.
4. В каком из следующих случаев движение тела нельзя рассматривать как движение материальной точки?
А) Движение Земли вокруг Солнца. Б) Движение спутника вокруг Земли. В) Движение поезда по маршруту Москва- Киев. Г) Вращение детали обрабатываемой на токарном станке.
5. Показание счетчика автомобиля, двигавшегося из города А в город В, увеличилось на 180 км, расстояние между городами по прямой 150 км. Чему равны путь и перемещение автомобиля?
А) 180 км и 150 км. Б) 150 км и 180 км. В) 150 км и 150 км. Г) 180 км и 180 км.
6. Автомобиль, двигаясь равномерно, проехал 50 м за 2 с. Какой путь он проедет за 20 с, двигаясь с той же скоростью?
А) 500м. Б) 1000 м. В) 250 м.
7. Эскалатор метро движется вниз со скоростью 0,7 м/с. Какова скорость пассажира относительно земли, если он идет вверх со скоростью 0,7 м/с относительно эскалатора?
А) 0 м/с. Б) 1,4 м/с. В) 1 м/с.
8. Как будет двигаться тело массой 8 кг под действием постоянной силы, равной 4 Н?
А) Равномерно со скоростью 2 м/с. Б) Равноускоренно с ускорением 2 м/с.
В) Равноускоренно с ускорением 0,5 м/с. Г) Равномерно со скоростью 0,5 м/с.
9. Какой из графиков (рис.1) соответствует уравнению скорости V=4+t?
А) 1. Б) 2. В) 3.
Автомобиль двигался со скоростью 10 м/с, затем выключил двигатель и начал торможение с ускорением 2 м/с. Какой путь пройден автомобилем за 7с с момента торможения?
А) 119 м. Б) 77 м. В) 63м. Г) 49 м. Д) 21 м.
11. Мяч падает с высоты 80 м. Сколько времени длилось падение мяча?
А) 5с. Б) 2с. В) 4с. Г) 1с. Д) 8с.
12. Как и во сколько раз нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила тяготения увеличилась в 4 раза?
А) Уменьшить в 2 раз. Б) Уменьшить в 2 раза. В) Увеличить в 2 раза. Г) Увеличить в 2 раз.
13. Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 40 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля?
А) 2,5 м/с. Б) 5 м/с. В) 10 м/с.
14. Тележка массой 200 г движется равномерно по горизонтальной поверхности со скоростью 2 м/с. Чему равен ее импульс?
А) 0,4 кг м/с. Б) 0,2 кг м/с. В) 4 кг м/с.
15. За 5 секунд маятник совершает 10 колебаний. Чему равен период колебаний?
А) 0,5 с. Б) 2 с. В) 5 с. Г) 50 с.
16. По графику зависимости координаты математического маятника от времени (рис.2) определите период колебаний математического маятника.