смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, работа, потенциальная и кинетическая энергия, импульс тела, амплитуда, длина и скорость волны, магнитная индукция, сила тока, напряжение, сопротивление, энергия магнитного поля, электроемкость конденсатора
смысл физических законов: всемирного тяготения, Ньютона, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, электромагнитной индукции, преломления света, радиоактивного распада, сохранения массового числа;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников, электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникации, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального использования и защиты окружающей среды.
Оценка устных ответов учащихся по физике
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических и лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
№
Наименование разделов
Характеристика основных содержательных линий
1.
Законы взаимодействия и движения тел
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
2.
Механические колебания и волны. Звук.
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
3.
Электромагнитное поле
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света.
Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
4.
Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Тематическое планирование
№
Наименование темы
Кол-во часов
Сроки прохождения темы
Контрольные работы
Лабораторные работы
1
Законы взаимодействия и движения тел
27
05.09- 12.12
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения» -12.12
ЛР №1 - 26.09
ЛР№2 - 07.11
2
Механические колебания и волны. Звук.
13
12.12-06.02
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук» - 06.02
ЛР№ 3 - 19.12
3
Электромагнитное поле
14
13.02-03.04
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле» - 03.04
ЛР№ 4 - 27.02
4
Строение атома и атомного ядра
12
10.04-22.05
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра» - 22.05
ЛР№ 5 - 08.05
ЛР№6 - 15.05
Итого:
66
Место предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение физики в 9 классе отводится 2 часа в неделю (68 часов в год). На основании Постановления Правительства РФ о праздничных днях выходных днях в 2018 – 2019 гг., разработанных Минтруда России, праздничными днями являются: 05.11.2018, 08.03.2019, 01.05-03.05.2019, 09.05.2019. Так как уроки физики выпадают на 01.05.2019. Так как уроки 01.05.2018,то программа рассчитана на 66 часа. Выполнение программы будет обеспечено за счет уплотнения учебного материала.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Д/З
по плану
факт
1.Законы взаимодействия и движения 27 ч
Материальная точка. Система отсчета
05.09
1
§1
Перемещение.
05.09
1
§2-3,
Определение координаты движущегося тела.
12.09
1
§4. Повтор.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
12.09
1
§5
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
19.09
1
§6
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
19.09
1
§7
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
26.09
1
§8
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
26.09
1
Стр.269-274
Решение задач по теме «Основы кинематики»
03.10
1
Задачи
(карточки)
Контроль по теме «Основы кинематики»
03.10
1
повт
Относительность движения
10.10
1
§9
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
10.10
1
§10
Второй закон Ньютона
17.10
1
§11
Третий закон Ньютона
17.10
1
§12
Решение задач, (Законы Ньютона)
24.10
1
Задачи
(карточки)
Контроль, применение законов Ньютона
24.10
1
Повтор
Свободное падение тел Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость
07.11
1
Подг к ЛР №2 §13-14
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения»
07.11
1
Стр 231
Закон всемирного тяготения
14.11
1
§15
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел
14.11
1
§16-17
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью
21.11
1
§18§19
Искусственные спутники Земли. Решение задач
21.11
1
§20
Импульс тела. Закон сохранения импульса
28.11
1
§21
Реактивное движение. Ракеты
28.11
1
§22
Закон сохранения механической энергии
05.12
1
§23
Решение задач по теме «Основы динамики»
05.12
1
Задачи
(карточки), подг к КР
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения»
12.12
1
Повтор.
2.Механические колебания и волны. Звук 13 ч
Работа над ошибками. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник
12.12
§24-25
Величины, характеризующие колебательное движение
19.12
1
§26
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
19.12
1
Стр.275-278
Превращение энергии при колебательном движении.Затухающие колебания.. Гармонические колебания
26.12
1
§27-28
Вынужденные колебания, Резонанс.
26.12
1
§29,30
Решение задач. Контроль (Колебательное движение)
16.01
1
Задачи
(карточки),
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.
16.01
1
§31-32
Длина и скорость распространения волны
23.01
1
§33-
Источники звука. Звуковые колебания.
23.01
§34
Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука