Протокол №____от_________________20___г.
Приказ №______от___________20___г.
Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение физики в 7-9 классах по 2 часа в неделю (210 часов на 3 года).
В соответствии с учебным планом МБОУ «Парцинская ООШ» на 2019-2020 уч. г. на изучение физики в 8 классе отводится 102 часа годовых (3 часа в неделю).
В рабочую программу к линии УМК Е.М.Гутник, А.В. Перышкин внесены следующие изменения:
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
план | факт |
Тепловые явления (24 часа) |
1 | Тепловое движение. Температура | 1 | Различать тепловые явления; анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул | | |
2 | Внутренняя энергия. | 1 | Наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах; приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении | | |
3 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу; перечислять способы изменения внутренней энергии | | |
4 | Теплопроводность. | 1 | Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории; приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности | | |
5 | Конвекция. Излучение | 1 | Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения; анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; сравнивать виды теплопередачи | | |
6 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость | 1 | Находить связь между единицами количества теплоты; устанавливать зависимость между массой тела и количеством теплоты. Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества | | |
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого им при охлаждении | 1 | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении; преобразовывать количество теплоты, выраженной в Дж в кДж; кал, ккал в Дж | | |
8 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуре» | 1 | Разрабатывать план выполнения работы; определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене; объяснять полученные результаты , представлять их в виде таблиц; анализировать причины погрешностей измерений | | |
9 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | Определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением; объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; анализировать причины погрешностей измерений | | |
10 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах | 1 | Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее; приводить примеры экологически чистого топлива; классифицировать виды топлива по количеству теплоты, выделяемой при сгорании | | |
11 | Обобщение по теме «Тепловые явления» | 1 | Систематизировать и обобщать знания закона на тепловые процессы | | |
12 | Контрольная работа №1 «Тепловые явления» | 1 | Применять знания к решению задач | | |
13 | Анализ контрольной работы. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания | 1 | Приводить примеры агрегатных состояний вещества; отличать процесс плавления тела от кристаллизации; проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отсчет и объяснять результаты эксперимента | | |
14 | Удельная теплота плавления | 1 | Рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации; устанавливать зависимость процесса от плавления и температуры тела | | |
15 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара | 1 | Объяснять понижение температуры жидкости при испарении; приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты, делать выводы | | |
16 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации | 1 | Работать с таблицей учебника; приводить примеры использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара; рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы | | |
17 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | 1 | Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека; измерять влажность воздуха | | |
18 | Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха». | 1 | Работать в группе; классифицировать приборы для измерения влажности воздуха | | |
19 | Решение задач на удельную теплоту плавления | 1 | Применять знания к решению задач | | |
20 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | 1 | Объяснять принцип работы и устройство ДВС; приводить примеры применения ДВС на практике; объяснять экологические проблемы использования ДВС и пути их решения | | |
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя | 1 | Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины; приводить примеры применения паровой турбины в технике; сравнивать КПД различных машин и механизмов | | |
22 | Решение задач на КПД теплового двигателя | 1 | Применять знания к решению задач | | |
23 | Обобщение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | Выступать с докладами, демонстрировать презентации и участвовать в обсуждении | | |
24 | Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | 1 | Применять знания к решению задач | | |
Электрические явления (42 часа) |
25 | Анализ контрольной работы. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода заряда. Электроскоп. Проводники, полупроводники и непроводники электричества | 1 | Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов электрических зарядов; анализировать опыты; проводить исследовательский эксперимент | | |
26 | Электрическое поле | 1 | Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле | | |
27 | Делимость электрического заряда. Электрон | 1 | Доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд; объяснять образование положительных и отрицательных ионов | | |
28 | Строение атома. Объяснение электрических явлений. Закон сохранения заряда | 1 | Применять знания из курса химии и физики для объяснения строения атома; работать с текстом учебника | | |
29 | Электрический ток. Источники электрического тока | 1 | Приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение; классифицировать источники электрического тока; применять на практике простейшие источники тока | | |
30 | Электрическая цепь и ее составные части | 1 | Собирать электрическую цепь; объяснять назначение источника тока в электрической цепи | | |
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока | 1 | Объяснять особенности электрического тока в металлах; приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использование в технике | | |
32 | Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока | 1 | Классифицировать действия электрического тока; обобщать и делать выводы о применении на практике электрических приборов; рассчитывать по формуле силу тока; выражать силу тока в различных единицах | | |
33 | Решение задач по теме «Электрический ток» | 1 | Применять знания к решению задач | | |
34 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | 1 | Включать амперметр в цепь; определять цену деления амперметра и гальванометра; чертить схемы электрической цепи; измерять силу тока на различных участках цепи | | |
35 | Электрическое напряжение. Единицы измерения | 1 | Рассчитывать напряжение по формуле; устанавливать зависимость напряжения от работы тока и силы тока | | |
36 | Вольтметр. Измерение напряжения. Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | Определять цену деления вольтметра; включать вольтметр в цепь; измерять напряжение на различных участках цепи; чертить схемы электрической цепи | | |
37 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления | 1 | Строить график зависимости силы тока от напряжения; объяснять причину возникновения сопротивления | | |
38 | Закон Ома для участка цепи | 1 | Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника; записывать закон Ома в виде формулы | | |
39 | Решение задач на закон Ома | 1 | Записывать закон Ома в виде формулы | | |
40 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление | 1 | Исследовать зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала проводника; вычислять удельное сопротивление проводника | | |
41 | Решение задач на расчет сопротивления проводника | 1 | Чертить схемы электрической цепи; рассчитывать электрическое сопротивление | | |
42 | Решение задач на расчет сопротивления проводника | 1 | Чертить схемы электрической цепи; рассчитывать электрическое сопротивление | | |
43 | Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | Собирать электрическую цепь; пользоваться реостатом для регулирования силы тока в цепи; работать в группе | | |
44 | Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач | 1 | Собирать электрическую цепь; измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра; представлять результаты измерений в виде таблиц | | |
45 | Последовательное соединение проводников | 1 | Приводить примеры применения последовательного соединения проводников; рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении | | |
46 | Решение задач на последовательное соединение проводников | 1 | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении | | |
47 | Решение задач на последовательное соединение проводников | 1 | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении | | |
48 | Параллельное соединение проводников | 1 | Приводить примеры применения параллельного соединения проводников; рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении | | |
49 | Решение задач на параллельное соединение проводников | 1 | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении | | |
50 | Решение задач на параллельное соединение проводников | 1 | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении | | |
51 | Решение задач на смешанное соединение проводников | 1 | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при смешанном соединении | | |
52 | Решение задач на смешанное соединение проводников | 1 | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при смешанном соединении | | |
53 | Работа электрического тока | 1 | Рассчитывать работу и мощность электрического тока; выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока | | |
54 | Решение задач на работу электрического тока | 1 | Рассчитывать работу электрического тока | | |
55 | Решение задач на работу электрического тока | 1 | Рассчитывать работу электрического тока | | |
56 | Мощность электрического тока. | 1 | Выражать работу тока в Вт*ч; кВт*ч; измерять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы | | |
57 | Решение задач на мощность электрического тока | 1 | Рассчитывать мощность электрического тока | | |
58 | Решение задач на мощность электрического тока | 1 | Рассчитывать мощность электрического тока | | |
59 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | Работать в группе; обобщать и делать выводы о мощности и работе в электрической лампе | | |
60 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца | 1 | Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества; рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца | | |
61 | Решение задач на закон Джоуля – Ленца | 1 | Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца | | |
62 | Решение задач на закон Джоуля – Ленца | 1 | Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца | | |
63 | Конденсатор | 1 | Объяснять назначения конденсаторов в технике; объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора | | |
64 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители | 1 | Различать по принципу действия лампы, предохранители в современных приборах; анализировать и делать выводы о причинах короткого замыкания; сравнивать лампу накаливания и энергосберегающие лампы | | |
65 | Обобщение по теме «Электрические явления». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Выступать с докладом или слушать доклады, подготовленные с использованием презентации | | |
66 | Контрольная работа №4 «Электрические явления» | 1 | Применять знания к решению задач | | |
Электромагнитные явления (7 часов) |
67 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | 1 | Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем; объяснять связь направления магнитных линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике; приводить примеры магнитных явлений | | |
68 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты | 1 | Называть способы усиления магнитного действия катушки с током; приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту | | |
69 | Применение электромагнитов. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | Устанавливать сходство между катушкой с током и магнитной стрелкой; объяснять устройство электромагнита; работать в группе | | |
70 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | 1 | Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа; получать картины магнитного поля полосового и дугообразного магнитов;объяснять взаимодействие полюсов магнитов | | |
71 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения; собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели); определять основные детали электрического двигателя постоянного тока | | |
72 | Устройство электроизмерительных приборов. | 1 | Изучают устройство электроизмерительных приборов | | |
73 | Контрольная работа №5 «Электромагнитные явления» | 1 | Применять знания к решению задач | | |
Световые явления (15 часов) |
74 | Анализ контрольной работы. Источники света Распространение света. Видимые движения светил | 1 | Наблюдать прямолинейное распространение света; объяснять образование тени и полутени; проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени; обобщать и делать выводы о распространении света | | |
75 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 | Наблюдать отражение света; объяснять закон отражения света, делать выводы, приводить примеры отражения света, известные из практики | | |
76 | Плоское зеркало | 1 | Применять закон отражения света при построении изображения в плоском зеркале; строить изображение точки в плоском зеркале | | |
77 | Плоское зеркало | 1 | Строить изображение точки в плоском зеркале | | |
78 | Преломление света | 1 | Наблюдать преломление света; работать с текстом учебника | | |
79 | Преломление света | 1 | Наблюдать преломление света; работать с текстом учебника | | |
80 | Линзы. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой | 1 | Различать линзы по внешнему виду; определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение | | |
81 | Линзы. Оптическая сила линзы. Изображение, даваемое линзой | 1 | Различать линзы по внешнему виду; определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение | | |
82 | Глаз и зрение. Построение изображений, даваемых линзой | 1 | Объяснять восприятие изображения глазом человека; строить изображение в фотоаппарате | | |
83 | Глаз и зрение. Построение изображений, даваемых линзой | 1 | Строить изображение, даваемое линзой | | |
84 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» | 1 | Измерять фокусное расстояние и оптическую силу линзы; анализировать полученные при помощи линзы изображения, делать выводы, представлять результат в виде таблиц | | |
85 | Решение задач по теме «Световые явления» | 1 | Применять знания на практике | | |
86 | Решение задач по теме «Световые явления» | 1 | Применять знания на практике | | |
87 | Обобщение по теме «Световые явления» | 1 | Применять знания на практике | | |
88 | Контрольная работа №6 «Световые явления» | 1 | Демонстрируют умение решать задачи по теме «Световые явления» | | |
Повторение (12 часов) |
89 | Повторение. Тепловые явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
90 | Повторение. Тепловые явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
91 | Повторение. Тепловые явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
92 | Повторение. Электрические явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
93 | Повторение. Электрические явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
94 | Повторение. Электрические явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
95 | Повторение. Электрические явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
96 | Повторение. Электрические явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
97 | Повторение. Электромагнитные явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
98 | Повторение. Электромагнитные явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
99 | Повторение. Световые явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
100 | Повторение. Световые явления | 1 | Повторение раннее изученного материала | | |
Административные контрольные работы (2 часа) |
101 | ПАКР | 1 | Применение знаний при решении задач | | |
102 | ИАКР | 1 | Применение знаний при решении задач | | |
понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях
решать задачи на применение изученных физических законов
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем
познакомиться с примерами использования базовых знаний и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона