Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 8 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Мужиново
Клетнянского муниципального района Брянской области
«Согласовано»
Зам.директора по УВР МБОУ
СОШ с.Мужиново
Борисенко С.Н.
от « » 20 г
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ с .Мужиново
Асоскова Н.А.
Приказ № ____ от « » 20 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ФИЗИКЕ
8 КЛАСС
2_ ЧАСА В НЕДЕЛЮ ,_68_ ЧАСОВ В ГОД
Составитель:
Емельяненкова Валентина Алекссеевна
1квалификационная категория
2018– 2019 уч.год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физике 8 кл. составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и примерных программ по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). , на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Под ред. М.Л. Корневич. – М. : ИЛЕКСА, 2014 , на основе авторских программ ( авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго поколения. Учебным планом МБОУ СОШ с. Мужиново 2017-2018 уч. год, федеральным перечнем учебников..
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 8 класса с учетом межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета физика.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В основе построения программы лежатпринципы:единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, проектирования и системности.
2.Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства образования об усилении практический, экспериментальной направленности преподавания физики и включена внеурочная деятельность.
Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующихзадач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлений, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки удовлетворения бытовых , производных и культурных потребностей человека
Учебная программа 8 класса рассчитана на 68 часов , по 2 часа в неделю
Курс завершается итоговым тестом, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников основной школы.
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение , плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение/ преломление света;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;
Представлять результаты измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
Решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца, прямолинейного распространения и преломления света;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах ( словесно, с помощью рисунков и презентаций);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.
№ п/п
№ урока
Тема урока:
Дата
По плану
Фактически
Тепловые явления (28 ч)
1
1
Тепловое движение. Температура.
2
2
Внутренняя энергия.
3
3
Способы изменения внутренней энергии тела.
4
4
Теплопроводность.
5
5
Конвекция.
6
6
Излучение.
7
7
Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
8
8
Удельная теплоёмкость.
9
9
Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
10
10
Лабораторная работа № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
11
11
Лабораторная работа № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».
12
12
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
13
13
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
14
14
Контрольная работа № 1. «Тепловые явления».
Изменение агрегатных состояний вещества.
15
15
Агрегатные состояния вещества.
15
16
Плавление и отвердевание кристаллических тел.
17
17
График плавления и отвердевания кристаллических тел.
18
18
Удельная теплота плавления.
19
19
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.
20
20
Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.
21
21
Кипение.
22
22
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
23
23
Удельная теплота парообразования и конденсации.
24
24
Работа газа и пара при расширении.
25
25
Двигатель внутреннего сгорания.
26
26
Паровая турбина.
27
27
КПД теплового двигателя.
28
28
Контрольная работа № 2. «Изменение агрегатных состояний вещества».
Электрические явления (23 ч)
29
1
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
30
2
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.