kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование для 7 класса по физике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»



Обсуждено:

Заседание МО

Пр.№1 от 29.08.2020 г.

Руководитель МО:

_______ /Масленченко Е.Ю./

Согласовано:

Заседание МС

Пр. № 1 от 30.08.2020 г.

Председатель МС:

______________ /

Соболевская М.М. /

Утверждено:

Директор школы

________ /Бадарханова Л.Е./

30.08.2020 г.


















Рабочая программа



Название предмета: ФИЗИКА

ФИО учителя, квалиф. категория: Сутурина В.С., I кв. кат

Класс: 7

Год составление программы: 2020-2021






















2. Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 7-х классов соответствует:


  • Закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010.г.;

  • Образовательной программе основного общего образования МАОУ «Хоринская СОШ № 2»;

  • Примерная государственная программа по физике для основной школы, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

  • Авторская учебная программа по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2012.

  • УМК по физике для 7 – 9 классов для реализации данной авторской программы.

  • Учебным планом МАОУ «Хоринская СОШ №2»;

  • Положениию о рабочих программах МАОУ «Хоринская СОШ №2».


Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с базисным учебным планом МАОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса   7 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей уча­щихся, определяет минимальный набор опытов, демонстри­руемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.


Возрастные и психологические особенности

Средний школьный возраст – переходный от детства к юности и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.

Характерная особенность этого возраста – половое созревание организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.

Восприятие подростка далее целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом - характерная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту – критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремиться иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными. Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Подростковый возраст называют даже возрастом катастроф, это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Исследования внутреннего мира подростка показывают, что одна из самых серьезных проблем этого возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.


Национально-региональный компонент


Пять первооснов материального мира: дерево, огонь, земля, железо, вода (по мировоззрению восточных мудрецов). Изучение распространения загрязняющих веществ в водоемах (реки: Уда, Ана, Кодун, Зэргэлей) и атмосфере с. Хоринск на основе законов диффузии. Рассеяние загрязнителей в атмосфере после их выброса из труб вследствие диффузии и ветра. Творческое задание: 1) Вычислить скорость течения воды в реках Уда и Ана. 2) Рассчитать среднюю скорость движения маршрутного такси от с. Хоринск до г. Улан-Удэ. Плотность и давление воздуха на вершине "Мунку-Сардык" (3491 м). Прогнозирование погоды по местным народным приметам. Расчет давления воды на дно озера Байкал (1625 м). Экологические проблемы озера Байкал. Водный транспорт Республики Бурятия. Творческое задание: пронаблюдать за изменением температуры воздуха за месяц, сутки в с. Хоринск; построить график изменения температуры. Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением; использование энергии рек, ветра и солнца как экологически чистых источников энергии в Бурятии.

























3. Планируемые результаты изучения курса физики


Личностными результатами обучения физике являются:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:


  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:


  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации


Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:

  • понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел

  • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,

  • овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,

  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).







4. Содержание учебного предмета

п/п

Название раздела (блока)

Кол.час.

Содержание учебной темы

1

Введение


4

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и по­грешность измерений. Физика и техника.

Лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Демонстрации

- свободное падение тел;

- колебания маятника

- притяжение стального шара магнитом

- свечение нити электрической лампы

- электрические искры

2

Первоначальные сведения о строении вещества.


6

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа

2.. Определение размеров малых тел.

Демонстрации

- диффузия в растворах и газах, в воде

- модель хаотического движения молекул в газе

- демонстрация расширения твердого тела при нагревании


Взаимодействия тел


21

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по од­ной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Лабораторнные работы:

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4 Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.

Контрольные работы:

  1. «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

  2. «Сила. Равнодействующая сила»

Демонстрации

- явление инерции

- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов

- измерение силы по деформации пружины

- свойства силы трения

- сложение сил

- барометр

- опыт с шаром Паскаля

- опыт с ведерком Архимеда


Давление твердых тел, жидкостей и газов


23

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Лабораторные работы:

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Контрольные работы:

  1. «Давление. Закон Паскаля»

  2. «Давление в жидкости и газе»

Демонстрации

- барометр

- опыт с шаром Паскаля

- опыт с ведерком Архимеда


Работа и мощность. Энергия


14

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Лабораторные работы:

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Контрольные работы:

  1. «Работа и мощность»

Демонстрации

- реактивное движение модели ракеты

- простые механизмы









  1. Календарно-тематическое планирование

темы

Наименование темы урока

Дата проведения

Контрольные работы

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

Практическая часть

(в соответствии со спецификой предмета, курса)

Кол-во часов

  1. Введение (4 часа)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

3.09



1

Физические величины.

Измерение физических величин. Система единиц

7.09



1

«Определение цены деления шкалы изме­рительного прибора»

10.09


Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления шкалы изме­рительного прибора»

1

Физика и техника

14.09



1

  1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)

Строение вещества. Молекулы

17.09



1

«Измерение размеров малых тел»

21.09


Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

24.09



1

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

28.09



1

Агрегатные состояния вещества. Различие в молеку­лярном строении твердых тел, жидко­стей и газов

01.10



1

Повторительно-обобщающий урок по теме.

06.10



1

  1. Взаимодействия тел (21 час)

Механическое движе­ние. Равномерное и неравномерное движение.

08.10



1

Скорость тела. Единицы скорости




1

Расчет скорости, пути и времени движения




1

Инерция




1

Взаимодействие тел




1

Масса тела. Единицы массы




1

«Измерение массы тела на рычаж­ных весах»



Лабораторная работа №3

«Измерение массы тела на рычаж­ных весах»

1

Плотность вещества




1

«Измерение объема твердого тела».



Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела».

1

«Определение плотности твердого тела»



Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

1

Расчет массы и объе­ма вещества по его плотности. Решение задач.




1

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»


Контрольная работа№1

«Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»


1

Сила.




1

Явление тяготения. Сила тяжести. Единицы силы. Связь между силой и массой тела




1

Сила упругости. Вес тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.




1

Динамометр.



Лабораторная работа№6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Сложе­ние двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.




1

Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике.




1

«Выяснение завис. силы трения скольжения от площади соприк. и прижим. силы».



Лабораторная работа №7 «Выяснение завис. силы трения скольжения от площади соприк. и прижим. силы».

1

Повторительно-обобщающий урок по теме.




1

«Силы. Равнодействующая сила».


Контрольная работа №2. «Силы. Равнодействующая сила».



1

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 часов)

Давление. Единицы давления.




1

Способы уменьшения и увели­чения давления




1

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.




1

Давление в жидкости и газе. Расчёт давле­ния жидкости на дно и стенки сосуда




1

Решение качествен. и эксперим. задач по теме: «Давление.

Закон Паскаля».




1

Сообщающиеся сосуды. Применение. Уст­ройство шлюзов, во­домерного стекла




1

«Давление. Закон Паскаля»


Контрольная работа № 3. «Давление. Закон Паскаля»


1

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка земли.




1

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.





1

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных вы­сотах




1

Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.





1

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело





1

Архимедова сила




1

«Определение вытал­кивающей силы, дей­ствующей на погру­женное в жидкость тело»



Лабораторная работа №8

«Определение вытал­кивающей силы, дей­ствующей на погру­женное в жидкость тело»

1

Плавание тел





1

Плавание судов. Воздухоплавание.




1

«Выяснения условий плавания тела в жидкости»



Лабораторная работа №9

«Выяснения условий плавания тела в жидкости»

1

Повторение вопросов: архимедова сила, пла­вание тел, воздухо­плавание




1

«Архимедова сила. Условия плавания тел»


Контрольная работа № 4 «Архимедова сила. Условия плавания тел»


1

  1. Работа и мощность. Энергия (15 часов)

Механическая работа. Единицы работы.




1

Мощность. Единицы мощности.




1

Решение задач по теме «Мощность и работа».




1

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.




1

Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.





1

«Выяснение условий равновесия рычага»




Лабораторная работа№ 10 «Выяснение условий равновесия рычага»

1

Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики».




1

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.




1

Коэффициент полезного действия механизма.





«Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоско­сти»



Лабораторная работа№11 «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоско­сти»

1

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.




1

Превращение одного вида механической энергии в другой.




1

Решение задач. Превращение одного вида механической энергии в другой.




1

Повторительно-обобщающий урок по теме.




1

«Работа и мощность. Энергия»





Контрольная работа № 5 «Работа и мощность. Энергия»



1

66-68

Резерв




3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по физике 7 класс

Автор: Вера Степановна Сутурина

Дата: 18.10.2020

Номер свидетельства: 560374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по физике в 8 классе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_po_fizikie_v_8_klassie_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "419392"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496081551"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по физике для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "113537"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410413867"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по физике 8 класс Перышкин А.В. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-8-klass-pieryshkin-a-v"
    ["file_id"] => string(6) "228332"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441248177"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства