- проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
- определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
- осознать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и их вклад в технический и социальный прогресс;
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.
Первоначальные сведения о строении вещества
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
- понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.
Взаимодействия тел
Учащийся научится:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
- определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
- осознать роль ученых нашей страны в развитии современной физики и их вклад в технический и социальный прогресс;
- приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.
Первоначальные сведения о строении вещества
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
- понимать причины броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.
Взаимодействия тел
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
- измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
- использовать экспериментальные методы исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);
- понимать смысл основных физических законов: закон Всемирного тяготения, закон Гука;
- выполнять расчеты при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
- находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
- переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот.
Учащийся получит возможность научиться:
- понимать принципы действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды);
- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов.
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: атмосферное давление, давление газов, жидкостей и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкостей в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Земли, способы увеличения и уменьшения давления;
- измерять: атмосферное давление, давление жидкости и газа на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
- пользоваться экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тел в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
- выполнять расчеты для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.
Работа и мощность. Энергия
Учащийся научится:
- понимать и объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида энергии в другой;
- измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
- пользоваться экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага; - понимать смысл основного физического закона: закона сохранения энергии;
- выполнять расчеты для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования знаний о физических явлениях и физических законах.
Личностные результаты
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения представлено в программе разделами «Введение», «Первоначальные сведения о строении вещества», «Взаимодействия тел», «Давление тел, жидкостей и газов», « Работа и мощность. Энергия»
Введение
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин: длинны, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления физического прибора»
Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 2 « Определение размеров малых тел»
Взаимодействия тел
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы т ела. Плотность вещества. Сила. Ила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №3 « Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №5 «Определение плотности тела»
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лабораторная работа №7 « Измерение силы трения с помощью динамометра»
Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №8 « Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа №9 « Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №10 « Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа №11 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости»
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№п/п
Название тем
Количество отводимых часов
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
1
Введение
4
-
1
2
Первоначальные сведения о строении вещества
6
-
1
3
Взаимодействие тел
23
2
5
4
Давление твердых тел, жидкостей и газов
21
1
2
5
Работа и мощность. Энергия
13
1
2
6
Повторение
3
1
-
ИТОГО
70
5
11
Календарно-тематическое планирование
№/№
Наименования разделов/темы уроков
Количество часов
Дата
план.
Дата
факт.
Тема 1. Введение (4 часа)
1/1
Вводный инструктаж по охране труда. Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
1
2/2
Физические величины. Погрешность измерений.
1
3/3
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора»
1
4/4
Физика и техника
1
Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
5/1
Строение вещества. Молекулы и атомы
1
6/2
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 2« Измерение размеров малых тел»
1
7/3
Диффузия
1
8/4
Взаимодействие молекул.
1
9/5
Агрегатные состояния вещества.
1
10/6
Повторение по теме «Сведения о строении вещества»
1
Тема 3. Взаимодействие тел (23 часа)
11/1
Механическое движение.
1
12/2
Скорость. Единицы скорости.
1
13/3
Расчет пути и времени движения.
1
14/4
Решение задач по теме « Скорость, время, путь»
1
15/5
Инерция
1
16/6
Взаимодействие тел
1
17/7
Масса тела. Единицы массы
1
18/8
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
1
19/9
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 4«Измерение объема тел»
1
20/10
Плотность вещества
1
21/11
Решение задач по теме «Плотность тела»
1
22/12
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 5«Определение плотности твердого тела»
1
23/13
Расчет массы и объема тела по его плотности
24/14
Контрольная работа №1
«Механическое движение. Плотность тел»
1
25/15
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Сила. Сила тяжести
1
26/16
Сила упругости
1
27/17
Вес тела
1
28/18
Динамометр.Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 6«Градуирование пружины динамометра»
1
29/19
Сила трения
1
30/20
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел»
1
31/21
Равнодействующая сила
1
32/22
Трение в природе и технике
1
33/23
Контрольная работа № 2 «Силы в природе»
1
Тема 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час)
34/1
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Давление. Единицы давления
1
35/2
Решение задач по теме «Давление твердых тел»
1
36/3
Давление газа
1
37/4
Закон Паскаля
1
38/5
Давление в жидкости и газе
1
39/6
Расчет давления на дно и стенки сосуда
1
40/7
Сообщающие сосуды
1
41/8
Вес воздуха. Атмосферное давление
1
42/9
Измерение атмосферного давления
1
43/10
Барометр-анероид
1
44/11
Манометры. Поршневой жидкостной насос
1
45/12
Гидравлический пресс
1
46/13
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
1
47/14
Закон Архимеда
1
48/15
Решение задач по теме «Закон Архимеда»
1
49/16
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 8«Определение выталкивающей силы»
1
50/17
Решение задач по теме «Плавание тел»
1
51/18
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 9«Выяснение условий плавания тел в жидкости»
1
52/19
Плавание судов. Воздухоплавание
1
53/20
Повторение по теме «Давление»
54/21
Контрольная работа №3 «Давление»
1
Тема 5. Работа и мощность. Энергия (13 часов)
55/1
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Механическая работа. Мощность.
1
56/2
Решение задач по теме «Работа. Мощность»
1
57/3
Простые механизмы. Рычаг
1
58/4
Блок. Правило моментов § 61,62
1
59/5
Решение задач по теме «Правило моментов»
1
60/6
Лабораторная работа № 10«Выяснение условия равновесия рычага»
1
61/7
Центр тяжести тела
1
62/8
Коэффициент полезного действия
1
63/9
Решение задач на КПД простых механизмов
1
64/10
Лабораторная работа № 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
1
65/11
Энергия. Закон сохранения энергии
1
66/12
Повторение по теме «Работа и мощность. Энергия
1
67/13
Контрольная работа №4
«Механическая работа и мощность. Простые механизмы»
1
Повторение
68/1
Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение пройденного материала по физике за курс 7 класса.