Рабочая программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии:
1) фундаментального ядра содержания общего образования/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова;
2) приказа МО и Н РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с послед. измен.); стр.16-17
3) приказа МОиН от 04.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
4) приказа МОиН РФ от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
5) письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 №03-255;
6) письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 10.02.2011 г. №03-105;
7) Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 класс»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
руководитель ШМО
________Ижбулдина Е.С.
Протокол № ___
от «___» _________ 2021г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
МОАУ СОШ №6
________С.Ю. Лепаева
Пр. МС № ____ от
«___» _________ 2021г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОАУ СОШ №6
___________ Л.Ю. Гайсина
«___» _________ 2021г.
Приказ №______ от ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Физика»
7-9 класс
Учитель: Газизов Д.Ж.
Нефтекамск 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7-9 классов разработана в соответствии:
1) фундаментального ядра содержания общего образования/под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова;
2) приказа МО и Н РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с послед. измен.); стр.16-17
3) приказа МОиН от 04.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
4) приказа МОиН РФ от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
5) письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 №03-255;
6) письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 10.02.2011 г. №03-105;
7) Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федерально-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 г. №1/15);
8) основной образовательной программы МОАУ СОШ № 6 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан;
9) с рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
10)с авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.)
11) с возможностями линии УМК по физике для 7–9 классов учебников А. В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса;
Продолжительность учебного года составляет 33 учебных недели.
Цели и задачи курса:
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования школы:
повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.
создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов, о законах физики, с целью осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
Состав участников образовательного процесса:
Программа имеет базовый уровень, рассчитана на учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.
Общая характеристика учебного предмета:
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане:
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Объём учебного времени, выделенный на изучение физики, в основной школе составляет 198 учебных часов. В том числе в 7, 8, 9 классах по 66 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В свою очередь, содержание курса физики основной школы является базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами изучения курса являются:
умение пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, использовать физические модели, выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез.
Планируемые результаты изучения курса физики основной школы:
понимать смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы
понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля—Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света, преломления света;
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы
приводить примеры практического использования физических знанийо механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях
решать задачи на применение изученных физических законов
осуществлять самостоятельный поиск информацииестественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
познакомиться с примерами использования базовых знаний и навыков в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире; рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона
Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:
понимание физических терминов: тело, вещество, материя.
умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.
понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение
умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны
владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления
понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука
владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления
умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда
понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании
владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой
умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию
владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага
понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии
понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.
владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Предметными результатами изучения курса физики 8,9 класса являются:
понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы
умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха
владение экспериментальными методами исследования зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества
понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока
умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление
владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля-Ленца
понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током
владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света
умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы
владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света
различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности.
понимание и способность описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
знание и способность давать определения /описания физических понятий: относительность движения (перечислить, в чём проявляется), геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира; [первая космическая скорость], реактивное движение; физических моделей: материальная точка, система отсчёта, физических величин: перемещение, скорость равномерного прямолинейного движения, мгновенная скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, скорость и центростремительное ускорение при равномерном движении тела по окружности, импульс;
понимание смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии), умение применять их на практике и для решения учебных задач;
умение приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.);
умение измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности.
понимание и способность описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
знание и способность давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, [тембр], громкость звука, скорость звука; физических моделей:[гармонические колебания], математический маятник;
владение экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити.
понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
умение давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;
понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей.
понимание и способность описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность,
знание и способность давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом;
знание и описание устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора.
Частными предметными результатами изучения в 9 классе темы «Строение и эволюция Вселенной» (5 часов) являются:
представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы,
знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);
сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
Содержание учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира; постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире с последующим применением физических законов для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ, в технике и повседневной жизни. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения:
механические явления,
тепловые явления,
электромагнитные явления,
квантовые явления.
Курс физики основной школы построен в соответствии с рядом идей:
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершенным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так и современной физики; уровень представления курса учитывает познавательные возможности учащихся.
Идея преемственности. Содержание курса учитывает подготовку, полученную учащимися на предшествующем этапе при изучении естествознания.
Идея вариативности. Ее реализация позволяет выбрать учащимся собственную «траекторию» изучения курса. Для этого предусмотрено осуществление уровневой дифференциации: в программе заложены два уровня изучения материала — обычный, соответствующий образовательному стандарту, и повышенный.
Идея генерализации. В соответствии с ней выделены такие стержневые понятия, как энергия, взаимодействие, вещество, поле. Ведущим в курсе является и представление о структурных уровнях материи.
Идея гуманитаризации. Ее реализация предполагает использование гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества, мировоззренческих, нравственных, экологических проблем.
Идея спирального построения курса. Ее выделение обусловлено необходимостью учета математической подготовки и познавательных возможностей учащихся
В соответствии с целями обучения физике учащихся основной школы и сформулированными выше идеями, положенными в основу курса физики, он имеет следующее содержание и структуру. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теории). Усвоение материала этой темы обеспечено предшествующей подготовкой учащихся по математике и природоведению. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества (темы «Механические явления», «Звуковые явления», «Световые явления»). Тема «Первоначальные сведения о строении вещества» предшествует изучению явлений, которые объясняются на основе знаний о строении вещества. В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Изучение электрических явлений основывается на знаниях о строении атома, которые применяются далее для объяснения электростатических и электромагнитных явлений, электрического тока и проводимости различных сред. Таким образом, в 7—8 классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными для их понимания физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими, магнитными, звуковыми, световыми), свойствами тел и учатся объяснять их. В 9 классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Так, учащиеся вновь возвращаются к изучению вопросов механики, но на данном этапе механика представлена как целостная фундаментальная физическая теория; предусмотрено изучение всех структурных элементов этой теории, включая законы Ньютона и законы сохранения. Обсуждаются границы применимости классической механики, ее объяснительные и предсказательные функции. Затем следует тема «Механические колебания и волны», позволяющая показать применение законов механики к анализу колебательных и волновых процессов и создающая базу для изучения электромагнитных колебаний и волн. За темой «Электромагнитные колебания и волны» следует тема «Элементы квантовой физики», содержание которой направлено на формирование у учащихся некоторых квантовых представлений, в частности, представлений о дуализме и квантовании как неотъемлемых свойствах микромира, знаний об особенностях строения атома и атомного ядра. Завершается курс темой «Вселенная», позволяющей сформировать у учащихся систему астрономических знаний и показать действие физических законов в мегамире. Курс физики носит экспериментальный характер, поэтому большое внимание в нем уделено демонстрационному эксперименту и практическим работам учащихся, которые могут выполняться как в классе, так и дома.
Содержание учебного материала в учебниках для 7-9 классов построено на единой системе понятий, отражающих основные темы (разделы) курса физики. Таким образом, завершенной предметной линией учебников обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объеме на основной (второй) ступени общего образования. Содержательное распределение учебного материала в учебниках физики опирается на возрастные психологические особенности обучающихся основной школы (7-9 классы), которые характеризуются стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками и особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира. Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. В учебниках 7 и 8 классов наряду с формированием первичных научных представлений об окружающем мире развиваются и систематизируются преимущественно практические умения представлять и обрабатывать текстовую, графическую, числовую и звуковую информацию по результатам проведенных экспериментов для документов и презентаций. Содержание учебника 9 класса в основном ориентировано на использование заданий из других предметных областей, которые следует реализовать в виде мини-проектов. Программа представляет собой содержательное описание основных тематических разделов с раскрытием видов учебной деятельности при рассмотрении теории и выполнении практических работ. Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему. Система вопросов и заданий к параграфам позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся, фактически определяет индивидуальную образовательную траекторию. В содержании учебников присутствуют примеры и задания, способствующие сотрудничеству учащегося с педагогом и сверстниками в учебном процессе (метод проектов).Вопросы и задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Они способствуют развитию умения самостоятельной работы обучающегося с учебным материалом и развитию критического мышления.
Основное содержание курса «Физика 7-9».
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации.
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, скатывание шарика с наклонной плоскости, электрическая искра, кипение воды, изображение даваемое линзой.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и описывать физические явления, высказывать предположения – гипотезы, измерять расстояния и промежутки времени, определять цену деления шкалы прибора.
Механические явления.
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Перемещение. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Мгновенная скорость. Скорости, встречающиеся в природе и технике. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Материальная точка. Система отсчета. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Ускорение свободного падения. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин в равномерном и равноускоренном прямолинейном движениях от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Период и частота.
Границы применимости классического закона сложения скоростей. Скорость света в вакууме как предельная, инвариантная величина.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Свободное падение тел.
Равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты:
Определение ускорения тела при равноускоренном движении в конце наклонной плоскости.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени. Рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении тела. Определять путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения тела от времени. Находить центростремительное ускорение при движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Графическое изображение сил. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, движущегося с ускорением по вертикали. Невесомость.
Сила трения. Виды.
Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести. Определение масс небесных тел. Движение тел под действием силы тяжести с начальной скоростью. Движение искусственных спутников. Расчет первой космической скорости.
Принцип относительности Галилея.
Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета. Искусственная тяжесть. Центробежные механизмы.
Давление. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Водный транспорт и воздухоплавание.
Условия равновесия твердого тела. Момент силы. Устойчивость тел. Виды равновесия тел.
Демонстрации:
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
Опыты, иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия тел.
Взвешивание воздуха.
Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.
Измерение силы при деформации пружины.
Способы увеличения и уменьшения силы трения.
Шариковые и роликовые подшипники.
Третий закон Ньютона.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Передача давления жидкостями и газами. Опыт с шаром Паскаля.
Изменение давления в жидкости с глубиной.
Устройство манометра.
Сообщающиеся сосуды.
Барометр.
Гидравлический пресс.
Опыты с ведерком Архимеда.
Плавание тел.
Обнаружение атмосферного давления.
Устройство и действие насосов.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение массы тела.
Измерение объема тела.
Измерение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Определение жесткости пружины.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Определение коэффициента трения скольжения.
Измерение архимедовой силы.
Выяснение условий плавания тел.
Определение центра тяжести плоских фигур.
Изучение движения тела, брошенного горизонтально.
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Измерять массу тела, измерять плотность вещества. Вычислять ускорение тела, силы, действующей на тело, или массы на основе второго закона Ньютона. Исследовать зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы. Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерять силы взаимодействия двух тел. Вычислять силу всемирного тяготения. Исследовать условия равновесия рычага. Экспериментально находить центр тяжести плоского тела. Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.
Законы сохранения импульса и механической энергии.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство ракеты.
Значение работ К.Э. Циолковского для космонавтики. Мировые достижения в освоении космического пространства.
Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Превращение одного вида энергии в другой. Зависимость давления жидкости от скорости ее течения. Движение тел в жидкостях и газах. Уравнение Бернулли. Вязкое трение и сопротивление движению. Подъемная сила крыла самолета. Значение работ Н.Е. Жуковского в развитии авиации.
Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии.
Демонстрации:
Простые механизмы. Устройство и действие рычага, блоков.
Измерение работы при перемещении тела.
Момент силы. Правило моментов.
Равенство работ при использовании простых механизмов.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение КПД наклонной плоскости.
Сравнение работы силы и изменения кинетической энергии.
Изучение закона сохранения механической энергии.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Применять закон сохранения импульса для расчета результатов взаимодействия тел. Измерять работу силы. Вычислять кинетическую энергию тела. Вычислять энергию упругой деформации пружины. Вычислять потенциальную энергию тела, поднятого над Землей. Применять закон сохранения механической энергии для расчета потенциальной и кинетической энергии тела. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых волн.
Механические колебания и волны.
Колебательное движение. Свободные колебания. Амплитуда, период, частота, фаза. Математический маятник. Формула периода колебаний математического маятника. Колебания груза на пружине.
Превращения энергии при колебательном движении.
Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Интерференция и дифракция волн. Принцип Гюйгенса. Отражение и преломление волн. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Эхо. Акустический резонанс. Ультразвук и его применение.
Демонстрации:
Колебания груза на пружине и математического маятника.
Интерференция и дифракция механических волн на поверхности воды.
Акустический резонанс.
Лабораторные работы и опыты.
Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.
Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий)
Объяснять процесс колебаний маятника. Исследовать зависимость периода колебаний маятника от его длины и амплитуды колебаний. Вычислять длину волны и скорость распространения звуковых волн. Объяснять процесс превращения энергии при свободных колебаниях и определять их значения по условию задач.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Молекулы и атомы. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Агрегатные состояния вещества. Взаимодействие молекул. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение их на основе молекулярно- кинетических представлений.
Демонстрации:
Диффузия в растворах и газах, в воде.
Модель хаотического движения молекул в газе.
Модель броуновского движения.
Сцепление твердых тел.
Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Расширение тел при нагревании.
Объем и форма твердого тела, жидкости.
Свойство газа занимать весь предоставленный ему объем.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение размеров малых тел.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения. Объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.
Тепловые явления
Различные состояния вещества и их объяснение на основе МКТ. Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Термометры, виды и принципы их действия. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления. Энергия топлива. Удельная энергия сгорания. Закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах.
Тепловое расширение тел. Учет и использование теплового расширения. Особенность теплового расширения воды. Значение их в природе.
Преобразования энергии в тепловых машинах. История изобретения тепловых машин. Паровая и газовые турбины. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
Модель броуновского движения.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и теплопередаче.
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Сравнение теплоемкостей различных одинаковой массы.
Калориметр и приемы обращения с ним.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Испарение различных жидкостей.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Устройство и действие четырехтактного ДВС.
Устройство и принцип действия паровой турбины.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Определение удельной теплоемкости твердого тела.
Измерение влажности воздуха.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Строение атома. Закон сохранения электрического заряда. Объяснение электризации тел. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Постоянный электрический ток. Электрическая цепь и ее составные части. Электрический ток в металлах и в жидкостях. Действие электрического тока. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Нагревательные приборы. Короткое замыкание. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов их взаимодействие.
Устройство и действие электроскопа.
Делимость электрического заряда.
Составление электрической цепи.
Проводники и изоляторы.
Электростатическая индукция.
Источники постоянного тока.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.
Измерение сопротивлений.
Зависимость сопротивления проводников от их длины, площади поперечного сечения и материала.
Лабораторные работы и опыты:
Сборка электрической цепи. Измерение силы электрического тока в ее различных участках.
Измерение электрического напряжения на различных участках электрической цепи.
Измерение электрического сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра. Регулирование силы тока реостатом.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение мощности и работы электрического тока.
Определение КПД установки с электрическим двигателем.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
Магнитные явления
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитные линии. Магнитное поле прямого и кругового тока(катушки). Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Правило левой руки. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электроизмерительные приборы.
Магнитное поле тока, взаимодействие постоянных магнитов.
Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электромагнита, принцип действия, и применение.
Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
Устройство и принцип действия электродвигателя.
Устройство электроизмерительных приборов.
Электромагнитная индукция.
Устройство генератора постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты:
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны. Световые явления.
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение в линзах. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации:
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Законы отражения.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Дисперсия света.
Модель глаза.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
Квантовые явления. Основы атомной и ядерной физики.
Строение атома. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры. Атомное ядро. Состав атомного ядра, нуклоны. Ядерные силы. Дефект масс. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Ядерный реактор. Термоядерные реакции.
Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций.
Демонстрации:
Наблюдение линейчатых спектров.
Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
Дозиметр.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
Наблюдать линейчатые спектры излучения. Наблюдать треки альфа-частиц в камере Вильсона. Вычислять дефект масс и энергию связи атомов. Находить период полураспада радиоактивного элемента. Обсуждать проблемы влияния радиоактивных излучений на живые организмы.
Резервное время, повторение материала.
Тематическое распределение часов
7 класс
№
Тема
Количество часов
1
Введение
2
2
Первоначальные сведения о строении вещества
6
3
Взаимодействие тел
19
4
Давление твердых тел, жидкостей и газов
17
5
Работа и мощность. Энергия
15
6
Повторение
7
Всего
66
8 класс
1
Тепловые явления
18
2
Электрические явления
26
3
Электромагнитные явления
6
4
Световые явления
7
5
Повторение
9
Всего
66
9 класс
1
Основы кинематики
13
2
Основы динамики
20
3
Элементы статики
5
4
Законы сохранения в механике
12
5
Механические колебания и волны
8
6
Повторение
8
Всего
66
Тематический план. 7 класс
№
Тема.
Количество часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
ВВЕДЕНИЕ
4
2
1
Что изучает физика? Тело. Вещество. Явление. Наблюдения и опыты.
1
2
Физика и техника. Физические величины. Измерение физических величин. Цена деления. Пределы измерения. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»
1
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
6
6
3
Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул. Простые вещества.
1
4
Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»
1
5
Движение молекул. Зависимость скорости движения молекул от температуры. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Решение задач.
1
6
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачивание, не смачивание, растворение, склеивание, спаивание металлов.
1
7
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. Переходы из одного агрегатного состояния в другое. Решение задач.
1
8
Твердое состояние вещества. Кристаллы. Монокристаллы, поликристаллы. Аморфное состояние вещества. Жидкие кристаллы. Решение задач.
1
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
23
19
9
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Средняя скорость.
1
10
Расчет пути и времени движения. Решение задач.
1
11
График движения. Решение задач.
1
12
Инерция. Взаимодействие тел. Инертность.
1
13
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
1
14
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
1
15
Плотность вещества. Решение задач.
1
16
Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.
1
17
Лабораторная работа №4«Определение плотности вещества твердого тела».
1
18
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Единица силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Бытовой безмен.
1
19
Решение задач.
1
20
Сила упругости. Закон Гука. Измерение силы. Динамометр. Решение задач.
1
21
Лабораторная работа №5 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
1
22
Вес тела. Противодействующие силы. Решение задач.
1
23
Решение задач на тему «Силы»
1
24
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Решение задач.
1
25
Сила трения. Трение качения, трение скольжения.
1
26
Трение покоя. Трение в природе и технике.
1
27
Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»
1
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
21
17
28
Давление. Единицы давления способы уменьшения и увеличения давления.
1
29
Давление газа. Решение задач.
1
30
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
1
31
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
1
32
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Решение задач.
1
33
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.
1
34
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
1
35
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
1
36
Манометр. Поршневой жидкостный насос. Решение задач.
1
37
Гидравлический пресс. Решение задач.
1
38
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.
1
39
Лабораторная работа №6«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
1
40
Условия плавания тел. Решение задач.
1
41
Лабораторная работа №7« Выяснение условий плавания тела в жидкости»
1
42
Плавание судов. Воздухоплавание.
1
43
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
1
44
Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».
1
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ
13
15
45
Механическая работа. Единицы работы.
1
46
Мощность. Единицы мощности.
1
47
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике в быту и в природе.
1
48
Момент силы. Решение задач.
1
49
Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага»
1
50
Применение закона равновесия рычага к блоку.
1
51
Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
1
52
Коэффициент полезного действия механизма.
1
53
Лабораторная работа №9 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
1
54
Энергия. Потенциальная энергия тела, поднятого над землей.
1
55
Кинетическая энергия.
1
56
Энергия упругодеформированного тела.
1
57
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии. Работа как мера перехода энергии из одного вида в другой.
1
58
Решение задач по теме «Закон сохранения энергии»
1
59
Контрольная работа по теме «Работа. Мощность. Энергия.»
1
ПОВТОРЕНИЕ
3
7
60
Повторение по теме «Строение вещества»,
1
61
Повторение по теме «Взаимодействие тел»
1
62
Повторение по теме « Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
1
6
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.
1
7
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
1
8
Решение задач по теме «Тепловые явления»
1
9
Входная контрольная работа.
1
10
Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
1
11
Лабораторная работа №2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела»
1
12
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.
1
13
Испарение, насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при конденсации.
1
14
Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации.
1
15
Работа газа и пара при расширении.
1
16
Двигатель внутреннего сгорания.
1
17
Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
1
18
Контрольная работа №2 «Тепловые явления».
1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
29
26
19
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
1
20
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.
Контрольная работа №4 по теме «Электрические явления»
1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
5
5
45
Магнитное поле. Магнитные линии.
1
46
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.
1
47
Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
1
48
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
1
49
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
1
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
10
7
50
Источники света. Распространение света.
51
Отражение света. Закон отражения света.
1
52
Плоское зеркало.
1
53
Преломление света. Закон преломления света.
1
54
Линзы. Оптическая сила линзы.
1
55
Изображения, даваемые линзой.
1
56
Лабораторная работа №9 «Получение изображения при помощи линзы»
1
ПОВТОРЕНИЕ
3
10
57
Повторение по теме «Тепловые явления»
58
Повторение по теме «Тепловые явления»
1
59
Повторение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
1
60
Повторение по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»
1
61
Повторение по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления»
1
62
Повторение по темам «Электрические явления», «Электромагнитные явления»
1
63
Итоговая контрольная работа.
1
64
Решение комбинированных задач.
1
65
Решение комбинированных задач.
1
66
Решение комбинированных задач.
1
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Авторская рабочая программа основного общего образования Филонович, Н. В. по физике рассчитана на 210 часов, данная рабочая программа рассчитана на 33 учебные недели, по 2 учебных часов в неделю, всего 198 часов.
В связи с этим уменьшено количество часов исходя из объема изучаемого материала.
В 7 классе:
Глава 1 «Введение» сокращена на 2 часа, глава 3 «Взаимодействие тел» - на 4 часа, глава 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» - 4 часа. Глава 5 «Работа и мощность. Энергия » увеличена на 2 часа с целью более глубокого изучения закона сохранения энергии. Глава 6 «Повторение» увеличена на 4 часа, отведенных на решение комбинированных задач за курс 7 класса.
В 8 классе:
Глава 1 «Тепловые явления» сокращена на 5часов, глава 2 « Электрические явления» -на 3 часа, глава 4 «Световые явления» - на 3 часа. Глава 5 «Повторение» увеличена на 7 часов, отведенных на решение комбинированных задач за курс 8 класса.
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
http://edu.secna.ru / main (новые технологии в образовании)
http://prezentaci.com/ Портал готовых презентаций
http://graphfunk.narod.ru - Графики функций
Приложение
Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Физика» в 7 классе,
учебник Физика. 7 класс. Пёрышкин А.В.
Контрольная работа №1 «Взаимодействие тел»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
№
Вариант 2
1
Перечислите векторные физические величины. Укажите их обозначения, единицы измерения. Дайте определение каждой из них.
2
За какое время велосипедист проедет 360 м, двигаясь со скоростью 18 км/ч?
3
Растительное масло обёъмом 2 л имеет массу 1840 г. Определите плотность масла.
4
Легковой автомобиль имеет массу 1 т. Определите его вес.
5
П о графику прямолинейного движения определите скорость тела в конце четвертой секунды от начала движения.
6
На тело действуют две силы: вверх, равная 10 Н, и вниз, равная 6 Н. Куда направлена и чему равна равнодействующая этих сил?
7
8
Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 т. Сколько листов железа можно нагрузить на неё, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см и толщина 2 мм? Плотность железа 7800 кг/м3.
Критерии оценивания работы:
1-6 задания по 1 баллу.
7,8 задания по 2 балла.
Всего 10 баллов.
«5» - 9-10 баллов
«4» - 6-8 балла
«3» - 4-5 балла
«2» - 0-3 балла
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
Механическое движение
Скорость, сила
0,02 м/с
72 с
0,0007 м3
920 кг/м3
39 кг
10000 Н
20 м
18 м/с
900 Н
4 Н, вверх
314
134
15
121
Контрольная работа №2. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
Как будет вести себя тело, изображенное на рисунке?
7
8
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
Критерии оценивания работы:
1-6 задания по 1 баллу.
7,8 задания по 2 балла.
Всего 10 баллов.
«5» - 9-10 баллов
«4» - 6-8 балла
«3» - 4-5 балла
«2» - 0-3 балла
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
1. 75 Па
1. 30000 Па
2.400 м
2. 700 кг/м3
3.уменьшается
3. А, Б
4. 50000 Н
4. 8 см3
5. 12900 Н
5. 40 Н
6.всплывает
6. плавать на поверхности
7. 531
7. 415
8. 600 кг
8. 910 кг
Контрольная работа №3 «Работа. Мощность. Энергия»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
Критерии оценивания работы:
1-6 задания по 1 баллу.
7,8 задания по 2 балла.
Всего 10 баллов.
«5» - 9-10 баллов
«4» - 6-8 балла
«3» - 4-5 балла
«2» - 0-3 балла
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
400 Дж
90 Дж
20000 Вт
50 Вт
АБ
А
2,7 Н
1 Н
2,5 Дж
Увеличится в 9 раз
Увеличится на 8000 Дж
1500 Дж
523
254
60%
58%
Итоговая контрольная работа
Вариант 1.
1. Скорость автомобиля 60 км/ч. Какое расстояние он проходит за 2 минуты?
2. Определите момент силы 20Н, если ее плечо составляет 40см.
3. У водоплавающих птиц перья и пух остаются сухими. Какое явление здесь наблюдается?
4.Плот, плывущий по реке, имеет площадь 8м2. После того как на него поместили груз, его осадка увеличилась на 20см. Каков вес помещенного на плот груза?
Вариант 2.
1. Какая сила тяжести действует на ученика, масса которого 40кг?
2. Какую работу совершает двигатель мощностью 100кВт за 20минут?
3.Почему во время снежной метели трудно указать, движется поезд или нет?
4.В карьере за сутки добыто 5000м3песка. Сколько железнодорожных платформ грузоподъемностью 65 т потребуется, чтобы перевести этот песок?
Снежная метель движется относительно поезда, и не видно движется он или нет
16000 Н
116 вагонов
Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Физика» в 8 классе,
учебник Физика. 8 класс. Пёрышкин А.В.
Контрольная работа №1 «Тепловые явления».
№
Вариант 1
1
В каких средах теплопередача может осуществляться путём конвекции?
2
3
4
5
6
7
8
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
Критерии оценивания работы:
1-6 задания по 1 баллу.
7,8 задания по 2 балла.
Всего 10 баллов.
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
Газы, жидкости
Конвекция
68400 Дж
456000 Дж
2300000 Дж/кг
108000 Дж
5-6
2-3
7 С
66%
Невозможно
25%
154
532
20 С
210 г
Контрольная работа №2 «Электрические явления».
№
Вариант 1
1
Д ва лёгких одинаковых шарика подвешены на нитях. Шарики зарядили одинаковыми одноимёнными зарядами. На каком рисунке изображены эти шарики?
2
О трицательно заряженной палочкой коснулись стержня электрометра (см.рисунок). Как был заряжен электрометр?
3
4
5
6
Согласно современным представлениям, ядро атома состоит из …
7
8
№
Вариант 2
1
Н а рисунке изображены три пары заряженных лёгких одинаковых шарика, подвешенных на шёлковых нитях. Заряд одного из шариков указан на рисунках. В каком случае заряд второго шарика может быть отрицательным?
2
П оложительной заряженной палочкой коснулись стержня электрометра. Как был заряжен электрометр?
3
4
5
6
Какая из перечисленных частиц обладает положительным зарядом?
1. Атом. 2. Электрон. 3. Протон. 4. Нейтрон.
7
8
Критерии оценивания работы:
1-6 задания по 1 баллу.
7,8 задания по 2 балла.
Всего 10 баллов.
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
А
А,Б
Положительно
Отрицательно
Г
А
+10 Кл, +10 Кл
-10 Кл, -10 Кл
+2е
-3е
Протоны и нейтроны
Положительное ядро, вокруг которого вращаются отрицательные электроны
151
243
3 мг
-3мкКл
Контрольная работа № 3 «Постоянный ток»
№
Вариант 1
1
2
Определите сопротивление проводника по вольт-амперной характеристике этого проводника.
3
4
С опротивление участка цепи, изображённого на рисунке, равно
5
6
7
8
№
Вариант 2
1
2
О пределите сопротивление проводника по вольт-амперной характеристике этого проводника.
3
4
Сопротивление участка цепи, изображённого на рисунке, равно
5
6
7
8
Критерии оценивания работы:
1-6 задания по 1 баллу.
7,8 задания по 2 балла.
Всего 10 баллов.
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
0,8 А
1200 Кл
250000 Ом
500 Ом
Не изменится
Увеличится в 4 раза
8 Ом
4 Ом
1500 Вт
0,68 А
900 с
17595 Дж
513
451
5,73 А
50%
Контрольная работа № 4 «Световые явления»
№
Вариант 1
1
Примером явления, доказывающего прямолинейное распространение света, может быть…
2
3
4
Е сли предмет находится от собирающей линзы на расстоянии больше двойного фокусного расстояния, то его изображение является
5
Человек носит очки, фокусное расстояние которых равно 50 см. Чему равна Оптическая сила линз этих очков ?
6
Для получения чёткого изображения на сетчатке глаза при переводе взгляда с удалённых предметов на близкие изменяется
7
8
№
Вариант 2
1
2
3
Человек удаляется от плоского зеркала. Что происходит с его изображение в зеркале?
4
5
Чему равна оптическая сила рассеивающей линзы, если её фокусное расстояние равно (-10 см)?
6
Мальчик носит очки с рассеивающими линзами. Какой у него дефект зрения?
Контрольная работа №1 «Прямолинейное равноускоренное движение»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Критерии оценивания работы:
Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в двух вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности.
1,2,3 задачи – на оценку «3»
4,5,6 задачи на оценку «4»
7, 8, 9 задачи – на оценку «5»
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
1 м/с2
0,17 м/с2
9 с
19,5 м/с
6 м/с
1 км
150 с, 675 м
3,2 м/с2, 16 м/с
0,5 м/с2, 25 м
1,8 с, 4,4 м/с2
27 м/с2
В 2 раза, в 1,4 раза
10 с, 25 м/с
40 с
700 м
За вторую
24 м
Контрольная работа №2 «Законы Ньютона»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Критерии оценивания работы:
Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в двух вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности.
1,2,3 задачи – на оценку «3»
4,5,6 задачи на оценку «4»
7, 8, 9 задачи – на оценку «5»
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
1,6 м/с2
40 Н
1,2 Н
4 м/с2
15 Н
4 т
2 Н
0,08 м/с2
500 Н
37,6 м, 8,3 м/с2, 16,6 кН
0,18 м/с2
2 м/с
30 Н
37 Н
1,1 кН
5 м/с2
112 кН
2170 Н
Контрольная работа №3 «Закон всемирного тяготения»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Критерии оценивания работы:
Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в двух вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности.
1,2,3 задачи – на оценку «3»
4,5,6 задачи на оценку «4»
7, 8, 9 задачи – на оценку «5»
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
24,9 м/с2
0,00667 Н
6 км/с
450 км/с
10 м/с
1 м/с2
В 6 раз больше
0,6 м/с2
8 км/с
7,8 км/с
5 м
В 2 раза
200 м
2*1030 кг
7 м/с
2,63
25 м/с
7 с
Контрольная работа №4 «Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Критерии оценивания работы:
Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в двух вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности.
1,2,3 задачи – на оценку «3»
4,5,6 задачи на оценку «4»
7, 8, 9 задачи – на оценку «5»
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
20 Н
100 с
107 кг*м/с
2 кг*м/с
40 м
0,2 кг
3,3 м/с
0,4 м/с
0,8 м/с
3,2 м/с
6,4 м
8,7 м/с
0,056 м/с
-7,8 м/с
2,8 см
1 м
5 м/с
10 м/с
Контрольная работа №5 «Механические колебания и волны»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Критерии оценивания работы:
Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в двух вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности.
1,2,3 задачи – на оценку «3»
4,5,6 задачи на оценку «4»
7, 8, 9 задачи – на оценку «5»
Ответы
Вариант 1
Вариант 2
5 Гц, 0,2 с
2 с; 0,5 Гц
0,75 м
1 км
5 см, 4с, 0,25 Гц
10 см; 2 с; 0,5 Гц
60; 0,5с
0,16 м
5 м/с2
30
6 м/с
Уменьшится в 4 раза
10 с
4 м
2:1
5 с
0,4
2 м
Контрольная работа №6 «Электромагнитное поле»
№
Вариант 1
1
2
3
4
5
6
№
Вариант 2
1
2
3
4
5
6
Критерии оценивания работы:
Контрольные разноуровневые работы являются тематическими. Они рассчитаны на один урок и составлены в двух вариантах. Каждый вариант содержит блоки задач разных уровней сложности.