kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 2 часа в неделю автор Пурышева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 10 класс»




Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:

  • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором нацио-

нального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

  • в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

  • в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способности к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирование компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

  • в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения физике в средней школе представлены тремя группами универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач;

  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

  • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты обучения физике в средней школе Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т. д.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

Механика

На уровне запоминания Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: путь

(l), перемещение (s), скорость (v), ускорение (а), масса (m), сила (F), импульс (р), механическая энергия (Е), механическая работа (А), момент силы (M), циклическая частота (ω), частота (ν), фаза (ϕ), длина волны (λ); единицы этих величин: м, м/с, м/с2, кг, Н, кг•м/с, Дж, Н•м, рад/с, Гц, м;

  • понятия: свободные колебания, гармонические колебания, колебательная система, вынужденные колебания, резонанс;

  • методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

  • исторические сведения о развитии представлений о механическом движении, системах мира;

  • определения понятий: система отсчета, механическое движение, материальная точка, абсолютно упругое тело, абсолютно твердое тело, плечо силы, момент силы, замкнутая система тел, свободные колебания, гармонические колеба ния, колебательная система, вынужденные колебания, резонанс;

  • формулы: для расчета кинематических и динамических характеристик движения; зависимости от времени координаты, скорости, ускорения при механических колебаниях; периода колебаний математического и пружинного маятника; длины волны;

  • законы: законы Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, закон Бернулли, закон сохранения механической энергии, законы Кеплера;

  • принцип относительности Галилея. Описывать:

  • явление инерции;

  • прямолинейное равномерное движение;

  • прямолинейное равноускоренное движение и его частные случаи;

  • натурные и мысленные опыты Галилея;

  • движение планет и их естественных и искусственных спутников;

  • графики зависимости кинематических характеристик равномерного и равноускоренного движений от времени;

  • превращения энергии в колебательном контуре.

На уровне понимания Приводитьпримеры:

  • явлений и экспериментов, ставших эмпирической основой классической механики.

Объяснять:

  • результаты опытов, лежащих в основе классической механики;

  • сущность кинематического и динамического методов описания движения, их различие и дополнительность;

  • отличие понятий: средней путевой скорости от средней скорости; силы тяжести и веса тела.

На уровне применения в типичных ситуациях Уметь:

  • обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

  • строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач;

  • применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;

  • применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях Обобщать:

  • полученные при изучении классической механики знания, представлять их в структурированном виде.

Молекулярная физика и термодинамика

На уровне запоминания Называть:

  • физические величины и их условные обозначения: относительная молекулярная масса (Мr), молярная масса (М), количество вещества (ν), концентрация молекул (n), постоянная Лошмидта (L), постоянная Авогадро (NA), давление (р), универсальная газовая постоянная (R), постоянная Больцмана (k), абсолютная влажность (р), относительная влажность (ϕ), механическое напряжение (σ), относительное удлинение (ε), модуль Юнга (Е), поверхностное натяжение (σ), температура (t, Т), внутренняя энергия (U), количество теплоты (Q), удельная теплоемкость (c), удельная теплота сгорания топлива (q), удельная теплота плавления (λ), удельная теплота парообразования (L), коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя (η); единицы этих величин: кг/моль, моль, м–3, моль–1, Па,

Дж/(моль•К), Дж/К, Па, Н/м, °С, К, Дж, Дж/(кг•К),

Дж/кг;

  • порядок: размеров и массы молекул, числа молекул в единице объема;

  • методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование; • физический прибор: термометр, гигрометр, психрометр. Воспроизводить:

  • исторические сведения о развитии взглядов на строение вещества;

  • определения понятий: макроскопическая система, параметры состояния макроскопической системы, относительная молекулярная масса, молярная масса, количество вещества, концентрация молекул, постоянная Лошмидта, постоянная Авогадро, средний квадрат скорости молекул, диффузия, идеальный газ, изотермический, изохорный, изобарный и адиабатный процессы, критическая температура, насыщенный пар, точка росы, абсолютная влажность воздуха, относительная влажность воздуха, кристаллическая решетка, идеальный кристалл, полиморфизм, монокристалл, поликристалл, анизотропия свойств, деформация, упругая деформация, пластическая деформация, механическое напряжение, относительное удлинение, модуль Юнга, сила поверхностного натяжения, поверхностное натяжение, тепловое движение, тепловое равновесие, термодинамическая система, температура, абсолютный нуль температуры, внутренняя энергия, теплопередача, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, необратимый процесс, тепловой двигатель, КПД теплового двигателя;

  • основные положения молекулярно-кинетической теории;

  • формулировки закона Гука, первого и второго законов термодинамики;

  • формулы: относительной молекулярной массы, количества вещества, концентрации молекул, давления идеального газа, внутренней энергии идеального газа, законов Бойля— Мариотта, Шарля, Гей-Люссака, относительной влажности, закона Гука, поверхностного натяжения, высоты подъема жидкости в капилляре, работы в термодинамике, первого закона термодинамики; количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяющегося при охлаждении тела; количества теплоты, необходимого для плавления (кристаллизации); количества теплоты, необходимого для превращения жидкости в пар (конденсации); КПД теплового двигателя,

КПД идеального теплового двигателя;

  • уравнения: уравнение состояния идеального газа, уравнение Менделеева—Клапейрона, уравнение Клапейрона;

  • графики изотермического, изохорного, изобарного и адиабатного процессов; зависимости температуры вещества от времени при его нагревании (охлаждении), плавлении (кристаллизации) и кипении (конденсации). Описывать:

  • броуновское движение;

  • явление диффузии;

  • опыт Штерна;

  • график распределения молекул по скоростям;

  • характер взаимодействия молекул вещества;

  • график зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами);

  • способы измерения массы и размеров молекул;

  • модели: идеальный газ, реальный газ, идеальный кристалл, аморфное состояние твердого тела, жидкое состояние;

  • условия осуществления изотермического, изохорного, изобарного, адиабатного процессов и соответствующие эксперименты;

  • процессы парообразования и установления динамического равновесия между паром и жидкостью;

  • различные виды кристаллических решеток;

  • механические свойства твердых тел;

  • опыты, иллюстрирующие различные виды деформации твердых тел, поверхностное натяжение жидкости, изменение внутренней энергии при совершении работы; явления теплопроводности, конвекции и излучения;

  • устройство тепловых двигателей (двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины, турбореактивного двигателя) и холодильной машины;

  • негативное влияние работы тепловых двигателей на состояние окружающей среды и перспективы его уменьшения;

  • наблюдаемые в природе и в быту явления поверхностного натяжения, смачивания, капиллярности; явления превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Различать:

  • способы теплопередачи.

На уровне понимания Приводить примеры:

  • явлений, подтверждающих основные положения молекулярно-кинетической теории;

  • проявления газовых законов;

  • применения газов в технике; сжатого воздуха, сжиженных газов;

  • полиморфизма;

  • анизотропии свойств монокристаллов;

  • различных видов деформации;

  • веществ, находящихся в аморфном состоянии;

  • превращения кристаллического состояния в аморфное и обратно;

  • проявления поверхностного натяжения, смачивания и капиллярности в природе и в быту;

  • изменения внутренней энергии путем совершения работы и путем теплопередачи;

  • теплопроводности, конвекции, излучения в природе и в быту;

  • агрегатных превращений вещества. Объяснять:

  • сущность термодинамического и статистического методов изучения макроскопических систем, их различие и дополнительность;

  • результаты опытов, доказывающих основные положения молекулярно-кинетической теории; опыта Штерна;

  • отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости движения материальной точки;

  • природу межмолекулярного взаимодействия, давления

газа;

  • графики: зависимости силы межмолекулярного взаимодействия от расстояния между молекулами (атомами); зависимости температуры вещества от времени при его нагревании, плавлении, кристаллизации, кипении и конденсации;

  • характер зависимости давления идеального газа от концентрации молекул и их средней кинетической энергии;

  • физический смысл постоянной Больцмана и универсальной газовой постоянной;

  • условия и границы применимости: уравнения Менделеева—Клапейрона, уравнения Клапейрона, газовых законов;

  • формулу внутренней энергии идеального газа;

  • сущность критического состояния вещества и смысл критической температуры;

  • на основе молекулярно-кинетической теории процесс парообразования, образование и свойства насыщенного пара, зависимость точки росы от давления;

  • способы измерения влажности воздуха;

  • получение сжиженных газов;

  • особенность температуры как параметра состояния системы;

  • механизм теплопроводности и конвекции на основе молекулярно-кинетической теории;

  • физический смысл понятий: количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования;

  • процессы: плавления и отвердевания кристаллических и аморфных тел; парообразования (испарения, кипения) и конденсации;

  • графическое представление работы в термодинамике;

  • эквивалентность теплоты и работы;

  • статистический смысл необратимости;

  • принцип работы тепловых двигателей;

  • принцип действия и устройство: двигателя внутреннего сгорания, холодильной машины.

Доказывать:

  • что тела обладают внутренней энергией;

  • что внутренняя энергия зависит от температуры и массы тела, от его агрегатного состояния и не зависит от движения тела как целого и от его взаимодействия с другими телами;

  • что плавление и кристаллизация, испарение и конденсация — противоположные процессы, происходящие одновременно;

  • невозможность создания вечного двигателя;

  • необратимость процессов в природе,

  • анизотропию свойств кристаллов;

  • механизм упругости твердых тел на основе молекулярнокинетической теории;

  • на основе молекулярно-кинетической теории свойства: твердых тел (прочность, хрупкость, твердость), аморфного состояния твердого тела, жидкости;

  • существование поверхностного натяжения;

  • смачивание и капиллярность;

  • зависимость поверхностного натяжения от рода жидкости и ее температуры.

Выводить:

  • формулу работы газа в термодинамике.

На уровне применения в типичных ситуациях Уметь:

  • выводить: уравнение Менделеева—Клапейрона, используя основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа и формулу взаимосвязи средней кинетической энергии теплового движения молекул газа и его абсолютной температуры; газовые законы, используя уравнение Клапейрона;

  • строить индуктивные выводы на основе результатов выполненного экспериментального исследования зависимости между параметрами состояния идеального газа;

  • использовать гигрометр и психрометр для измерения влажности воздуха;

  • измерять экспериментально поверхностное натяжение жидкости;

  • переводить значение температуры из градусов Цельсия в кельвины и обратно;

  • пользоваться термометром;

  • строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;

  • находить из графиков значения величин и выполнять необходимые расчеты;

  • обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

  • строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.

Применять:

  • закон Гука (формулу зависимости механического напряжения от относительного удлинения) к решению задач;

  • формулу поверхностного натяжения к решению задач;

  • знания молекулярно-кинетической теории к толкованию понятий температуры и внутренней энергии;

  • уравнение теплового баланса к решению задач на теплообмен;

формулы для расчета: количества теплоты, полученного

телом при нагревании или отданного при охлаждении; количества теплоты, полученного телом при плавлении или отданного при кристаллизации; количества теплоты, полученного телом при кипении или отданного при конденсации;

  • формулу работы в термодинамике к решению вычислительных и графических задач;

  • первый закон термодинамики к решению задач;

  • изученные зависимости к решению вычислительных задач и графических задач;

  • полученные знания для объяснения явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях Обобщать:

  • знания: о строении и свойствах твердых тел и жидкостей, агрегатных превращениях вещества и механизме их протекания, удельных величинах, характеризующих агрегатные превращения (удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования);

  • полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.

Сравнивать:

  • строение и свойства кристаллических и аморфных тел; аморфных тел и жидкостей;

  • удельную теплоту плавления (кристаллизации) и парообразования (конденсации) по графику зависимости температуры разных веществ от времени; • процессы испарения и кипения. Иллюстрировать:

  • проявление принципа дополнительности при описании тепловых явлений и тепловых свойств газов.



Электродинамика

На уровне запоминания Называть:

  • понятия: электрический заряд, электризация, электрическое поле, проводники и диэлектрики;

  • физические величины и их условные обозначения: электрический заряд (q), напряженность электростатического поля (Е), диэлектрическая проницаемость (ε), потенциал электростатического поля (ϕ), разность потенциалов, или напряжение (U), электрическая емкость (С), электродвижущая сила (ЭДС) (E), сила тока (I), напряжение (U), сопротивление проводника (R), удельное сопротивление проводника (ρ), внутреннее сопротивление источника тока (r), температурный коэффициент сопротивления (α), электрохимический эквивалент вещества (k), магнитная индукция (B), магнитная проницаемость среды (μ), магнитный поток (Ф), ЭДС индукции (Ei), ЭДС самоиндукции (Esi), индуктивность (L), энергия магнитного поля (Wм), относительный и абсолютный показатели преломления (n), предельный угол полного внутреннего отражения (α0), увеличение линзы (Г), фокусное расстояние линзы (F), оптическая сила линзы (D); единицы этих величин: Кл, Н/Кл, В, Ф, В, А, Ом, Ом • м, К–1, кг/Кл, Тл, Вб, В, Гн, Дж, рад, м, дптр;

  • понятия: сторонние силы, ЭДС, низкотемпературная и высокотемпературная плазма, магнитное поле, электромагнитная индукция, самоиндукция, электромагнитное поле, электромагнитные волны, полное внутреннее отражение, мнимое изображение, действительное изображение, главная оптическая ось линзы, побочная оптическая ось линзы, главный фокус линзы, когерентность;

  • физические приборы и устройства: электроскоп, электрометр, крутильные весы, конденсатор;

  • методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.

Воспроизводить:

  • исторические сведения о развитии учения о постоянном токе, о магнитном поле, о свете;

  • определения понятий: электрическое взаимодействие, электрические силы, элементарный электрический заряд, точечный заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики, электростатическое поле, напряженность электростатического поля, линии напряженности электростатического поля, однородное электрическое поле, потенциал, разность потенциалов (напряжение), электрическая емкость, электрический ток, сторонние силы, ЭДС, сила тока, напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление проводника, магнитное поле, вектор магнитной индукции, линии магнитной индукции, магнитная проницаемость среды, магнитный поток, электромагнитная индукция, ЭДС индукции, самоиндукция, ЭДС самоиндукции, индуктивность, вихревое электрическое поле, полное внутреннее отражение, мнимое изображение, главная оптическая ось линзы;

  • законы и принципы: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона; принцип суперпозиции сил, принцип суперпозиции полей;

  • правила: правило буравчика, правило левой руки, правило Ленца;

формулы: напряженности электростатического поля, потенциала, разности потенциалов, электрической емкости, взаимосвязи разности потенциалов и напряженности электростатического поля, электродвижущей силы, силы тока, закона Ома для участка цепи и для полной цепи, зависимости сопротивления проводника от температуры, законов последовательного и параллельного соединения резисторов, закона Джоуля—Ленца, работы и мощности электрического тока, закона электролиза, модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, магнитного потока, ЭДС индукции, ЭДС самоиндукции, индуктивности, энергии магнитного поля, зависимости заряда и силы тока от времени при электромагнитных колебаниях, периода электромагнитных колебаний, предельного угла полного внутреннего отражения, увеличения линзы, оптической силы линзы, тонкой линзы, условий интерференционных максимумов и минимумов;

  • аналогию между электрическими и гравитационными силами;

  • условия существования электрического тока. Описывать:

  • наблюдаемые электрические взаимодействия тел, электризацию тел, картины электростатических полей;

  • опыты: Кулона с крутильными весами, Гальвани, Вольты, Ома, Эрстеда, Ампера, Фарадея, Герца по излучению и приему электромагнитных волн;

  • опыты, доказывающие электронную природу проводимости металлов;

  • применения электролиза;

  • устройство: гальванического элемента и аккумулятора, электронно-лучевой трубки, масс-спектрографа, МГД-ген ер ат ора, электроизмерительных приборов, проекционного аппарата, фотоаппарата, микроскопа, телескопа;

  • устройство и принцип работы вакуумного диода, генератора переменного тока, трансформатора;

  • опыты по получению газовых разрядов: искрового, дугового, тлеющего и коронного; по наблюдению явления электромагнитной индукции; по измерению скорости света; по наблюдению интерференции, дифракции, дисперсии, поляризации;

  • условие возникновения электромагнитных волн;

  • ход лучей в зеркале, призме, линзе, микроскопе и телескопе.

На уровне понимания Приводить примеры:

  • явлений, подтверждающих природу проводимости металлов, электролитов, вакуума, газов и полупроводников; магнитного взаимодействия, действия магнитного поля на движущиеся заряды, электромагнитной индукции;

  • электромагнитных колебательных процессов и характеристик, их описывающих;

  • интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии в природе и технике;

  • применения: теплового действия электрического тока, электролиза, газовых разрядов, полупроводниковых приборов, вакуумного диода; технических устройств для получения, преобразования и передачи электрической энергии, использования переменного электрического тока, оптических приборов.

Объяснять:

  • физические явления: взаимодействие наэлектризованных тел, электризация тел, электризация проводника через влияние (электростатическая индукция), поляризация диэлектрика, электростатическая защита;

  • модели: точечный заряд, линии напряженности электростатического поля;

  • природу электрического заряда и электрического поля;

  • причину отсутствия электрического поля внутри металлического проводника;

  • механизм поляризации полярных и неполярных диэлектриков;

  • создание и существование в цепи электрического тока;

  • результаты опытов Гальвани, Вольты, Ома, Мандельштама—Папалекси, Толмена—Стюарта;

  • вольт-амперные характеристики металлов, электролитов, вакуумного и полупроводникового диодов, газового разряда;

  • зависимость от температуры сопротивления металлов, электролитов, вакуумного и полупроводникового диодов, газового разряда;

  • явления: сверхпроводимости, интерференции и дифракции световых волн;

  • принцип действия: термометра сопротивления, массспектрографа, МГД-генератора, электроизмерительных приборов, генератора переменного тока, трансформатора;

  • принципы гальваностегии и гальванопластики;

  • принцип работы: химических источников тока (гальванических элементов и аккумуляторов); электронно-лучевой трубки, газоразрядных ламп; терморезисторов, фоторезисторов и полупроводникового диода;

  • вихревой характер магнитного поля, его отличие от электростатического поля;

  • взаимосвязь электрического и магнитного полей;

  • процесс электромагнитных колебаний в колебательном контуре;

зависимость периода и частоты колебаний от параметров

колебательного контура;

  • физические основы амплитудной модуляции, радиопередающих устройств и радиоприемников, радиолокации;

  • применение формулы тонкой линзы. Понимать:

  • факт существования в природе электрических зарядов противоположных знаков, элементарного электрического заряда;

  • свойство дискретности электрического заряда;

  • смысл закона сохранения электрического заряда, принципа суперпозиции полей и их фундаментальный характер;

  • эмпирический характер закона Кулона;

  • существование границ применимости закона Кулона;

  • объективность существования электрического поля;

  • возможность модельной интерпретации электрического поля в виде линий напряженности.

Выводить:

  • формулы: силы Лоренца из закона Ампера, ЭДС самоиндукции.

На уровне применения в типичных ситуациях Уметь:

  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

  • анализировать и объяснять наглядные картины электростатического поля;

  • строить изображения линий напряженности электростатических полей; вольт-амперные характеристики металлов, электролитов, вакуумного и полупроводникового диодов, газового разряда;



  • измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, сопротивление резистора с помощью омметра;

  • определять направление: вектора магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца, индукционного тока;

  • получать уравнение колебаний силы тока и напряжения в колебательном контуре из уравнения колебаний заряда;

  • обобщать на эмпирическом уровне результаты наблюдаемых экспериментов и строить индуктивные выводы;

  • строить дедуктивные выводы, применяя полученные знания к решению качественных задач.

Применять:

  • изученные зависимости к решению вычислительных, качественных и графических задач;

  • метод эквивалентных схем к расчету характеристик электрических цепей;

  • полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту.

На уровне применения в нестандартных ситуациях Уметь:

  • проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, учитывая их структуру (объект наблюдения или экспериментирования, средства, возможные выводы);

  • формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы;

  • анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента;

  • анализировать неизвестные ранее электрические явления и решать возникающие проблемы.

Использовать:

  • методы познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент), теоретические (анализ, обобщение, моделирование, аналогия, индукция).

Применять:

  • полученные знания для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.

Обобщать:

  • полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде, выделяя при этом эмпирический базис, основные понятия учения об электромагнитном поле, модели, основные законы и следствия.




Содержание курса

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика — фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Основные элементы физической картины мира. Принцип соответствия0. Физика и культура.

Механика

Классическая механика — фундаментальная физическая теория. Границы применимости классической механики. Механическое движение. Основные понятия классической механики: путь и перемещение, скорость, ускорение, масса, сила.

Идеализированные объекты физики.

Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Закон Гука, закон сухого трения. Принцип независимости действия сил. Принцип относительности Галилея. Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Закон сохранения импульса. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Небесная механика. Баллистика. Освоение космоса.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Давление. Закон сохранения энергии в динамике жидкости.

Свободные механические колебания. Характеристики колебаний. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебаниях. Механические волны. Энергия волны.

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и её экспериментальные доказательства. Тепловые явления. Макроскопическая система. Статистический и термодинамический методы изучения макроскопических систем. Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества и их экспериментальное обоснование. Атомы и молекулы, их характеристики: размеры, масса. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Движение молекул. Броуновское движение. Диффузия. Скорость движения молекул. Скорость движения молекул и температура тела. Взаимодействие молекул и атомов. Потенциальная энергия взаимодействия молекул.

Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы. Адиабатный процесс.

Модель реального газа. Критическая температура. Критическое состояние вещества. Насыщенный и ненасыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Измерение влажности воздуха с помощью гигрометра и психрометра.

Строение твердого кристаллического тела. Кристаллическая решетка. Типы кристаллических решеток. Поликристалл и монокристалл. Анизотропия свойств кристаллов.

Деформация твердого тела. Виды деформации. Механическое напряжение. Закон Гука. Предел прочности. Запас прочности. Учет прочности материалов в технике.

Механические свойства твердых тел: упругость, прочность, пластичность, хрупкость, твердость.

Реальный кристалл. Управление механическими свойствами твердых тел. Жидкие кристаллы и их применение.

Аморфное состояние твердого тела. Полимеры. Композиционные материалы и их применение. Наноматериалы и нанотехнология.

Модель жидкого состояния. Свойства поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение жидкостей. Поверхностная энергия. Смачивание. Капиллярность.

Тепловое движение. Термодинамическая система. Состояние термодинамической системы. Параметры состояния. Термодинамическое равновесие. Температура. Термодинамическая шкала температур. Абсолютный нуль температуры. Внутренняя энергия. Количество теплоты. Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики, его статистический смысл.

Применение газов в технике. Тепловые двигатели. Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Идеальный тепловой двигатель. Принцип работы холодильной машины. Применение тепловых двигателей в народном хозяйстве и охрана окружающей среды.

Электродинамика

Электрический заряд. Два рода электрических зарядов. Дискретность электрического заряда. Электрические силы. Элементарный электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции полей. Линии напряженности электростатического поля. Электростатическое поле точечных зарядов. Однородное электростатическое поле.

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

Работа и потенциальная энергия электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

Электрическая емкость проводника и конденсатора. Емкость плоского конденсатора. Энергия электростатического поля заряженного конденсатора.

Исторические предпосылки учения о постоянном электрическом токе. Условия существования электрического тока. Электродвижущая сила. Стационарное электрическое поле. Электрический ток в металлах. Сверхпроводимость. Связь силы тока с зарядом электрона. Проводимость различных сред. Закон Ома для полной цепи. Электрические цепи с последовательным и параллельным соединением проводников. Применение законов постоянного тока. Термопара. Применение электропроводности жидкости. Применение вакуумных приборов. Применение газовых разрядов. Применение полупроводников.

Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Ампера и сила Лоренца. Принцип действия электроизмерительных приборов. Магнитные свойства вещества.

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле. Индукционный ток в проводниках, движущихся в магнитном поле. Самоиндукция.

Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Период электромагнитных колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Резистор, катушка индуктивности и конденсатор в цепи переменного тока. Генератор переменного тока. Трансформатор.

Электромагнитное поле. Гипотеза Максвелла. Излучение и прием электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Скорость электромагнитных волн. Развитие средств связи.

Электромагнитные волны. Электромагнитные волны разных диапазонов и их практическое применение.

История развития учения о световых явлениях. Корпускулярно-волновой дуализм свойств света. Электромагнитная природа света. Понятия и законы геометрической оптики. Законы распространения света. Ход лучей в зеркалах, призмах и линзах. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Волновые свойства света: интерференция, дифракция, дисперсия, поляризация. Скорость света и ее экспериментальное определение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Исследование движения тела под действием по сто ян-ной силы.

  2. Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.

  3. Сравнение работы силы с изменением механической энер-гии тела.

  4. Изучение закона сохранения механической энергии при действии на тело сил тяжести и упругости.

  5. Измерение удельной теплоты плавления льда.

  6. Изучение уравнения состояния идеального газа.

  7. Измерение относительной влажности воздуха.

  8. Наблюдение образования кристаллов.

  9. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

  10. Измерение электрической емкости конденсатора.

  11. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

  12. Определение элементарного заряда.

  13. Изучение терморезистора.

  14. Изучение явления электромагнитной индукции.

  15. Измерение относительного показателя преломления вещества.

  16. Изучение фотоэффекта.

  17. Наблюдение линейчатых спектров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование по физике 10 класса


Дата

урока

Тема раздела, урока

Тип урока, форма проведения

ФОПД (Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся)

Планируемые результаты

Система контроля

Оборудование ЭОР

Личностные

Метапредметные

Предметные



План

Факт



Ввведение ( 1час)

1.09


1

Первичный инструктаж по ТБ. Что и как изучает физика.

ИНМ


Различать научные методы познания окружающего мира

Применять научные методы: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование

Объяснять различие частных и фундаментальных физических законов

ФБ

УО

Д: компьютерные презентации.

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (22 ч.)



2

Физические законы и теории. Физическая картина мира.

КУ


осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее

вклад в улучшение качества жизни

искать и находить обобщенные способы решения задач;

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;




ФБ

УО

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (21 ч.)

6.09


3

Из истории становления классической механики. Основные понятия классической механики. Путь и перемещение.

УПЗУ


Различать научные методы познания окружающего мира

Применять модель равномерного движения к реальным движениям; применять знания к решению графических задач на равномерное движение;


—применять знания к решению задач, используя межпредметные связи физики с математикой;


Определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени;




ФБ

УО

Д: таблица «Солнечная система». Эл. П. анимации и видео 1-4. Зависимость вида траектории от выбора системы отсчета. Относительность движения. Таблицы «Относительность траектории», «Относительность движения». Эл. П. слайд-шоу 5, анимации 6 и 7.

8.09


4

Скорость.

КУ


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

систематизировать знания о физической величине на примере скорости движения


—Выводить формулу скорости равноускоренного движения;

Вычислять основные кинематические характеристики движения; линейную скорость

ФБ

УО

Д: Мгновенная скорость тела, движущегося равноускоренно. Эл. П. анимации и интерактив 8 и 9.

11.09


5

Ускорение.

КУ


Выявлять наиболее важные открытия, оказавшие влияние на создание классической механики

Вычислять основные кинематические характеристики движения; ускорение

Определять ускорение тела по графику зависимости скорости равноускоренного движения от времени;

—анализировать уравнение скорости равноускоренного прямолинейного движения и решать графические задачи

ФД

Д.: зависимость результата действия силы от точки приложения. Инертность тела. Эл. П. анимации10

13.09


6

Динамические характеристики движения.

КУ


Выявлять наиболее важные открытия, оказавшие влияние на создание классической механики

Объяснять роль фундаментальных опытов в механике; результаты опытов, лежащих в основе классической механике

Вычислять основные динамические характеристики движения;

ПР


15.09


7

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

КУ


ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность

—Решать графические задачи;

—сравнивать равномерное и равноускоренное движения по их характеристикам;

—рассчитывать путь и скорость при равноускоренном прямолинейном движении

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

ФБ

УО

Д.: модель двигателя внутреннего сгорания, таблица «Солнечная система», Эл. П. анимации11.

18.09


8

Математические начала натуральной философии Ньютона

УКПЗ


находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

--Решение задач на сравнение равномерного и равноускоренного движения по их характеристикам

устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;


ФБ

УО

Д.: зависимость ускорения тела от действующей на него силы и массы тела. Эл. П. анимации13.

20.09


9

Принципы классической механики.

КУ


осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее

вклад в улучшение качества жизни

—наблюдение, измерения и обобщение в процессе экспериментальной деятельности; —представление результаты измерений в виде таблиц

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;


Л/ Р №1


22.09


10

Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения свободного падения».

ИНМ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;


проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;



Д.: сложение сил, направленных под углом друг к другу. Эл. П. анимации14.

27.09


12

Лабораторная работа №2 «Исследование движения тела под действием постоянной силы»

КЗ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;



ФБ

УО


29.09


13

Лабораторная работа №3 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»

КУ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;


проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;


К/Р №1


2.10


14

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»

КУ


ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Уметь решать качественные и количественные задачи

ФБ

УО

Д.: Эл.П. анимации и видео 15

4.10


15

Закон сохранения импульса.

КУ


готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;


ПР


6.10


16

Лабораторная работа №4 «Исследование упругого и неупругого столкновений тел»

УПЗУ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


определять несколько путей достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;


проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;


ПР

Д.: переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. Эл. П. анимации и видео 16

9.10


17

Закон сохранения механической энергии

УПЗУ


осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми

выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;



Применение закона сохранения к решению задач

ПР


18.10


18

Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии при действии на тело сил тяжести и упругости»

КЗ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;


ПР


20.10


19

Лабораторная работа №6 «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела»

ИНМ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;


ПР

Д.: Эл. П. анимации и иллюстрации 17

23.10


20

Небесная механика

КУ


Работать индивидуально и в паре

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Уметь решать качественные и количественные задачи

ПР

Д.: движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Эл. П. анимация, иллюстрация и интерактив 18.

25.10


21

Баллистика

КУ


находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.


анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента;


РЗ

Д.: реактивное движение. Таблицы «Реактивное движение», «Космический корабль «Восток»»

27.10


22

Освоение космоса.

КУ


представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;


К/Р №2


8.11


23

Контрольная работа №3 по теме «Классическая механика»

КУ


ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

Уметь решать качественные и количественные задачи

ФБ

УО




Молекулярная физика (35 ч.)

Молекулярная физика (34 ч.)

10.11


24

Макроскопическая система и характеристики ее состояния. Атомы и молекулы, их характеристики.




УПЗУ


готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;


Понимать природу межмолекулярного взаимодействия, давления газа;


РЗ

Д: Макроскопическая система, основные положения МКТ, размеры и массы молекул, относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, концентрация молекул, число Авогадро.

15.11


25

Движение молекул. Опытное определение скоростей движения молекул.

КУ


готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения

осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

Понимать отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости движения материальной точки;





Д: силы взаимодействия между молекулами и атомами.

17.11


26

Взаимодействие молекул и атомов

УКПЗ


Стремление к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;




Д: термодинамическая система, тепловое равновесие, связь термодинамической температуры со средней кинетической энергией теплового

движения молекул

20.11


27

Тепловое равновесие. Температура.

УКПЗ


принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

искать и находить обобщенные способы решения задач;

Понимать отличие понятия средней скорости теплового движения молекул от понятия средней скорости движения материальной точки;


ФБ

УО

Д: внутренняя энергия, количество теплоты

22.11


28

Внутренняя энергия макроскопической системы.

ИНМ


вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны

приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;


применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;


УО


Д: вывод формулы работа газа при неизменном давлении, первый закон термодинамики.

24.11


29

Работа в термодинамике. Первый закон термодинамики.

КУ


находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;


применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;


РЗ

Д: решение задач по теме «Основные понятия и законы термодинамики»

29.11


30

Второй закон термодинамики.

КЗ


готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;


ФБ

УО


1.12


31

Контрольная работа №4 по теме «Основные понятия и законы термодинамики»

КУ


принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

ФБ

УО

Д: идеальный газ, давление идеального газа, основное уравнение мкт идеального газа

6.12


32

Давление идеального газа

УКПЗ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;


Л/Р №2

Д: средняя кинетическая энергия теплового движения молекул, уравнение состояния идеального газа, уравнение Менделеева-Клапейрона и Клапейрона, внутренняя энергия идеального газа

8.12


33

Уравнение состояния идеального газа

КУ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;


строить индуктивные выводы на основе результатов выполненного экспериментального исследования зависимости между параметрами состояния идеального газа;


Л/Р №3

Д: уравнение состояния идеального газа, уравнение Менделеева-Клапейрона

11.12


34

Решение задач

УКПЗ


формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств

;

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


применять изученные зависимости к решению вычислительных задач;


ПР

Д: изопроцессы, законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля

13.12


35

Газовые законы. Критическое состояние идеального газа.

УКПЗ


Анализировать особенности волнового движения;

сравнивать поперечные и продольные волны;

сравнивать физиологические и физические характеристики звука и представлять результаты в виде таблицы;

работать с таблицей значений скорости звука;

вычислять длину волны и скорость распространения волныформирование компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;


УО

Д: решение задач

15.12


36

Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости объема газа данной массы от температуры при постоянном давлении»

УКПЗ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;




18.12


37

Контрольная работа №5 по теме «Свойства идеального газа»

ИНМ


Умение обобщения и систематизирования знаний по темем

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

К/Р №4


20.12


38

Насыщенный пар. Влажность воздуха.

КУ


формирование компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Работа в малых группах. Работа с текстом.

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


ФБ

УО

Д: модель реального газа, критическая температура

22.12


39

Лабораторная работа № 8 «Измерение относительной влажности воздуха»

КУ


соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием


организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами и делать вывод с учетом погрешности измерений;


ФБ

УО

ЛР № 8 «Измерение относительной влажности воздуха»

27.12


40

Применение газов

КУ


готовность к научно-техническому творчеству

применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту




Д: применение сжатого воздуха.

29.12


41

Принципы работы тепловых двигателей

КУ


готовность к научно-техническому творчеству

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту

ФБ

УО

Д: паровые турбины, ДВС, реактивные двигатели, перспективы развития тепловых двигателей.

12.01


42

Тепловые двигатели

КУ


владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту

ФБ

УО

Д: принцип работы холодильной машины, тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

15.01


43

Работа холодильной машины

КУ


готовность к научно-техническому творчеству

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


применять полученные знания к объяснению явлений, наблюдаемых в природе и в быту

ФБ

УО

Д: Изменение энергии тела при совершении работы

17.01


44

Обобщение знаний по теме «Свойства газов». Решение задач.

ИНМ


готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;



ПР

Д: кристаллическая решетка, моно и поликристаллы, анизотропия.

19.01


45

Идеальный кристалл. Анизотропия свойств кристаллических тел.

КЗ


сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Контроль знаний. Умение применять полученные знания к решению задач.


ФБ

УО

Д: механическое напряжение, относительное удлинение, закон Гука, модуль Юнга.



46

Деформация твердого тела. Виды деформации.










47

Механические свойства твердых тел. Реальный кристалл. Жидкие кристаллы








22.01


48

Аморфное состояние твердого тела.

КУ


экологическая культура, бережное отношение к родной земле

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


строить график зависимости температуры тела от времени при нагревании, плавлении, кипении, конденсации, кристаллизации, охлаждении;


ФБ

УО

Д: модель жидкого состояния. Текучесть жидкости. Поверхностное натяжение жидкостей.

24.01


49

Свойства поверхностного слоя жидкости.

ИНМ


умения и навыки разумного природопользования,

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


измерять экспериментально поверхностное натяжение жидкости

К/Р №7

Д: Поверхностное натяжение жидкостей.

26.01


50

Решение задач

КУ


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


применять изученные зависимости к решению вычислительных и графических задач;


ФБ

УО


29.01


51

Смачивание. Капиллярность.

КУ


нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;



ФБ

УО


Д: смачивание, капиллярные явления, формула для расчета высоты подъема жидкости в капилляре.

31.01


52

Решение задач.

КУ



задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


применять изученные зависимости к решению вычислительных задач;


ФБ

УО

Д: Свойства твердых тел и жидкостей

2.02


53

Контрольная работа №6 по теме «Свойства твердых тел и жидкостей».

УОП


ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

Л/Р №9


5.02

52

Электродинамика (11 ч).

КЗ

—Сравнивать механические и электромагнитные волны по их характеристикам

ФБ

УО

Д: Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.

7.02


54

Электрический заряд. Электризация тел.

УОП


эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;


задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория, выдвижение гипотез, моделирование.


ФБ

УОРешение задач, ФБ

Д: Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.Д: Закон Кулона. Принцип суперпозиции сил.

9.02


55

Закон Кулона.






осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


законы и принципы: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона; принцип суперпозиции сил, принцип суперпозиции полей

Итоговая к/р

Д: Закон Кулона.

12.02


56

Электрическое поле

Решение задач.






готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных

задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


Умение применять знания к решению задач

Беседа, решение задач


14.02


57

Линии напряженности электростатического поля.



потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности,

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента;



Д: ЭП и его свойства. Напряженность ЭСП.

16.02


58

Проводники в электростатическом поле.



готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение обязанностей.


задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


применения: теплового действия электрического тока, электролиза, газовых разрядов, полупроводниковых приборов, вакуумного диода;


Д: проводники, распределение зарядов в проводнике.

19.02


59

Диэлектрики в электростатическом поле.



способность ставить цели и строить жизненные планы

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


анализировать неизвестные ранее электрические явления и решать возникающие проблемы.



Д: Диэлектрики, поляризация диэлектрика.

21.02


60

Работа электростатического поля.



готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Умение применять знания к решению задач

Понимать вихревой характер магнитного поля, его отличие от электростатического поля;



Д: работа по перемещению заряда в однородном ЭСП.

26.02


61

Потенциал электростатического поля.








технических устройств для получения, преобразования и передачи электрической энергии, использования переменного электрического тока, оптических приборов.

технических устройств для получения, преобразования и передачи электрической энергии, использования переменного электрического тока, оптических приборов.

анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента;



Д: Потенциал электростатического поля как его энергетическая характеристика. Разность потенциалов.

28.02


62

Электрическая емкость.



готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение обязанностей.


задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;


Применение технических устройств для получения, преобразования и передачи электрической энергии, использования переменного электрического тока, оптических приборов.



Д: Электрическая емкость проводника, конденсаторы.

2.03


63

Энергия электростатического поля заряженного конденсатора.



способность ставить цели и строить жизненные планы

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;




Д: Энергия электростатического поля заряженного конденсатора



64

Контрольная работа №7 по теме «Электростатика».



готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Умение применять знания к решению задач

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;




ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (6 ч.)



65

Повторительно-обобщающий урок «Классическая механика»





использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.






66

Повторительно-обобщающий урок «Молекулярная физика»





решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;






67

Повторительно-обобщающий урок «Электродинамика»





использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;






68

Итоговая контрольная работа





учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;






69

Повторение по теме: «Свойства твердых тел и жидкостей».










69

Повторение по теме: «Электростатика»











ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист корректировки учебной программы


урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки































































0 Курсивом выделен материал, который не выносится на итоговую аттестацию.

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по физике 10 класс

Автор: Кадермятова Гульнара Хамзиевна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480148

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по физике в 8 классе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_po_fizikie_v_8_klassie_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "419392"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496081551"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по физике для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "113537"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410413867"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по физике 8 класс Перышкин А.В. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-8-klass-pieryshkin-a-v"
    ["file_id"] => string(6) "228332"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441248177"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства