kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа - физика (7-9 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  соответсвует ФГОС ООО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа - физика (7-9 классы)»

Муниципального бюджетное общеобразовательного учреждения

«Мугайская основная общеобразовательная школа»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________/


____________ г.


УТВЕРЖДЕНА

приказом

от ___________г. №_____

директор

_________/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

физика,

7 - 9 классы

на 2020 -2021 учебный год



Составитель:

Коробейникова Наталья Сергеевна

















с. Мугай

2020




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года N 1577);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 года № 576, от 28 декабря 2015 года № 1529, от 26 января 2016 года № 38);

  • Основная общеобразовательная программа основного общего образования (по ФГОС) МБОУ «Мугайская ООШ»;

  • Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015).


В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 г. федерального учебно – методического объединения по общему образованию.


Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические зако­ны, лежащие в основе мироздания, являются основой содер­жания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружаю­щем мире.



Цели изучения физики в основной школе следующие:

  • усвоение учащимися смысла основных понятий и зако­нов физики, взаимосвязи между ними;

  • формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • систематизация знаний о многообразии объектов и явле­ний природы, о закономерностях процессов и о законах фи­зики, которые необходимы для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование убежденности в познаваемости окружаю­щего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • развитие познавательных интересов и творческих спо­собностей учащихся, а также интереса к расширению и уг­лублению физических знаний и выбора физики как про­фильного предмета.


Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретение учащимися знаний о механических, теп­ловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физиче­ских величинах, характеризующих эти явления;

  • формирование у учащихся умений наблюдать природ­ные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измери­тельных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладение учащимися такими общенаучными понятия­ми, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимание учащимися отличий научных данных от не­проверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребнос­тей человека.




Согласно учебному плану МБОУ «Мугайская ООШ» на изучения физики в 7-8 – классах отводится 140 часа (35 учебных недель, из расчета 2 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (34 учебных недели, 3 часа в неделю).

В 7-классе: 6 контрольных работ, 11 лабораторных работ, 1 зачёт.

В 8-классе: 7 контрольных работ, 11 лабораторных работ.

В 9- классе 6 контрольных работ, 8 лабораторных работ.



Рабочая программа ориентирована на использование Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9кл). общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2015.



Сок реализации рабочей программы лет



























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

• сформированность познавательных интересов, интеллек­туальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в не­обходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общест­ва, уважение к творцам науки и техники, отношение к фи­зике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учи­телю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постанов­ки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные резуль­таты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символи­ческой формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, вы­делять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источни­ков и новых информационных технологий для решения по­знавательных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседни­ка, понимать его точку зрения, признавать право другого че­ловека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнени­ем различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

• знания о природе важнейших физических явлений окру­жающего мира и понимание смысла физических законов, рас­крывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и вы­полнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графи­ков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выво­ды, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение получен­ных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального при­родопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и по­знаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выво­дить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точ­но отвечать на вопросы, использовать справочную литерату­ру и другие источники информации.

Более детально планируемые результаты обучения представлены в тематическом планировании.





































При изучении физики выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества,поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.

  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).

  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.


Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;

  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.

Освоение учебного предмета «Физика» направлено на развитие у обучающихся представлений о строении, свойствах, законах существования и движения материи, на освоение обучающимися общих законов и закономерностей природных явлений, создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Физика» способствует формированию у обучающихся умений безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить естественно-научные исследования и эксперименты, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с предметами: «Математика», «Информатика», «Химия», «Биология», «География», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.


Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.


Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.


Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.


Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения.Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитные волна. Скорость света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.


Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.


Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.


Примерные темы лабораторных и практических работ

Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:

  1. Проведение прямых измерений физических величин

  2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).

  3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.

  4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

  5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).

  6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.


Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от особенностей рабочей программы и УМК.


Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение размеров тел.

  2. Измерение размеров малых тел.

  3. Измерение массы тела.

  4. Измерение объема тела.

  5. Измерение силы.

  6. Измерение времени процесса, периода колебаний.

  7. Измерение температуры.

  8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.

  9. Измерение силы тока и его регулирование.

  10. Измерение напряжения.

  11. Измерение углов падения и преломления.

  12. Измерение фокусного расстояния линзы.

  13. Измерение радиоактивного фона.


Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение плотности вещества твердого тела.

  2. Определение коэффициента трения скольжения.

  3. Определение жесткости пружины.

  4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  5. Определение момента силы.

  6. Измерение скорости равномерного движения.

  7. Измерение средней скорости движения.

  8. Измерение ускорения равноускоренного движения.

  9. Определение работы и мощности.

  10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.

  11. Определение относительной влажности.

  12. Определение количества теплоты.

  13. Определение удельной теплоемкости.

  14. Измерение работы и мощности электрического тока.

  15. Измерение сопротивления.

  16. Определение оптической силы линзы.

  17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.

  18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.


Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.

  2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.

  3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.

  4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.

  5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.

  6. Исследование явления электромагнитной индукции.

  7. Наблюдение явления отражения и преломления света.

  8. Наблюдение явления дисперсии.

  9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.

  10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.

  11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.

  12. Исследование зависимости массы от объема.

  13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.

  14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.

  15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.

  16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.

  17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.

  18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.

  19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.

  20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.

  21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.


Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез

  1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.

  2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.

  3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).

  4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.


Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

        1. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.

        2. Конструирование ареометра и испытание его работы.

        3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

        4. Сборка электромагнита и испытание его действия.

        5. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

        6. Конструирование электродвигателя.

        7. Конструирование модели телескопа.

        8. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.

        9. Оценка своего зрения и подбор очков.

        10. Конструирование простейшего генератора.

        11. Изучение свойств изображения в линзах.


















Тематическое планирование

(7 класс)

Наименование раздела

Количество часов

Количество лабораторных работ

Зачёт

Количество контрольных работ

1

Введение

4

1

-

-

2

Первоначальные сведения о строении вещества

5

1

1

-

3

Взаимодействие тел

22

5

-

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

2

-

1

5

Работа и мощность, энергия

14

2

-

1

6

Итоговая контрольная работа

1


-

1


Резервное время

3


-



Итого

70

11

1

5




№ п\п


Тема урока


Дата

План.

Факт.

1

Контрольная работа №1

по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»


13.11


2

Контрольная работа №2

по теме: «Взаимодействие тел».


23.12


3

Контрольная работа № 3

по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».


16.03


4

Контрольная работа №4

по теме: «Работа и мощность. Энергия».


11.05


5

Итоговая контрольная работа.

18.05




Календарно- тематическое планирование

(7 класс)

п/п

Номер раздела и темы урока

Тема уроков


Количество

часов

Дата

план.

Дата

факт.

Примечание.

Причина корректировки


Глава 1. Физика и физические методы изучения природы (4 часа)


1

1.1

Инструктаж по технике безопасности.

Некоторые физические термины

1

02.09



2

1.2


Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.

1

04.09



3

1.3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.


1

09.09



4

1.4

Лабораторная работа № 1

″Определение цены деления измерительного прибора”

1

11.09




Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов)


5

2.1

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.

1

16.09



6

2.2

Лабораторная работа № 2

«Определение размеров малых тел»

1

18.09



7

2.3

Диффузия.

Взаимодействие молекул.

1

23.09



8

2.4

Агрегатные состояния вещества

1

25.09



9

2.5

Зачёт

по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

30.09




МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Глава 3. Взаимодействие тел (22 часа)


10

3.1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

02.10



11

3.2

Скорость. Единицы скорости.

1

07.10



12

3.3

Расчёт пути и времени движения.

1

09.10



13

3.4

Инерция. Взаимодействие тел.

1

14.10



14

3.5

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

1

16.10



15

3.6

Лабораторная работа № 3

“Измерение массы тела на рычажных весах”.

1

21.10



16

3.7

Плотность вещества.

1

23.10



17

3.8

Лабораторная работа № 4

“Измерение объёма тела”.

Лабораторная работа № 5

“Определение плотности тела”

1

04.11



18

3.9

Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Решение задач.

1

06.11



19

3.10

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

11.11



20

3.11

Контрольная работа № 1

по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».

1

13.11



21

3.12

Сила. Явление тяготения.

Сила тяжести.

1

18.11



22

3.13

Сила упругости. Закон Гука.

1

20.11



23

3.14

Вес тела. Единицы силы. Невесомость.

1

25.11



24

3.15

Сила тяжести на других планетах.

1

27.11



25

3.16

Динамометр.

1

02.12



26

3.17

Лабораторная работа № 6

“Градуирование пружины и измерение сил динамометром”.

1

04.12




27

3.18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

1

09.12



28

3.19

Сила трения. Трение покоя.

1

11.12



29

3.20

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7

“Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы”.

1

16.12



30

3.21

Решение задач по теме «Сила. Равнодействующая сил».

1

18.12



31

3.22

Контрольная работа № 2

по теме «Взаимодействие тел».

1

23.12




Глава 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 часов)


32

4.1

Давление. Единицы давления.

Способы увеличения и уменьшения давления.

1

25.12



33

4.2

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел»

1

30.12



34

4.3

Давление газа.

1

13.01



35

4.4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

1

15.01



36

4.5

Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

20.01



37

4.6

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».

1

22.01



38

4.7

Сообщающиеся сосуды.

1

27.01



39

4.8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

29.01



40

4.9

Измерение атмосферного давления.

Опыт Торричелли.

1

03.02



41

4.10

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

05.02



42

4.11

Манометры.

1

10.02



43

4.12

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

12.02



44

4.13

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

1

17.02



45

4.14

Закон Архимеда.

1

19.02



46

4.15

Лабораторная работа № 8

“Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело”.

1

24.02



47

4.16

Плавание тел.

1

26.02



48

4.17

Решение задач по теме «Закон Архимеда».

1

02.03



49

4.18

Лабораторная работа № 9

“Выяснение условий плавания тела в жидкости”.

1

04.03



50

4.19

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

09.03



51

4.20

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

11.03



52

4.21

Контрольная работа № 3

по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

16.03




Глава 5. Работа и мощность. Энергия. (14 часов)


53

5.1

Механическая работа. Единицы работы.

1

18.03



54

5.2

Мощность. Единицы мощности.

1

30.03



55

5.3

Простые механизмы. Рычаг.

Равновесие сил на рычаге.

1

01.04



56

5.4

Момент силы. Рычаг в технике, быту и в природе.

1

06.04



57

5.5

Лабораторная работа №10

«Выяснение условия равновесия рычага».

1

08.04



58

5.6

Блок. «Золотое правило» механики.

1

13.04



59

5.7

Решение задач по теме «Условие равновесия рычага».

1

15.04



60

5.8

Центр тяжести тела.

1

20.04



61

5.9

Условия равновесия тел.

1

22.04



62

5.10

Коэффициент полезного действия механизмов.

1

27.04



63

5.11

Лабораторная работа №11

«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

29.04



64

5.12

Энергия.

Кинетическая и потенциальная энергия.

1

04.05



65

5.13

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

06.05



66

5.14

Контрольная работа № 4

по теме “Работа и мощность. Энергия”.

1

11.05




Обобщающее повторение. (4 часа)


67

1

Повторение. «Взаимодействие тел», «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

13.05



68

2

Итоговая контрольная работа

1

18.05



69

3

Анализ контрольной работы.

1

20.05



70

4

«Я знаю, я могу…»

1

25.05















Тематическое планирование

(8 класс)


раздела

Название темы раздела

Количество отводимых часов

Количество контрольных работ

Количество лабораторных работ

1


Тепловые явления


22

2

3

2


Электрические

явления


28

2

5

3


Электромагнитные явления


5

1

2

4


Световые явления


11

1

1

5


Повторение


4

1


ИТОГО


70

7

11



№ п\п


Тема урока


Дата

План.

Факт.

1

Контрольная работа №1

по теме: «Тепловые явления».


09.10


2

Контрольная работа №2

по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества».


22.11


3

Контрольная работа № 3

по теме «Электризация тел. Строение атомов».


13.12


4

Контрольная работа № 4

по теме «Электрические явления».


13.03


5

Контрольная работа №5

по теме: «Электромагнитные явления».


08.04


6

Контрольная работа №6

по теме: «Световые явления».


13.05


7

Итоговая контрольная работа.

22.05









№ п\п



Тема урока



Дата

План.

Факт.

1

Лабораторная работа №1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».




2

Лабораторная работа №2

«Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».




3

Контрольная работа № 3

«Измерение влажности воздуха».




4

Лабораторная работа №4

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».




5

Лабораторная работа №5

«Измерение напряжения».




6

Лабораторная работа №6

«Регулирование силы тока реостатом».




7

Лабораторная работа №7

«Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».




8

Лабораторная работа № 8

“Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”.




9

Лабораторная работа №9

«Сборка электромагнита и испытание его действия»




10

Лабораторная работа №10

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».




11

Лабораторная работа №11

«Получение изображения при помощи линзы»









Календарно – тематическое планирование

(8 класс)

п/п

Номер раздела и темы урока

Тема уроков


Количество

часов

Дата

план.

Дата

факт.

Примечание.

Причина корректировки


Глава 1. Тепловые явления (22 часа)



1

1/1

Инструктаж по технике безопасности.

Тепловое движение. Температура.

1

04.09



2

1/2


Внутренняя энергия.

Способы изменения внутренней энергии.

1

06.09



3

1/3

Виды теплопередачи.

Теплопроводность.

1

11.09



4

1/4

Конвекция.

Излучение.

1

13.09



5

1/5

Количество теплоты.

Единицы количества теплоты.

Удельная теплоёмкость.

1

18.09



6

1/6

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении

1

20.09



7

1/7

Лабораторная работа № 1

″Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры”

1

25.09



8

1/8

Лабораторная работа № 2

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

27.09



9

1/9

Энергия топлива.

Удельная теплота сгорания.

1

02.10



10

1/10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

04.10



11

1/11

Контрольная работа №1

по теме ″Тепловые явления”

1

09.10



12

1/12

Агрегатные состояния вещества.

Плавление и отвердевание кристаллических тел

1

11.10



13

1/13

График плавление и отвердевание кристаллических тел.

Удельная теплота плавления.

1

16.10



14

1/14

Решение задач по теме

«Плавление и кристаллизация»

1

18.10



15

1/15


Испарение и конденсация.


1

23.10



16

1/16

Кипение.

Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

25.10



17

1/17

Решение задач по теме

«Удельная теплота парообразования»

1

06.11



18

1/18

Влажность воздуха.

Способы определения влажности воздуха.

Лабораторная работа № 3

“Измерение влажности воздуха”


1

08.11



19

1/19

Работа пара и газа при расширении.

Двигатель внутреннего сгорания.

1

13.11



20

1/20

Паровая турбина.

КПД теплового двигателя.


1

15.11



21

1/21

Решение задач по теме

«Изменение агрегатных состояний вещества»

1

20.11



22

1/22

Контрольная работа № 2

по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»


1

22.11




Глава 2. Электрические явления (28 часа)



23

2/1

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

1

27.11



24

2/2

Электроскоп. Электрическое поле.

1

29.11



25

2/3

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома.

1

04.12



26

2/4

Объяснение электрических явлений.

1

06.12



27

2/5

Проводники, полупроводники и непроводники электричества

1

11.12



28

2/6

Контрольная работа №3 по теме

« Электризация тел. Строение атомов»

1

13.12



29

2/7

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

18.12



30

2/8

Электрическая цепь. Её составные части.



20.12



31

2/9

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

1

25.12



32

2/10

Сила тока.

Измерение силы тока. Амперметр.

1

27.12



33

2/11

Лабораторная работа № 4

“Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках”

1

15.01



34

2/12

Электрическое напряжение. Единицы измерения. Вольтметр.

1

17.01



35

2/13

Лабораторная работа № 5

«Измерение напряжения на различных участках цепи»

1

22.01



36

2/14

Электрическое сопротивление проводников.

Закон Ома для участка цепи.

1

24.01



37

2/15

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

29.01



38

2/16

Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

31.01



39

2/17

Реостаты.

Лабораторная работа № 6

″Регулирование силы тока реостатом”.

1

05.02



40

2/18

Лабораторная работа № 7

“Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра”.

1

07.02



41

2/19

Последовательное соединение

проводников.

1

12.02



42

2/20

Параллельное соединение

проводников

1

14.02



43

2/21

Решение задач по теме «Параллельное и последовательное соединения проводников».

1

19.02



44

2/22

Работа и мощность

электрического тока

1

21.02



45

2/23

Лабораторная работа № 8

“Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”.

1

26.02



46

2/24

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля Ленца.

1

28.02



47

2/25

Конденсатор.

1

04.03



48

2/26

Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

1

06.03



49

2/27

Решение задач по теме

«Электрические явления»

1

11.03



50

2/28

Контрольная работа № 4

по теме «Электрические явления»

1

13.03




Глава 3. Электромагнитные явления (5 часов)



51

3/1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

18.03



52

3/2

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.

Лабораторная работа №9

«Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

20.03



53

3/3

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

1

01.04



54

3/4

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Лабораторная работа №10

«Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».

1

03.04



55

3/5

Контрольная работа №5

по теме «Электромагнитные явления»

1

08.04




Глава 4. Световые явления (11 часов)



56

4/1

Источники света. Распространение света.

1

10.04



57

4/2

Видимое движение светил

1

15.04



58

4/3

Отражение света. Законы отражения.

1

17.04



59

4/4

Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света

1

22.04



60

4/5

Преломление света. Закон преломления света.

1

24.04



61

4/6

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

29.04



62

4/7

Изображения, даваемые линзой.

1

01.05



63

4/8

Лабораторная работа №11

«Получение изображения при помощи линзы»

1

06.05



64

4/9

Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линзы.

1

08.05



65

4/10

Контрольная работа № 6

по теме “Световые явления”

1

13.05



66

4/11

Глаз и зрение. Очки.

Фотографический аппарат.

1

15.05




Повторение (4 часа)


67

1

Повторение пройденного за курс физики 8 класса.

1

20.05



68

2

Итоговая контрольная работа.

1

22.05



69

3

Анализ контрольной работы.

1

27.05



70

4

Физика и мир, в котором мы живём.

1

29.05


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(9 КЛАСС)

п/п

Наименование

раздела, темы

Количество

часов

(всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные,

практические

работы

Контрольные

работы

Законы взаимодействия и движения тел.

36

2

2

Механические колебания и волны. Звук.

15

1

1

Электромагнитное поле.


24

2

1

Строение атома и атомного ядра.


18

3

1

Строение и эволюция Вселенной.

5



Итоговое повторение.


5


1

ИТОГО:

102

8

6






№ п\п


Тема урока


Дата

План.

Факт.

1

Контрольная работа №1

по теме: «Основы кинематики».


04.10


2

Контрольная работа №2

по теме: «Законы динамики».


29.11


3

Контрольная работа № 3

по теме «Механические колебания. Звук».


15.01


4

Контрольная работа №4

по теме: «Электромагнитное поле».


11.03


5

Контрольная работа №5

по теме: «Строение атома и атомного ядра».


29.04


6

Итоговая контрольная работа

20.05




№ п\п

Тема урока


Дата

План.

Факт.

1

Лабораторная работа №1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».




2

Лабораторная работа №2

«Измерение ускорения свободного падения».




3

Контрольная работа № 3

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».




4

Лабораторная работа №4

«Изучение явления электромагнитной индукции».




5

Лабораторная работа № 5

«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».



6

Лабораторная работа №6

«Измерение естественного радиационного фона дозиметром».



7

Лабораторная работа №7

«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».




8

Лабораторная работа №8

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс


п/п

Номер раздела и темы урока

Тема уроков


Количество

часов

Дата

план.

Дата

факт.

Примечание.

Причина корректировки


Глава 1. Законы взаимодействия и движения тел. (36 часа)



1

1.1

Инструктаж по технике безопасности.

Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта.

1

02.09



2

1.2


Перемещение.

1

04.09



3

1.3

Определение координаты движущегося тела.


06.09



4

1.4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

09.09



5

1.5

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении.

1

11.09



6

1.6.

Средняя скорость.

1

13.09



7

1.7

Решение задач.

1

16.09



8

1.8

Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.

1

18.09



9

1.9

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости и проекции скорости.


1

20.09



10

1.10

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

1

23.09



11

1.11

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движение без начальной скорости.

1

25.09



12

1.12

Лабораторная работа №1

«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

27.09



13

1.13

Решение задач по теме «основы кинематики».


1

30.09



14

1.14

Обобщающий урок по теме «Основы кинематики»

1

02.10



15

1.15

Контрольная работа №1

по теме «Основы кинематики»

1

04.10



16

1.16

Относительность движения.

1

07.10



17

1.17

Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

1

09.10



18

1.18

Второй закон Ньютона. .

1

11.10



19

1.19

Третий закон Ньютона.

1

14.10



20

1.20

Свободное падение тел.

1

16.10



21

1.21

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

18.10



22

1.22

Лабораторная работа №2

«Измерение ускорения свободного падения».

1

21.10



23

1.23

Решение задач по теме «Движение тела, брошенного вертикально вверх»

1

23.10



24

1.24

Закон всемирного тяготения.

1

25.10



25

1.25

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

04.11



26

1.26

Сила упругости.

1

06.11



27

1.27

Сила трения.

1

08.11



28

1.28

Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное движение по окружности.

1

11.11



29

1.29

Решение задач.

1

13.11



30

1.30

Движение искусственных спутников Земли.

1

15.11



31

1.31

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

18.11



32

1.32

Реактивное движение.

1

20.11



33

1.33

Работа силы.

1

22.11



34

1.34

Закон сохранения механической энергии.

1

25.11



35

1.35

Решение задач по теме «Основы динамики»

1

27.11



36

1.36

Контрольная работа №2

по теме «Законы динамики»

1

29.11




Глава 2. Механические колебания и волны. Звук. (15 часов)



37

2.1

Колебательное движение. Свободные колебания.

1

02.12



38

2.2

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

04.12



39

2.3

Гармонические колебания.

1

06.12



40

2.4

Лабораторная работа №3

«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» .

1

09.12



41

2.5

Решение задач.


11.12



42

2.6

Затухающие и вынужденные колебания.

1

13.12



43

2.7

Резонанс.

1

16.12



44

2.8

Распространение колебаний в среде.

Продольные и поперечные волны.

1

18.12



45

2.9

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

20.12



46

2.10

Источники звука. Звуковые колебания.

1

23.12



47

2.11

Высота, тембр и громкость звука.

1

25.12



48

2.12

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

1

27.12



49

2.13

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

30.12



50

2.14

Решение задач по теме «Колебания и волны. Звук»

1

13.01



51

2.15

Контрольная работа №3

по теме «Механические колебания. Звук»

1

15.01




Глава 3. Электромагнитное поле. (15 часов)



52

3.1

Магнитное поле. Неоднородное и однородное магнитное поле.

1

17.01



53

3.2

Направление тока и направление линий его магнитного поля

1

20.01



54

3.3

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

1

22.01



55

3.4

Индукция магнитного поля.

1

24.01



56

3.5

Магнитный поток.


27.01



57

3.6

Явление электромагнитной индукции.

1

29.01



58

3.7

Направление индукционного тока.

Правило Ленца.

1

31.01



59

3.8

Лабораторная работа № 4

«Изучение явления электромагнитной индукции».

1

03.02



60

3.9

Явление самоиндукции.

1

05.02



61

3.10

Получение и передача переменного тока.


07.02



62

3.11

Трансформатор.

1

10.02



63

3.12

Электромагнитное поле.

1

12.02



64

3.13

Электромагнитные волны.

1

14.02



65

3.14

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

1

17.02



66

3.15

Принцип радиосвязи и телевидения. Интерференция и дифракция света.

1

19.02



67

3.16

Электромагнитная природа света.

1

21.02



68

3.17

Преломление света. Физический смысл показателя преломления.

1

24.02



69

3.18

Дисперсия света. Цвета тел.

1

26.02



70

3.19

Спектроскоп и спектрограф.

1

28.02



71

3.20

Типы оптических спектров.

1

02.03



72

3.21

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

1

04.03



73

3.22

Лабораторная работа № 5

«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».

1

06.03



74

3.23

Решение задач по теме «Электромагнитное поле».

1

09.03



75

3.24

Контрольная работа №4

по теме «Электромагнитное поле».

1

11.03




Глава 4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (18 часов)



76

4.1

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

1

13.03



77

4.2

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

16.03



78

4.3

Радиоактивные превращения атомных ядер.

1

18.03



79

4.4

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

1

20.03



80

4.5

Лабораторная работа №6

«Измерение естественного радиационного фона дозиметром».

1

30.03



81

4.6

Протонно – нейтронная модель атомного ядра.

1

01.04



82

4.7

Энергия связи атомных ядер.

Дефект масс.

1

03.04



83

4.8

Решение задач по теме «Дефект масс».

1

06.04



84

4.9

Ядерные реакции. Деление ядер урана.

1

08.04



85

4.10

Лабораторная работа №7

«Изучение деления ядра атома по фотографии треков».

1

10.04



86

4.11

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.

1

13.04



87

4.12

Атомная энергетика.

1

15.04



88

4.13

Биологическое действие радиации.

1

17.04



89

4.14

Закон радиоактивного распада.

1

20.04



90

4.15

Лабораторная работа №8

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

1

22.04



91

4.16

Термоядерная реакция.

1

24.04



92

4.17

Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

27.04



93

4.18

Контрольная работа №5

по теме «Строение атома и атомного ядра».

1

29.04




Глава 5. Строение и эволюция Вселенной. (5 часов)



94

5.1

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

1

01.05



95

5.2

Большие планеты Солнечной системы.

1

04.05



96

5.3

Малые тела Солнечной системы.

1

06.05



97

5.4

Строение и эволюция Солнца и звёзд.

1

08.05



98

5.5

Строение и эволюция вселенной.

1

11.05




Итоговое повторение (7 часов)



99

1

Повторение. Законы взаимодействия и движения тел.

1

13.05



100

2

Повторение. Механические колебания и волны.

1

15.05



101

3

Повторение. Электромагнитное поле.

1

18.05



102

4

Итоговая контрольная работа.

1

20.05



103

5

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

1

22.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа - физика (7-9 классы)

Автор: Коробейникова Наталья Сергеевна

Дата: 19.02.2021

Номер свидетельства: 573698

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по физике в 8 классе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_po_fizikie_v_8_klassie_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "419392"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496081551"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по физике для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "113537"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410413867"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по физике 8 класс Перышкин А.В. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-8-klass-pieryshkin-a-v"
    ["file_id"] => string(6) "228332"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441248177"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства