Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике, 8 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено на заседании Методического совета школы
Протокол №__1__ от
«__29_»____09___2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
ФИО_______________
Дата______
Заместитель директора по УВР
ФИО_____________
Дата_____________
_____УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ -------
Приказ №_254_ от
«_01__»_09_2015 г.
Рабочая программа
предмета «Физика»
для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Потапова А.А.,
учитель физики
Сретенск, 2016
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по физике составлена для 8 класса на основе:
-ФЗ «Закон об образовании в РФ», от 29.12.2012 года, № 273-ФЗ;
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;
- С учетом ООП ОО МОУ «Сретенская СОШ №1»;
-Базисного учебного плана 2016-2017 учебного года;
-Учебного плана МОУ «Сретенская СОШ №1» на 2016-2017 учебный год;
-С учетом примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы, под редакцией В.А.Орлова, О.Ф. Кабардина, В.А.Коровина;
- Авторской программы «Физика 7-9классы» под редакцией Н. В. Филонович, Е. М. Гутник к линии УМК А.В. Перышкина.
Общая характеристика учебного предмета.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Цели изучения физики.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования в 8 классе. Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Характеристика класса.
В 8 «а» классе обучается 22 ученика (13 девочек и 9 мальчиков). Обучаются на «4» и «5» 11 учеников. Данные ребята показывают хорошие результаты в обучении физики. Средний уровень мотивации к обучению имеют 5 учеников. Остальные ребята требуют усиленного контроля со стороны учителя и родителей. В 8 «б» классе обучаются 24 ученика (10 девочек и 14 мальчиков). Обучаются на «4» и «5» 13 учеников. Имеют удовлетворительные знания 11 ребят. Ребята данных классов хорошо работают в группах и микрогруппах, умеют работать с текстом, переводить информацию из одного вида в другой. Часть учащихся данных классов испытывают затруднения при решении текстовых задач: затрудняются записывать условие задачи; у некоторых учащихся недостаточно сформированы навыки письма, низкий уровень работоспособности на уроке.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики в 8 классе являются:
познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
информационно-коммуникативная деятельность:
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения.
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
При преподавании используются организационные формы обучения:
классноурочная система;
лабораторные и практические занятия;
применение мультимедийного материала;
решение экспериментальных задач
исследовательская работа;
самостоятельная работа;
творческие работы.
Уровень обучения - базовый.
Срок реализации рабочей учебной программы - один учебный год.
Основное содержание (68 часов).
Тепловые явления (10 ч.)
Тепловое движение атомов и молекул. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Демонстрации
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч.)
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины.
Лабораторные работы и опыты
Измерение влажности воздуха.
Электрические и магнитные явления (25 ч.)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля— Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Закон сохранения электрического заряда.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжения в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изготовление гальванического элемента.
Электромагнитные явления (7 ч.)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Световые явления (8 ч.)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Закон преломления. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления распространения света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Изучение свойств изображения в плоском зеркале. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы. Наблюдение явления дисперсии света.
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п
Содержание
Класс
Автор
Издательство
Год издания
1
Учебник (основной)
8
А.В. Перышкин
«Дрофа»
2015
2
Учебные пособия: задачники, сборники дидактических материалов, Пособия по проведению практических и лабораторных работ и т.д.
7-8
7-9
8-10
В.И. Лукашик
В.И. Лукашик
А.П. Рымкевич
«Просвещение»
«Просвещение»
«Просвещение»
1994
2000
1990
Календарно-тематическое планирование по курсу физики 8 класса (68 часов в год. 2 ч. в неделю)
Учебник 8 класса авторов А.В. Перышкин (М.: Дрофа, 2013)
№ п/п. № урока в разделе
Тема урока
Дата проведения
Примечание
План
Факт
Тепловые явления – 10 ч.
1.1.
Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия.
2.2.
Способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи. Теплопроводность.
3.3.
Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике.
4.4.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
5.5.
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.
6.6.
Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
7.7.
Решение задач по теме «Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества».
8.8.
Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости твердого тела».
9.9.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
10.10.
Решение задач по теме «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах».
Изменение агрегатных состояний вещества – 11 ч.
11.1.
Различные состояния вещества. Кратковременная контрольная работа по теме «Тепловы явления».
12.2.
Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.
13.3.
Удельная теплота плавления.
14.4
Решение задач по теме «Удельная теплота плавления».
15.5.
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости, выделение ее при конденсации пара.
16.6.
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
17.7.
Решение задач на нахождение количества теплоты.
18.8.
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
19.9.
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
20.10.
Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
21.11.
Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
Электрические явления – 25 ч.
22.1.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
23.2.
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.