kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по астрономии 10-11 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

Цели и задачи курса астрономии.

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 10 классе - 35 часов (1 час в неделю) и в 11 клаасе - 34 часа в неделю ( 1 час в неделю).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 10-11 кл»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21»-ОЦ «Дай5»



«Принято» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Директор

____ / Шамиюнова А.М../ директор по УВР МБОУ «СОШ №21»

Протокол № 1 от МБОУ «СОШ №21» -ОЦ «Дай5»

«28» августа 2017г -ОЦ «Дай5» _____/Тухфатуллина Е.А./

_____/Уймина Г.Х./ Приказ № 220 от

«29» августа 2017г. «29» августа 2017г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по астрономии для 10-11 класса

Садыковой Лилии Азатовны,

учителя физики I квалификационной категории





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от

«29» августа 2017 г.









2017-2018 учебный год



Пояснительная записка

Цели и задачи курса астрономии:

Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 10 классе- 35 часов(1 час в неделю), 11-ом классе 34 часа (1 час в неделю).

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

• Получить представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Узнать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.

• Узнать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.

• Узнать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и познее, закон всемирного тяготения.

• На примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Узнать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем.

• Узнать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.

• Получить представление о методах астрофизических исследований и законах физиких, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.

• Узнать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и узнать о термоядерном источнике энергии.

• Узнать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Узнать, как рождаются, живут и умирают звёзды.

• Узнать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.

• Получить представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы.

• Узнать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры.

• Получить представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.

• Узнать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.

• Понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии.

• Узнать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения.

• Узнать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.

• Научиться проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.





























урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Дата проведения

По плану

Фактическая

Предмет астрономии(2 часа)

1

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взлядов человекам на Вселенную.Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии.

1

Рассмотреть развитие цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.

10кл-4.09

11кл-7.09


2

Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики

1

Изучить историю развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

10кл-11.09

11кл-14.09


Астрометрия (5 часов)

3

Звездное небо.

1

Анализируют текст учебника и иллюстрации рисунок в учебнике и делают вывод, что небо разделено на 88 участков, имеющих строго определенные границы. Тысячи лет назад люди мысленно соединили наиболее яркие звезды в разнообразные фигуры (созвездия) По ПКНЗ узнают, какие созвездия видны в данный момент времени.

10кл-18.09

11кл-21.09


4

Небесные координаты.

1

Определяют высоту Полюса мира и географической широты места наблюдения. Характеризуют суточное движение звезд на разных широтах.

10кл-25.09

11кл-28.09


5

Видимое движение планет и солнца

1

Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника и характеризуют петлеобразное движение планет, конфигурацию, сидерические и синодические периоды обращения планет.

10кл-2.10

11кл-5.10


6

Движения Луны и затмения.

1

Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений

10кл-9.10

11кл-12.10


7

Время и календарь

1

Анализируют текст и узнают понятия Звёздного и солнечного времени, звёздного и тропического года. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианский календари

10кл-16.10

11кл-19.10


Небесная механика (3 ч.)

8

Система мира

1

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек

10кл-23.10

11кл-26.10


9

Законы Кеплера движения планет.

1

Работают с учебником и характеризуют законы движения небесных тел

10кл-6.11

11кл-9.11


10

Космические скорости и межпланетные пространства

1

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите

10кл-13.11

11кл-16.11


Строение Солнечной системы (7 ч.)

11

Современные представления о строении и составе Солнечной системы.

1

Обсуждают презентации. Анализируют текст учебника и иллюстрации и характеризуют – вид в телескоп, вращение, размеры, массу, светимость и температуру Солнца, состояние веществ на нем, химический состав

10кл-20.11

11кл-23.11


12

Планета Земля.Луна и ее влияние на Землю

1

Форма и размеры Земли.Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

10кл-27.11

11кл-30.11


13

Контрольная работа за первое полугодие

1

Закрепить темы «Небесной механики и солнечной системы»

10кл-4.12

11кл-7.12


14

Планеты земной группы

1

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса

10кл-11.12

11кл-14.12


15

Планеты - гиганты. Планеты – карлики

1

Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и выделяют планеты-гиганты Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун – дают общую хар-ку, выделяют особенности строения, спутники, кольца

10кл-18.12

11кл-21.12


Второе полугодие(20 часов)

16

Малые тела солнечной системы

1

Работа с текстом учебника Устный опрос. Беседа. Работа с текстом учебника, рисунками, иллюстрациями. Обсуждение презентаций

10кл-8.01

11кл-11.01


17

Современные представления о происхождении Солнечной системы

1

Анализируя текст учебника, рисунки и иллюстрации определяют возраст галактик и звезд, характеризуют эволюцию и происхождение звезд

10кл-15.01

11кл-18.01


Астрофизика и звездная астрономия (7 ч.)

18

Методы астрофизических исследований

1

Познакомиться с устройством и характеристиками телескопов рефракторов и рефлекторов. Узнать устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры

10кл-22.01

11кл-25.01


19

Солнце

1

Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца.

10кл-29.01

11кл-1.02


20

Внутреннее строение и источник энергии Солнца

1

Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу

10кл-5.02

11кл-8.02


21

Основные характеристики звезд

1

Работа с текстом и узнают основные характеристики звезд, что лежит в основе спектральной классификации звезд.

10кл-12.02

11кл-15.02


22

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

1

Анализируют текст учебника, рисунки и иллюстрации и определяют, как устроены звезды белые карлики. Как устроены нейтронные звезды и представление черных дыр.

10кл.-19.02

11кл-22.02


23

Новые и сверхновые звёзды

1

Понимать, что все звезды различаются между собой по различным характеристикам

10кл-26.02

11кл-1.03


24

Эволюция звезд

1

Анализируя текст учебника, рисунки и иллюстрации определяют возраст галактик и звезд, характеризуют эволюцию и происхождение звезд

10кл-5.03

11кл-8.03


Млечный путь (3 ч)

25

Газ и пыль в Галактике

1

Анализируя текст,узнать,как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

10кл-12.03

11кл-15.03


26

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

1

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике.

10кл-19.03

11кл-22.03


27

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути

1

Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них

10кл-9.04

11кл-5.04


Наша Галактика (3 ч.)

28

Классификация галактик.

1

Анализируют текст учебника и иллюстрации галактик — получить представление о различных типах галактик.

10кл-16.04

11кл-12.04


29

Активные галактики и квазавры.Скопления галактик.

1

Получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах. Изучить о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.


10кл-23.04

11кл-19.04


30

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа.

1

Закрепления тем за весь учебный год.

10кл-30.04

11кл-26.04


Строение и эволюция Вселенной (2ч.)

31

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширающая Вселенная

1

Рассмртреть проблему существования жизни во Вселенной.

10кл-7.05

11кл-3.05


32

Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

1

Рассмотреть, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности.

10кл-14.05

11кл-10.05


Современные проблемы астрономии (3 ч)

33

Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия

1

Узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной.

10кл-21.05

11кл.-17.05


34-35

Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной

2

Узнать представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике. Узнать о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с ними

10кл-28.05

11кл-24.05








Корректировка рабочей программы:



пп

Корректировка



















































Список используемой литературы:

В,М,Чаругин,астрономия10-11 классы, Москва «Просвещение» 2018год.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа по астрономии 10-11 кл

Автор: Садыкова Лилия Азатовна

Дата: 23.01.2018

Номер свидетельства: 452004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа «астрономия» посо 21"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_astronomiia_poso_21"
    ["file_id"] => string(6) "587039"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1632132987"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по астрономии 11 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_astronomii_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "477536"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1536680100"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Рабочая программа по астрономии для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-po-astronomii-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224913"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439286241"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по предмету "Астрономия""
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia_programma_po_predmetu_astronomiia"
    ["file_id"] => string(6) "619326"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1670313517"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Рабочая программа по астрономии"
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia_programma_po_astronomii"
    ["file_id"] => string(6) "494650"
    ["category_seo"] => string(11) "astronomiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1547124638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1640 руб.
2520 руб.
1360 руб.
2090 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства