Программа общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия предназначена для изучения основных вопросов Астрономии в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
Дисциплина Астрономия входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС)
В учебном плане ППКРС место учебной дисциплины Астрономия в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы Астрономия направлено на достижение следующих целей:
Освоение содержания учебной дисциплины Астрономия обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Астрономия"»
Министерство образования Ставропольского края
ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М. И. Платова»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия
для профессии43.01.09 Повар, кондитер
2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины Астрономия, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.
Одобрена
на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
Протокол №___________
От «___» __________20___г.
Председатель ___________Филимонова Г.Ю.
Утверждаю
Заместитель директора по учебной работе
________________________
Чикильдина Н. А.
Согласовано
Старший методист И.В. Юровникова ________________
Заведующий учебной части О.П. Кузнецова _________________
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1.Паспорт программы учебной дисциплины
Астрономия
Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины Астрономия предназначена для изучения основных вопросов Астрономии в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
Дисциплина Астрономия входит в состав предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС)
В учебном плане ППКРС место учебной дисциплины Астрономия в составе общих общеобразовательных учебных дисциплин, обязательных для освоения вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы Астрономия направлено на достижение следующих целей:
Освоение содержания учебной дисциплины Астрономия обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки;
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии;
−− умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека;
• метапредметных:
−− умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
−− умение использовать различные источники по астрономии для получения
достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
−− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий;
• предметных:
−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
38
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36
в том числе: практических занятий
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Не предусмотрено
Консультации
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныАстрономия
Наименование разделов, тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
4
Введение.
Содержание учебного материала
1
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики
2
2
История развития астрономии
1
Содержание учебного материала
8
*
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук».
Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории видимого
движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое
изучение неба»).
2
2
Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа
геоцентризма. Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года).
Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский
календари, проекты новых календарей).
2
3
Оптическая астрономия. Изучение околоземного пространства.
2
4
Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные современные телескопы, методы изучения дальнего космоса).
2
Практическое занятие
2
3
№1
С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hi-news.ru/tag/kosmos
2
*
Устройство Солнечной системы
Содержание учебного материала
8
2
1
Система «Земля — Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы).
2
2
Планеты земной группы. Планеты-гиганты
2
3
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс и пояс Койпера. Физические характеристики астероидов. Метеориты.
2
4
Кометы и метеоры. Понятие об астероидно-кометной опасности. Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы.
2
Практическое занятие
2
3
№2
Используя сервис Google Maps, посетить:
1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности;
2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение.
2
Строение и эволюция Вселенной
Содержание учебного материала
10
2
1
Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные звезды.
2
2
Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.
2
3
Наша Галактика. Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Другие галактики. Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд.
2
4
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет).
2
5
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
2
Практическое занятие
2
№3
Решение проблемных заданий, кейсов.
2
Консультации
2
Дифференцированный зачет
2
Всего:
38
3. условия реализации программы дисциплины Астрономия
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы учебной дисциплины Астрономия предполагает наличие учебного кабинета физики.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины Астрономия входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия;
библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Язев, С. А. Астрономия. Солнечная система : учеб. пособие для СПО / С. А. Язев ; под науч. ред. В. Г. Сурдина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08245-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/66399265-91E3-4FFD-BD71-56A2E1A8DEA7.
Астрономия : учеб. пособие для СПО / А. В. Коломиец [и др.] ; отв. ред. А. В. Коломиец, А. А. Сафонов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08243-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/2750497E-F894-4BEF-839A-18EBC2C32255.
Для преподавателей
1. Методист: науч.-метод. журн. для работников образования/ РИНЦ.
2. Среднее профессиональное образование: ежемес. теор. и науч.-метод. журн./Издательский дом «Академия»
Интернет-ресурсы
«Астрономия — это здорово!» http://menobr.ru/files/astronom2.pptx
http://menobr.ru/files/blank.pdf.
«Знаешь ли ты астрономию?» http://menobr.ru/files/astronom1.pptx
Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.su/EAAS
Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm
Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.sai.msu.ru
Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.izmiran.ru
Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TKNGOhR3w1s&feature=youtu.be
Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров.
Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0
Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI
Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0
Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronews.ru/
Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.astronet.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
−− сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования, устного опроса, индивидуальных заданий
−− понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования, устного опроса, индивидуальных заданий, практических работ
−− владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования, устного опроса, индивидуальных заданий, практических работ
−− сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования, устного опроса, индивидуальных заданий
−− осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении тестирования, устного опроса, индивидуальных заданий
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных
проектов
1. Астрономия — древнейшая из наук.
2. Современные обсерватории.
3. Об истории возникновения названий созвездий и звезд.
4. История календаря.
5. Хранение и передача точного времени.
6. История происхождения названий ярчайших объектов неба.
7. Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
8. Системы координат в астрономии и границы их применимости.
9. Античные представления философов о строении мира.
10. Точки Лагранжа.
11. Современные методы геодезических измерений.
12. История открытия Плутона и Нептуна.
13. Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
14. Полеты АМС к планетам Солнечной системы.
15. Проекты по добыче полезных ископаемых на Луне.
16. Самые высокие горы планет земной группы.
17. Современные исследования планет земной группы АМС.
18. Парниковый эффект: польза или вред?
19. Полярные сияния.
20. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.
21. Экзопланеты.
22. Правда и вымысел: белые и серые дыры.
23. История открытия и изучения черных дыр.
24. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.
25. Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов.
26. Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе.
27. Методы поиска экзопланет.
28. История радиопосланий землян другим цивилизациям.
29. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.
30. Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян.
31. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.