kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «астрономия» посо 21

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа

ОУД.08 «АСТРОНОМИЯ»

по специальности

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «астрономия» посо 21»


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»














рабочая программа


ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОУД.08 «АСТРОНОМИЯ»


по специальности

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»






























Добрянка, 2021 г.


Рабочая программа дисциплины Астрономия разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, с учетом

примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций Одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.- с сайта ФИРО примерная программа



Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»


Составитель: Плюснина Елена Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ «Добрянского гуманитарно-технологического техникума им. П.И. Сюзева»




Согласовано методическим советом техникума

Протокол № __________ от «____» _____________________ 20___ г.


































СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка

4

Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия»

4

Место учебной дисциплины в учебном плане

5

Результаты освоения учебной дисциплины

4

Содержание учебной дисциплины

7

Тематическое планирование

9

Технический профиль профессионального образования

9

Примерный тематический план

9

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

13

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Астрономия»

16

Рекомендуемая литература

17










































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.№2/16-з)

Нормативные документы на основе которых разработана рабочая программа:

Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ

Фундаментальное ядро содержания среднего общего образования,

Федеральные государственные стандарты,

Примерная программа ООП СОО (на сайте fgosreestr)

Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:

— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

— формирование научного мировоззрения;

— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

В основе учебной дисциплины «Астрономия» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий астрономии и представлений о современной астрономической картине мира, а также выработка умений применять астрономические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые астрономией, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Астрономия дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В астрономии формируются многие виды деятельности, которые имеют мета-предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.

Астрономия всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников учебного заведения, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных: 

• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и в не учебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;

метапредметных:

• находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

• анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

• на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

• готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;

предметных:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • - понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;

  • - осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются, преподавателем в процессе проведения контрольных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, оформления рефератов.


Результаты освоения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:


Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;

Практическая работа № 1,2

Текущий контроль

Устный опрос

Тестовые задания

умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

Практическая работа № 3-5

Текущий контроль

Устный опрос

Тестовые задания

умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и в не учебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки

Практическая работа № 1,2,6-8

Текущий контроль

Устный опрос

Тестовые задания

воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

Практическая работа №1-5, 9

Текущий контроль

Устный опрос

Тестовые задания

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

Практическая работа № 4,9

Текущий контроль

Устный опрос Тестовые задания

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Практическая работа № 1,2,3,9

Текущий контроль

Устный опрос

Тестовые задания

усвоенные знания:


объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы

Практическая работа № 1,2,3

Текущий контроль

Устный опрос Тестовые задания

особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

Практическая работа № 6-9

Текущий контроль

Устный опрос

Тестовые задания

понимать:

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практическая работа № 1-9

Текущий контроль

Устный опрос

Тестовые задания


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Астрономия, ее значение и связь с другими науками

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Астрономия, ее значение и связь с другими науками.

Демонстрации.

Портреты выдающихся астрономов;

Изображения объектов исследования в астрономии.

2. Практические основы астрономии

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Демонстрации.

Географический глобус Земли;

Глобус звездного неба;

Звездные карты;

Звездные каталоги и карты;

Карта часовых поясов;

Модель небесной сферы;

Разные виды часов (их изображения);

  1. Строение Солнечной системы

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Демонстрации.

Динамическая модель Солнечной системы;

Изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;

Портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;

Схема Солнечной системы;

Фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

  1. Природа тел Солнечной системы

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.

Демонстрации.

Глобус Луны;

Динамическая модель Солнечной системы;

Изображения межпланетных космических аппаратов;

Изображения объектов Солнечной системы;

Космические снимки малых тел Солнечной системы;

Космические снимки планет Солнечной системы;

Таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;

Фотография поверхности Луны.

  1. Солнце и звезды

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Демонстрации.

Диаграмма Герцшпрунга – Рассела;

Схема внутреннего строения звезд;

Схема внутреннего строения Солнца;

Схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;

Фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;

Фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;

Фотоизображения Солнца и известных звезд.

  1. Строение и эволюция Вселенной

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти-тяготение.

Демонстрации.

Изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;Схема строения Галактики;

Схемы моделей Вселенной;

Таблица - схема основных этапов развития Вселенной;

Фотографии звездных скоплений и туманностей;

Фотографии Млечного Пути;

Фотографии разных типов галактик.

  1. Жизнь и разум во Вселенной

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.

• Вселенная и темная материя.

• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

• Голография и ее применение.

• Движение тела переменной массы.

• Дифракция в нашей жизни.

• Значение открытий Галилея.

• Плазма — четвертое состояние вещества.

• Планеты Солнечной системы.

• Применение ядерных реакторов.

• Происхождение Солнечной системы.

• Рождение и эволюция звезд.

• Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики.

• Свет — электромагнитная волна.

• Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

• Современная спутниковая связь.

• Солнце — источник жизни на Земле.

• Физические свойства атмосферы.

• Черные дыры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

  • по специальности СПО технического профиля — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся — 36 часов, включая лабораторные и практических работы, —18;

внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.

Примерный тематический план

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Профессии СПО

1. Астрономия, её значение и связи с другими науками

2

2. Практические основы астрономии

6

3. Строение солнечной системы

7

4. Природа тел солнечной системы

7

5. Солнце и звезды

5

6. Строение и эволюция вселенной

5

7. Жизнь и разум во Вселенной

2

Итого

34

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка устных выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.

18

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2

Всего

54


Тематический план и содержание учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

РАЗДЕЛ 1. АСТРОНОМИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

2

2


Тема 1.1

Астрономия

Содержание учебного материала:

2

1

Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.

1

2

Связь астрономии с другими науками

1

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ

6

2


Тема 2.1

Наблюдения- основы астрономии


Содержание учебного материала

3

1

Звезды и созвездия

1

2

Небесные координаты и звёздные карты

2

Практическая работа

3


№ 1

Расчёт звёздной величины.

1

№ 2

Самостоятельная работа студентов: Наблюдение звездного неба

2

РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

7

2



Тема 3.1 Строение солнечной системы


Содержание учебного материала

4

1

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.

2

2

Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе

2

Практическая работа

3


№ 2

Законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

2

№ 3

Особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

1

Самостоятельная работа студентов: Подготовить презентации на одну из тем: «Тайны черной дыры»

«Телескоп — устройство» и «Темная материя», «Теория Большого взрыва»

3

РАЗДЕЛ 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

7

2




Тема 4.1

Природа тел солнечной системы

Содержание учебного материала:

4

1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.

2

2

Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты. Метеоры, болиды и метеориты

2

Лабораторная работа

1


№ 1

По глобусу Луны

1

Практическая работа

2

№ 4

Вычислить орбиты Планет земной группы

2

Самостоятельная работа студентов: Разработка презентаций: Плутон – планета или звезда. Марс – красная планета. Венера. Юпитер. Кольца Сатурна. Уран. Комета Галлея. Метеоритные дожди.

3

РАЗДЕЛ 5. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ

5

2




Тема 5.1

Солнце и звезды

Содержание учебного материала:

2

1

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость».

2

Практическая работа

3


№ 5

Отражение света Преломление света. Полное отражение

1

№ 6

Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы

2

Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщений о исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов

6


Раздел 6. Строение и эволюция вселенной

5

2


Тема 6.1

Строение и эволюция вселенной

Содержание учебного материала:

1

1

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.

1

Практическая работа

4


№ 7

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Экскурсия в планетарий

2

№ 8

Разнообразие мира галактик Экскурсия в планетарий

2

Раздел 7. Жизнь и разум во Вселенной

2

2



Тема 7.1

Жизнь и разум во Вселенной

Содержание учебного материала:

1

1

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Планетные системы у других звезд.

1

Практическая работа

1


№ 9

Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.

1

Самостоятельная работа студентов: Подготовка презентаций о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.

6

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2

ВСЕГО

54



ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ


Содержание обучения


Характеристика основных видов деятельности студентов

(на уровне учебных действий)

1. Астрономия, её значение и связи с другими науками

Астрономия, её значение и связи с другими науками

Обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой не насыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки

Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность

Астрономии. Использование Интернета для поиска информации взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа

формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космос

2. Практические основы астрономии

Практические основы астрономии

организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде

Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.

Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений.

Представление информации о видах движения в виде таблицы

3. Строение солнечной системы

Строение солнечной системы

проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года

формулировать выводы о при чинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений

4. Природа тел солнечной системы

Природа тел солнечной системы

организовывать самостоятельную познавательную деятельность

воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет»

представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли

Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность. воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера

анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса)

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии

5. Солнце и звезды

Эволюция звезд.

Гипотеза происхождения

Солнечной системы


Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.

Формулировка проблем термоядерной энергетики.

Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной

Системы организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли

Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов

6. Строение и эволюция Вселенной

Строение и развитие

Вселенной


Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности. выражать отношение к интеллектуально-эстетической красоте и гармоничности законов небесной механики

определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы аналитически доказывать справедливость законов

7. Жизнь и разум во Вселенной

Жизнь и разум во Вселенной

участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Все ленной использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»

Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.

В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия», входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты), портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• технические средства обучения;

• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);

• демонстрационные модели; модель небесной сферы, Глобус Луны

• вспомогательное оборудование;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд. Карта Луны. Карта Венеры. Карта Марса. Справочник любителя астрономии.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по астрономии, справочниками по астрономии и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Астрономия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

Чаругин В.М. «Астрономия», 10-11 класс (базовый уровень). Чаругин В.М. Издательство: «Просвещение, с- 146., 2018г.

«Астрономия», Тетрадь-практикум, 10-11 классы, Базовый уровень, Кондакова Е.В., Чаругин В.М., 2018.

Астрономия, Базовый уровень, 11 класс, Воронцов-Вельяминов Б.А., 2018.

Астрономия, учебник для 11 классов средних и средних специальных, профессиональных учебных учреждений с русским языком обучения, Мамадазимов М., 2018.

Астрономия, Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач, Кирик Л.А., Захожай В.А., Бондаренко К.П., 2018.

Для преподавателей

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.

Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Министерства образования и науки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или

специальности среднего профессионального образования».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.

Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.

Об образовании в Российской Федерации: федеральный. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Интернет- ресурсы

www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).

wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).

www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).

www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).

www. st-books. ru (Лучшая учебная литература).

www. school. edu. ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).

www. ru/book (Электронная библиотечная система).

www. alleng. ru/edu/phys. htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).

www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

https//fiz.1september. ru (учебно-методическая газета «Физика»).

www. n-t. ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).

www. nuclphys. sinp. msu. ru (Ядерная физика в Интернете).

www. college. ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).

www. kvant. mccme. ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

www. yos. ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Астрономия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа «астрономия» посо 21

Автор: Плюснина Елена Евгеньевна

Дата: 20.09.2021

Номер свидетельства: 587039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Что такое пиксель» "
    ["seo_title"] => string(19) "chto-takoie-piksiel"
    ["file_id"] => string(6) "127034"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415262596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства