«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
рабочая программа
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 «АСТРОНОМИЯ»
по специальности
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Добрянка, 2021 г.
Рабочая программа дисциплины Астрономия разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, с учетом
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» для профессиональных образовательных организаций Одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГБУ «ФИРО») и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 2 от 18 апреля 2018 г.- с сайта ФИРО примерная программа
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Составитель: Плюснина Елена Евгеньевна, преподаватель ГБПОУ «Добрянского гуманитарно-технологического техникума им. П.И. Сюзева»
Согласовано методическим советом техникума
Протокол № __________ от «____» _____________________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
4
Общая характеристика учебной дисциплины «Астрономия»
4
Место учебной дисциплины в учебном плане
5
Результаты освоения учебной дисциплины
4
Содержание учебной дисциплины
7
Тематическое планирование
9
Технический профиль профессионального образования
9
Примерный тематический план
9
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
13
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Астрономия»
16
Рекомендуемая литература
17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» предназначена для изучения астрономии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Астрономия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г.№2/16-з)
Нормативные документы на основе которых разработана рабочая программа:
Закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ
Фундаментальное ядро содержания среднего общего образования,
Федеральные государственные стандарты,
Примерная программа ООП СОО (на сайте fgosreestr)
Содержание программы «Астрономия» направлено на достижение следующих целей:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
В основе учебной дисциплины «Астрономия» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий астрономии и представлений о современной астрономической картине мира, а также выработка умений применять астрономические знания, как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые астрономией, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Астрономия дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В астрономии формируются многие виды деятельности, которые имеют мета-предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Астрономия всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников учебного заведения, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Астрономия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Астрономия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Астрономия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
• формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
• формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
• формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
• формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и в не учебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;
• метапредметных:
• находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
• анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
• на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
• извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
• готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников;
• предметных:
сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
- сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются, преподавателем в процессе проведения контрольных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, оформления рефератов.
Результаты освоения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
освоенные умения:
Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;
Практическая работа № 1,2
Текущий контроль
Устный опрос
Тестовые задания
умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
Практическая работа № 3-5
Текущий контроль
Устный опрос
Тестовые задания
умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и в не учебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки
Практическая работа № 1,2,6-8
Текущий контроль
Устный опрос
Тестовые задания
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
Практическая работа №1-5, 9
Текущий контроль
Устный опрос
Тестовые задания
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
Практическая работа № 4,9
Текущий контроль
Устный опрос Тестовые задания
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Практическая работа № 1,2,3,9
Текущий контроль
Устный опрос
Тестовые задания
усвоенные знания:
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы
Практическая работа № 1,2,3
Текущий контроль
Устный опрос Тестовые задания
особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.
Практическая работа № 1-9
Текущий контроль
Устный опрос
Тестовые задания
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия. Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Демонстрации.
Портреты выдающихся астрономов;
Изображения объектов исследования в астрономии.
2. Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Демонстрации.
Географический глобус Земли;
Глобус звездного неба;
Звездные карты;
Звездные каталоги и карты;
Карта часовых поясов;
Модель небесной сферы;
Разные виды часов (их изображения);
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Демонстрации.
Динамическая модель Солнечной системы;
Изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
Портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
Схема Солнечной системы;
Фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Демонстрации.
Глобус Луны;
Динамическая модель Солнечной системы;
Изображения межпланетных космических аппаратов;
Изображения объектов Солнечной системы;
Космические снимки малых тел Солнечной системы;
Космические снимки планет Солнечной системы;
Таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
Фотография поверхности Луны.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Демонстрации.
Диаграмма Герцшпрунга – Рассела;
Схема внутреннего строения звезд;
Схема внутреннего строения Солнца;
Схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга – Рассела;
Фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
Фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
Фотоизображения Солнца и известных звезд.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти-тяготение.
Демонстрации.
Изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для поиска жизни во Вселенной;Схема строения Галактики;
Схемы моделей Вселенной;
Таблица - схема основных этапов развития Вселенной;
Фотографии звездных скоплений и туманностей;
Фотографии Млечного Пути;
Фотографии разных типов галактик.
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
• Вселенная и темная материя.
• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
• Голография и ее применение.
• Движение тела переменной массы.
• Дифракция в нашей жизни.
• Значение открытий Галилея.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Планеты Солнечной системы.
• Применение ядерных реакторов.
• Происхождение Солнечной системы.
• Рождение и эволюция звезд.
• Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики.
• Свет — электромагнитная волна.
• Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.
• Современная спутниковая связь.
• Солнце — источник жизни на Земле.
• Физические свойства атмосферы.
• Черные дыры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОФЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Астрономия» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальности СПО технического профиля — 54 часа, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся — 36 часов, включая лабораторные и практических работы, —18;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 18 часов.
Примерный тематический план
Вид учебной работы
Количество часов
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Профессии СПО
1. Астрономия, её значение и связи с другими науками
2
2. Практические основы астрономии
6
3. Строение солнечной системы
7
4. Природа тел солнечной системы
7
5. Солнце и звезды
5
6. Строение и эволюция вселенной
5
7. Жизнь и разум во Вселенной
2
Итого
34
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка устных выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и др.
18
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2
Всего
54
Тематический план и содержание учебной дисциплины «АСТРОНОМИЯ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
РАЗДЕЛ 1. АСТРОНОМИЯ, ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
2
2
Тема 1.1
Астрономия
Содержание учебного материала:
2
1
Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
1
2
Связь астрономии с другими науками
1
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
6
2
Тема 2.1
Наблюдения- основы астрономии
Содержание учебного материала
3
1
Звезды и созвездия
1
2
Небесные координаты и звёздные карты
2
Практическая работа
3
№ 1
Расчёт звёздной величины.
1
№ 2
Самостоятельная работа студентов: Наблюдение звездного неба
2
РАЗДЕЛ 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
7
2
Тема 3.1 Строение солнечной системы
Содержание учебного материала
4
1
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
2
2
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе
2
Практическая работа
3
№ 2
Законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
2
№ 3
Особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
1
Самостоятельная работа студентов: Подготовить презентации на одну из тем: «Тайны черной дыры»
«Телескоп — устройство» и «Темная материя», «Теория Большого взрыва»
3
РАЗДЕЛ 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
7
2
Тема 4.1
Природа тел солнечной системы
Содержание учебного материала:
4
1
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
2
2
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеориты. Метеоры, болиды и метеориты
2
Лабораторная работа
1
№ 1
По глобусу Луны
1
Практическая работа
2
№ 4
Вычислить орбиты Планет земной группы
2
Самостоятельная работа студентов: Разработка презентаций: Плутон – планета или звезда. Марс – красная планета. Венера. Юпитер. Кольца Сатурна. Уран. Комета Галлея. Метеоритные дожди.
3
РАЗДЕЛ 5. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
5
2
Тема 5.1
Солнце и звезды
Содержание учебного материала:
2
1
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость».
2
Практическая работа
3
№ 5
Отражение света Преломление света. Полное отражение
1
№ 6
Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы
2
Самостоятельная работа студентов: Подготовка сообщений о исследованиях галактик, квазаров и других далеких объектов
6
Раздел 6. Строение и эволюция вселенной
5
2
Тема 6.1
Строение и эволюция вселенной
Содержание учебного материала:
1
1
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.
1
Практическая работа
4
№ 7
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Экскурсия в планетарий
2
№ 8
Разнообразие мира галактик Экскурсия в планетарий
2
Раздел 7. Жизнь и разум во Вселенной
2
2
Тема 7.1
Жизнь и разум во Вселенной
Содержание учебного материала:
1
1
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Планетные системы у других звезд.
1
Практическая работа
1
№ 9
Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
1
Самостоятельная работа студентов: Подготовка презентаций о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной.
6
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
2
ВСЕГО
54
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
1. Астрономия, её значение и связи с другими науками
Астрономия, её значение и связи с другими науками
Обсудить потребности человека в познании, как наиболее значимой не насыщаемой потребности, понимание различия между мифологическим и научным сознанием объяснять причины возникновения и развития астрономии, приводить примеры, подтверждающие данные причины; иллюстрировать примерами практическую направленность астрономии; воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с другими науками формулировать понятие «предмет астрономии»; доказывать самостоятельность и значимость астрономии как науки
Астрономии. Использование Интернета для поиска информации взаимодействовать в группе сверстников при выполнении самостоятельной работы; организовывать свою познавательную деятельность изображать основные круги, линии и точки небесной сферы (истинный (математический) горизонт, зенит, надир, отвесная линия, азимут, высота); формулировать понятие «небесная сфера»; использовать полученные ранее знания из раздела «Оптические явления» для объяснения устройства и принципа работы телескопа
формулировать выводы об особенностях астрономии как науки; приближенно оценивать угловые расстояния на небе; классифицировать телескопы, используя различные основания (конструктивные особенности, вид исследуемого спектра и т. д.); работать с информацией научного содержания
Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космос
2. Практические основы астрономии
Практические основы астрономии
организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять разницу освещенностей, создаваемых светилами, по известным значениям звездных величин; использовать звездную карту для поиска созвездий и звезд на небе формулировать проблему микроисследования, извлекать информацию, представленную в явном виде
Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях.
Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений.
Представление информации о видах движения в виде таблицы
3. Строение солнечной системы
Строение солнечной системы
проявлять готовность к принятию истории, культуры и традиций различных народов воспроизводить определения терминов и понятия «эклиптика», объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года; характеризовать особенности суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли, называть причины изменения продолжительности дня и ночи на различных широтах в течение года
формулировать выводы о при чинах различной продолжительности дня и ночи в зависимости от широты местности; проводить анализ вида звездного неба с использованием подвижной карты, исходя из времени года
Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений
4. Природа тел солнечной системы
Природа тел солнечной системы
организовывать самостоятельную познавательную деятельность
воспроизводить определения терминов и понятий «конфигурация планет», «синодический и сидерический периоды обращения планет»
представлять информацию о взаимном расположении планет в различных видах (в виде текста, рисунка, таблицы), делать выводы об условиях наблюдаемости планеты в зависимости от внешних условий расположения Солнца и Земли
Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. целенаправленно организовывать собственную познавательную деятельность. воспроизводить определения терминов и понятий «эллипс», «афелий», «перигелий», «большая и малая полуось эллипса», «астрономическая единица»; формулировать законы Кеплера
анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения формы траектории небесных тел (на примере Марса)
Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии
5. Солнце и звезды
Эволюция звезд.
Гипотеза происхождения
Солнечной системы
Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.
Формулировка проблем термоядерной энергетики.
Объяснение влияния солнечной активности на Землю.
Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.
Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной
Системы организовывать самостоятельную познавательную деятельность; высказывать убежденность в единстве методов изучения параметров Земли и других планет формулировать определения терминов и понятий «горизонтальный параллакс», «угловые размеры объекта»; пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации; вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию анализировать информацию, полученную из текста научного содержания; объяснять суть эмпирического способа определения размеров Земли
Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов
6. Строение и эволюция Вселенной
Строение и развитие
Вселенной
Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности. выражать отношение к интеллектуально-эстетической красоте и гармоничности законов небесной механики
определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; описывать движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы аналитически доказывать справедливость законов
7. Жизнь и разум во Вселенной
Жизнь и разум во Вселенной
участвовать в дискуссии по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной; формулировать собственное мнение относительно проблемы существования жизни вне Земли; аргументировать собственную позицию относительно значимости поиска разума во Вселенной; доказывать собственную позицию относительно возможностей космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями; проявлять готовность к принятию иной точки зрения, уважительно относиться к мнению оппонентов в ходе обсуждения спорных проблем относительно поиска жизни во Все ленной использовать знания о методах исследования в астрономии; характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной, условия, необходимые для развития жизни характеризовать средства современной науки в целом и ее различных областей (астрономии, химии, физики, биологии, географии), позволяющие осуществлять поиск жизни на других планетах Солнечной системы и экзопланетах; использовать знания из области химии для объяснения особенностей сложных органических соединений
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АСТРОНОМИЯ»
Освоение программы учебной дисциплины «Астрономия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне учебной деятельности обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Астрономия», входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты), портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• демонстрационные модели; модель небесной сферы, Глобус Луны
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Астрономия», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по астрономии, справочниками по астрономии и технике, научной и научно-популярной литературой естественно-научного содержания.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Астрономия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по астрономии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1 Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Астрономия, учебник для 11 классов средних и средних специальных, профессиональных учебных учреждений с русским языком обучения, Мамадазимов М., 2018.
Астрономия, Разноуровневые самостоятельные работы с примерами решения задач, Кирик Л.А., Захожай В.А., Бондаренко К.П., 2018.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014№ 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Министерства образования и науки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Об образовании в Российской Федерации: федеральный. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Интернет- ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).