Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа физика 9 класс»
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области
Рабочая программа
Наименование курса: физика Класс: 9 Уровень общего образования: основное общее образование Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в город; в неделю 1 час Учебник: Физика, 9 класс, /Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская, М.В.Чаругин. – М.: Дрофа, 2016 Рабочую программу составил: учитель высшей категории Барковская Светлана Евгеньевна
р.п.Кузоватово, 2017
1.Основные задачи ( цели ) изучения предмета
физика в 9 классе.
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
овладение системой научных знаний офизических свойства окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.
11 .ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
Могут быть сформированы:
ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
.
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий
Познавательные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть физическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
.
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
.
Предметные:
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, волновое движении, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света,
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, закон Паскаля, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и егоматематическое выражение;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон Гука, и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еёраспространения), закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука и др.);
приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
II1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(34часа, 1час в неделю)
Законы механики (12часов)
I уровень
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения.
Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения и движения точки по окружности. Графическое представление механического движения.
Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона.
Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.
Энергия и механическая работа. Закон сохранения механической энергии.
II уровень
Инвариантность ускорения.
движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Угловая скорость. Ускорения при движении тела по окружности.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
1. Исследование равноускоренного движения.
.
КР №1
« Повторение изученного в 7 кл».
КР №2
«Законы механики».
Механические колебания и волны (3 часа)
1 уровень
Колебательное движение. Гармонические колебания. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний.
Законы отражения и преломления волн. Интерференция и дифракция.
II уровень
Скорость и ускорение при колебательном движении. Фаза колебаний.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
2. Изучение колебаний математического маятника.
II уровень
1. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
2. Измерение жесткости пружины с помощью пружинного маятника.
Электромагнитные явления(7часов)
I уровень
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применения магнитов электромагнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока.
Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
II уровень
Модуляция и демодуляция. Простейший радиоприемник.
Фронтальные лабораторные работы
4« Наблюдение дисперсии света.
Элементы квантовой физики (8часов)
I уровень
Явление фотоэффекта. Гипотеза Планка. Фотон. Фотон и электромагнитная волна. Применение фотоэффекта. Полупроводниковые фотоэлементы.
Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома.
Спектры испускания и поглощения. Спектральный анализ. Явление радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Состав атомного ядра. Протон и нейтрон. Заряд ядра. Массовое число. Изотопы.
Радиоактивные превращения. Период полураспада. Ядерное взаимодействие. Энергия связи ядра. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция.
Биологическое действие радиоактивных излучений и их применение. Счетчик Гейгера. Дозиметрия.
« «Повторение изученного в 7 кассе: взаимодействие тел».
. Равномерное движение по окружности
СР «Законы движения»
Первый закон Ньютона..Масса тела.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона
Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки.
Движение тел под действием нескольких сил.
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Работа. Мощность.
Энергия
Закон сохранения энергии.
Решение задач.
КР №2«Законы взаимодействия тел»
».
.
Основные понятия механики. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Относительность механического движения. Неравномерное движение. Скорость тела при неравномерном движению Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости скорости от времени при равномерном и равноускоренном движении. Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении Свободное падение. Ускорение свободного падения тел в воздухе и разреженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей. Перемещение и скорость при криволинейном движении.
Условия криволинейного движения. Направление скорости тела при его центростремительном ускорении по окружности. Центростремительная сила. Закон инерции. Первый, второй и третий законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил. Траектория тел, движущихся с малой скоростью. Первая космическая скорость. Невесомость. Перегрузки. Импульс тела. Формула импульса тела. Единица импульса. Замкнутые системы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
понятия: механическое движение, тело отсчета, система отсчета, траектория, радиус-вектор, равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, равнозамедленное прямолинейное движение;
модели: материальная точка;
величины: перемещение, путь, скорость (средняя, мгновенная), ускорение (по плану);
указывать границы и условия применения представления тела материальной точкой;
* выявлять зависимость тормозного пути автомобиля от его скорости;
приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения;
использовать теоретические модели объяснять независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;
измерять: ускорение свободного падения;
приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон сохранения импульса;
вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;
делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой;
указывать условия и границы применения закона сохранения импульса.
-лекция;
- беседа
- эвристи-ческая беседа;
-практикум
- урок с использованием ЭОР
-урок-лр
-урок контроля знаний
- практикум по решению задач
-смешанный урок
-лекция;
- беседа
- эвристи-ческая беседа;
-практикум
- урок с использованием ЭОР
-урок-лр
-урок контроля знаний
- практикум по решению задач
-УЗ по изучению нового материала
комбинир
-УЗ по совершенствованию ЗУН
УЗ по проверке и оценке ЗУН учащихся
УЗ обобщения и систематизации знаний
УЗ по изучению нового материала
-УЗ по изучению нового материала
комбинир
-УЗ по совершенствованию ЗУН
УЗ по проверке и оценке ЗУН учащихся
УЗ обобщения и систематизации знаний
УЗ по изучению нового м
УЗ по изучению нового материала а
УЗ по изучению нового материала
УЗ по изучению нового материала териала
объясни-тельно-иллюстра-тивный;
проблемный
частично-поисковый
исследовательский
репродуктивный
эвристический
объясни-тельно-иллюстра-тивный;
проблемный
частично-поисковый
исследовательский
репродуктивный
эвристический
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
объясни
тельно-
иллюстра
тивный индивидуальная
фрон-
таль-
ная
индивидуальная
парная
групповая
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
индивидуальная
фрон-
таль-
ная
индивидуальная
парная
групповая
индивидуальная
индивидуальная
=++
индивидуальная
++
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Компьютер, мультипроектор
Видео-ролик
Равномерное прям. движение.
Видеоролик.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Относительность движения.
Видеоролик.
Свободное падение.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Видеоролтки.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Реактивное движение.
Сложение сил.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Видеоролики.
+
видеоролик
видеоролик
13
14
15
Механические колебания и волны
(3 часа )
Период колебаний математического и пружинного маятников.
Л.р.№2 « Изучение колебаний математического и пружинного маятников»
Л.Р.№3 « Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» Вынужденные колебания.
Механические волны
. Свойства механических волн.
СР
«Механические колебания и волны»
Общие черты разнообразных колебаний. Понятие колебательного движения. Колебательные системы. Маятники. Амплитуда колебаний, период, частота, собственная частота колебательной системы, гармонические колебания. Понятие вынужденных колебаний, явление резонанса. Механизм распространения механических колебаний. Поперечные и продольные волны. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний, связь между этими величинами.
Электромагнитные волны Использование электромагнитных волн для передачи информации Свойства электромагнитных волн.
Электромагнитная природа света.
Шкала электромагнитных волн.
КР №3 «Электромагнитные колебания и волны».
Конденсатор. Электроёмкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. скорость; длина волны, причины возникновения волн. Радиопередача и радиоприём. Телевидение. Школа электромагнитных волн. Обнаружение электромагнитных волн. Интерференция света. Электромагнитная природа.
понятия: конденсатор, электромагнитная волна;
величины: электроёмкость, длина волны;
закон отражения и преломления света;
явление дисперсии света;
электромагнитную природу света.
объяснять использование электромагнитных волн для передачи информации;
объяснять свойства электромагнитных волн;
объяснять работу колебательного контура.
Лекция
эвристическая беседа
самостоятельная работа с учебником
физический диктант
урок с использ ЭОР
смешанный
самост работа с учебником
тематический контроль
УЗ по изучению и закреплению нового материала
тематический
контроль
УЗ по проверке знаний
Комбиниро-
ванный
комбиниров
УЗ по систематизации знаний
УЗ по проверке ЗУН
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
проблемный
частично-поисковый
исследовательский
репродукт
проблемный
Фронтальная
Работа в груп-пах
Индив
Работа в парах
Инди-
виду-
альная
фрон-
таль-ная
индив
парная индив
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Конденсатор.
Колеб контур
Свойства ЭМВ.
23
24
25
26
27
28
Элементы квантовой физики (8 час)
Фотоэф-
фект
Строение атома. Спектры испускания и поглощения
Радиоактивность
Состав атомного ядра.
Радиоактивные превращения.
СР «Строение атома и атомного ядра. Ядерные силы.»Ядерные реакции
Дефект массы. Энергетический выход ядерных реакций
Деление ядра урана.
Цепная реакция.
Ядерный реактор.
Ядерная энергетика
Термоядерные реакции
Действия радиоактивных излучений.
Элементарные частиц
КР №4 «Элементы квантовой физики»
Состав атомного ядра. Протонно-нейтронная модель ядра. Размеры ядра. Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-частицы. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях, экспериментальные методы исследования частиц. Дефект масс. Модель процесса деления ядер урана. Цепная реакция деления ядер урана. Критическая масса. Ядерный реактор . АЭС. Биологические действия радиации. Термоядерные реакции.
понятия: атомное ядро, энергия связи нуклонов в ядре, изотопы; дефект масс;
* удельная энергия связи;
уустройство и принцип действия ядерного реактора;
виды радиоактивных излучений: альфа-распад, бета-распад, гамма-излучения, явление радиоактивного распада;
закон радиоактивного распада;
какое тонизирующее излучение представляет естественный радиационный фон.
охарактеризовать протонно-нейтронную модель ядра;
использовать изученный теоретический материал для объяснения и определения энергии при реакции распада и синтеза ядер;
объяснять принцип действия ядерного реактора;
охарактеризовать основные меры безопасности, необходимые при работе АЭС;
составлять уравнения ядерных реакций;
решать задачи на определение Есв, * удельной энергии связи ядра;
рассчитывать энергетический выход ядерной реакции.
делать анализ оценки безопасности радиационного фона.
Эвристичес-кая беседа
Самостоя-тельная работа с учебником
практикум по решению задач
урок с использ ЭОР
контроль
знаний
УЗ по изучению и закреплению нового материала
УЗ по проверке, оценке и коррекции знаний
УЗ по комплек
сному
применеию знаний
УЗ по изучению нового материа
ла
УЗ по изучению нового материала
УЗ по изучению нового материала
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
частично-поисковый
исследовательский
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
объясни
тельно-
иллюстра
тивный
Работа в груп-пах
Работа в парах
Инди-
виду-
альная
фрон-
таль-ная
фрон-
таль-ная
фрон-
таль-ная
фрон-
таль-ная
фрон-
таль-ная
индивидуальная
Модель опыта Резерфорда.
Модели по квантовой физике
29
\
30
31
32
33
34
Вселенная (4 ч)
Строение и масштабы Вселенной.
Система Земля-Луна.
ЛР №9 «Определение размеров лунных кратеров»
Планеты.
Малые тела Солнечной системы
Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение.
КР№5» Итоговый контроль».
Использование результатов космических исследований в науке, технике»
Резерв
Строение и масштабы Вселенной. Система Земля- Луна. Законы движения планет. Планеты Земной группы. Планеты- гиганты. Малые тела Солнечной системы. Спектральный анализ небесных тел