Рабочая программа уроков физики 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская) Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 9 класс »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя школа имени Н. Н. Благова
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математ. цикла
Протокол № ____ от ______________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________ В.С.Совина
«___» ___________________ 20___ г
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
____________А.В.Ефимов
«___» ___________________ 20___ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
Класс: 9а, 9 б
Учитель: Гердт Светлана Петровна
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Количество контрольных работ: 6
Количество лабораторных работ: 8
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
Учебно - методический комплекс:
Учебник: Пурышева Н. С. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская. - М.: Дрофа, 2013.
Дидактические материалы:
Пурышева Н. С. Физика. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика. 9 класс».- М.: Дрофа, 2014
Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвешение,2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Рабочая программа уроков физики 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская) Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
2. Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формированияоснов научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
3. Основные содержательные линии
В курс физики 9 класса входят следующие разделы:
Законы механики
Механические колебания и волны
Электромагнитные явлениями
Электромагнитные колебания и волны
Элементы квантовой физики
Вселенная
4. Цели изучения курса физики 9 класса:
1) Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
2) Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
3) Развитие познавательных интересов, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
4) воспитать убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
5. ЗАДАЧИ ДАННОГО КУРСА:
ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней, служить основой для формирования научного миропонимания;
ознакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических проблем;
ознакомить с методами естественнонаучного исследования, в частности с экспериментом и началами построения теоретических концепций;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения физики в 9 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе - 68, согласно ШУП - 2 часа в неделю.
7. Ценностные ориентиры в курсе физики 9 класса:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
8. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения физики ученик должен
Знать/понимать
смысл понятий: материальная точка, система отсчета, колебательная система, маятник, волна, звуковая волна, однородное и неоднородное магнитное поле, электромагнитное поле, колебательный контур, переменный ток, амплитудная модуляция, энергия связи, ионизирующие излучения.
Смысл физических величин: ускорение, мгновенная скорость, перемещение, ускорение свободного падения, период обращения, частота обращения, импульс тела, амплитуда колебаний, период и частота колебаний, фаза колебаний, длина волны, высота звука, тембр, громкость звука, индукция магнитного поля, магнитный поток, показатель преломления,
Смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения механической энергии, закон радиоактивного распада.
Уметь
Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, прямолинейное равноускоренное движение, равномерное движение по окружности, реактивное движение, свободное падение тел, колебательное движение, электромагнитная индукция, самоиндукция, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, радиоактивность, деление ядер урана.
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: мгновенной скорости, ускорения, ускорения свободного падения, период и частота нитяного маятника.
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
Приводить примеры практического использования физических знаний.
Решать задачи на применение изученных физических законов.
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений.
Читать и пересказывать текст учебника; выделять главные мысли в прочитанном тексте; находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
Объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства.
Иметь представления о нормах поведения в ситуациях, создающих угрозу жизнедеятельности человека.
Выпускник получит возможность:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
9. Курс распределен по следующим темам:
№
Тема
Рабочая программа
Авторская программа Пурышевой, Важеевской
1.
Законы механики (кинематика)
28
25
2.
Законы механики (динамика)
3.
Механические колебания и волны
7
7
4.
ЭМ явления
13
0
5.
ЭМ колебания и волны
7
13
6.
Элементы квантовой физики
6
9
7.
Вселенная
5
8
Повторение
2
6
Итого
68
68
10.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Законы механики (28 ч)
I уровень
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Относительность механического движения.
Кинематические характеристики движения. Кинематические уравнения прямолинейного движения. Графическое представление механического движения.
Движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения. Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.
Взаимодействие тел. Динамические характеристики механического движения. Центр тяжести. Законы Ньютона. Принцип относительности Галилея. Границы применимости законов Ньютона.
Импульс тела. Замкнутая система тел. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Реактивный двигатель.
Энергия и механическая работа. Закон сохранения механической энергии.
II уровень
Инвариантность ускорения.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
1. Исследование равноускоренного прямолинейного движения.
Лабораторные опыты
Изучение второго закона Ньютона.
Изучение третьего закона Ньютона.
Исследование зависимости силы упругости от деформации.
Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Измерение механической работы и механической мощности.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: путь (l), перемещение (s), время (t), скорость (v), ускорение (a), масса (m), сила (F), вес (P), импульс тела (p), механическая энергия (E), потенциальная энергия (Eп), кинетическая энергия (Eк);
единицы перечисленных выше физических величин;
физические приборы для измерения пути, времени, мгновенной скорости, массы, силы.
Воспроизводить:
определения моделей механики: материальная точка, замкнутая система тел;
определения понятий и физических величин: механическое движение, система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное и равноускоренное прямолинейное движения, свободное падение, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, путь, перемещение, скорость, ускорение, период и частота обращения, угловая и линейная скорости, центростремительное ускорение, инерция, инертность, масса, плотность, сила, внешние и внутренние силы, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, импульс силы, импульс тела, механическая работа, мощность, КПД механизмов, потенциальная и кинетическая энергия;
формулы: кинематические уравнения равномерного и равноускоренного движения, правила сложения перемещений и скоростей, центростремительного ускорения, силы трения, силы тяжести, веса, работы, мощности, кинетической и потенциальной энергии;
принципы и законы: принцип относительности Галилея, принцип независимости действия сил; законы Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса, сохранения механической энергии.
Описывать:
наблюдаемые механические явления.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
различных видов механического движения;
инерциальных и неинерциальных систем отсчета.
Объяснять:
физические явления: взаимодействие тел; явление инерции; превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой.
Понимать:
векторный характер физических величин: перемещения, скорости, ускорения, силы, импульса;
относительность перемещения, скорости, импульса и инвариантность ускорения, массы, силы, времени;
что масса — мера инертных и гравитационных свойств тела;
что энергия характеризует состояние тела и его способность совершить работу;
существование границ применимости законов: Ньютона, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и механической энергии;
значение законов Ньютона и законов сохранения для объяснения существования невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.
II уровень
Понимать:
фундаментальную роль законов Ньютона в классической механике как физической теории;
предсказательную и объяснительную функции классической механики;
роль фундаментальных физических опытов — опытов Галилея и Кавендиша — в структуре физической теории.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
строить, анализировать и читать графики зависимости от времени: модуля и проекции ускорения равноускоренного движения, модуля и проекции скорости равномерного и равноускоренного движения, координаты, проекции и модуля перемещения равномерного и равноускоренного движения; зависимости: силы трения от силы нормального давления, силы упругости от деформации; определять по графикам значения соответствующих величин;
измерять скорость равномерного движения, мгновенную и среднюю скорость, ускорение равноускоренного движения, коэффициент трения, жесткость пружины;
выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению закономерности равноускоренного движения, зависимости силы трения от силы нормального давления;
силы упругости от деформации.
Применять:
кинематические уравнения движения к решению задач механики;
законы Ньютона и формулы к решению задач следующих типов: движение тел по окружности, движение спутников планет, ускоренное движение тел в вертикальной плоскости, движение при действии силы трения (нахождение тормозного пути, времени торможения), движение двух связанных тел (в вертикальной и горизонтальной плоскостях);
знания законов механики к объяснению невесомости и перегрузок, движения спутников планет, реактивного движения, движения транспорта.
II уровень
Уметь:
записывать уравнения по графикам зависимости от времени: проекции и модуля перемещения, координаты, проекции и модуля скорости равномерного и равноускоренного движения; зависимости: силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;
устанавливать в процессе проведения исследовательского эксперимента: закономерности равноускоренного движения; зависимость силы трения от силы нормального давления, силы упругости от деформации.
Применять:
законы Ньютона и формулы к решению задач следующих типов: движение связанных тел, движение тела по наклонной плоскости.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Классифицировать:
различные виды механического движения.
Обобщать:
знания: о кинематических характеристиках, об уравнениях движения; о динамических характеристиках механических явлений и законах Ньютона, об энергетических характеристиках механических явлений и законах сохранения в механике.
Владеть и быть готовыми применять:
методы естественно-научного познания, в том числе исследовательский, к изучению механических явлений.
Интерпретировать:
предполагаемые или полученные выводы.
Оценивать:
свою деятельность в процессе учебного познания.
2. Механические колебания и волны (7 ч)
I уровень
Колебательное движение. Гармоническое колебание. Математический маятник. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Связь между длиной волны, скоростью волны и частотой колебаний.
Законы отражения волн.
II уровень
Скорость и ускорение при колебательном движении. Интерференция и дифракция.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
2. Изучение колебаний математического и пружинного маятников.
II уровень
3. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.
Лабораторные опыты
Изучение колебаний груза на пружине.
Измерение жесткости пружины с помощью пружинного маятника.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: смещение (x), амплитуда (A), период (T), частота (#n), длина волны (λ), скорость волны (v);
единицы перечисленных выше физических величин.
Воспроизводить:
определения моделей механики: математический маятник, пружинный маятник;
определения понятий и физических величин: колебательное движение, волновое движение, свободные колебания, собственные колебания, вынужденные колебания, резонанс, поперечная волна, продольная волна, смещение, амплитуда, период, частота колебаний, длина волны, скорость волны;
формулы: периода колебаний математического маятника, периода колебаний пружинного маятника, скорости волны.
Описывать:
наблюдаемые колебания и волны.
II уровень
Воспроизводить:
определение модели колебательной системы;
определение явлений: дифракция, интерференция;
формулы максимумов и минимумов интерференционной картины.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
процесс установления колебаний пружинного и математического маятников, причину затухания колебаний, превращение энергии при колебательном движении, процесс образования бегущей волны, свойства волнового движения, процесс образования интерференционной картины;
границы применимости моделей математического и пружинного маятников.
Приводить примеры:
колебательного и волнового движений;
учета и использования резонанса в практике.
II уровень
Объяснять:
образование максимумов и минимумов интерференционной картины.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
применять формулы периода и частоты колебаний математического и пружинного маятников, длины волны к решению задач;
выполнять под руководством учителя или по готовой инструкции эксперимент по изучению колебаний математического и пружинного маятников.
II уровень
Уметь:
применять формулы максимумов и минимумов амплитуды колебаний к анализу интерференционной картины;
устанавливать в процессе проведения исследовательского эксперимента характер зависимости периода колебаний математического и пружинного маятников от параметров колебательных систем.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Классифицировать:
виды механических колебаний и волн.
Обобщать:
знания о характеристиках колебательного и волнового движений, о свойствах механических волн.
Владеть и быть готовыми применять:
методы естественно-научного познания, в том числе исследовательский, к изучению закономерностей колебательного движения.
Интерпретировать:
предполагаемые или полученные выводы.
Оценивать:
как свою деятельность в процессе учебного познания, так и научные знания о колебательном и волновом движении.
3. Электромагнитные явления (13 ч)
I уровень
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока. Магнитная индукция. Линии магнитной индукции. Применения магнитов и электромагнитов.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
13. Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
14. Сборка электромагнита и испытание его действия
15. Изучение действия магнитного поля на проводник с током
16. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физическую величину и ее условное обозначение: магнитная индукция (B);
физические явления: взаимодействие постоянных магнитов, проводников с током, магнитов и проводников с током;
смысл понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции;
принцип действия и устройство: электродвигателя.
Понимать:
объективность существования магнитного поля;
взаимосвязь магнитного поля и электрического тока;
модельный характер линий магнитной индукции;
смысл гипотезы Ампера о взаимосвязи магнитного поля и движущихся электрических зарядов.
II уровень
Понимать:
роль эксперимента в изучении электромагнитных явлений;
роль моделей в процессе физического познания (на примере линий индукции магнитного поля).
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
анализировать наблюдаемые электромагнитные явления и объяснять причины их возникновения;
определять неизвестные величины, входящие в формулы: модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера;
определять направление: вектора магнитной индукции различных магнитных полей; силы, действующей на проводник с током в магнитном поле;
анализировать и строить картины линий индукции магнитного поля;
формулировать цель и гипотезу, составлять план экспериментальной работы;
выполнять самостоятельные наблюдения и эксперименты.
Применять:
знания по электромагнетизму к анализу и объяснению явлений природы.
II уровень
Уметь:
анализировать и оценивать результаты наблюдения и эксперимента.
Применять:
полученные знания к решению комбинированных задач по электромагнетизму.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
анализировать электромагнитные явления;
сравнивать: картины линий магнитной индукции различных полей; характер линий индукции магнитного поля и линий напряженности электрического поля;
обобщать результаты наблюдений и теоретических построений;
применять полученные знания для объяснения явлений и процессов.
4. Электромагнитные колебания и волны (7 ч)
I уровень
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Магнитный поток. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Генератор постоянного тока.
Самоиндукция. Индуктивность катушки.
Конденсатор. Электрическая емкость конденсатора. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Превращения энергии в колебательном контуре.
Электромагнитное поле. Энергия электромагнитного поля. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Радиопередача и радиоприем. Телевидение.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Дисперсия света. Волновые свойства света. Шкала электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
II уровень
Закон электромагнитной индукции.
Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник.
Фронтальные лабораторные работы
I уровень
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
Лабораторные опыты
Наблюдение интерференции света.
Наблюдение дисперсии света.
Сборка детекторного радиоприемника.
Изучение работы трансформатора.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: магнитный поток (ΦB), индуктивность проводника (L), электрическая емкость (C), коэффициент трансформации (k);
единицы перечисленных выше физических величин;
диапазоны электромагнитных волн;
физические устройства: генератор постоянного тока, генератор переменного тока, трансформатор.
Воспроизводить:
определения моделей: идеальный колебательный контур;
определения понятий и физических величин: электромагнитная индукция, индукционный ток, самоиндукция, электрическая емкость конденсатора, электромагнитные колебания, переменный электрический ток, электромагнитные волны, электромагнитное поле, дисперсия;
правила: Ленца;
формулы: магнитного потока, индуктивности проводника, емкости конденсатора, периода электромагнитных колебаний, коэффициента трансформации, длины электромагнитных волн.
Описывать:
фундаментальные физические опыты: Фарадея;
зависимость емкости конденсатора от площади пластин, расстояния между ними и наличия в конденсаторе диэлектрика;
методы измерения скорости света;
опыты по наблюдению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света;
шкалу электромагнитных волн.
II уровень
Воспроизводить:
определения физических величин: амплитудное и действующее значения напряжения и силы переменного тока.
процесс возникновения и существования электромагнитных колебаний в контуре, превращение энергии в колебательном контуре, процесс образования и распространение электромагнитных волн излучение и прием электромагнитных волн;
принцип действия и устройство: генератора постоянного тока, генератора переменного тока, трансформатора, детекторного радиоприемника;
принцип передачи электрической энергии.
Обосновывать:
электромагнитную природу света.
Приводить примеры:
использования электромагнитных волн разных диапазонов.
II уровень
Объяснять:
принципы осуществления модуляции и детектирования радиосигнала;
роль экспериментов Герца, А. С. Попова и теоретических исследований Максвелла в развитии учения об электромагнитных волнах.
определения понятий и физических величин: радиоактивность, радиоактивное излучение, альфа-, бета-, гамма-излучение, зарядовое число, массовое число, изотоп, радиоактивные превращения, период полураспада, ядерные силы, энергия связи ядра, ядерная реакция, критическая масса, цепная ядерная реакция, поглощенная доза излучения, элементарная частица.
Описывать:
опыты: Резерфорда по рассеянию альфа-частиц, опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения;
цепную ядерную реакцию.
II уровень
Воспроизводить:
определения понятий и физических величин: фотоэффект, квант, фотон, дефект массы, энергетический выход ядерной реакции, термоядерная реакция, элементарные частицы, античастицы, аннигиляция, адрон, лептон, кварк;
закон радиоактивного распада;
формулы: дефекта массы, энергии связи ядра.
На уровне понимания
I уровень
Объяснять:
физические явления: образование сплошных и линейчатых спектров, спектров испускания и поглощения, радиоактивный распад, деление ядер урана;
природу альфа-, бета- и гамма-излучений;
планетарную модель атома;
протонно-нейтронную модель ядра;
практическое использование спектрального анализа и метода меченых атомов;
принцип действия и устройство: камеры Вильсона, ядерного реактора, атомной электростанции, счетчика Гейгера;
действие радиоактивных излучений и их применение.
Понимать:
отличие ядерных сил от сил гравитационных и электрических;
причины выделения энергии при образовании ядра из отдельных частиц или поглощения энергии для расщеплении ядра на отдельные нуклоны;
экологические проблемы и проблемы ядерной безопасности, возникающие в связи с использованием ядерной энергии.
II уровень
Понимать:
роль эксперимента в изучении квантовых явлений;
роль моделей в процессе научного познания (на примере моделей строения атома и ядра);
вероятностный характер закона радиоактивного излучения;
характер и условия возникновения реакций синтеза легких ядер и возможность использования термоядерной энергии;
смысл аннигиляции элементарных частиц и их возможности рождаться парами.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
анализировать наблюдаемые явления или опыты исследователей и объяснять причины их возникновения и проявления;
определять и записывать обозначение ядра любого химического элемента с указанием массового и зарядового чисел;
записывать реакции альфа- и бета-распадов;
определять: зарядовые и массовые числа элементов, вступающих в ядерную реакцию или образующихся в ее результате; продукты ядерных реакций или химические элементы ядер, вступающих в реакцию; период полураспада радиоактивных элементов.
Применять:
знания основ квантовой физики для анализа и объяснения явлений природы и техники.
II уровень
Уметь:
использовать закон радиоактивного распада для определения числа распавшихся и нераспавшихся элементов и период их полураспада;
рассчитывать дефект массы и энергию связи ядер;
объяснять устройство, назначение каждого элемента и работу ядерного реактора.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Уметь:
анализировать квантовые явления;
сравнивать: ядерные, гравитационные и электрические силы, действующие между нуклонами в ядре;
обобщать полученные знания;
применять знания основ квантовой физики для объяснения неизвестных ранее явлений и процессов.
II уровень
Использовать:
методы научного познания: эмпирические (наблюдение и эксперимент) и теоретические (анализ, обобщение, моделирование, аналогия, индукция) при изучении элементов квантовой физики.
6. Вселенная (5 ч)
I уровень
Строение и масштабы Вселенной.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Законы движения планет. Строение и масштабы Солнечной системы. Размеры планет.
Система Земля-Луна. Приливы.
Видимое движение планет, звезд. Солнца, Луны. Фазы Луны.
Планета Земля. Луна — естественный спутник Земли. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.
Малые тела Солнечной системы.
Солнечная система — комплекс тел, имеющих общее происхождение. Методы астрофизических исследований. Радиотелескопы. Спектральный анализ небесных тел.
II уровень
Движение космических объектов в поле силы тяготения.
Использование результатов космических исследований в науке, технике, народном хозяйстве.
Фронтальные лабораторные работы
5. Определение размеров лунных кратеров.
6. Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио.
Лабораторный опыт
Изучение фотографий планет, комет, спутников, полученных с помощью наземных и космических наблюдений.
Предметные результаты обучения
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
физические величины и их условные обозначения: звездная величина (m), расстояние до небесных тел (r);
единицы этих физических величин;
понятия: созвездия Большая Медведица и Малая Медведица, планеты Солнечной системы, звездные скопления;
астрономические приборы и устройства: оптические телескопы и радиотелескопы;
фазы Луны;
отличие геоцентрической системы мира от гелиоцентрической.
Воспроизводить:
определения понятий: астрономическая единица, световой год, зодиакальные созвездия, геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира, синодический и сидерический месяц;
понятия солнечного и лунного затмений;
явления: приливов и отливов, метеора и метеорита.
Описывать:
наблюдаемое суточное движение небесной сферы;
видимое петлеобразное движение планет;
геоцентрическую систему мира;
гелиоцентрическую систему мира;
изменение фаз Луны;
движение Земли вокруг Солнца.
II уровень
Воспроизводить:
порядок расположения планет в Солнечной системе;
изменение вида кометы в зависимости от расстояния до Солнца.
Описывать:
элементы лунной поверхности;
явление прецессии;
изменение вида кометы в зависимости от расстояния до Солнца.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
небесных тел, входящих в состав Вселенной;
планет земной группы и планет-гигантов;
малых тел Солнечной системы;
телескопов: рефракторов и рефлекторов, радиотелескопов;
различных видов излучения небесных тел;
различных по форме спутников планет.
Объяснять:
петлеобразное движение планет;
возникновение приливов на Земле;
движение полюса мира среди звезд;
солнечные и лунные затмения;
явление метеора;
существование хвостов комет;
использование различных спутников в астрономии и народном хозяйстве.
Оценивать:
температуру звезд по их цвету.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
находить на небе наиболее заметные созвездия и яркие звезды;
описывать: основные типы небесных тел и явлений во Вселенной, основные объекты Солнечной системы, теории происхождения Солнечной системы;
определять размеры образований на Луне;
рассчитывать дату наступления затмений;
обосновывать использование искусственных спутников Земли в народном хозяйстве и научных исследованиях.
Применять:
парниковый эффект для объяснения условий на планетах.
II уровень
Уметь:
проводить простейшие астрономические наблюдения;
объяснять: изменения фаз Луны, различие между геоцентрической и гелиоцентрической системами мира;
описывать: основные отличия планет-гигантов от планет земной группы, физические процессы образования Солнечной системы.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
знания: о физических различиях планет, об образовании планетных систем у других звезд.
Сравнивать:
размеры небесных тел;
температуры звезд разного цвета;
возможности наземных и космических наблюдений.
Применять:
полученные знания для объяснения неизвестных ранее небесных явлений и процессов.
11. Контроль уровня обученности
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной не грубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех не грубых ошибок,
г) или одной не грубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной не грубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.
Качество решения
Оценка
Правильное решение задачи:
5
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;
задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.
4
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)
Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.
3
Грубые ошибки в исходных уравнениях.
2
Перечень ошибок.
Грубые ошибки.
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
12. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
№
ЛР
Содержание
1
Лабораторная работа №1. Исследование равноускоренного движения
Цель работы: определить ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр.
Ход работы:
Движение шарика по наклонному желобу является равноускоренным. Если мы отпустим без начальной скорости шарик и измерим пройденное им расстояние s до столкновения с цилиндром и время t от начала движения до столкновения, то мы можем рассчитать его ускорение по формуле:
Зная ускорение а, мы можем определить мгновенную скорость v по формуле
2
Лабораторная работа № 2 Изучение колебаний математического и пружинного маятников
Цель работы: повторить и закрепить представления о колебательном движении и основных величин, которые его характеризуют ; организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний о колебательных системах – математическом и пружинном маятнике; научить наблюдать за колебаниями, сравнивать их и делать выводы; сформировать у учащихся умение решать задачи на базовом уровне.
1. Закрепить пружину в штативе и подвесить к ней один груз.
2. Измерить время 20 колебаний.
3.Вычислить период.
4.Повторить опыт, меняя число подвешенных грузов.
5. Оставив один груз и меняя пружины разной жесткости, измерить период колебаний груза .
6. Все измерения и вычисления занести в таблицу.
3.
Лабораторная работа №3 Изучение МП постоянных магнитов
Цель работы:исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него, а так же исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов.
Оборудование:
постоянный магнит 2 шт.
компас;
лист бумаги.
Указания к работе
1. Положите на лист бумаги оба магнита так, чтобы они расположились в линию друг за другом и обращены были друг к другу северными полюсами. При этом расстояние между ними должно быть примерно 10 см.
2. Медленно приближайте один магнит к другому до тех пор, пока второй магнит не придет в движение.
3. Верните магниты в исходное положение. Поверните оба магнита на 180° так, чтобы они были обращены друг к другу южными полюсами.
4. Снова приближайте один магнит к другому, пока второй не начнет двигаться.
5. Расположите оба магнита параллельно друг другу так, чтобы их одноименные полюса были обращены в одну сторону.
6. Еще раз повторите сближение магнитов до тех пор, пока второй не начнет двигаться.
7. По характеру движения второго магнита в трех проделанных опытах установите, как одноименные полюса магнитов действуют друг на друга.
8. Повторите три опыта, размещая магниты разноименными полюсами друг к другу.
9. По характеру движения второго магнита установите, как разноименные полюса магнитов действуют друг на друга.
10. На одном краю стола разместите компас, на другом - оба магнита. Вблизи компаса не должно быть металлических предметов.
11. После того, как стрелка компаса установится в магнитном поле Земли, начинайте приближать один магнит к компасу.
12. По повороту магнитной стрелки определите расстояние, на котором магнитное поле магнита станет "заметным" для компаса.
13. Продолжая приближать магнит к компасу, следите за изменением угла отклонения стрелки от первоначального положения.
14. Повторите опыт, приближая магнит к компасу другим полюсом.
15. Сделайте вывод о том, как изменяется величина магнитного поля магнита с изменением расстояния до него.
4
Лабораторная работа № 4 Сборка электромагнита и его испытание
Цель работы: собрать электромагнит из готовых деталей и на опыте проверить от чего зависит его магнитное действие.
Собирается электрическая цепь
Полюса электромагнита определяются с помощью компаса. К южному полюсу магнита притягивается северный конец стрелки, а к северному - южный. С помощью компаса можно посмотреть так же, как меняется действие электромагнита в стороне от оси катушки.
Главное в этой работе - сформулировать правильные выводы.
Формулировки будут примерно следующие:
1) Катушка с током (электромагнит) имеет магнитные полюсы.
2) Железный сердечник, введенный в катушку, значительно усиливает ее магнитное действие.
3) Действие магнитного поля катушки зависит от силы тока в ней.
При увеличении тока действие магнитного поля усиливается, при уменьшении тока - ослабевает.
5
Лабораторная работа № 5 Изучение действия МП на проводник с током
Цель работы:экспериментально определить зависимость действия магнитного поля на проводник с током от силы и направления тока в нем.
Оборудование:
источник электропитания;
катушка-моток;
переменный резистор;
ключ;
полосовой магнит;
штатив с муфтой и лапкой;
соединительные провода.
Указания к работе
В работе исследуют взаимодействие проволочной катушки-мотка, подвешенной на штативе, с постоянным магнитом, также установленном на этом штативе рядом с катушкой. Последовательно с катушкой включают переменное сопротивление, что позволяет менять в ходе опыта силу тока в ней. Электрическая схема установки показана на рисунке 1.
1. Соберите экспериментальную установку, как показано на рисунке 2. Катушка и магнит должны располагаться так, чтобы плоскость катушки была перпендикулярна продольной оси магнита. Край магнита должен выступать на 1,5 - 2 см за основание штатива и находиться в центре катушки.
2. Переменное сопротивление включите в цепь так, чтобы с его помощью можно было изменять силу тока в катушке. Ползунок переменного сопротивления поставьте в такое положение, при котором в цепи протекал бы минимальный ток.
3. Замкните ключ и по изменению положения катушки сделайте вывод о характере действия на нее магнита.
4. Увеличивая с помощью переменного сопротивления ток в цепи, установите, как действие магнита на катушку зависит от силы тока в ней.
5. Изменив подключение соединительных поводов к источнику питания, установите, как зависит действие магнитного поля на катушку от направления тока в ней.
6. Измените положение полюсов магнита на противоположное и повторите действия, указанные в пунктах 3, 4 и 5.
7. Для каждого этапа опыта сделайте схематичные рисунки, отражающие изменения во взаимодействии магнита и катушки при изменении режимов работы установки.
8. Укажите на рисунках направления магнитного поля магнита, тока в катушке и магнитного поля катушки.
Объясните результаты наблюдений.
6
Лабораторная работа № 6 Изучение работы электродвигателя постоянного тока
Цель работы:экспериментально определить зависимость скорости и направления вращения якоря двигателя от величины приложенного напряжения и направления тока в двигателе.
Оборудование:
источник электропитания;
электродвигатель;
амперметр;
переменный резистор;
ключ;
металлический планшет;
соединительные провода..
Указания к работе
1. Рассмотрите электродвигатель, закрепленный на панели. Проверните вручную его якорь, определите насколько свободно он вращается. Найдите на панели гнезда для подключения двигателя к электрической цепи.
2. Соберите установку, как показано на рисунке. Переменное сопротивление гнездами 1 и 3 подключают последовательно с ключом к источнику электропитания. К гнездам 1 и 2 подключают амперметр и электродвигатель, соединенные последовательно.
3. Ползунок переменного резистора переведите в положение, при котором сопротивление между гнездами 1 и 2 минимально.
4. Подключите источник питания к сети и замкните ключ.
5. Перемещая ползунок переменного сопротивления, плавно увеличивайте силу тока в двигателе, пока его якорь не начнет медленно вращаться.
6. Определите направление вращения якоря.
7. Продолжая увеличивать силу тока, установите, зависит ли от этого скорость вращения якоря.
8. Зарисуйте схему установки в тетрадь и укажите на ней направление тока в двигателе.
9. Измените направление тока в двигателе, поменяв местами соединительные провода на его панели.
10. Установите, изменилось ли при этом направление вращения якоря.
11. Сделайте вывод о том, от чего зависит скорость и направление вращения якоря электродвигателя постоянного тока.
7
Лабораторная работа № 7. Определение размеров лунных кратеров
Цель: научиться измерять размеры различных образований на поверхности Луны
Приборы и материалы:
фотография видимой стороны Луны, линейка
Ход работы:
Вспомните или выпишите из справочника угловой и линейный диаметры Луны
Найдите на фотографии некоторые образования ( Море Дождей, кратер Платон и др.)
Оценить погрешность измерений линейки
Определить линейный масштаб фотографии
Измерить размеры лунных образований и рассчитать их линейные размеры
8
Лабораторная работа № 8. Определение высоты и скорости выброса вещества из вулкана на спутнике Юпитера Ио
Цель: научиться определять характеристики вулканических процессов на небесных телах
Приборы и материалы: фотография спутника Ио, линейка
Ход работы:
выписать из справочника диаметр спутника Ио и ускорение свободного падения на его поверхности
оценить погрешность измерений линейки
определить линейный масштаб спутника
измерить высоту подъема вулканического выброса
рассчитать высоту
рассчитать скорость выброса вещества из жерла вулкана
13. ЛИТЕРАТУРА
Для учителя
Монастырский Л. М., Богатин А. С. Физика. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации. 2009: учебно – методическое пособие. – Ростов на Дону: Легион, 2009
ГИА-2009: экзамен по новой форме: физика: 9-й класс: тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной аттестации по новой форме / авт.-сост. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Демидова. – М.: Астрель, 2009
Марон А. Е. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие – М.: Дрофа, 2008
Тесты. Физика. 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования – М.:Центр тестирования МО РФ, 2003
Тесты. Физика. 9 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006
Блинов В. Н. Тесты по физике (9 класс) – М.: ООО «Рияд-Балахна», 2000
Тесты по физике для VII-IX классов: базовый уровень – М.: Школа-Пресс, 1993
Экзаменационные вопросы и ответы. Физика. 9 и 11 классы: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
Горлова Л. А. нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
Электронный ресурс
1.Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7-11 классов.
Практикум. ФИЗИКОН. СD – диск. 2004.
2. Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7-11 классов.
Лаборатория Кирилл и Мефодий. СD – диск. 2004.
3. Учебное электронное издание. Лабораторные работы по физике. Дрофа. СD – диск.
2006.
Для учащихся
Пурышева Н. С. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2012
Пурышева Н. С. Физика. 9 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2014
Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010. Волков В.А.
Тесты по физике. 7-9 класс. М.: ВАКО, 2011, - 224 с.
Физика. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. / авт.-сост.: М.В.Бойденко, О.Н.Мирошкина. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 192 с.
ЛР №1. Исследование равноускорен-ного прямолиней-ного движения.
Научиться измерять ускорение при равноускоренном прямолинейном движении; экспериментально установить отношение путей, проходимых телом при равноускоренном прямолинейном движении за последовательные равные промежутки времени.
-инструктаж;
-выполнение измерений;
-выполнение вычислений;
-выводы по работе;
-задания к ЛР.
-- выражение формулы для ускорения.
--измерять время секундомером;
--измерять расстояние, проходимое шариком при помощи линейки;
--делать необходимые вычисления и выводы по работе.
Лаборатор. работа
Зад 7.
9/9
29.09
30.09
1
Свободное падение.
Формировать убеждения учащихся по вопросу независимости ускорения свободного падения от массы методом наблюдения.
--свободное падение тела;
--ускорение свободного падения тела;
--Галилео Галилей;
--решение количественных и качественных задач.
--свободное падение тела с точки зрения механического движения;
--зависимость g от других величин.
--экспериментально доказывать, что g одинаково для всех тел в данной точке пространства.
Изучение и закр. новых знаний
§8 Зад.8
10/
10
1.10
2.10
1
Перемещение и скорость при криволинейном движении.
Добиться усвоения учащимися знаний о криволинейном движении на уровне применения к решению задач.
--криволинейное движение;
--направление векторов s и v при криволинейном движении;
--решение количественных и качественных задач.
--направление скорости криволинейного движения.
--изображать векторы s и v при криволинейном движении.
Изучение и закр. новых знаний
§9, №64-67 (РТ)
11/ 11
6.10
7.10
1
Решение задач.
Добиться усвоения учащимися формул скорости, ускорения, законов движения на уровне применения к решению задач.
-повторение основных понятий и формул;
-решение задач.
-формулы и определения по теме «Законы механики (кинематика)»
-анализировать условие задачи;
-выражать результаты вычислений в СИ.
Решение задач.
12/
12
8.10
9.10
1
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Сформировать убеждения учащихся о взаимосвязи законов равномерного движения по окружности в векторной и координатной формах математическим способом.
--движение тела по окружности;
--основные характеристики движения тела по окружности;
I закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса и сила.
Добиться усвоения учащимися одного из основных законов механики – I закона Ньютона.
--динамика;
--Исаак Ньютон;
--закон инерции;
--первый закон Ньютона;
--виды СО;
--инертность;
--принцип независимости действия сил;
--решение количественных и качественных задач.
--эксперимент Галилея;
--значение первого закона Ньютона.
--уметь различать ИСО и не ИСО;
--приводить примеры, иллюстрирующие I закон Ньютона.
Изучение и закр. новых знаний
§11-12 Зад.10,11
16/2
22.10
23.10
1
Второй закон Ньютона.
Добиться усвоения учащимися причинно-следственных связей (сила-причина возникновения ускорения) на уровне применения к решению задач.
--II закон Ньютона;
--решение количественных и качественных задач.
--формулировку II закона Ньютона;
--СО, в которых выполняется II закон Ньютона.
--изображать на чертеже векторы F и a.
Изучение и закр. новых знаний
§13 Зад.12
17/3
5.11
06.11
1
Третий закон Ньютона.
Воспитание убежденности учащихся в том, что силы, возникающие при взаимодействии- силы одной природы.
--III закон Ньютона;
--принцип относительности Галилея;
--решение количественных и качественных задач.
--формулировку III закона Ньютона;
--принцип относительности Галилея.
--объяснять природу сил действия и противодействия.
Изучение и закр. новых знаний
§14 Зад.13
18/4
10.11
11.11
1
Движение искусственных спутников Земли. Невесомость и перегрузки.
Формировать убеждения учащихся по вопросу того, что все тела притягиваются друг к другу с гравитационными силами на уровне уверенности в истинности своих знаний.
--силы всемирного тяготения;
--гравитационная постоянная;
--космические скорости;
--вес тела;
--невесомость и перегрузки;
--решение количественных и качественных задач.
--закон всемирного тяготения;
--границы применимости закона всемирного тяготения.
--объяснять изменение веса тела при его движении с ускорением.
Изучение и закр. новых знаний
§15-16
Зад.14,15
19/5
12.11
13.11
1
Движение тела под действием нескольких сил.
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач на применение законов Ньютона.
--примеры решения задач;
--решение количественных и качественных задач.
--законы Ньютона;
--формулы для сил.
--изображать силы на чертеже;
--выражать результаты вычислений в СИ.
Изучение и закр. новых знаний
§17 Зад.16
20/ 6
17.11
18.11
1
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Добиться усвоения учащимися закона сохранения импульса на уровне применения к решению задач.
--импульс силы;
--импульс тела;
--взаимосвязь импульса силы и импульса тела;
--внутренние и внешние силы;
--замкнутая система;
--закон сохранения импульса;
--решение количественных и качественных задач.
--формулировку закона сохранения импульса;
--границы применимости закона сохранения импульса.
--делать чертеж к задаче;
--выражать результаты вычислений в СИ.
Изучение и закр. новых знаний
§18 Зад.17
21/7
19.11
20.11
1
Реактивное движение.
Воспитание уважительного отношения к ученым-физикам, благодаря которым стало возможно изучение космоса.
--реактивное движение;
--движение ракет;
--основные степени ракеты;
--решение количественных и качественных задач.
--принцип действия и основные элементы конструкции ракеты.
--приводить примеры реактивного движения.
Изучение и закр. новых знаний
§19, доклад
22/8
24.11
25.11
1
Механическая работа и мощность.
Добиться усвоения учащимися знаний о работе как о пространственной характеристике действия силы.
--работа постоянной силы;
--работа силы тяжести;
--работа силы упругости;
--мощность;
--решение количественных и качественных задач.
--консервативные и неконсервативные силы;
--формулы для работы и мощности, единицы измерения.
--приводить примеры совершения силой А0, А
--рассчитывать работу по графику F(s).
Изучение и закр. новых знаний
§20
Зад. 18
23/9
26.11
27.11
1
Работа и потенциальная энергия.
Добиться усвоения учащимися знаний о потенциальной энергии тела.
--потенциальная энергия;
--работа силы тяжести;
--работа силы упругости;
--решение количественных и качественных задач.
--единица энергии;
--зависимость потенциальной энергии от выбора нулевого уровня.
Добиться усвоения учащимися графического изображения МП постоянных магнитов.
--история открытия магнитных свойств веществ;
--постоянные магниты;
--взаимодействие магнитов;
--решение качественных задач.
--различие между естественными и искусственными магнитами;
--взаимодействие постоянных магнитов.
--определять полюса магнита с помощью магнитной стрелки;
--намагничивать кусок железа.
Изучение и закр. новых знаний
§29-30
Зад.29.
37/2
28.01
29.01
1
ЛР №3 Изучение магнитного поля постоянных магнитов.
Изучить свойства постоянных магнитов и получить картину их магнитных полей.
-инструктаж;
-выполнение измерений;
-выполнение вычислений;
-выводы по работе;
-задания к ЛР.
--взаимодействие магнитов.
--определять полюса магнита с помощью магнитных стрелок.
Лаборатор. работа
№224- 234 (РТ)
38/3
2.02
3.02
1
Магнитное поле Земли. Магнитное поле электрического тока.
Расширение кругозора учащихся, развитие логического мышления.
--МП Земли;
--географические и магнитные полюсы;
--магнитная аномалия;
--магнитные бури;
--МП электрического тока;
--правило буравчика;
--решение качественных задач.
--факты, свидетельствующие о существовании МП Земли;
--правило буравчика.
--объяснять научное и практическое значение изучения МП Земли;
--описывать опыт Эрстеда.
Изучение и закр. новых знаний
§31-32
Зад.30
39/4
4.02
5.02
1
Применение магнитов.
ЛР №4. Сборка электромагнита и его испытание.
Научиться собирать электромагнит из готовых деталей и изучить принцип его действия.
-инструктаж;
-выполнение измерений;
-выполнение вычислений;
-выводы по работе;
-задания к ЛР.
--правило сборки электрической цепи;
--способы изменения МП катушки с током.
--чертить схему электрической цепи и указывать направление тока;
--собирать электромагнит.
Лаборатор. работа
§33
Зад.31
№245- 247 (РТ)
40/5
9.02
10.02
1
Действие МП на проводник с током.
ЛР №5. Изучение действия МП на проводник с током.
Исследовать зависимость направления силы, действующей на проводник с током в МП, от направления тока в нем и от направления вектора магнитной индукции.
-инструктаж;
-выполнение измерений;
-выполнение вычислений;
-выводы по работе;
-задания к ЛР.
--формулу магнитной силы;
--правило левой руки.
--собирать электрическую цепь;
--изменять направление тока в цепи.
Лаборатор. работа
§34
Зад. 32
№248-257 (РТ)
41/6
11.02
12.02
1
Электродвигатель.
ЛР №6. Изучение работы электродвигателя постоянного тока.
Познакомиться на модели электродвигателя постоянного тока с его устройством и работой.
-инструктаж;
-выполнение измерений;
-выполнение вычислений;
-выводы по работе;
-задания к ЛР.
--преимущества электрических двигателей по сравнению с тепловыми;
--использование электрических двигателей постоянного тока.
--объяснять вращение рамки с током в МП;
--чертить схему установки.
Лаборатор. работа
§35
№258- 260 (РТ)
42/7
16.02
17.02
1
Явление ЭМ индукции.
Изучить способы возникновения индукционного тока и явление ЭМ индукции.
--Майкл Фарадей;
--опыты Фарадея;
--явление ЭМ индукции;
--индукционный ток;
--решение качественных задач.
--формулировку явления ЭМ индукции.
--описывать опыты Фарадея.
Изучение и закр. новых знаний
§36
№261- 264 (РТ)
43/8
18.02
19.02
1
Магнитный поток.
Добиться усвоения учащимися понятия магнитного потока.
--магнитный поток;
--единица магнитного потока;
--генератор постоянного тока;
--решение количественных и качественных задач.
--зависимость магнитного потока от других величин;
--отличие генератора постоянного тока от двигателя постоянного тока.
--объяснять принцип действия генератора постоянного тока;
--объяснять изменение магнитного потока при внесении постоянного магнита катушку.
Изучение и закр. новых знаний
§37
Зад. 33
44/9
25.02
24.02
1
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
Изучить правило Ленца на уровне применения к решению задач на определение направления индукционного тока.
--правило Ленца;
--решение количественных и качественных задач.
--формулировку правила Ленца.
--объяснять опыт с двумя кольцами;
--объяснять, от чего зависит направление индукционного тока.
Изучение и закр. новых знаний
§38
Зад. 34.
45/ 10
2.03
26.02
1
Самоиндукция. Переменный электрический ток.
Изучить способы возникновения индукционного тока в катушке и явление самоиндукции.
--самоиндукция;
--индуктивность проводника;
--переменный электрический ток;
--решение количественных и качественных задач.
--что общего в явлениях ЭМ индукции и самоиндукции;
--устройство генератора переменного тока.
--описывать опыт по наблюдению явления самоиндукции;
--объяснять аналогию между явлениями инерции и самоиндукции.
Изучение и закр. новых знаний
§39-40
Зад.35,36
46/
11
4.03
3.03
1
Трансформатор. Передача электрической энергии.
Изучить устройство и принцип действия генератора переменного тока и трансформатора.
--трансформатор;
--коэффициент трансформации;
--передача электрической энергии;
--решение количественных и качественных задач.
--назначение трансформатора;
--явление, лежащее в основе работы трансформатора.
--приводить примеры машин и механизмов, при работе которых используется трансформатор.
Изучение и закр. новых знаний
§41-42
Зад.37
47/ 12
11.03
5.03
1
Решение задач.
Применить полученные знания к решению физических задач.