Рабочая программа уроков физики 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская) Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 7 класс »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Андреевская средняя школа имени Н. Н. Благова
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
естественно-математ. цикла
Протокол № ____ от ______________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______________ В.С.Совина
«___» ___________________ 20___ г
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
____________А.В.Ефимов
«___» ___________________ 20___ г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
Класс: 7
Учитель: Гердт Светлана Петровна
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 70
Количество контрольных работ: 4
Количество лабораторных работ: 14
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
Учебно - методический комплекс:
Учебник: Пурышева Н. С. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.С.Пурышева, Н.Е. Важеевская. - М.: Дрофа, 2011.
Дидактические материалы:
Пурышева Н. С. Физика. 7 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н. С. Пурышевой, Н. Е. Важеевской «Физика. 7 класс».- М.: Дрофа, 2014
Лукашик В. И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвешение,2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Рабочая программа уроков физики 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Программа основного общего образования по физике \/II – IX классы(Авторы Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская) Программа отражает содержание курса физики основной школы (VII—IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике. Базовый уровень.
2. Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формированияоснов научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
3. Основные содержательные линии
В курс физики 7 класса входят следующие разделы:
Введение
Движение и взаимодействие тел
Звуковые явления
Световые явления
4. Основные цели изучения курса физики в 7 классе:
-освоение знанийо механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитаниеубежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
5. В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
-Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
6. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе - 70, согласно ШУП - 2 часа в неделю.
7. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно – тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Для реализации поставленных целей и отличительных особенностей данного курса выбраны следующие подходы к его преподаванию:
Теория поэтапного формирования умственных действий. Для полноценного формирования знаний необходима определённая последовательность этапов, которая должна соблюдаться при формировании любого нового знания. Материал изучаемого курса можно рассматривать как абсолютно новый для учащихся, хотя к началу 7 класса учащиеся уже имеют первоначальные знания о веществе, о природных явлениях и процессах, что и является предметом изучения курса «Физика».
Теория опережающего обучения. Чем больше число вовлечений элемента знаний в учебную деятельность, тем выше процент учащихся, освоивших этот элемент. Таким образом, знакомство учащихся с новыми понятиями, законами, учебными действиями проходят в несколько этапов: первичный (дается первоначальное представление, контроль не осуществляется), основной (раскрывается основной смысл понятия, закона, учебного действия, контроль осуществляется), вторичный ( продолжается раскрытие содержания закона, понятия, учебного действия при осуществлении внутри и межпредметных связей).
Идея системного подхода.Рассматриваемые объекты представляют собой различные системы. Например, атом-система состоящая из элементарных частиц; молекула-система атомов; вещество-система атомов, молекул. Таким образом, рассмотрение объектов с позиции системного подхода позволяет выйти на дедуктивный метод познания, который заключается в прогнозировании свойств физических систем. Это выводит результат образования на качественно новый уровень, т.к. ученик, овладев анализом объекты.
Принцип интегративного подхода в образовании.Основным механизмом и средством интеграции выступают межпредметные связи. Установление межпредметных связей должно способствовать развитию системных теоретических знаний по предмету, расширению научного кругозора учащихся приобретению опыта построения и применения межпредметных связей при решении проблемных задач
8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;
- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;
- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
- записывать результат измерений с учётом погрешности;
- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
9. Содержание учебного курса
2 часа в неделю, всего 70 часов.
тема
Рабочая программа
Авторская программа Пурышевой, Важеевской
Введение.
6
6
Механические явления.
36
37
Звуковые явления.
6
6
Световые явления.
16
16
Резервное время.
6
5
Всего.
70
68
7 класс
10. Основное содержание :
Введение.(6 часов)
Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Механические явления.(36 часов)
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.
Звуковые явления.(6 часов)
Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука.
Световые явления.(16 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел.
Резерв. (6 часов)
11. Контроль уровня обученности
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной не грубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех не грубых ошибок,
г) или одной не грубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной не грубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.
Качество решения
Оценка
Правильное решение задачи:
5
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;
задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.
4
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)
Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.
3
Грубые ошибки в исходных уравнениях.
2
Перечень ошибок.
Грубые ошибки.
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и пунктуационные ошибки.
12. Лабораторные работы
№
ЛР
Содержание
1
Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»
Цель работы: Научиться пользоваться измерительными приборами (линейкой, измерительным цилиндром(мензуркой) и термометром); научиться записывать результат измерений с учетом погрешности.
Приборы и материалы: деревянный брусок, линейка с миллиметровыми делениями, измерительный цилиндр(мензурка), стакан с водой, термометр
Порядок выполнения работы
1.Определите цену деления шкалы линейки.
2.Определите абсолютную погрешность измерения линейкой.
3.Измерьте длину (а), ширину (б) и высоту (h) деревянного бруска.
4.Запишите значения цены деления, погрешность и результаты измерений в таблицу.
5.Определите цену деления шкалы мензурки.
6.Определите абсолютную погрешность измерения мензуркой.
7.Налейте в мензурку немного воды из стакана. Измерьте объем воды V1.
8.Налейте в мензурку еще воды и определите ее объем V2.
9.Определите цену деления шкалы термометра.
10.Определите абсолютную погрешность измерения термометром.
11.Измерьте температуру воды в мензурке.
12.Запишите результаты всех измерений в таблицу.
2
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».»
Цель работы: Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов.
Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, иголка, катушка ниток или тонкая проволока.
Порядок выполнения работы
Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.
Определите способом рядов диаметр пшена, горошины. Для этого положите в плотную к линейке 20 горошин, пшена в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины или пшена.
Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц
Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины.
Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике. Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.
Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.
3
Лабораторная работа №3 «Измерение времени»
Средства измерения:
Измерительная лента.
Секундомер.
Материалы:
Желоб.
Шарик.
Штатив с муфтами и лапкой.
Металлический цилиндр.
Ход работы
1. Укрепите желоб с помощью штатива в наклонном положении под небольшим углом к горизонту. С помощью измерительной ленты определите длину перемещения s шарика, равную 1 метр, и у нижнего конца желоба положите металлический цилиндр.
2. Пустив шарик, одновременно включите секундомер, как только шарик ударится о металлический цилиндр, выключите секундомер.
3. Повторите опыт 6 раз, записывая каждый раз время движения шарика.
4. Результаты измерений занесите в рабочую таблицу:
4
Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения».
Цель работы: Научиться измерять скорость тела при равномерном движении.
Приборы и материалы: металлический шарик, желоб, секундомер, линейка, цветной скотч.
Порядок выполнения работы
1.Установите желоб горизонтально. Учитывая, что движение не будет идеальным из-за трения между шариком и поверхностью желоба, подложите под один его конец какой-либо предмет высотой 1-2 см.
2.Снебольшим усилием толкните металлический шарик с более высокого конца желоба. Если шарик движется неравномерно, повторите опыт несколько раз и добейтесь его равномерного движения. Для этой цели слегка приподнимайте или опускайте более высокий конец желоба.
3.Убедитесь в том, что движение шарика равномерное, воспользовавшись цветным скотчем. С его помощью отметьте путь, пройденный шариком за каждую секунду. (Время отсчитывает секундомер) Измерьте с помощью линейки расстояния между флажками. Если они одинаковы, то движение шарика можно считать равномерным.
4.Определите скорость равномерного движения шарика. Для этого измерьте любой участок пути, пройденный шариком за 1 с, 2 с или 3 с. Рассчитайте скорость равномерного движения шарика.
5.Постройте график зависимости пути от времени.
S, м
0 t,с
6.Измерьте угол с помощью транспортира угол между осью времени и графиком. С помощью калькулятора найдите тангенс данного угла.
7.Сравните полученные результаты и сделайте вывод.
5
Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Цель работа: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.
Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.
Порядок выполнения работы
1. Изучите устройство рычажных весов.
2. Уравновесьте весы.
3.Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела (например резинка). Результат взвешивания запишите в таблицу.
6
Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»
Цель работы: научиться измерять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки).
Приборы и материалы: весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело на нити, деревянный брусок.
Порядок выполнения работы
С помощью линейки измерьте линейные размеры деревянного бруска. Длину (а), ширину (б), толщину (с).
Определите объём деревянного бруска V= а·б·с
Измерьте массу деревянного бруска.
Вычислите плотность дерева, из которого изготовили брусок.
5.С помощью мензурки определите объем тела цилиндрической формы.
6.Измерьте массу цилиндрического тела с помощью весов.
7.Вычислите плотность тела.
8.С помощью таблицы плотностей твёрдых тел попробуйте определить вещество этого тела.
7
Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил»
Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.
Приборы и материалы: : штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка
Порядок выполнения работы
1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины.
2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.
3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.
4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.
5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:
8
Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения»
Цель работы: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит, то как
Приборы и материалы: динамометр, деревянный брусок, трибометр, набор грузов, полоска резины.
Порядок выполнения работы
Определите цену деления динамометра.
Измерьте динамометром вес деревянного бруска.
3.Исследуйте зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления тела.
4.Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
5.Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Запишите показания динамометра, это и есть величина силы трения скольжения.
6.К первому грузу добавьте второй, третий, четвертый грузы, каждый раз измеряя силу трения. С увеличением числа грузов растет сила нормального давления.
7.Результаты измерений занесите в таблицу.
9
Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».
Цель работы: определить коэффициент трения деревянного бруска, скользящего по деревянной линейке
Средства измерения: динамометр.
Материалы: 1) деревянный брусок; 2) деревянная линейка; 3) набор грузов.
Порядок выполнения работы
1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Замерьте при этом показание динамометра.
3. Взвесьте брусок и груз.
4. К первому грузу добавьте второй, третий грузы, каждый раз взвешивая брусок и грузы и измеряя силу трения.
10
Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага»
Цель работы: Проверить на опыте, при каком соотношении сил и их плеч находится в равновесии. Проверить на опыте правило моментов.
Приборы и материалы: рычаг, закрепленный на штативе, набор грузов, динамометр, линейка.
Порядок выполнения работы
1.Определите цену деления динамометра и линейки.
2.Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально.
3. Подвесьте в произвольной точке одного из плеч рычага груз массой 100 г или несколько грузов.
4. В произвольном месте другого плеча рычага прикрепите динамометр и измерьте силу F, необходимую для удержания рычага в равновесии в горизонтальном положении.
5.Определите с помощью динамометра вес груза или грузов.
6.Измерьте плечи сил, действующих на рычаг.
7. Повторите действия согласно пунктам 3-6 несколько раз, изменяя как количество грузов, так и плечи сил. Результаты измерений запишите в таблицу.
8.Вычислите числовые значения моментов сил Р и F.
11
Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».
Цель работы: убедиться на опыте в том, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма , меньше полной; экспериментально определить КПД наклонной плоскости.
Приборы и материалы: брусок, динамометр, доска, штатив с муфтой и лапкой, линейка, грузы.
Порядок выполнения работы
1.Установите наклонно доску, закрепив ее в лапке штатива.
2. Измерьте высоту h и длину ℓ Вашей наклонной плоскости. Результаты запишите в таблицу.
3.Измерьте с помощью динамометра вес бруска. Результаты измерений запишите в таблицу.
4. Положите брусок на наклонную плоскость и измерьте силу тяги F, которую необходимо приложить к бруску, чтобы равномерно втащить его вверх по наклонной плоскости. Результат запишите в таблицу.
5. Вычислите работу Аполез. = Р·h , которая выполняется при подъёме бруска вертикально вверх на высоту h. Результат запишите в таблицу.
12
Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»
Цель: доказать закон прямолинейного распространения света
Приборы и материалы:
доска,
лампочка,
свеча,
люминесцентная лампа,
слайд презентация “Образование тени и полутени”, “Солнечные и лунные затмения”.
Анимация «Лунное затмение»
Модель молнии,
Газоразрядная лампа
1. Получить изображение нити электрической лампы на экране, применяя лист картона с отверстиями разного диаметра. В каком случае получается более четкое изображение?
2. Сравните расположение изображения с расположением самого предмета (нити лампы).
3. Можно ли получить изображение, размер которого будет больше (меньше), чем сама нить лампы? От чего это зависит?
4. Что наблюдается, если картон с отверстиями располагается очень близко от экрана?
13
Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»
Цель: установить зависимость угла отражения света от угла падения на зеркальную поверхность. Приборы и материалы: зеркало, коврик, булавки, транспортир, остро отточенный карандаш, линейка, листки бумаги, транспортир.
Ход работы:
Формируем падающий луч. Располагаем первую булавку вплотную к зеркалу. Вторую булавку располагаем на удалении от первой, но так, чтобы линия, соединяющая две булавки, была под острым углом к зеркалу.
Строим отраженный луч. Рассматривая поверхность зеркала, находим положение, при котором изображение второй булавки в зеркале окажется закрытым первой булавкой. Сохраняя найденное положение, вкалываем третью булавку так, чтобы она закрыла собой первую.
Освобождаем листок и соединяем линиями точки от 1 и 2 булавки, затем от 1 и 3 булавки.
Измеряем падающий угол.
Измеряем отражённый луч.
Сделаем выводы.
14
Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемого линзой»
Цели: экспериментально научиться получать изображения, даваемые линзой,
определять фокусные расстояния и оптическую силу линзы
Приборы и материалы: собирающаяся линза, экран, измерительная лента,
источник света (свеча на подставке и спички; источник тока и лампочка)
Задание:
1) Используя удалённый источник света (Солнце, свечу, лампочку в классе),
с помощью линзы получите на экране чёткое изображение
2) Измерьте фокусное расстояние F (1/F = 1/d + 1/f, где d – расстояние от
предмета до линзы, f – расстояние от линзы до изображения) и вычислите
оптическую силу D линзы (D = 1/F)
3)С помощью линзы получите изображения, когда предмет находится за
двойным фокусом линзы, на двойном фокусном расстоянии, между
фокусом и линзой
4) Опишите получившиеся изображения (прямое/перевёрнутое,
Знать: определение физической величины, основные единицы СИ.
Уметь: приводить примеры физических величин, единиц их измерения, пользоваться шкалой приборов: определять цену деления, пределы измерения, показания
Л. № 15, 31
§3, 4
Зад.2,3
РТ № 9-24
5.09
3
1
Точность измерений.
ЛР №1 «Измерение длины, объема и температуры тела».
Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора. Запись результата измерений с учетом погрешности.
*Уменьшение погрешности измерений.
Демонстрационные приборы: мензурка, линейка и термометр.
Знать: смысл понятия «точность измерения, погрешность»
Уметь: измерять длину при помощи линейки, объем жидкости в сосуде при помощи мензурки, температуру тела при помощи термометра; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л. №36
ЛР №1
§5,
Зад. 4
РТ № 25
8.09
4
1
ЛР №2 «Измерение размеров малых тел».
Измерение малых величин.
*Относительная погрешность.
Измерение размеров малых тел.
Уметь: проводить измерения размеров малых тел способом рядов; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Л. №24
ЛР №2
Зад. 5
РТ № 26
12.09
5
1
ЛР №3 «Измерение времени». Связи между физическими величинами.
Правило пользования секундомером. Погрешность измерения времени с помощью секундомера.
*Физический эксперимент и физическая теория.
Измерение времени движения тела с помощью секундомера.
Знать: смысл понятий «закон, теория».
Уметь: измерять время при помощи секундомера; записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты.
Вопросы к §6
ЛР №3
§6,
Зад. 6
РТ № 27-31
15.09
6
1
Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.
Связи между физическими величинами. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение».
Связь между временем движения и пройденным путем. Зависимость объема газа от температуры. Технические устройства: модель двигателя внутреннего сгорания, модель ракеты, осциллограф, лазер и т. п.
Уметь: осуществлять самостоятельный поиск информации о развитии техники с использованием различных источников.
Вопросы §7, 8
§7,8,
К-стр 15-18
19.09
Раздел 2. ДВИЖЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (36 часов)
7
1
Механическое движение, его виды и характеристики. Относительность движения.
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория, путь.
*Система отсчета
Относительность времени (с помощью тележки, детского заводного автомобиля и флажков указателей).
Знать: определение механического движения, траектории, пути; единицы измерения пути, времени; смысл понятия «относительность движения»
Уметь: приводить примеры относительности движения, траектории в разных системах отсчета
Л.№95-98
§9-11
Зад 7
РТ №32-39
22.09
8
1
Равномерное движение (РД). Скорость.
Траектория движения. Пройденный путь. Единица пути. Прямолинейное равномерное движение (ПРД). Скорость ПРД.
Траектории движения шарика на шнуре, кусочка мела на классной доске. Равномерное движение тележки с капельницей (по рис. 28 учебника). Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с подкрашенной водой.
Знать: определения ПРД, скорости, единицы измерения скорости
Уметь: приводить примеры ПРД, уметь описывать РД, производить перевод единиц, рассчитывать скорость, сравнивать скорости движения различных тел, читать графики зависимости пути от времени движения, скорости РД от времени
§12
Зад.8
РТ №44-50
26.09
9
1
Равномерное движение. Скорость.
Скорость ПРД. Определение и формула для расчета скорости. Скорости движения, встречающиеся в природе и технике. Скорость - векторная величина.
Определение скорости движения пузырька в стеклянной трубке с подкрашенной водой.
Уметь: рассчитывать пройденный путь, время движения, по графику определять путь за конкретное время, сравнивать скорости тел; строить графики зависимости пути от времени движения, скорости РД от времени
Л. №128, 130
РТ № 51-58
29.09
10
1
ЛР №4 «Изучение равномерного движения».
Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени.
*Методы измерения расстояния, времени, скорости.
Уметь: измерять скорость равномерного движения при помощи секундомера и линейки, записывать результат в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и анализировать полученные результаты
Вопросы к §12.
ЛР №4
К стр 22-24
3.10
11
1
Неравномерное движение. Средняя скорость.
Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Формула для расчета средней скорости.
*Мгновенная скорость.
Неравномерное движение тележки с капельницей (по рис. 34 учебника).
Знать: определение неравномерного движения, средней скорости
Уметь: приводить примеры НРД, находить среднюю скорость движения
Л. №134, 135
§13
Зад 9
РТ № 59-65
6.10
12
1
Равноускоренное движение. Ускорение.
Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение – векторная физическая величина. Расчет скорости равноускоренного движения.
Знать: определение прямолинейного равноускоренного движения, ускорения, физический смысл единиц измерения ускорения.
Уметь: приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения, находить ускорение.
Л. №158, 156
§14
Зад. 10
РТ №66-77
10.10
13
1
Равноускоренное движение. Ускорение.
Расчет скорости равноускоренного движения. Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени.
*Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.
Уметь: находить скорость при прямолинейном равноускоренном движении.
Л. №159
§15
Зад 11
РТ № 78-84
13.10
14
1
Инерция. Масса.
Причина изменения скорости тел. Взаимодействие тел. Инерция. Закон инерции. Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.
Изменение скорости движения тележки при действии на него другого тела.
Знать: определение инерции, инертности, массы, способы определения массы.
Уметь: описывать явления инерции, приводить примеры инерции, взаимодействия тел, сравнивать массы по взаимодействию тел, сравнивать массы по взаимодействию тел, производить перевод единиц массы
Л. №195, 210, 222
§16, 17
Зад 12
РТ №85-94
17.10
15
1
Измерение массы.
ЛР №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Масса – физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы.
Взаимодействие тележек, нагруженных различными грузами (по рис. 44, 45 в учебника). Движение тел различной массы (по рис. 47 в учебнике).
Уметь: приводить примеры тел различной массы, измерять массу тела с помощью весов, сравнивать массы тел из различных веществ одного объема, из одного вещества разного объема, делать вывод о проделанной работе
Вопросы к §17, 18
ЛР №5
§18 К-стр.37-38
20.10
16
1
Плотность вещества.
Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твердых жидких и газообразных веществ.
Сравнение плотностей различных твердых и жидких веществ.
Знать: определение плотности, смысл плотности, единицы измерения плотности, физический смысл 1 кг/м3.
Уметь: рассчитывать плотность через массу и объем, сравнивать плотности различных веществ, одного вещества в различных агрегатных состояниях, пользоваться таблицами плотностей
Л. №256, 258, 259
§19
Зад.13
РТ № 96-107
24.10
17
1
ЛР №6 «Измерение плотности вещества твердого тела».
Измерение объема, массы и плотности.
Уметь: находить плотность тел с помощью весов и мензурки, записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности, представлять графически зависимость массы тела от его объема для различных веществ
ЛР №6
Л. №234, 235, 268
РТ № 108-111
7.11
18
1
Плотность вещества.
Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значения плотностей твердых, жидких и газообразных веществ.
Сравнение плотностей различных твердых и жидких веществ.
Уметь: анализировать формулу , т.е. зависимость V(ρ) при m=const и m(ρ) при V=const; решать задачи на нахождение массы и объема тела через его плотности
Л. №234, 235, 268.
К-стр 39-40
10.11
19
1
Решение задач.
Уметь:решать задачи на нахождение массы и объема тела через его плотности
К-стр 41-42
14.11
20
1
КР №1 «Введение. Движение. Плотность».
КР №1
ТЗ-3,4,5
стр 8-17
17.11
21
1
Сила.
Сила как мера взаимодействия тел. Графическое изображение сил. Силы в природе: сила тяжести, сила упругости, сила трения
Опыты по рис. 54 и 45 учебника.
Знать: определение силы, признаки действия силы, единицы измерения силы, виды сил
Уметь: приводить примеры действия силы, изображать силу графически
Вопросы к §20.
§20
Зад. 14 РТ № 112-117
21.11
22
1
Измерение силы. Международная система единиц.
Измерение сил. Динамометр. Международная система единиц
Уметь: сравнивать силы, измерять силу при помощи динамометра
Вопросы к §21, 22
§21, 22
К-стр. 42-45
24.11
23
1
Сложение сил.
Сложение сил, направленных по одной прямой.
*Сложение сил, направленных под углом друг к другу.
Сложение сил, действующих на тело по одной прямой (используя, демонстрационный динамометр с круглой шкалой, трубчатый динамометр и набор грузов).
Знать: определение равнодействующей сил.
Уметь: находить равнодействующую сил, действующих по одной прямой, изображать графически
Л. №354, 360, 365, 370
§23
РТ №119-123
28.11
24
1
Сила упругости.
Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука.
Упругие свойства пружины и линейки. Упругая деформация пружин с разной жесткостью (по рис. 73б учебника).
Знать: определение силы упругости.
Уметь: формулировать закон Гука, рассчитывать силу упругости, изображать графически.
Л. №328, 350
§24
РТ №124-129
1.12
25
1
Сила тяжести.
Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Центр тяжести.
Знать: определение силы тяжести.
Уметь: рассчитывать силу тяжести, изображать ее графически, сравнивать силу тяжести, действующую на различные тела
Л. №309, 311, 336
§25
РТ №130-139
5.12
26
1
Закон всемирного тяготения.
Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, ее физический смысл. Опыт Кавендиша.
Уметь: описывать явление всемирного тяготения
Л. №285, 291, 293
§26
РТ №140-145
8.12
27
1
Вес тела. Невесомость.
Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.
Падение тела, прикрепленного к упругой пружине. Опыт с демонстрационным динамометром и прикрепленным к нему грузом.
Знать: определение веса тела.
Уметь: описывать явление невесомости, рассчитывать вес тела, изображать его графически.
Л. №334, 346
§27
РТ №146-152
12.12
28
1
ЛР №7 «Градуировка динамометра и измерение сил».
Знать: устройство и принцип действия динамометра.
Уметь: измерять силу тяжести, силу упругости и вес с помощью динамометра, строить графики зависимости силы тяжести от массы, силы упругости от удлинения.
ЛР №7
Зад 18-19
15.12
29
1
Давление.
Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчета давления. Единица давления. Давление в природе и технике.
Давление твердого тела на опору (зависимость глубины погруженности тела в мокрый песок от действующей на песок силы и площади соприкосновения тела с песком – опыт по рис. 79 учебника).
Знать: определение давления, единицы измерения давления, причину давления твердых тел, способы уменьшения и увеличения давления.
Уметь: приводить примеры, в которых тела оказывают давление, сравнивать оказываемое давление, рассчитывать давление твердых тел, зная силу давления и площадь поверхности.
Л. №438, 447, 452, 455
§28
РТ № 153-163
19.12
30
1
Сила трения.
ЛР №8 «Измерение силы трения скольжения».
Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Сравнение сил трения скольжения и трения качения.
Измерение силы трения. Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления и от рода материала соприкасающихся поверхностей; независимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей. Сравнение сил трения скольжения и трения качения.
Знать: определение силы трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения трения.
Уметь: приводить примеры действия силы трения, измерять силу трения с помощью динамометра, устанавливать зависимость между силой трения и силой нормального давления
Л. №400, 411, 428
ЛР №8
§29
Зад 21
22.12
31
1
ЛР №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».
Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.
Уметь: определять коэффициент трения скольжения при помощи динамометра, строить график зависимости силы трения от силы нормального давления
ЛР №9
РТ № 164-176
26.12
32
1
Законы Ньютона.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Знать: формулировки и смысл законов Ньютона
Вопросы к §30
§30
Зад. 22
12.01
33
1
Механическая работа.
Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути. Формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.
Изменение работы при подъеме груза и перемещении его по горизонтальной поверхности (с помощью динамометра и демонстрационного метра).
Знать: определение работы, единицы измерения.
Уметь: приводить примеры совершения силой работы, рассчитывать работу по формуле
Л. №661, 667, 663
§31
РТ № 177-187
16.01
34
1
Мощность.
Мощность. Единицы мощности.
Знать: определение мощности, единицы измерения.
Уметь: приводить примеры совершения работы с различной мощностью, рассчитывать мощность по формуле
Л. №698, 699, 706, 714
§32
РТ № 188-195
19.01
35
1
Простые механизмы. Правило равновесия рычага.
Простые механизмы. Виды механизмов. Условие равновесия рычага.
Различные простые механизмы. Равновесие сил на рычаге (по рис. 103 учебника).
Знать: простые механизмы, их виды, назначение. Иметь представление о моменте силы.
Уметь: решать задачи на условие равновесия рычага
Л. №728, 744, 734
§33-34
РТ № 196-200
23.01
36
1
ЛР №10 «Изучение условия равновесия рычага».
Рычаг. Плечо силы. Правило равновесия рычага. Применение рычагов в природе, технике и быту.
Уметь: собирать установку по описанию, проводить эксперимент по проверке условия равновесия рычага; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности
ЛР №10
РТ № 201-204
26.01
37
1
Блок. «Золотое правило» механики.
Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов.
«Золотое правило» механики. Применение простых механизмов.
Изменение направления действия силы с помощью неподвижного блока (отсутствие выигрыша в силе). Действие неподвижного блока (выигрыш в силе и проигрыш в расстоянии). Равенство работ.
Знать: выигрыш в силе, даваемый блоком.
Уметь: формулировать «золотое правило» механики
Л. №758, 773
§35
РТ № 205-211
30.01
38
1
Коэффициент полезного действия.
Полезная работа. Полная работа. КПД механизмов.
Знать: определение КПД, причину нарушения «золотого правила» механики.
ЛР №11 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».
Уметь: собирать установку по описанию; проводить эксперимент по определению КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; записывать результаты в виде таблицы, делать вывод о проделанной работе и результатах с учетом погрешности.
ЛР №11
Зад.27
6.02
40
1
Энергия.
Понятие энергии. Энергии – физическая величина. Единица энергии. Кинетическая энергия. зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Потенциальная энергия деформированного тела. Относительность значения кинетической и потенциальной энергии.
Опыты, аналогичные изображенным на рис. 119, 120 учебника.
Кинетическая энергия движущегося шарика. Потенциальная энергия поднятого над землей тела и сжатой пружины.
Знать: определение механической энергии.
Уметь: вычислять потенциальную и кинетическую энергию, приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией, сравнивать энергии тел.
Л. №803, 809, 807, 813
§37-38
РТ № 215-218
9.02
41
1
Закон сохранения энергии в механике.
Закон сохранения механической энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Несохранения механической энергии в случаях действия сил трения. Энергия рек и ветра.
Превращение энергии при движении шарика по наклонному желобу вниз и вверх; при колебании маятника (желательно маятника Максвелла); при колебаниях шара, закрепленного двумя упругими пружинами (по рис. 124 учебника).
Знать: закон сохранения механической энергии.
Уметь: описывать превращение энергии при падении тела и его движении в вверх, приводить примеры превращения энергии.
Л. №824
§39
РТ № 219-226
13.02
42
1
КР №2 «Сила. Работа. Энергия».
КР №2
Зад.29
16.02
Раздел 3. ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 часов)
43
1
Колебательное движение.
Колебательное движение. Колебания шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Механические колебания и их характеристики: смещение, амплитуда, период, частота колебаний. Единицы этих величин. Связь частоты и периода колебаний.
*Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятников
Различные колебательные движения: колебания математического и пружинного маятников, имеющих разные длину нити и массу грузов.
Знать: определение колебательного движения, его причины, параметры колебательного движения, единицы измерения.
Л. №850, 858
§40, 41*
РТ № 227-232
20.02
44
1
Колебательное движение.
Колебания математических маятников в поле электромагнита и в поле тяжести; колебания пружинных маятников, имеющих пружины разной жесткости и грузы разной массы.
Уметь: определять период и частоту колебаний.
Л. №859, 856
РТ № 233-240
27.02
45
1
Звук. Волновое движение. Основные характеристики волны.
Колеблющееся тело - источник звука. Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.
Источники звука. Механические волны.
Волновое движение. Условия возникновения и распространения волн. Поперечные и продольные волны. Основные характеристики волны: длина волны, скорость волны. Формула для скорости волны.
Звучание колеблющейся металлической линейки. Звучание натянутой струны. Звучание камертона и колебания бусины, подвешенной около его ножки.
Волны на поверхности воды (прибор «Волновая ванна»). Волны в шнуре и пружине. Модель волнового движения (прибор «Волновая машина»).
Знать: определение волны, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.
Л. №903, 902
§42-45
РТ № 241-251
2.03
46
1
Решение задач
Электрический звонок под колоколом воздушного насоса. Зависимость громкости звучания камертона от амплитуды его колебаний (индикатор – бусинка, подвешенная на нити около его ножки.
Уметь: определять длину скорость, частоту, период волны
Л. №905
Зад 34
6.03
47
1
Характеристики звука
Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо.
*Тембр
Знать: характеристики звука – громкость, высота;
свойства звука – распространение в различных средах, отражение, поглощение
Л. №898, 908, 900
§46-48
РТ № 252-257
13.03
48
1
Звуковые явления.
Кратковременная КР №3 по теме «Звук» (20 минут)
Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования, распространения звуковых волн, свойствах звука.
Кратковременная КР №3
РТ № 258-26
16.03
Раздел 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (16 часов)
59
1
Свет. Источники света. Распространение света.
Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отраженного света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.
Закон прямолинейного распространения света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград малых размеров.
*Применение явления прямолинейного распространения света на практике.
Свечение провода, по которому течет ток. Различные источники света: лампа накаливания, лампа дневного света, электрическая дуга, свеча.
Явление прямолинейного распространения света с помощью источника света, экранов с отверстиями и непрозрачного экрана.
Знать: источники света, их виды, закон прямолинейного распространения света
Л.№1484, 1487, 1497, 1502
§49-50
РТ № 265-278
20.03
50
1
Световой луч. Тень и полутень.
ЛР №12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»
Световые пучки и световые лучи. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойства независимости световых пучков. Точечный источник света. Образование тени и полутени. Солнечные затмения.
*Лунные затмения
Световые пучки разной формы. Изменение формы светового пучка с помощью диафрагм. Независимость световых пучков. Образование тени и полутени. Модели лунного и солнечного затмения.
Знать: определение светового луча и светового пучка.
Уметь: объяснять образование тени и полутени, явления солнечного и лунного затмения.
ЛР №12
Л.№1507
§51-52
Зад 39-40
30.03
51
1
Отражение света
Явление, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей.
*Зеркальное и диффузное отражение
Явления, происходящие при падении света на границе раздела двух сред: отражение, преломление, поглощение света.
Построение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение.
*Строить изображения предмета в вогнутом зеркале.
Получение изображения свечи или карандаша с помощью стеклянной пластины. Управление изображением предмета с помощью плоского зеркала.
Уметь: строить изображение точки в плоском зеркале.
Л. № 1563, 1578
§57
Зад 47
10.04
54
1
Преломление света.
Явление преломления света. Соотношения между углами падения и преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду менее плотную.
Преломление света с помощью сосуда с водой и линейки, с помощью оптической шайбы.
Полное внутреннее отражение с помощью оптической шайбы.
Уметь: описывать явление полного внутреннего отражения.
Л.№1568, 1581
§58, 59*
РТ № 305-308
17.04
56
1
Линза. Ход лучей в линзах.
Линзы. Собирающие и Рассеивающие линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.
Различные виды линз. Ход лучей в линзе с помощью оптической шайбы.
Знать: определение линзы, виды линз, оптические характеристики линзы.
Уметь: измерять фокусное расстояние собирающей линзы, вычислять оптическую силу линзы.
Вопросы к §60
§60
РТ № 309-319
20.04
57
1
Построение изображений, даваемых линзами.
Построение изображений, даваемых линзой. Основные точки и линии призмы. Ход лучей в линзе.
*Строить изображение точки в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линзы.
Уметь: строить изображение точки в собирающей линзе.
Л. №1598
РТ № 320-322
24.04
58
1
ЛР №15 «Изучение изображения, даваемого линзой».
Уметь: собирать установку по описанию и проводить наблюдения изображений, получаемых при помощи линзы; объяснять полученные результаты
РТ № 323-331
27.04
59
1
Формула линзы.
Увеличение линзы.
Знать: формулу линзы.
Уметь: пользоваться формулой линзы для решения задач.
Л.№1612-1614
§61.
Зад 52
РТ № 332-338
4.05
60
1
Линза. Ход лучей в линзах.
Ход лучей в линзе.
Уметь: решать задачи по теме.
РТ № 339-345
8.05
61
1
Оптические приборы. Глаз и зрение.
Устройство фотоаппарата и ход лучей в нем. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нем.
Строение глаза человека. Глаз как оптическая система. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа. Правила гигиены зрения. Увеличение лупы.
*Строить изображения, получаемые в оптических приборах.
Модели фотоаппарата и проекционного аппарата с помощью набора по оптике.
Знать: разновидности оптических приборов.
Вопросы к §62, 63, 64
§62-64
Зад 53
11.05
62
1
Оптические приборы. Глаз и зрение.
Модель глаза. Принцип коррекции близорукости и дальнозоркости с помощью оптической шайбы. Получение изображения с помощью лупы.
Уметь: решать задачи по теме
Зад 54
15.05
63
1
КР №4 «Световые явления».
КР №4
18.05
64
1
Разложение белого света в спектр.
Цвета тел
Спектр белого света. Спектральные цвета. Разложение белого света в спектр. Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные и основные цвета спектра. Цвета тел. Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность Цвета.
Разложение белого света в спектр (явление дисперсии) с помощью призмы прямого зрения. Сложение спектральных цветов с помощью призмы прямого зрения.