РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: "ФИЗИКА" 7 - 9 КЛААСЫ( БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) И АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫА. В. ПЕРЫШКИН.Е.М. ГУТНИКА "ФИЗИКА" 7 - 9КЛАСС , РЕКОМЕНДОВАННОЙ (ДОПУЩЕННОЙ) МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ, В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС »
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для учащихся 7 классов разработана на основе примерной программы основного общего образования: « Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы А.В.Перышкина, Е.М.Гутника « Физика» 7-9 классы, 2008 года издания, рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ, в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом образовательного учреждения МОУ « СОШ№24».
2.Общая характеристика учебного предмета
Физика – наука о природе, о наиболее общих законах, которым подчиняются все явления в мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественно – научных учебных предметов. Содержание обучения физике направленно на формирование обучающихся познавательного интереса к физике и технике , развития их творческих способностей, осознанные мотивы учения. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для развития задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем , требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цель обучения: сформировать у обучающихся познавательный интерес к физике и технике, развить их творческие способности, осознанные мотивы учения.
Задачи обучения:
*Знакомство учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
*Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах , характеризующих эти явления.
*Развитие мышления у обучающихся, формирование у них умений применять полученные знания, наблюдать, объяснять физические явления;
*Овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о широких возможностях физических законов в технике и технологии;
*Усвоения обучающимися идей строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании законов и явлений природы.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный курс « физики» относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «естествознание».
Рабочая программа « по физике» для учащихся 7 класса рассчитана на 68часов ( 2 часа в неделю) в соответствии с БУП.
Содержание курса физики в основной школе представляет собой основу для изучения общих физических, химических и естественно – научных закономерностей, теорий, законов, гипотез, являясь базовым звеном в системе непрерывного физического и естественно – научного образования.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами являются:
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
6.Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету к концу 2014 года обучения
смысл физических законов:Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения
. уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел.
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления
выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов
проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности своей жизни при использовании бытовой техники;
сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
Система оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка 5ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
Оценка лабораторных работ
Оценка 5ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно – методическое обеспечение
Комплекты таблиц, комплект лабораторного оборудования для фронтальных работ, оборудование для демонстрационных опытов, раздаточный материал.
Список литературы
1.Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2011. – 192 с.
2.Физика. Тесты. 7 – 9 классы. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Учебн.-метод пособие. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с.: ил.
3.Физика. Тесты. 7 класс. / Г.Л. Курочкина. – М.: «Издат-Школа XXI век», - 64 с.
4.Физический эксперимент в средней школе: Механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. – М.: Просвещение, 1989. – (Б-ка учителя физики). 5.Физика. Итоговая аттестация 7 класс./О.И.ГРОМЦЕВА.М.Экзамен,2014
6.Дидактические материалы. Физика 7 класс. /А.Е.Марон, Е.А.Марон-М.Дрофа,2008
7.Сборник задач по физике. 7-9кл. /В.И.Лукашек,М.Просвещение,2010
8.РНабочие программы по физике 7-11 классы, Москва, Планета, 2011
9. Мультимедийный репетитор. Физика 7-11 классы. Полный курс. /Н.В.Манько- М.2012
График контрольных работ 7а класс физика
сроки
фактич.
№
тема
кол-во
обуч-ся
кол-во
вып. работу
«5»
«4»
«3»
«2»
%
успев-ти
%
Кач-ва
Ср. балл
Уровень
обуч.
1.
Плотность тела.
2.
Закон Паскаля.(20 мин.)
3.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
4.
Работа. Мощность .Энергия.
5
Итоговая контрольная работа.
Календарно - тематическое планирование 7 класс
№ п/п
Раздел
Тема урока
Вид урока, основные виды деятельности
Освоение предметных знаний(базовые понятия)
Вид контроля
Дата проведения
примечания
1.Физика и физические методы изучения природы(3ч.)
1
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
— Наблюдать и описывать физические явления;
— работать с информацией (с текстом учебника и дополнительной литературой)
Комбенированный
Знать: смысл понятия «вещество».
Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ.
2
Физические величины. Измерение физических величин.
— Переводить значения величин из одних единиц в другие;
— систематизировать информацию и представлять ее в виде таблицы
описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;
использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;
выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;
выражать величины в СИ
С/р
11/2
Скорость. Единицы скорости.
Выделять основные этапы решения физических задач;
рассчитывать скорость и путь при равномерном движении тела
Урок- новых знаний
Фронтальный опрос
Тест
12/3
Расчет скорости, пути и времени движения.
Вычислять скорость равномерного движения, используя аналитический и графический методы
С/р
13/4
Расчёт пути, скорости и времени движения.
Рассчитывать путь, скорость тела при равномерном движении, используя аналитический и графический методы; строить, читать и анализировать графики зависимости скорости от времени
Фронтальный опрос
Тест
14/5
Инерция.
Наблюдать явление инерции
С/р
15/6
Взаимодействие тел.
Фронтальный опрос
16/7
Масса тела. Единицы массы.
— Сравнивать массы тел при их взаимодействии
Знать: определение массы, единицы массы.
Уметь воспроизвести или написать формулу.
Фронтальный опрос
17/8
Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
— Анализировать устройство и принцип действия рычажных весов;
— наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;
— измерять массу тела
Умение работать с приборами при нахождении массы тела.
Л/р
18/9
Плотность вещества.
— Вычислять плотность вещества;
— сравнивать плотности твердых, жидких и газообразных веществ
Знать опред. плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу
С/р
19/10
Л/р № 4 «Измерение объёма тела».
— Рассчитывать массы и объемы тел
Умение работать с приборами (мензурка, весы).
практикум
20/11
Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела»
— Рассчитывать плотности веществ, их массы и объемы;
Определять значения плотности веществ, их массы и объемы, используя формулу плотности вещества
Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества.
С/р
22/13
К/р № 1 «Плотность тела»
Умение воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объём вещества.
К/р
23/14
Сила.
— Наблюдать взаимодействие тел;
— вычислять силу, действующую на тело;
— определять направление силы, действующей на тело, и возникающего в результате взаимодействия ускорения
Знать определение силы, единицы её измерения и обозначения.
Опорный конспект
24/15
Явление тяготения. Сила тяжести.
— Изучать устройство и принцип действия динамометра;
— применять единицы Демонстрации. Опыты, демонстрирующие упругую деформацию. Динамометр Международной системе единиц, основные и производные единицы
Знать определение силы тяжести.
Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.
Опорный конспект
Тест
25/16
Сила упругости. Закон Гука.
— Исследовать связь между силой упругости, возникающей при упругой деформации, и удлинением тела
Знать определение силы упругости.
Уметь схематически изобразить точку её приложения к телу.
Опорный конспект
26/17
Вес тела.
— Сравнивать понятия «вес тела» и «сила тяжести» изучать зависимость веса тела от условий, в которых оно находится
Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.
С/р
27/18
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
— Исследовать зависимость силы тяжести от массы тела;
— анализировать зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъема над поверхностью Земли;
рассчитывать сил тяжести, действующую натело
Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора.
Индивидуальный опрос
28/19
Динамометр . Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
— Наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;
— сравнивать, обобщать и делать выводы
Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора
практикум
29/20
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
— Складывать силы, действующие вдоль одной прямой;
— определять равнодействующую сил, используя правило сложения сил
Умение составлять схемы вектора сил, действующих на тело.
Умение работать с чертёжными инструментами.
30/21
Сила трения. Трение в природе и технике
— Исследовать зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
— сравнивать виды трения: трение скольжения трение качения, трение покоя;
— рассчитывать значения величин, входящих в формулу силы трения скольжения— Объяснять и приводить примеры положительного и отрицательного влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике;
— измерять коэффициент трения скольжения;
— наблюдать и измерять в процессе экспериментальной деятельности;сравнивать, обобщать и делать выводы
Знать определение силы трения.
Умение привести примеры.
С/р
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов.
32/1
Давление. Единицы давления.
— Экспериментально проверять зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры;
рассчитывать давление
Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объём, масса.
Опорный конспект
Тест
33/2
Способы уменьшения и увеличения давления.
С/р
34/3
Давление газа.
С/р
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Знать смысл физических законов: закон Паскаля.
Уметь:
объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
использовать физические приборы для измерения давления;
выражать величины вСИ
Опорный конспект
35/4
Давление в жидкости и газе
С/р
36/5
Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Вывод формулы
37/6
Сообщающиеся сосуды.
С/р
38/7
Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.
Фронтальный опрос
39/8
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
С/р
40/9
Барометр-анероид.
Уметь:
объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
использовать физические приборы для измерения давления.
Опорный конспект
Тест
41/10
Атмосферное давление на различных высотах.
Опорный конспект
Тест
42/11
Манометры.
С/р
43/12
Поршневой жидкостный насос.
Опорный конспект
44/13
Гидравлический пресс.
Опорный конспект
45/14
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Тест
46/15
Архимедова сила.
Знать смысл физических законов: закон Архимеда.
Уметь:
объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
использовать физические приборы для измерения давления;
Выражать величины в СИ;
Решать задачи на закон Архимеда.
Опорный конспект
С/р
47/16
Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».
практикум
Плавание тел.
С/р
48/17
Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
практикум
49/18
Плавание судов. Воздухоплавание.
Опорный конспект
51 – 52
50/19
Решение задач.
тест
51/20
Повторение: архимедова сила, условие плавания тел.
52/21
К/р № 3 «Архимедова сила».
Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда.
к/р
V. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)
53/1
Механическая работа. Единицы работы.
Измерять работу силы;
рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы
Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.
Опорный конспект
Тест
53
54/2
Мощность. Единицы мощности.
— Вычислять мощность;
— рассчитывать значения величин, входящих в формулу мощности
Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения.
С/р
54
55/3
Мощность и работа. Единицы мощности.
— Рассчитывать значения величин, входящих в формулу механической работы и мощности
Знать определение физических величин: работа мощность.