kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа среднего общего образования по физике для 10 класса (профильный уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программой по физике на профильном уровне, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

Рабочая программа по физике для 10 класса (профильный уровень, УМК В.А. Касьянов) расчитана на 170 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа среднего общего образования по физике для 10 класса (профильный уровень) »

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова




Рассмотрена Утверждена

на заседании ПК Приказ по школе № 01-02/_____

протокол № 1 от 01.09.2015 года

от «24» августа 2015 года

Согласована Директор ____________Н.А.Иванова

на заседании научно-методического совета

протокол № 1

от «26» августа 2015 года



 






Рабочая программа

среднего общего образования

по физике

для 10 класса

(профильный уровень)











Учителя

Елкиной Марины Владимировны






г. Рыбинск

2015 – 2016 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной программой по физике на профильном уровне, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.


  1. Цели и задачи

Изучение физики на профильном уровне среднего (полного)общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий – классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, элементов квантовой теории;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения информации физического содержания и оценки достоверности, использования современных информационных технологий с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.


Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.

  • Федеральный перечень рекомендованных учебников на 2014-2015 учебный год. Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 17.


2. Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

В настоящей программе, соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике, предложена следующая структура курса:

Изучение физики происходит в результате последовательной детализации структуры объектов – от больших масштабов к меньшим.

В 10 классе после Введения, содержащего основные методологические представления о физическом эксперименте и теории, изучается механика, затем молекулярная физика и, наконец, электростатика.

При изучении Ньютоновской кинематики и динамики недеформируемых твердых тел силы электромагнитной природы (упругости, реакции, трения) вводятся феноменологически. Практически полная электронейтральность твердых тел позволяет получать при этом правильный результат. Существеное внимание обращено на область применимости той или иной теории. Ввиду того, что в курсе нет деления физики на классическую и современную, границы применимости Ньютоновской механики определяются сразу же более общей релятивистской механикой, существенно корректирующей привычные представления о пространстве и времени.

Молекулярная физика – первый шаг в детализации молекулярной структуры объектов (при переходе к изучению пространственных масштабов ÷ м). Детализация молекулярной структуры четырех состояний вещества позволяет изучить их свойства, возможные фазовые переходы между ними, а также их отклик на внешнее воздействие: возникновение и распространение механических и звуковых волн.

Один из важнейших выводов молекулярно-кинетической теории – вещество в земных условиях представляет из себя совокупность заряженных частиц, электромагнитно взаимодействующих друг с другом.

Поэтому рассмотрение электромагнитного взаимодействия – следующий шаг вглубь структуры вещества (и вверх по энергии).

В электростатике последовательно рассматриваются силы и энергия электромагнитного взаимодействия в наиболее простом случае, когда заряженные частицы покоятся (их скорость v = 0). При рассмотрении электростатики, впрочем, как и других разделов, существенное внимание уделяется ее современным приложениям.


3. Формы организации образовательного процесса.

При организации образовательного процесса используется следующая система уроков:

Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Урок лекция - предполагает комплексную подачу теоретического материала..

Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

4. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень) являются:

Познавательная деятельность:

– использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

– формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

– овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

– приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

– владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

– организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



5. Виды и формы контроля.

Основные виды контроля – текущий и итоговый.

Текущий контроль проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 10 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 10 классе являются устный опрос, устная и письменная зачетная работа по теме (главе), письменные и лабораторные работы.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.

Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер. С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.


6. Система оценивания результатов

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.


Оценка тестов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

Отлично

69-84%%

Хорошо

50-68%%

Удовлетворительно

менее 50 %

Неудовлетворительно


II. Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


III. Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит не менее 170 часов для обязательного изучения физики в 10 (профильном) классе, из расчета 5 учебных часов в неделю. Количество часов по программе - 170, согласно ШУП - 5 часов в неделю. Количество учебных недель 34.


IV. Описание ценностных ориентиров содержания.

Для физического образования приоритетным является раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания. Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными (математическими) знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. В процессе обучения предполагается активное использование информационных технологий.




V. Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения физики на профильном уровне в 10 классе ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, механические колебания, электромагнитное поле;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля;

смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте;

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот

же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;

  • использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

• анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды;

• определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.


VI. Содержание учебного предмета (170 часов)

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (3 ч)

Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире. Физический экс­перимент, теория. Физические модели. Идея атомиз­ма. Фундаментальные взаимодействия.

Механика (64 ч)

Кинематика материальной точки (23 ч)

Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь и перемещение. Средняя скорость. Мгновенная ско­рость. Относительная скорость движения тел. Рав­номерное прямолинейное движение. Ускорение. Пря­молинейное движение с постоянным ускорением. Равнопеременное прямолинейное движение. Свобод­ное падение тел. Одномерное движение в поле тяжес­ти при наличии начальной скорости. Баллистическое движение. Кинематика периодического движения. Вращательное и колебательное движение материаль­ной точки.

Лабораторные работы

  1. Измерение ускорения свободного падения.

  2. Изучение движения тела, брошенного горизон­тально.

Динамика материальной точки (10 ч)

Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Нью­тона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготе­ния. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона.

Лабораторные работы

  1. Измерение коэффициента трения скольжения.

  2. Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.

Законы сохранения (13 ч)

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа силы. Потенциальная энергия. По­тенциальная энергия тела при гравитационном и упру­гом взаимодействиях. Кинетическая энергия. Мощ­ность. Закон сохранения механической энергии. Абсо­лютно неупругое и абсолютно упругое столкновение.

Динамика периодического движения (7 ч)

Движение тел в гравитационном поле. Космичес­кие скорости. Динамика свободных колебаний. Коле­бательная система под действием внешних сил, не за­висящих от времени. Вынужденные колебания. Резо­нанс.

Лабораторная работа

  1. Проверка закона сохранения энергии при дей­ствии сил тяжести и упругости.

Статика (5 ч)

Условие равновесия для поступательного дви­жения. Условие равновесия для вращательного дви­жения. Плечо и момент силы. Центр тяжести (центр масс системы материальных точек).

Релятивистская механика (6 ч)

Постулаты специальной теории относительности. Относительность времени. Замедление времени. Ре­лятивистский закон сложения скоростей. Взаимо­связь массы и энергии.

Демонстрации

  • Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

  • Падение тел в воздухе и в вакууме.

  • Явление инерции.

  • Инертность тел.

  • Сравнение масс взаимодействующих тел.

  • Второй закон Ньютона.

  • Измерение сил.

  • Сложение сил.

  • Взаимодействие тел.

  • Невесомость и перегрузка.

  • Зависимость силы упругости от деформации.

  • Силы трения.

  • Виды равновесия тел.

  • Условия равновесия тел.

  • Реактивное движение.

  • Изменение энергии тел при совершении работы.

  • Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

  • Свободные колебания груза на нити и на пружине.

  • Запись колебательного движения.

  • Вынужденные колебания.

  • Резонанс.

  • Автоколебания.

  • Поперечные и продольные волны.

  • Отражение и преломление волн.

  • Дифракция и интерференция волн.

  • Частота колебаний и высота тона звука.


Молекулярная физика (49 ч)

Молекулярная структура вещества (4 ч)

Строение атома. Масса атомов. Молярная масса. Количество вещества.

Агрегатные состояния вещества.

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (13 ч)

Распределение молекул идеального газа в прост­ранстве. Распределение молекул идеального газа по скоростям. Температура. Шкалы температур. Ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Изотермичес­кий процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.

Лабораторная работа

  1. Изучение изотермического процесса в газе.

Термодинамика (12 ч)

Внутренняя энергия. Работа газа при расширении и сжатии. Работа газа при изопроцессах. Первый за­кон термодинамики. Применение первого закона тер­модинамики для изопроцессов. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Второй закон термодинамики.

Жидкость и пар (16 ч)

Фазовый переход пар — жидкость. Испарение. Конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение жидкости. Поверхностное натяжение. Сма­чивание. Капиллярность.

Лабораторная работа

  1. Изучение капиллярных явлений, обусловлен­ных поверхностным натяжением жидкости.

Твердое тело (4 ч)

Кристаллизация и плавление твердых тел. Струк­тура твердых тел. Кристаллическая решетка. Меха­нические свойства твердых тел.

Лабораторная работа

  1. Измерение удельной теплоемкости вещества.

Механические волны. Акустика (10 ч)

Распространение волн в упругой среде. Отражение волн. Периодические волны.

Стоячие волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера. Тембр, громкость звука.

Демонстрации

  • Механическая модель броуновского движения.

  • Модель опыта Штерна.

  • Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.

  • Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.

  • Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.

  • Кипение воды при пониженном давлении.

  • Психрометр и гигрометр.

  • Явление поверхностного натяжения жидкости.

  • Кристаллические и аморфные тела.

  • Объемные модели строения кристаллов.

  • Модели дефектов кристаллических решеток.

  • Изменение температуры воздуха при адиабатном сжатии и расширении.

  • Модели тепловых двигателей.


Электродинамика (24 ч)

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (10 ч)

Электрический заряд. Квантование заряда. Элект­ризация тел. Закон сохранения заряда. Закон Куло­на. Равновесие статических зарядов. Напряженность электрического поля. Линии напряженности электро­статического поля. Принцип суперпозиции электриче­ских полей. Электростатическое поле заряженной сфе­ры и заряженной плоскости.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (14 ч)

Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Из­мерение разности потенциалов. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в электростатическом поле. Электроем­кость уединенного проводника и конденсатора. Сое­динение конденсаторов. Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатиче­ского поля.

Лабораторная работа

  1. Измерение электроемкости конденсатора.

Демонстрации:

  • Электрометр.

  • Проводники в электрическом поле.

  • Диэлектрики в электрическом поле.

  • Конденсаторы.

  • Энергия заряженного конденсатора.

  • Электроизмерительные приборы.

  • Зависимость удельного сопротивления металлов от температуры.

  • Зависимость удельного сопротивления полупроводников от температуры и освещения.

  • Собственная и примесная проводимость полупроводников.

  • Полупроводниковый диод.

  • Транзистор.

  • Термоэлектронная эмиссия.

  • Электронно-лучевая трубка.

  • Явление электролиза.

  • Электрический разряд в газе.

  • Люминесцентная лампа.

Физический практикум (20 ч)


Учебно-тематический план.

темы

Название темы

Количество часов

Всего

Л.Р.

К.Р.

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени

3



Механика

64

6

4


  1. Кинематика материальной точки

23

2

1


  1. Динамика материальной точки

10

2

1


  1. Законы сохранения

13

1

1


  1. Динамика периодического движения

7

1



  1. Статика

5




  1. Релятивистская механика

6


1

Молекулярная физика

49

3

3


  1. Молекулярная структура вещества

4




  1. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа

13

1

1

Физический практикум

10

10



  1. Термодинамика

12


1


  1. Жидкость и пар

16

1

1


  1. Твердое тело

4

1


Механические волны. Акустика

10


1

Электродинамика

24

1

2


  1. Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

10


1


  1. Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

14

1

1

Физический практикум

10

10



Итого:

170

29

10


VII. Поурочно-тематическое планирование с определением основных форм контроля учебной деятельности.

п\п

Тема.

Содержание урока.

Практическая часть программы

Виды и формы контроля

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени, 3 ч.

Что изучает физика. Органы чувств как источник информации об окружающем мире.



Физический экс­перимент, теория. Физические модели.



Идея атомиз­ма. Фундаментальные взаимодействия.



Механика, 64 ч.

Кинематика материальной точки, 23ч.

Траектория. Закон движения.


с/р

Перемещение. Путь и перемещение.



Средняя скорость. Мгновенная ско­рость. Относительная скорость движения тел.



Рав­номерное прямолинейное движение.



Рав­номерное прямолинейное движение. Решение задач


с/р

Ускорение. Пря­молинейное движение с постоянным ускорением.



Пря­молинейное движение с постоянным ускорением. Решение задач


ф/д

Равнопеременное прямолинейное движение.



Равнопеременное прямолинейное движение. Решение задач


с/р

Свобод­ное падение тел.



Измерение ускорения свободного падения.

Лабораторная работа № 1.


Свобод­ное падение тел. Решение задач



Одномерное движение в поле тяжес­ти при наличии начальной скорости.



Баллистическое движение.



Изучение движения тела, брошенного горизон­тально.

Лабораторная работа № 2.


Баллистическое движение. Решение задач


с/р

Кинематика периодического движения.



Кинематика периодического движения. Решение задач



Вращательное и колебательное движение материаль­ной точки.



Вращательное и колебательное движение материаль­ной точки. Решение задач


с/р

Кинематика материальной точки. Решение задач.



Кинематика материальной точки. Решение задач.


ф/д

Кинематика материальной точки.


Контрольная работа.


Динамика материальной точки, 10ч.

Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона.



Второй закон Ньютона.



Третий закон Нью­тона.


с/р

Гравитационная сила. Закон всемирного тяготе­ния. Сила тяжести.



Сила упругости. Вес тела.



Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости.

Лабораторная работа №3.


Сила трения.



Измерение коэффициента трения скольжения.

Лабораторная работа № 4.


Применение законов Ньютона.


ф/д

Динамика материальной точки.


Контрольная работа.

Законы сохранения, 13ч.

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.



Закон сохранения импульса. Решение задач.


с/р

Работа силы.



Потенциальная энергия.


с/р

По­тенциальная энергия тела при гравитационном и упру­гом взаимодействиях.



Кинетическая энергия.



Мощ­ность.



Работа силы. Мощ­ность. Решение задач.


с/р

Закон сохранения механической энергии.


ф/д

Проверка закона сохранения энергии при дей­ствии сил тяжести и упругости.

Лабораторная работа № 5.


Динамика периодического движения, 7ч.

Движение тел в гравитационном поле.



Космичес­кие скорости.



Динамика свободных колебаний.



Коле­бательная система под действием внешних сил, не за­висящих от времени.



Вынужденные колебания. Резо­нанс.



Проверка закона сохранения энергии при дей­ствии сил тяжести и упругости.

Лабораторная работа. №6


Динамика периодического движения. Решение задач.


с/р

Статика, 5ч.

Условие равновесия для поступательного дви­жения.



Условие равновесия для вращательного дви­жения.



Плечо и момент силы.



Центр тяжести (центр масс системы материальных точек).



Статика. Решение задач.


с/р

Релятивистская механика, 6ч.

Постулаты специальной теории относительности.



Относительность времени. Замедление времени.



Ре­лятивистский закон сложения скоростей.



Взаимо­связь массы и энергии.


с/р

Релятивистская механика. Решение задач.


ф/д

Релятивистская механика.


Контрольная работа.

Молекулярная физика, 49 ч.

Молекулярная структура вещества, 4 ч.

Строение атома. Масса атомов.



Молярная масса. Количество вещества.


с/р

Агрегатные состояния вещества.



Молекулярная структура вещества. Решение задач.


ф/д

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа, 13ч.

Распределение молекул идеального газа в прост­ранстве.



Распределение молекул идеального газа по скоростям.



Температура. Шкалы температур.



Ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории.



Ос­новное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение задач.


с/р

Уравнение Клапейрона—Менделеева.



Уравнение Клапейрона—Менделеева. Решение задач.


с/р

Изотермичес­кий процесс. Изобарный процесс. Изохорный процесс.



Изучение изотермического процесса в газе.

Лабораторная работа. №7


Изопроцессы. Решение задач.



Молекулярно-кинетическая теория идеального газа. Решение задач.


с/р

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа. Решение задач.


ф/д

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.


Контрольная работа.



Физический практикум, 10 ч.



Проверка соотношения перемещений при равноускоренном движении

ф/п


Проверка соотношения перемещений при равноускоренном движении

ф/п


Изучение движения тела, брошенного горизонтально

ф/п


Изучение движения тела, брошенного горизонтально

ф/п


Вращение жидкости

ф/п


Вращение жидкости

ф/п


Исследование влияния площади трущихся поверхностей на силу трения

ф/п


Изучение устройства и действия подвижного блока

ф/п


Исследование изобарного процесса

ф/п


Исследование изобарного процесса

ф/п


Термодинамика, 12 ч.

Внутренняя энергия.



Работа газа при расширении и сжатии.



Работа газа при изопроцессах.


с/р

Первый за­кон термодинамики.



Применение первого закона тер­модинамики для изопроцессов.



Первый за­кон термодинамики. Решение задач.



Адиабатный процесс.


с/р

Тепловые двигатели.



Второй закон термодинамики.



Второй закон термодинамики. Решение задач.



Термодинамика. Решение задач.


ф/д

Термодинамика.


Контрольная работа.

Жидкость и пар, 16 ч.

Фазовый переход пар — жидкость. Решение задач.



Фазовый переход пар — жидкость.



Испарение. Конденсация.



Испарение. Конденсация. Решение задач.


с/р

Насыщенный пар. Влажность воздуха.



Насыщенный пар. Влажность воздуха. Решение задач.


с/р

Кипение жидкости.



Кипение жидкости. Решение задач.


ф/д

Поверхностное натяжение.



Поверхностное натяжение. Решение задач.



Сма­чивание. Капиллярность.


с/р

Изучение капиллярных явлений, обусловлен­ных поверхностным натяжением жидкости.

Лабораторная работа. №8


Сма­чивание. Капиллярность. Решение задач.



Жидкость и пар. Решение задач.



Жидкость и пар. Решение задач.


ф/д

Жидкость и пар.


Контрольная работа.

Твердое тело, 4ч.

Кристаллизация и плавление твердых тел.



Струк­тура твердых тел. Кристаллическая решетка.



Меха­нические свойства твердых тел.


с/р

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Лабораторная работа. №9


Механические волны. Акустика, 10 ч.

Распространение волн в упругой среде.



Отражение волн. Периодические волны.



Периодические волны. Решение задач.


с/р

Стоячие волны.



Звуковые волны.



Высота звука. Эффект Доплера.



Тембр, громкость звука.



Тембр, громкость звука. Решение задач.


с/р

Механические волны. Акустика. Решение задач.


ф/д

Механические волны. Акустика.


Контрольная работа.

Электродинамика, 24 ч.

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов, 10ч.

Электрический заряд. Квантование заряда.



Элект­ризация тел. Закон сохранения заряда.



Закон Куло­на.



Равновесие статических зарядов.



Закон Куло­на. Решение задач.


с/р

Напряженность электрического поля.



Линии напряженности электро­статического поля.



Принцип суперпозиции электриче­ских полей. Электростатическое поле заряженной сфе­ры и заряженной плоскости.


с/р

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Решение задач.


ф/д

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.


Контрольная работа.

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов, 14ч.

Работа сил электростатического поля.



Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Из­мерение разности потенциалов.



Разность потенциалов. Решение задач.


с/р

Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле.



Проводники в электростатическом поле.



Электроем­кость уединенного проводника и конденсатора.



Измерение электроемкости конденсатора.

Лабораторная работа. №10


Электроем­кость уединенного проводника и конденсатора. Решение задач.


с/р

Сое­динение конденсаторов.



Сое­динение конденсаторов. Решение задач.



Энергия электростатического поля. Объемная плотность энергии электростатиче­ского поля.



Энергия электростатического поля. Решение задач.


с/р

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов. Решение задач.


ф/д

Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов.


Контрольная работа.

Физический практикум, 10 ч.

Определение относительной влажности воздуха

ф/п


Определение относительной влажности воздуха

ф/п


Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости

ф/п


Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости

ф/п


Определение процентного содержания воды в мокром снеге

ф/п


Определение процентного содержания воды в мокром снеге

ф/п


Определение максимальной электроемкости воздушного конденсатора переменной емкости

ф/п


Определение максимальной электроемкости воздушного конденсатора переменной емкости

ф/п


Исследование электрического поля конденсатора

ф/п


Исследование электрического поля конденсатора

ф/п



VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  • Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Углубленный уровень / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2013 г.;

  • Касьянов В.А. Тетрадь для лабораторных работ по физике. 10 класс. Профильный уровень / В.А. Касьянов. – М.: Дрофа, 2011 г.;

  • Марон А.Е. Марон Е.А. Физика - 10 класс. Дидактические материалы / А.Е. Марон, Е.А. Марон. - М.: Дрофа, 2012 г.;


2) Информационные ресурсы:

Для учителя:

  1. Берков, А.В., Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2012, Физика [Текст]: учебное пособие для выпускников. ср. учеб. заведений / А.В. Берков, В.А. Грибов. – ООО "Издательство Астрель", 2011 г.;

  2. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Примерная программы по физике. 10 – 11 классы. Базовый и профильный уровни. Сборник нормативных документов. – М.: Дрофа, 2007 г.;

  3. Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html). (http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html 

  4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) – http://fcior.edu.ru.

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru.

Интернет-поддержка курса физики

Название сайта

Электронный адрес

Коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации

http://genphys.phys.msu.ru

Физика в анимациях.

http://physics.nad.ru

Интернет уроки.

http://www.interneturok.ru/distancionno

Физика в открытом колледже

http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

Краткий справочник по физике

http://www. physics.vir.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Образовательный сервер «Оптика»

http://optics.ifmo.ru

Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана

http://www. physics-regelman.com

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

Физика в Интернете: журнал «Дайджест»

http://fim.samara.ws

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина

http://www.physica.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии учёных и изобретателей

http://erudit.nm.ru



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ФИЗИКА КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике1. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Физическая картина мира.

МЕХАНИКА

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики. Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Пространство и время в классической механике. Силы в механике: тяжести, упругости, трения. Закон всемирного тяготения. Вес и невесомость. Законы сохранения импульса и механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Уравнение гармонических колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Механические волны. Длина волны. Уравнение гармонической волны.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, равновесия твердого тела, взаимодействия тел и объяснение этих явлений на основе законов динамики, закона всемирного тяготения, законов сохранения импульса и механической энергии.

Проведение экспериментальных исследований равноускоренного движения тел, свободного падения, движения тел по окружности, колебательного движения тел, взаимодействия тел.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для учета: инертности тел и трения при движении транспортных средств, резонанса, законов сохранения энергии и импульса при действии технических устройств.

МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

Атомистическая гипотеза строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической энергией теплового движения его молекул. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Границы применимости модели идеального газа. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Изменения агрегатных состояний вещества. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. Принципы действия тепловых машин. КПД тепловой машины. Проблемы энергетики и охрана окружающей среды.

Наблюдение и описание броуновского движения, поверхностного натяжения жидкости, изменений агрегатных состояний вещества, способов изменения внутренней энергии тела и объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества и законов термодинамики.

Проведение измерений давления газа, влажности воздуха, удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты плавления льда; выполнение экспериментальных исследований изопроцессов в газах, превращений вещества из одного агрегатного состояния в другое.

Практическое применение физических знаний в повседневной жизни: при оценке теплопроводности и теплоемкости различных веществ; для использования явления охлаждения жидкости при ее испарении, зависимости температуры кипения воды от давления.

Объяснение устройства и принципа действия паровой и газовой турбин, двигателя внутреннего сгорания, холодильника.


ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Потенциал электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля.

----------------------------------------------------------------------------

1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не

включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

- 20 -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Елкина Марина Владимировна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (профильный уровень) (к учебнику Ю.М.Калягина и др.) "
    ["seo_title"] => string(115) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-10-klass-profil-nyi-urovien-k-uchiebniku-iu-m-kaliaghina-i-dr"
    ["file_id"] => string(6) "222546"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436435484"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 10 "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-programma-po-fizikie-10"
    ["file_id"] => string(6) "127869"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415382708"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 11 "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-programma-po-fizikie-11"
    ["file_id"] => string(6) "127872"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415382838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Рабочая программа по информатике  к учебнику Полякова К. Ю. 10  класс (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-informatikie-k-uchiebniku-poliakova-k-iu-10-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "120915"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413823703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа учебного предмета  «Физика»  10-11 классы  (профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-fizika-10-11-klassy-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "189023"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426786431"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства