Рабочая программа разработана на основе интегративного курса физики - химии в 5-6 классе по программе А. Е. Гуревича. Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучение физики на ранней стадии обучение в школе. Стержнем его концепции являются усиленное внимание к развитию мышлению обучающихся, формирование и развитие у них умений видеть проявление законов физики в окружающем мире. Решение этих задач реализуется через выполнение большого количества экспериментальных заданий, наблюдений, качественных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Раннее изучение физики 6 класс »
«Согласовано»
Руководитель ШМО
___________И.С. Захарова
Протокол № 1
от «__» августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 2»
___________С.В. Белохвостова
от «30» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ № 2»
_____________Ю.А. Тихова
Приказ № ______
от «___» ___________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филипповой Е В
учителя первой категории
по курсу физики
«Раннее изучение физики»
в 6 «Б», 6»В» классах
(школьный компонент)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 2
от «30» августа 2014 г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе интегративного курса физики - химии в 5-6 классе по программе А. Е. Гуревича. Гуревич одним из первых поставил вопрос о необходимости изучение физики на ранней стадии обучение в школе. Стержнем его концепции являются усиленное внимание к развитию мышлению обучающихся, формирование и развитие у них умений видеть проявление законов физики в окружающем мире. Решение этих задач реализуется через выполнение большого количества экспериментальных заданий, наблюдений, качественных задач.
Цели программы
освоение знаний о явлениях природы, величинах, характеризующих эти явления, объяснения их на основе механических, тепловых, электрических, магнитных, оптических явлений через наблюдение, проведение опытов, с помощью законов физики, которые лежат в основе всех более сложных природных явлений.
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений;
развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении практических задач;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи программы
●Развитие интереса учащихся к физике. ●Реализация межпредметных связей. ●Формирование активной позиции учащихся. ●Развитие коммуникативных способностей ребят. ●Развитие умения слушать и навыков грамотно выражать свои мысли.
Обращение к опыту многолетних наблюдений за детским развитием позволило выделить период от 11-12 лет, в котором отмечаются повышенная любознательность детей, их неподдельный, живой интерес к явлениям природы, попытки экспериментировать. Исследование в области педагогической психологии подтверждают, что на возраст, соответствующий 5-6 классам, приходится максимум сенситивного периода для развития функциональной системы интеллекта, задачей которого является освоение окружающего мира. Начальная школа стала четырехлетней, и нынешние пятиклассники стали старше бывших пятиклассников на один год. Следовательно, и начало изучения физики, которое приходится по-прежнему на 7 класс, по возрасту будет соответствовать возрасту бывших восьмиклассников. В течение значительного времени современный ребенок оказывается погруженным в виртуальный мир, свойства которого, вообще говоря, не совпадают со свойствами реального физического мира. Именно поэтому в то время, когда ребенок начинает чувствовать себя «достаточно взрослым», переходя в основную школу, ему нужно дать возможность осваивать реальный физический мир - мир вещей и явлений. Осваивать на уровне фактов: самому открывать свойства разнообразных объектов реального мира, устанавливать закономерности протекания основных явлений. Этому сравнительно легко научиться на примерах физики. Потому, что законы физики наиболее простые и наиболее общие законы природы. Они лежат в основе всех более сложных природных явлений. А еще только физическое явление можно изучить на уроке фактически. Это обусловлено именно спецификой физики:
•во-первых, протекание физического явления не требует больших промежутков времени и, значит, терпеливого и кропотливого (и часто скучного и однообразного) наблюдения (известно, что дети всегда были нетерпеливы, им результат нужен «прямо сейчас»);
•во-вторых, физические явления легко воспроизвести (попробуйте это сделать с соответствующими явлениями на уроках географии и биологии!);
•в-третьих, закономерности протекания явления, влияние на его протекание различных факторов может установить сам ребенок, многократно воспроизводя опыт и видоизменяя его условия;
•в-четвертых, ребенок оперирует конкретными объектами, учится мыслить конкретно. Это создает условия для постепенного перехода к развитию абстрактного мышления.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы, учитывающие современные дидактико – психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Приоритетами для раннего изучения физики являются: Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства;
овладение адекватными способами решения экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
Количество часов
Теоретические
Практические (лабораторные работы)
Контрольные работы
1
Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Введение
Переменный и постоянный электрический ток. Производство и передача электроэнергии
1
1
29
Потребители тока: осветительные приборы
1
1
30
Потребители тока: нагревательные приборы
1
1
31
Магнитное поле Земли. Постоянные и переменные магниты
1
1
32
Физическая эстафета «Мы познаём природы тайн, что скрыты множеством личин…» (командная игра)
1
1
33
Обобщающее занятие на тему «Физика и мир, в котором мы живём»
1
1
34
Итоговое занятие
1
1
35
Последняя неделя отведена для итоговой годовой аттестации
1
1
Итого
35
35
Содержание тем программыВведение.Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника. Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел. Инерция. Понятие масса тела, сила тяжести, вес тела. Силы природы. Силы в физике. Деформации. Траектория, перемещение, путь, расстояние. Понятие скорости. Равномерное и неравномерное движение. Прямолинейное и криволинейное движение тел. Движение по окружности. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Работа и мощность. Энергия. Внутренняя энергия. Простые механизмы. Тепловые явления в природе, быту и технике. Влажность воздуха. Температура, нагревание, испарение, кипение, охлаждение, конденсация, отвердевание, кристаллизация. Изменение агрегатных состояний вещества. Электрические явления в природе, быту и технике. Магниты постоянные и переменные. Электромагнитные явления. Световые явления в природе, быту и технике.Естественные и искусственные источники света. Законы взаимодействия и движения тел. Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле. Переменный и постоянный электрический ток.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
описывать и объяснять физические явления: равномерное движение, неравномерное движение, передачу давления жидкостями и газами;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы;
приводить примеры практического использования физических знаний;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
рационального применения простых механизмов.
Перечень учебно – методического обеспечения
Компьютер, мультимедийная установка.
Инструменты: физические приборы.
Дидактический материал.
Список литературы
М.Н. Алексеева «Физика-юным» М.: Просвещение, 1980 г.
М.И. Блудов «Беседы по физике» М.: Просвещение, 1984 г.
С.Г. Гиндикин «Рассказы о физиках и математиках» М.: Наука, 1982 г.
Ф.Д. Бублейников, И.Н. Веселовский «Физика и опыт» М.: Просвещение, 1970 г.
Я.И. Перельман «Занимательная физика» в двух частях М.: Наука, 1976 г.
Энциклопедия «Я познаю мир» М.: АСТ, 1999 г.
В.П. Синичкин, О. П. Синичкина «Внеклассная работа по физике» С.: Лицей, 2002 г.