kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа основного общего образования по физике для 7а класса (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа по физике для 7 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

Рабочая программа (УМК А,В, Перышкин) расчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа основного общего образования по физике для 7а класса (ФГОС) »

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова




Рассмотрена Утверждена

на заседании ПК Приказ по школе № 01-02/_____

протокол № 1 от 01.09.2014года

от «__» августа 2015 года

Согласована Директор ____________Н.А.Иванова

на заседании научно-методического совета

протокол № 1

от «__» августа 2015 года



 






Рабочая программа

основного общего образования

по физике для 7а класса

(ФГОС)












Учителя

Елкиной Марины Владимировны






г. Рыбинск

2015 – 2015 учебный год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по физике, в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.


  1. Цели и задачи

Цели изучения физики в основной школе следующие:

• развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

• понимание учащимися смысла основных научных поня­тий и законов физики, взаимосвязи между ними;

• формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следую­щих задач:

• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

• приобретение учащимися знаний о механических, теп­ловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

• формирование у учащихся умений наблюдать природ­ные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измери­тельных приборов, широко применяемых в практической жизни;

• овладение учащимися такими общенаучными понятия­ми, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки:

• понимание учащимися отличий научных данных от не­проверенной информации, ценности науки для удовлетворе­ния бытовых, производственных и культурных потребностей человека.


Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17.12.2010).

  • Федеральный перечень рекомендованных учебников на 2014-2015 учебный год. Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ № 17.


2. Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы.

Программа детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике 2010 г., определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.


3. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1) включён материал, не входящий в авторскую программу, но подлежащий изучению в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ:

а) теоретические вопросы:

- броуновское движение,

- невесомость,

- центр тяжести тела,

- закон сохранения механической энергии,

б) лабораторные работы и опыты:

- измерение расстояния,

- измерение промежутка времени,

- измерение скорости равномерного движения,

- исследование зависимости пути от времени при равномерном движении,

- исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины,

- исследование зависимости силы трения от силы нормального давления,

- измерение атмосферного давления,

- измерение работы,

- измерение мощности;

2) С целью обобщения и систематизации знаний добавлена тема «Повторение», «Способы увеличения и уменьшения давления», «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело», « Решение задач», поэтому увеличено на 4 часа по тема «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», с целью обобщения и систематизации знаний за курс 7 класса добавлен 1 час на повторение в тему «Работа и мощность. Энергия».


4. Формы организации образовательного процесса.

При организации образовательного процесса используется следующая система уроков:

Урок – исследование - на уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок – игра - на основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок – самостоятельная работа -  предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Ведущими методами обучения предмету являются методы:

- информационный;

- исследовательский (организация исследовательского лабораторных работ, самостоятельных работ и т.д.);

- проблемный (постановка проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций на уроке);

- использование ИКТ;

- алгоритмизированное обучение (алгоритмы планирования научного исследования и обработки результатов эксперимента и т.д.);

- методы развития способностей к самообучению и самообразованию.

На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, игровые технологии, проблемное, исследовательское обучение, уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, ИКТ. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование Интернет-ресурсов коллекции ЦОР.


5. Виды и формы контроля.

Основные виды контроля – текущий и итоговый.

Текущий контроль проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 7 класса.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 7 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.

Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.

Эффективным средством проверки знаний учащихся служит компьютер. С помощью него легко выполнять и проверять электронные тесты по разным темам.


6. Система оценивания результатов

1. Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

.2. Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

3. Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенными в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

4.Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5.Орфографические и пунктуационные ошибки.


Оценка тестов.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

85% и более

Отлично

69-84%%

Хорошо

50-68%%

Удовлетворительно

менее 50 %

Неудовлетворительно


Инструментарий для оценивания достижений учащихся

Качество учебно-воспитательного процесса отслеживается проводя:

- тестирование,

- самостоятельные и проверочные работы,

- контрольные работы,

- зачеты,

проверяя:

- лабораторные и практические отчёты,

- домашние общие и индивидуальные работы;

- творческие работы.


II. Общая характеристика учебного предмета.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


III. Место учебного предмета в учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе - 68, согласно ШУП - 2 часа в неделю. Количество учебных недель 34, на 35-ой неделе проводится промежуточная аттестация.


IV. Описание ценностных ориентиров содержания.

Для физического образования приоритетным является раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания. Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными (математическими) знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. В процессе обучения предполагается активное использование информационных технологий.


V. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2) убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

3) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

4) готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

5) мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

6) формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих действий;

2) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

3) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

5) развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

6) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

7) формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

1) знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

2) умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

3) умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

4) умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

5) формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

6) развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

7) коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.


Частными предметными результатами изучения курса физики в 7 классе являются:

Механические явления

Выпускник научится

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения;

  • при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его

математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм

    • экологического поведения в окружающей среде;

    • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

    • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.


Тепловые явления

Выпускник научится

  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: температура, объем, давление; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения;

  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

Выпускник получит возможность научиться

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

    • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях.





VI. Содержание учебного предмета (68 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (4ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.


Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.


Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы и опыты.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.


Давление твердых тел, газов, жидкостей. (25 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.



Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторная работа.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Учебно-тематический план.

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года)

I

Физика и физические методы изучения природы

4

-

Фаза постановки и решения системы учебных задач

II

Первоначальные сведения о строении вещества

6

-

III

Взаимодейстивие тел

21

2

IV

Давление твердых тел, жидкостей и газов

25

3

V

Работа и мощность. Энергия

11

1

Рефлексивная фаза

VI

Обобщающее повторение

1

-

Итого


68

6


VII. Поурочно-тематическое планирование с определением основных форм контроля учебной деятельности.

п\п

Тема.

Содержание урока.

Практическая часть программы

Виды и формы контроля

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Требования к уровню подготовки

учащихся

I

Тема 1. Введение. (4ч)


1.1.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физический эксперимент. Вводный инструктаж по ТБ .

Физические законы.

Демонстрация физических тел, веществ, различных физических явлений

Самост.работа «Физическое тело, вещество, явления»

— Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы

изучения физики

— Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений

— определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

— определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;

—переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности

— Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

— анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

— работать в группе

— Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых;

— определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;

— составлять план презентации

Высказывать предположения - гипотезы.

Участвовать в диспуте на тему «Возникновение и развитие науки о природе».

Участвовать в диспуте на тему «Физическая картина мира»

Знать/понимать смысл понятий:

«физ.явление» , «физ. тело», «физ.закон», «вещество».

2.2.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. Определение физической величины. Примеры физических величин и единиц их измерения. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Запись результатов с учетом погрешности.

Международная система единиц.

Л. опыты: измерение расстояния; измерение промежутка времени.


Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной.

3.3

Лабораторная работа № 1«Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

Л/р

Отчёт о работе.

Уметь использовать измерительные приборы для измерения объёмов тел.

4.4

Физика и техника. Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. Научно- технический прогресс.

Роль физики в формировании научной картины мира.


Физ.диктант№1.

Понимать роль физики в формировании научной картины мира.

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества. (6ч)

5.1

Строение вещества. Молекулы.

Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. Движение молекул.

Демонстрация


—Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

— схематически изображать молекулы воды и кислорода;

— определять размер малых тел;

— сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

— объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении

вещества

— Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;

— представлять результаты измерений в виде таблиц;

— выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;

— работать в группе

— Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;

— приводить примеры диффузии в окружающем мире;

— наблюдать процесс образования кристаллов;

— анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

— проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы

— Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания

молекул;

— наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

— проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

— Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

— приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

— выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды,

анализировать его и делать выводы

Знать \понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»

6.2

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел».

Отчёт о работе.

Уметь измерять размеры малых тел методом ряда.

7.3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Броуновское движение.

Диффузия в природе. Практическое применение диффузии.

Л.опыт: наблюдение и описание диффузии;

Тест.

Уметь описывать и объяснять явление диффузии, приводить примеры практического использования.

8.4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и несмачивания.

Демонстрация


Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий.

9.5



Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. Изменение агрегатных состояний. Условия для изменения.

Демонстрация


Уметь описывать и объяснять свойства вещества в разных агрегатных состояниях.

10.6

Повторительно-обобщающий урок по теме“Первоначальные сведения о строении вещества”



Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.

Тема 3. Взаимодействие тел. (21ч)

11.1

Механическое движение. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Определение механического движения. Виды движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути.

Л. опыт: наблюдение и описание различных видов механического движения



— Определять траекторию движения тела;

— переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

— различать равномерное и неравномерное движение;

— доказывать относительность движения тела;

— определять тело, относительно которого происходит движение;

— использовать межпредметные связи физики, географии, математики;

— проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы

— Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;

— выражать скорость в км/ч, м/с;

— анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;

— графически изображать скорость, описывать равномерное движение;

— Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

— определять: путь, пройденный заданный промежуток времени, скорость тела по графику

зависимости пути равномерного движения от времени

— Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

— приводить примеры проявления явления инерции в быту;

— объяснять явление инерции;

— проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы

— Описывать явление взаимодействия тел;

— приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости;

— объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

— Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;

— переводить основную единицу массы в т, г, мг;

— работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

— различать инерцию и инертность тела

— Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

— пользоваться разновесами;

— применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

— Определять плотность вещества;

— анализировать табличные данные;

— переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;

— применять знания из курса природоведения, математики, биологии

— Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;

— измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;

— анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

— представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

— работать в группе

— Определять массу тела по его объему и плотности;

— записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;

— Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;

— анализировать результаты, полученные при решении задач

— Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;

— определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

— анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы;

— Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;

— находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;

— выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства);

— работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и

делать выводы

— Отличать силу упругости от силы тяжести;

— графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;

— объяснять причины возникновения силы упругости;

— приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту

— Графически изображать вес тела и точку его приложения;

— рассчитывать силу тяжести и вес тела;

— находить связь между силой тяжести и массой тела;

— определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

— Градуировать пружину;

— получать шкалу с заданной ценой деления;

— измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;

— различать вес тела и его массу;

— Экспериментально находить равнодействующую двух сил;

— анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;

— рассчитывать равнодействующую двух сил

— Измерять силу трения скольжения;

— называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

— применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

— объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы

— Объяснять влияние силы трения в быту и технике;

— приводить примеры различных видов трения;

— анализировать, делать выводы;

— измерять силу трения с помощью динамометра.

Знать \понимать смысл понятий: «механическое движение», «траектория», «путь».

12.2

Скорость. Единицы скорости.

Понятие скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. Сравнение скоростей движения различных тел, света, звука.

Л. опыт: измерение скорости равномерного движения.


Знать/понимать смысл понятий «скорость», формулу и единицу измерения, уметь решать задачи на данную формулу.

13.3

Расчёт пути и времени движения

Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел.

Л. опыт: изучение зависимости пути от времени при равномерном движении.

Самост работа

Уметь решать задачи на определение скорости, пути и времени движения.

14.4

Инерция. Решение задач. Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет скорости, пройденного пути и времени движения.

Демонстрация


Уметь описывать и объяснять явление инерции.

15.5


Взаимодействие тел. Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи.

Л.опыт: наблюдение и описание взаимодействия тел

Тест.

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие»

16.6

Масса тел. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.

Понятие инертности. Масса тела. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.

Демонстрация


Знать/понимать смысл величины «масса», способы её определения.

17.7

Лабораторная работа № 3«Измерение массы тела на рычажных весах».

Л/р

Отчёт о работе.

Уметь измерять массу тела, выражать результаты измерений в системе СИ

18.8

Лабораторная работа № 4«Измерение объёма тела»

Л/р

Отчёт о работе.

Уметь измерять объём тела, выражать результаты измерений в системе СИ

19.9


Плотность вещества. Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ. Вывод формулы для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

Демонстрация


Знать/понимать смысл величины «плотность вещества», формулу и единицу измерения, уметь решать задачи на её расчёт.

20.10

Лабораторная работа № 5«Измерение плотности твёрдого тела».

Л/р

Отчёт о работе.

Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твердого тела, выражать результаты измерений в системе СИ

21.11

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.


Физ. диктант №3.

Уметь решать задачи на расчёт массы, объёма и плотности.

22.12

Повторение тем «Механическое движение», «Масса. Плотность».



Уметь решать задачи на расчет скорости, пути, времени движения, на расчёт массы, объёма и плотности.

23.13

Контрольная работа № 1«Механическое движение. Масса. Плотность».


К/р

Уметь решать задачи на расчет скорости, пути, времени движения, на расчёт массы, объёма и плотности.

24.14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела.

Демонстрация


Знать/понимать смысл понятий: «сила», «сила тяжести» и явления всемирного тяготения, зависимость силы тяжести от массы тела.

25.15




Сила упругости. Закон Гука.

Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука.

Л.опыт: исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины

Тест.

Знать/понимать смысл понятия «деформация» и закона Гука, причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её.

26.16


Вес тела. Невесомость. Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре. Вес тела, движущегося вверх, вниз. Перегрузки, невесомость.

Демонстрация


Знать/понимать разницу между понятиями веса тела и силой тяжести, понимать, что вес тела зависит от массы

27.17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

Единицы силы. Сила тяжести. Связь между массой тела и силой тяжести. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела.


Диагностика.

Уметь вычислять силу тяжести при известной массе тела.

28.18

Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение.

Л/р

Отчет о проделанной работе.

Уметь градуировать шкалу измерительного прибора.

29.19

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.

Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев.



Знать/понимать смысл понятия «равнодействующая сила», уметь находить равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой.

30.20

Сила трения. Виды сил трения.

Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и трения качения

Л.опыт: исследование зависимости силы трения от силы нормального давления

Физ. диктант №4.


Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения.

31.21

Трение в природе и технике. Кратковремен. контрольная работа №2. «Сила. Равнодействующая сил»


К/р

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения.

Тема 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (25ч)

32.1

Давление. Единицы давления.

Давление тел на опору. Единицы давления.

Демонстрация

.

— Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;

— вычислять давление по известным массе и объему;

— переводить основные единицы давления в кПа, гПа;

— проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от

действующей силы и делать выводы

— Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;

— выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы

— Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;

— объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;

— анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы

— Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;

— анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

— Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;

— работать с текстом учебника;

— составлять план проведения опытов

— Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

— Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

— проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать

результаты, делать выводы

— Вычислять массу воздуха;

— сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

— объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

— проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с

высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

— применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления

— Вычислять атмосферное давление;

— объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли

— Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

— объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

— применять знания из курса географии, биологии

— Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

— объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

— Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;

— приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

— применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

— Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

— рассчитывать силу Архимеда;

— указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

— работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

— анализировать опыты с ведерком Архимеда

— Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

— определять выталкивающую силу;

— работать в группе

— Объяснять причины плавания тел;

— приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;

— конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;

— применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

— Рассчитывать силу Архимеда;

— анализировать результаты, полученные при решении задач

— На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости

— исследовать и объяснять условия плавания судов;

— приводить примеры плавания и воздухоплавания;

— объяснять изменение осадки судна;

— применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания


Знать/понимать смысл величины «давление», формулу и единицу измерения.

33.2

Способы уменьшения и увеличения давления. Решение качественных задач на анализ формулы p=F/s. Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике. Решение расчетных задач.

Демонстрация

Тест.

Знать/понимать для чего и какими способами уменьшают и увеличивают давление.

34.3

Давление газа.

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры.

Демонстрация

Тест.

Знать \понимать причины возникновения давления газа, зависимость от объёма и температуры (при неизменной массе)

35.4

Закон Паскаля.

Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости, газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Л. опыт: наблюдение и описание передачи давления жидкостями и газами


Знать \понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами.

36.5

Давление в жидкости и газе. Кратковремен. контрольная работа № 3 «Давление. Закон Паскаля». Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям.

Демонстрация

К/р

Знать о наличии весового давления внутри жидкости, его зависимости от глубины.

37.6

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.



Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда.

38.7

Решение задач по теме «Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».


Диагностика.

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда.

39.8

Сообщающиеся сосуды. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью- на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Демонстрация


Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находиться на одном уровне, применение сообщающихся сосудов.

40.9

Атмосферное давление. Вес воздуха.

Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Сила притяжения к Земле как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Условия существования земной атмосферы.

Демонстрация


Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления.

41.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Измерение атмосферного давления ртутным барометром. Вычисление атмосферного давления.

Л.опыт: измерение атмосферного давления.

Физ.диктант №5

Знать/понимать метод измерения атмосферного давления с помощью ртутного барометра.

42.11



Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Назначение, устройство и принцип действия барометра- анероида. Зависимость атмосферного давления и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер.

Демонстрация


Знать/понимать устройство и принцип действия барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты.

43.12

Решение задач по теме«Расчёт атмосферного давления»


Диагностика.

Уметь решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, на правило сообщающихся сосудов, на определение атмосферного давления.

44.13

Манометры. Кратковременная контрольная работа № 4 «Давление в жидкости и газах». Устройство и действие жидкостного и металлического манометров


К/р

Знать/понимать устройство и принцип действия манометра.

45.14

Поршневой жидкостный насос.

Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса.

Демонстрация


Знать/понимать устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса.

46.15

Гидравлический пресс. Устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Демонстрация


Знать/понимать устройство и принцип действия гидравлического пресса.

47.16

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы.

Демонстрация


Знать/понимать причины возникновения выталкивающей силы, её направление и величину.

48.17

Архимедова сила. Закон Архимеда.

вывод правил и формулы для определения архимедовой силы

Демонстрация


Знать/понимать смысл закона Архимеда.

49.18

Лабораторная работа № 7«Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое тело».

Л/р

Отчет о проделанной работе.

Уметь определять архимедову силу.

50.19


Плавание тел.

Условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, всплывает, плавает.

Л. опыт: наблюдение и описание плавания тел


Знать/понимать условия плавания тел.

51.20

Решение задач на тему «Архимедова сила. Плавание тел».


Диагностика.

Уметь решать задачи на закон Архимеда.

52.21

Лабораторная работа № 8«Выяснение условий плавания тел».

Л/р

Отчет о проделанной работе.

Уметь описывать и объяснять условия плавания тел.

53.22

Плавание судов. Применение условия плавания тел. Водный транспорт.

Демонстрация


Понимать принципы плавания судов.

54.23

Воздухоплавание. Воздушный шар. Подъемная сила.

Демонстрация


Понимать принципы воздухоплавания.

55.24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».


Тест.

Уметь решать качественные и количественные задачи на расчет архимедовой силы, давления жидкости и условий плавания тел.

56.25

Контрольная работа № 5 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».


К/р

Уметь решать качественные и количественные задачи на расчет архимедовой силы, давления жидкости и условий плавания тел.

V

Тема 5. Работа и мощность. Энергия. (12ч)


57.1

Механическая работа.

Механическая работа. Единицы работы. Формула для определения работы. Анализ формулы

Л. опыт: расчёт работы.


— Вычислять механическую работу;

— определять условия, необходимые для совершения механической работы

— Вычислять мощность по известной работе;

— приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;

— анализировать мощности различных приборов;

— выражать мощность в различных единицах;

— проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы

— Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза; — определять плечо силы;

— решать графические задачи

— Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;

— работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага

— Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в

равновесии;

— проверять на опыте правило моментов;

— применять знания из курса биологии, математики, технологии;

— работать в группе

— Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;

— сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков

— работать с текстом учебника;

— анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы

— Находить центр тяжести плоского тела;

— работать с текстом учебника;

— анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать

выводы

— Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;

— приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;

— применять на практике знания об условии равновесия тел

— Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной

— вычислять и анализировать КПД различных механизмов

— Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих

одновременно и кинетической и потенциальной энергией.


Знать \понимать смысл величины «работа», уметь вычислять её в простейших случаях.

58.2

Мощность.

Определение мощности. Единицы мощности.

Л. опыт: расчёт мощности.

Диагностика.

Знать \понимать смысл величины «мощность», уметь вычислять её в простейших случаях.

59.3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага.

Демонстрация


Знать виды простых механизмов и их применение, правило рычага .

60.4

Момент силы.

Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единицы момента силы.


Диагностика.

Знать формулу для вычисления момента сил.

61.5

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 9«Выяснение условий равновесия рычага»..

Л/р

Отчет о проделанной работе.

Уметь определять условия равновесия рычага. Понимать необходимость и границы применения рычагов.

62.6

Применение закона равновесия рычага к блоку. Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое правило механики».

Демонстрация


Знать \понимать «золотое правило» механики, уметь объяснять применение блоков.

63.7

Решение задач на тему: “Механическая работа, мощность, рычаг”.


Диагностика.

Уметь решать задачи на «золотое правило» механики.

64.8

КПД механизма. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Решение задач на тему: «Расчёт КПД простых механизмов»..

Л/р


Знать/понимать смысл понятия «КПД», уметь вычислять его для простых механизмов.

65.9

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого над Землёй и упругодеформированного тела). Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости.

Демонстрация

Диагностика

Уметь определять КПД простых механизмов.

66.10

Контрольная работа № 6 «Работа, мощность. Энергия».


К/р

Знать/понимать смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления.

67.11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения.

Демонстрация


Знать/понимать закон сохранения полной механической энергии.

68.12

Повторение. ИТОГО:


Л/р 10


К/р 6




Оборудование, используемое при выполненияи лабораторных работ по физике

Темы лабораторных работ

Необходимый минимум

(в расчете 1 комплект на 2 чел.)

1. Определение цены деления измерительного прибора.

· Измерительный цилиндр (мензурка) –1 · Небольшая колба – 1

· Три сосуда небольшого объёма

· Стакан с водой – 1

2.Определение размеров малых тел.

· Линейка – 1

· Дробь (горох, пшено) – 1

· Иголка – 1

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

· Весы с разновесами – 1

· Тела разной массы – 3

4.Измерение объема тела.


· Мензурка – 1

· Нитка – 1

· Тела неправильной формы небольшого объема – 3

5.Определение плотности вещества твердого тела.

· Весы с разновесами – 1

· Мензурка – 1

· Твердое тело, плотность которого · надо определить – 1

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

· динамометр – 1

· грузы по 100 г – 4

· штатив с муфтой, лапкой и кольцом -1

7.Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

· Динамометр – 1Тела разного объема – 2

· Стакан – 2· Штатив с муфтой – 1

· Лапкой и кольцом – 1

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

· Весы с разновесами – 1· Пробирка-поплавок с пробкой – 1

· Мензурка – 1

· Сухой песок – 1

9.Выяснение условия равновесия рычага.

· Рычаг на штативе – 1 Набор грузов – 1

· Линейка -1

· Динамометр – 1

10.Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

· Доска – 1· Брусок – 1

· Динамометр – 1

· Измерительная лента (линейка) – 1

· Штатив с муфтой и лапкой – 1


VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    1. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Пёрышкин.- 2-е издание, стереотипное.- М. Дрофа, 2013. - 221.

  2. Сборник задач по физике: 7-9 класс: к учебникам А. В. Пёрышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/ А. В. Пёрышкин; Г.А. Лонцова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.-269. (серия «Учебно-методический комплект»)

  3. Дидактические материалы. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Е. Марон, Е. А. Марон.- М. Дрофа, 2013.

  4. Методическое пособие. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ А. Н. В. Филонович.- М. Дрофа, 2013.

  5. Тесты. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»/ Н. К. Ханнанов, Т.А. Ханнанов.- М. Дрофа, 2013.

6. Ханнанова, Т. А. Физика. 7 кл. : рабочая тетрадь к учебнику А. В. Перышкина / Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов. – М. : Дрофа, 2013.


2) Информационные ресурсы:

Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-023273-9.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. —342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Физика 7–9 классы. –3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010. –79с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-020552-8.

  4. Боброва С.В. Физика. 7-10 классы: нестандартные уроки.- Волгоград: Учитель, 2003.

  5. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В Пёрышкина «Физика. 7 класс». М.: Дрофа, 2004

  6. Сайт «Лаборатория физики» предоставляет возможность пройти on-line тестирование по темам 7 класса. Результаты тестов высылаются на электронную почту пользователя. http://physics-lab.ucoz.ru/tests/2

  7. Сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html). (http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html 

  8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) – http://fcior.edu.ru.

  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru.


Для учащихся:

  1. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие.– М.: Дрофа, 2005.

  2. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­– М.: Интеллект-Центр, 2006

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1.- М.: Наука, 1986.

  4. «Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г.



Интернет-поддержка курса физики

Название сайта

Электронный адрес

Коллекция ЦОР

http://school-collection.edu.ru

Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации

http://genphys.phys.msu.ru

Физика в анимациях.

http://physics.nad.ru

Интернет уроки.

http://www.interneturok.ru/distancionno

Физика в открытом колледже

http://www.physics.ru

Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября»

http://fiz.1september.ru

Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика

http://experiment.edu.ru

Задачи по физике с решениями

http://fizzzika.narod.ru

Квант: научно-популярный физико-математический журнал

http://kvant.mccme.ru

Краткий справочник по физике

http://www. physics.vir.ru

Мир физики: физический эксперимент

http://demo.home.nov.ru

Образовательный сервер «Оптика»

http://optics.ifmo.ru

Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана

http://www. physics-regelman.com

Онлайн-преобразователь единиц измерения

http://www.decoder.ru

Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов

http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/

Физика в анимациях

http://physics.nad.ru

Физика в Интернете: журнал «Дайджест»

http://fim.samara.ws

Физика вокруг нас

http://physics03.narod.ru

Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики

http://www.fizika.ru

Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина

http://www.physica.ru

Физикомп: в помощь начинающему физику

http://physicomp.lipetsk.ru

Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке

http://www.elementy.ru

Эрудит: биографии учёных и изобретателей

http://erudit.nm.ru






- 19 -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа основного общего образования по физике для 7а класса (ФГОС)

Автор: Елкина Марина Владимировна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#900 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "КТП и Рабочая программа по физике 7-9 класс по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(55) "ktp-i-rabochaia-proghramma-po-fizikie-7-9-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248718"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446756965"
  }
}
object(ArrayObject)#922 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая учебная программа по физике 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-po-fizikie-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "100468"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402381364"
  }
}
object(ArrayObject)#900 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "рабочая программа по физике 7 класс ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-7-klass-fgos-2"
    ["file_id"] => string(6) "226860"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440505857"
  }
}
object(ArrayObject)#922 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "рабочая программа по физике для 7 класса по ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-dlia-7-klassa-po-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "231737"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442601661"
  }
}
object(ArrayObject)#900 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Программа учебного курса по алгебре 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-uchiebnogho-kursa-po-alghiebrie-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "197848"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428323578"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства