Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). ? ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
знать: основы разделов физики «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика», «Атомная и ядерная физика»;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации; исследовательской и проектной деятельности, методами лабораторного исследования зависимостей физических величин,
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. В результате изучения дисциплины «Физика» формируются компетенции из перечня компетенций по профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы» -
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум имени П.И. Сюзева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
«ФИЗИКА»
Для профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 25
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 27
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы для профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180). ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008.
Основой для разработки являлась основная профессиональная образовательная программа НПО
Для профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)».
Рабочая программа рассмотрена предметной (цикловой) комиссией технического профиля.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Физика» входит в блок и общего естественнонаучного цикла, изучающегося на 1,2 курсе НПО.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
знать: основы разделов физики «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика», «Атомная и ядерная физика»;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации; исследовательской и проектной деятельности, методами лабораторного исследования зависимостей физических величин,
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. В результате изучения дисциплины «Физика» формируются компетенции из перечня компетенций по профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы» -
общие компетенции:
ОК 1. Владеет культурой мышления, способен обобщать, анализировать и воспринять информации, ставить цели и выбирать пути их достижения;
ОК-2. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК-3. Способен логически верно строить устную и письменную речь;
ОК-6. Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-7. Готов использовать основные положения и методы естественных наук при решении социальных и профессиональных задач;
Содержание дисциплины имеет межпредметные связи с дисциплинами общепрофессионального цикла - техническая механика, электротехника и электроника.
Для лучшего усвоения учебного материала его изложение необходимо проводить с применением технических средств обучения, видео-, аудиоматериалов, современных программ компьютерного проектирования.
В рабочей программе дисциплины планируется самостоятельная работа учащихся с указанием ее тематики.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальная учебная нагрузка студентов
Для профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» 257
часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка 196 часов;
самостоятельная работа учащихся 62 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
257
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
195
в том числе:
практические занятия по решению задач
66
Лабораторно-практических работ
26
Самостоятельная работа обучающегося (всего):
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
62
Итоговая аттестация в форме экзамена
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
2
Раздел 1. МЕХАНИКА: Кинематика, Динамика, Статика.
34
Тема 1.1
Механическое движение
Содержание учебного материала:
4
2
1
Механическое движение. Относительность механического движения. Системы отсчета.
Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение
Практическая работа
1
1
Расчет характеристик равномерного движения.
1
Практическая работа
2
Расчет характеристик равноускоренного движения.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
1
Тема 1.2
Виды механического движения
Содержание учебного материала:
2
2
1
Виды движения (равномерное, равноускоренное).
График скорости, график движения, график ускорения.
Практическая работа.
1
3
Графическое представление движения.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий.
1
Тема 1.3
Движениепо окружности.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Угловая скорость. Центростремительное ускорение.
Практическая работа
1
4
Расчет характеристик движения тела по окружности.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
1
Тема1.4 Взаимодействие тел.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Взаимодействие тел. Сила, масса.
Лабораторная работа
1
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
1
Тема 1.5
Законы динамики Ньютона.
Содержание учебного материала:
6
1
2
1
Законы динамики Ньютона. Закон всемирного тяготения. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Невесомость.
Практическая работа
1
5
Прикладные задачи механики: расчет ускорения, пройденного пути, сил.
Практическая работа
1
6
Расчет сил.
Практическая работа
1
№7
Движение тела под действием силы тяжести.
1
Практическая работа
8
Принцип суперпозиции сил.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
1
Тема 1.6
Импульс, закон сохранения импульса.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Практическая работа
1
9
Применение закона сохранения импульса.
Лабораторная работа
1
№2
Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
1
Тема 1.7
Энергия. Работа.
Содержание учебного материала:
6
2
1
Виды механической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Работа и мощность.
Практическая работа
1
10
Применение закона сохранения энергии.
Лабораторная работа
1
3
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Лабораторная работа
1
4
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
1
Тема 1.8 Механические колебания.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания.
Резонанс.
Практическая работа
1
11
Расчет характеристик механических колебаний.
Лабораторная работа
1
5
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета.
1
Тема 1.9 Механические волны.
Содержание учебного материала
2
2
1
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны.
Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Практическая работа
1
12
Расчет характеристик волн
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Подготовка к зачету.
2
Раздел 2. Молекулярная физика
40
Тема 2.1
Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Содержание учебного материала
4
2
1
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул.
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
Практическая работа
1
13
Расчет массы молекул, количества вещества и количества молекул.
Практическая работа
1
14
Алгоритм решения задач на сравнение.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, составление таблицы.
1
Тема 2.2
Идеальный газ.
Содержание учебного материала
2
2
1
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.
Практическая работа
15
Расчет давления молекул, энергии и скорости движения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 2.3
Температура.
Содержание учебного материала:
2
2
Тепловое движение. Измерение температуры. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Шкала абсолютных температур.
Практическая работа
1
16
Расчет температуры, энергии и давления молекул.
Практическая работа
1
17
Расчет давления по известной температуре. температуру.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, решение задач.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы, подготовка к лабораторным работам, оформление отчета. Решение
задач.
1
Тема 2.8
Внутренняя энергия.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Внутренняя энергия.
1
Практическая работа
1
25
Расчет внутренней энергии.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы.
1
Тема 2.9
Работа газа.
Содержание учебного материала:
2
2
Работа газа в термодинамике.
Практическая работа
1
26
Определение работы газа по графикам изопроцессов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Решение задач.
1
Тема 2.10
Количество теплоты.
Содержание учебного материала:
2
1
2
1
Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.
Практическая работа
1
27
Расчет количества теплоты.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
Тема 2.11
Первый и второй закон термодинамики.
Содержание учебного материала:
2
1
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Второй закон термодинамики.
Практическая работа
1
28
Применение первого закона термодинамики.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 2.12
Тепловые двигатели.
Содержание учебного материала:
2
1
2
1
Тепловые двигатели. Принцип их действия.
Коэффициент полезного действия. Охрана окружающей среды.
Практическая работа
1
29
Расчет кпд тепловых двигателей.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Работа по составлению обобщающих таблиц по теме.
Рефераты по теме «Тепловые двигатели», Экологические проблемы использования ТД», « Пермская ГРЭС» Подготовка к зачету. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
3
Раздел 3. Электродинамика
86
Тема 3.1
Электрический заряд.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Взаимодействие заряженных тел.
Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
Практическая работа
2
30
Расчет силы взаимодействия зарядов.
Практическая работа
1
31
Закон сохранения электрического заряда.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Рефераты по теме «Электростатические явления в профессии автомеханика», «Работа ксерокопировальной техники»,
1
Тема 3.2 Электрическое поле
Содержание учебного материала:
4
2
1
Электрическое поле. Напряженность поля. Принцип суперпозиции электрических полей.
Практическая работа
1
32
Расчет напряженности электрического поля.
Практическая работа
1
№33
Принцип суперпозиции электрических полей.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
2
Тема 3.3
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Содержание учебного материала:
2
2
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами, составление обобщающих таблиц.
1
Содержание учебного материала:
2
2
Тема 3.4
Электрическая емкость.
1
Электрическая емкость. Конденсатор. Виды конденсаторов.
Практическая работа
1
34
Расчет характеристик конденсатора.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстам с техническими словарями и справочниками.
1
Тема 3.5
Работа электрического поля.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Работа электрического поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
Практическая работа
2
35
Расчет работы электрического поля.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.6
Постоянный электрический ток.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Практическая работа
1
36
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
Лабораторная работа
1
12
Изучение закона Ома для участка цепи.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Содержание учебного материала:
2
2
Тема 3.7
Электрические цепи.
1
Последовательное и параллельное соединения проводников.
Практическая работа
37
Расчет электрических цепей.
1
Практическая работа
1
38
Закон Киргофа.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.8
Закон Ома для полной цепи.
Содержание учебного материала:
4
2
1
ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Практическая работа
1
39
Закон Ома для полной цепи.
Лабораторная работа
1
13
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.9.
Работа и мощность электрического тока.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Работа постоянного тока. Мощность постоянного тока.
Практическая работа
2
40
Мощность и работа электрического тока.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема3.10 Электрический ток в металлах.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Электрический ток в металлах.
Лабораторная работа
1
14
Снятие ВАХ металлов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Тема 3.11 Электрический ток в вакууме.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Электрический ток в вакууме.
Лабораторная работа
1
15
Снятие ВАХ вакуумных приборов.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Тема 3.12
Электрический ток в полупроводниках
Содержание учебного материала:
2
3
1
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
Лабораторная работа
1
16
Снятие ВАХ полупроводникового п-р перехода.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.13
Электрический ток в жидкостях.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Закон электролиза.
Лабораторная работа
1
17
Исследование проводимости жидкости.
Практическая работа
1
41
Закон электролиза.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Рефераты по теме «Применение электролитического метода для покраски автомобилей», «Применение электролиза для получения чистых металлов»,
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.15
Сила Ампера. Сила Лоренца.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Громкоговоритель. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Практическая работа
1
43
Расчет магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца.
Практическая работа
1
№ 44
Графическое изображение вектора магнитной индукции, силы Ампера, силы Лоренца.
Лабораторная работа
№ 19
Изучение треков заряженных частиц, движущихся в магнитном поле.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.16
Электромагнитная индукция
Содержание учебного материала:
2
2
1
Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Направление индукционного тока.
Лабораторная работа
№ 20
Изучение явления электромагнитной индукции.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Тема 3.17
Закон электромагнитной индукции.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон.
Практическая работа
1
45
Определение ЭДС индукции.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.18 Самоиндукция.
Содержание учебного материала
2
2
1
Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле.
Практическая работа
1
46
Закон самоиндукции
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами
Тема 3.19
Свободные и вынужденные колебания.
Содержание учебного материала.
2
2
1
Свободные и вынуждённые электромагнитные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Колебательный контур. Гармонические колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнение, описывающие процессы в колебательном контуре.
Практическая работа
1
47
Расчет параметров гармонических колебаний, работа графиками электромагнитных колебаний.
2
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
Тема 3.20 Переменный электрический ток.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения.
Практическая работа
48
Действующее значение силы тока и напряжения.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.21
Нагрузки в цепи переменного тока.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Конденсатор в цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока
Лабораторная работа
1
21
Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.
Лабораторная работа
1
22
Измерение индуктивности катушки.
Практическая работа
1
49
Расчет индуктивного и емкостного сопротивления цепи.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной
литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами. Подготовка рефератов. Рефераты по теме «История открытия электромагнитной индукции», « Применение явления самоиндукции», «Трансформаторы», «Производство электроэнергии», «Передача электроэнергии».
«Производство, передача и использование электроэнергии в России».
Практическая работа
1
50
Анализ работы ЕЭС России.
Тема 3.23
Волновые явления.
Содержание учебного материала
2
2
1
Волновые явления. Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны. Электромагнитные волны и их экспериментальное обнаружение. Плотность потока электромагнитного излучения.
Практическая работа
1
51
Определение характеристик волны.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Работа с учебными и научно-популярными текстами.
1
Тема 3.24 Принципы радиосвязи.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Детектирование и модуляция. Свойства электромагнитных волн.
Урок-конференция
«Электромагнитные волны и их использование для передачи информации.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 3.25
Волновые свойства света.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Волновые принципы Гюйгенса. Оптика и скорость света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 3.26 Доказательство закона отражения и преломления света.
Содержание учебного материала:
4
2
1
Отражение света. Преломление света. Полное отражение.
Практическая работа
52
Закон отражения света.
Практическая работа
1
53
Закон преломления света.
Лабораторная работа
1
23
Определение показателя преломления стекла.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы, обработка результатов лабораторной работы.
1
Тема 3.27
Дисперсия света
Содержание учебного материала:
2
2
1
Дисперсия света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы
1
Тема 3.28 Интерференция света.
Дифракция света
Содержание учебного материала:
4
2
1
Интерференция света. Применение интерференции. Дифракция света. Дифракционная решётка.
Практическая работа
54
Дифракция и интерференция света.
Лабораторная работа
2
24
Изучение интерференции и дифракции света.
Лабораторная работа
1
25
Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы
1
Тема 3.29 Поляризация света.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Раздел 4. Квантовая физика.
24
Тема 4.1 Излучения и спектры
Содержание учебного материала:
4
2
1
Виды излучений. Источники света. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Содержание учебного материала:
2
2
Тема 4.2 Фотоэффект
1
Основные положения квантовой физики. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта давление света.
Практическая работа
1
55
Расчет энергии, частоты излучения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.3 Химическое действие света.
Давление света.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Химическое действие света. Давление света.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.4 Строение атома.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Опыты Резерфорда. Строение атома. Теории Бора и её трудности. Лазеры.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.5 Радиоактивность.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Открытие радиоактивности. Альфа -, бета –,гамма-излучения. Радиоактивные превращения.
Практическая работа
1
56
Определение продуктов радиоактивного превращения.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 4.6 Закон радиоактивного распада.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Закон радиоактивного распада. Изотопы.
Практическая работа
1
57
Расчет периода полураспада.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Содержание учебного материала:
2
2
Тема 4.7 Строение атомного ядра.
1
Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер.
Практическая работа
1
58
Расчет энергии связи атомного ядра.
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
Энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем.
Практическая работа
2
62
Видимая звездная величина, светимость
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Тема 5.3 Галактики.
Содержание учебного материала:
2
1
1
Звездные скопления. Галактики. Виды Галактик.
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы.
1
Содержание учебного материала:
Тема 5.4 Вселенная.
1
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2
1
Самостоятельная работа студентов: проработка конспекта занятий, учебной литературы. Подготовка к экзамену.
Экзамен
6
Всего
257
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета с ПК.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- MS Office .
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2003.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2003.
Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.
Для преподавателей
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2004.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
Объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам.
Делать выводы на основе экспериментальных данных;
Практическая работа, лабораторные работы
Приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Защита темы на конференциях.
Применять полученные знания для решения физических задач*;
Определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*;
Измерятьряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей*;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Домашние работы, практические работы, самостоятельные и контрольные работы по темам.
Работа по электронным тестам.
Знания:
Знать смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;