kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике. 8 класс "Тепловые явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

к теме «Тепловые явления»

Основная цель изучения темы «Тепловые явления» — сформировать у учащихся представления об основных тепловых явлениях. Так же как и при изучении других тем, в основе формирования знаний лежит эксперимент.

Предметными результатами обучения по данной теме яв­ляются:

— понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 8 класс "Тепловые явления" »

ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПО ТЕМЕ "Тепловые явления"

8 класс

Примерная программа по физике 7-9 кл, авт. В.А. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин и др., изд. «Дрофа», 2010 г,

Авторская рабочая программа «Физика 7-9 классы» А.В. Перышкин, Е.М.Гутник, изд. «Дрофа», 2012 г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к теме «Тепловые явления»


Основная цель изучения темы «Тепловые явления» — сформировать у учащихся представления об основных тепловых явлениях . Так же как и при изучении других тем, в основе формирования знаний лежит эксперимент.


Предметными результатами обучения по данной теме яв­ляются:

— понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

— умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

— владение экспериментальными методами исследования: зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

— понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутренне- го сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

— овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания топлива, удельной тепло- ты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).



На уровне запоминания:

  • усвоить терминологию: называть понятия, относящиеся к данному разделу, физические величины, их обозначения и единицы измерения, физические модели и физические устройства, а именно:

внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, кипение, парообразование, плавление, испарение, влажность воздуха, ДВС

  • воспроизводить определения понятий и физических величин, законы, формулы, а именно;

внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, кипение, парообразование, плавление, испарение, влажность воздуха, КПД ДВС, уравнение теплового баланса, аналитическая форма закона сохранения энергии для тепловых процессов .

На уровне понимания

Объяснять:

природу тепловых явлений, видов теплопередач: теплопроводности, конвекции, излучения; процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил.

На уровне применения в типичных ситуациях

Уметь:

  • определять количество теплоты необходимого для нагревания тела(выделяемого при его охлаждении);

  • вычислять неизвестные величины, входящие в формулу ;

  • определять влажность воздуха;

  • определять КПД теплового двигателя

На уровне применения в нестандартных ситуациях

  • применять на практике знания при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде

  • оценивать экологические последствия работы ДВС, тепловых и гидроэлектростанций

Виды УДД


Познавательные УУД: учащиеся определяют экспериментально  и рассчитывают удельную теплоёмкость вещества, влажность воздуха, наблюдают кипение, плавление вещества, явления теплопроводности

Коммуникативные УУД: учащиеся оформляют свои мысли в устной и письменной форме; участвуют в обсуждении результатов опытов, сообщений, презентаций, .


Личностные УУД: учащиеся понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.


Регулятивные УУД: учащиеся представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; планируют и проводят эксперимент



Таблица тематического распределения количества часов


п/п

Разделы, темы

Количество часов


Авторская

программа

Рабочая

программа


1



Световые явления


23


23




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


8 класс, Линия учебно-методических комплексов по физике для 7–9 классов А. В. Перышкина и др.


УМК «Физика. 8 класс»


1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

2. Физика. Рабочая тетрадь. 8 класс (автор Т. А. Ханнанова).

3. Физика. 7–9 классы. Рабочие программы (автор Е. Н. Тихонова)

4. Физика. 8 класс. Сборник вопросов и задач. (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский).

5. Физика. Методическое пособие. 8 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова, Е. В. Шаронина).

6. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон)

7. Электронное приложение к учебнику.

Список наглядных пособий


Таблицы общего назначения


1. Международная система единиц (СИ).

2. Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц.

3. Физические постоянные.

4. Правила по технике безопасности при работе в кабинете физики.

5. Порядок решения количественных задач.


Тематические таблицы

1. Измерение температуры.

2. Внутренняя энергия.

3. Теплоизоляционные материалы.

4. Плавление, испарение, кипение.

5. Двигатель внутреннего сгорания.


Электронные учебные издания


1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

2. Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория).







ФРАГМЕНТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ»


урока

Содержание учебного предмета, курса

Часы

§ учебника

Содержание урока

Характеристика деятельности учащихся по формированию УУД

Основные результаты обучения

Инструменты формирования УУД

Виды деятельности ученика

1/1

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

1

1,2

Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах. Внутренняя энергия тела.

Различать тепловые явления; — анализировать зависимость темпера- туры тела от скорости движения его молекул; — наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах; — приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, при его падении.


Демонстрации. Принцип действия термометра. Наблюдение за движением частиц с использованием механической модели броуновского движения. Падение стального и пластилинового шарика на стальную и покрытую пластилином пластину.

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Выполнение экспериментального задания с.8

2/2

Способы изменения внутренней энергии

1

3

Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работы те- лом. Изменение внутренней энергии тел

Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении. Опыты. Нагревание стальной спицы при перемещении надетой на нее пробки путем теплопередачи.


— Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу

— перечислять способы изменения внутренней энергии;

— приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи; — проводить опыты по изменению внутренней энергии

Демонстрации. Нагревание тел при совершении работы: при ударе, при трении. Опыты. Нагревание стальной спицы при перемещении надетой на нее пробки

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради, решение задач из сборника Лукашик, экспериментальное задание с.11

3/3

Виды тепло- передачи. Теплопроводность

1

4

Теплопроводность — один из видов тепло- передачи. Различие теплопроводностей различных веществ.

— Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории; — приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности; — проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы

Демонстрации. Передача тепла от одной части твердого тела к другой. Теплопроводность различных веществ: жидкостей, га- зов, металлов


Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради


4/4

Конвекция. Излучение

1

5,6

Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Конвекция и излучение — виды теплопередачи. Особенности видов теплопередачи.

Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения; — анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи; — сравнивать виды теплопередачи

Демонстрации. Конвекция в воздухе и жидкости. Передача энергии путем из- лучения

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Тестирова­ние. Подготовка докладов


5/5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

— Находить связь между единицами количества теплоты: Дж, кДж, кал, ккал

— работать с текстом учебника

Демонстрации. Нагревание разных веществ равной массы. Опыты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради .


6/6

Удельная теплоемкость

1

8

Удельная теплоемкость вещества, ее физический смысл. Единица удельной тепло- емкости. Анализ таблицы из учебника. Измерение теплоемкости твердого тела

— Объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества; — анализировать табличные данные; — приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ

Демонстрации:

Различие удельной теплоёмкости разных веществ


Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради,

Задание с.26

Физический

диктант

7/7

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

1

9

Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

Умение — Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении


Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Фронталь­ная

провер­ка,

устные ответы

8/8

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1

7-9

Устройство и применение калориметра. Лабораторная работа № 1«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Демонстрации. Устройство калориметра

— Разрабатывать план выполнения работы;

— определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене; — объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; — анализировать причины погрешностей измерений


Выполнение лабораторной

Работы

Самостоя­тельная

работа с

оборудова­нием





9/9

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

1

7-9

Зависимость удельной теплоемкости вещества от его агрегатного состояния. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

— Разрабатывать план выполнения работы;

— определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением; — объяснять полученные результаты, представлять их в виде таблиц; — анализировать причины погрешностей измерений


Самостоя­тельная

работа с

оборудова­нием

Измерение

Удельной

теплоемко­сти

твердо­го тела

10/10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

10

Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Анализ таблицы 2 учебника. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Решение задач.

— Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее; — приводить примеры экологически чистого топлива

Демонстрации. Образцы различных видов топлива, нагревание воды при сгорании спирта или газа в горелке

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Выполнение экспериментального задания с.32

11/11.

Закон со- хранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

11

Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую энергию. Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе

Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому; — приводить примеры, подтверждающие закон сохранения механической энергии

объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений

Защита докладов

Подготовка докладов

12/12

Контрольная работа

1


Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

— Применять знания к решению задач



13/13

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание

1

12,13

Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. Анализ таблицы 3 учебника.

Приводить примеры агрегатных состояний вещества; — отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел; — отличать процесс плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов; — проводить исследовательский эксперимент по изучению плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента; — работать с текстом учебника

Демонстрации. Модель кристаллической решетки молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы. Опыты. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Выполнение экспериментального задания с.40

14/14

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления

1

14,15

Удельная теплота плавления, ее физический смысл и единица. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Анализ таблицы 4 учебника. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации

Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания; — рассчитывать количество теплоты, выделяющегося при кристаллизации

— объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярнокинетических представлений

Построение графика плавления различных веществ с использованием эл.приложений

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Выполнение экспериментального задания с.41

15/15

Решение задач

1

14,15

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа по теме «Нагревание и плавление тел»

— Определять количество теплоты; — получать необходимые данные из таблиц; — применять знания к решению зада


Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Тестирова­ние

16/16

Испарение. Насыщенный и не- насыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара

1

16,17

Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.

— Объяснять понижение температуры жидкости при испарении; — приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара; — проводить исследовательский эксперимент по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы

Демонстрации. Явление испарения и конденсации

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Выполнение экспериментального задания с.51

17/17

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации

1

18,20

Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ таблицы 6 учебника. Решение задач

— Работать с таблицей 6 учебника; — приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара;

рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы; — проводить исследовательский эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать вы- воды

Демонстрации. Кипение воды. Конденсация пара

Тестирова­ние

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради


18/18

Решение задач

1

18,20

Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, от- данного (полученного) телом при конденсации (парообразовании)

— Находить в таблице необходимые данные; — рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования


Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Решение качественных задач

19/19

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Лабораторная работа № «Измерение влажности воздуха».

1

19

Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха».

Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека; — измерять влажность воздуха; — работать в группе

Демонстрации. Различные виды гигрометров, психрометр, психрометрическая таблица

Оформле­ние работы, выводы

20/20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

21,22

Работа газа и пара при расширении. Тепло- вые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС) Экологические проблемы при использовании ДВС

— Объяснять принцип работы и устройство ДВС; — приводить примеры применения ДВС на практик

Демонстрации. Подъем воды за поршнем в стеклянной трубке, модель ДВС

Сообще­ния, мини-­рефераты

21/21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

23,24

Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя. Решение задач.

— Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины; — приводить примеры применения паровой турбины в технике; — сравнивать КПД различных машин и механизмов

Демонстрации. Модель паровой турбины

Самостоятельное выполнение заданий рабочей тетради

Выполнение экспериментального задания с.70

22/22

Контрольная работа

1

Повт.

12-24

Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»

— Применять знания к решению задач


Решение задач

23/23

Зачет



Зачет по теме «Тепловые явления»

— Применять знания к расчётных и качественных решению задач


Тестирование с использованием электронного приложения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по физике. 8 класс "Тепловые явления"

Автор: Щепетьева Светлана Леонидовна

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236296

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 8 КЛАСС (углубленного изучения) "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-programma-po-fizikie-8-klass-ughlubliennogho-izuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "136130"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417031818"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "рабочая программа по физике 7 класс Перышкин А.В. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-7-klass-pieryshkin-a-v"
    ["file_id"] => string(6) "141534"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418137391"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по физике 7 класс "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-i-kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-fizikie-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "175351"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424263512"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 10 "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-programma-po-fizikie-10"
    ["file_id"] => string(6) "127869"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415382708"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа основного общего образования: «Физика» 7 класс , А.В. Перышкина «Физика» 7класс. "
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-fizika-7-klass-a-v-pieryshkina-fizika-7klass"
    ["file_id"] => string(6) "154416"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421157558"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства