Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик. – 7-е изд. – М.: Просвещение 200 __ (в календарно-тематическом планировании сокращенно – Л.)
Сборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. – М.: Экзамен, 200__ (В календарно-тематическом планировании сокращённо – П.)
Форма промежуточной и итоговой аттестации – контрольные работы: в 7 классе – 4.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: 68 часов (по 2 часа в неделю)
Количество лабораторных и практических работ: 10
Общая часть.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
Освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. Графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
Воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. В содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Распределение учебного времени, отведённого на изучение отдельных разделов курса
Раздел
Количество часов
Физика и физические методы изучения природы
4
Механические явления
58
Тепловые явления
6
Итого
68
Из минимума содержания основного общего образования
В минимум содержания образовательных программ всех естественных дисциплин включаются элементарные знания о методах естественнонаучного познания.
Важнейшие категории научного знания: явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы.
Важнейшие методы научного познания: наблюдения , эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий их проверка.
Планирование, проведение наблюдений и экспериментов; фиксация полученных данных и их систематизация в виде таблиц, графиков, диаграмм; интерпретация полученных результатов и формулировка теоретических выводов.
Экспериментальные факты как основа для выдвижения и проверки правильности гипотез, построение моделей процессов и объектов природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по физике 7 класс Перышкин А.В. »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области
(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)
«Согласовано»
Руководитель МО
_____ /_Боброва Е.В._ /
ФИО
Протокол №____ от
«___» _________ 20__г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____ /_Бочарова В.В._ /
ФИО
«___» _________ 20__г.
«Утверждено»
И.о.директора ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____ /_Федюнина Н.В. /
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
Рабочая программа
Предмет: физика
Класс: 7
Количество часов в неделю: 2
Общее количество часов: 68
Учитель: Федюнина Надежда Викторовна
Учебный год: 2013-2014
Программа: Рабочие программы по физике 7-11 кл. /Авт.-сост. В.А. Попова – 2-е изд. Испр. – М.: Планета, 2011г.
Учебник: Перышкин, А.В.. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ - М.: Дрофа, 20011 г.
Тяглое Озеро, 2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7-9 классы, 2004.
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В.И. Лукашик. – 7-е изд. – М.: Просвещение 200 __ (в календарно-тематическом планировании сокращенно – Л.)
Сборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. – М.: Экзамен, 200__ (В календарно-тематическом планировании сокращённо – П.)
Форма промежуточной и итоговой аттестации – контрольные работы: в 7 классе – 4.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа: 68 часов (по 2 часа в неделю)
Количество лабораторных и практических работ: 10
Общая часть.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели изучения физики:
Освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. Графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
Воспитание убеждённости в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. В содержании календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Распределение учебного времени, отведённого на изучение отдельных разделов курса
Раздел
Количество часов
Физика и физические методы изучения природы
4
Механические явления
58
Тепловые явления
6
Итого
68
Из минимума содержания основного общего образования
В минимум содержания образовательных программ всех естественных дисциплин включаются элементарные знания о методах естественнонаучного познания.
Важнейшие категории научного знания: явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы.
Важнейшие методы научного познания: наблюдения , эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий их проверка.
Планирование, проведение наблюдений и экспериментов; фиксация полученных данных и их систематизация в виде таблиц, графиков, диаграмм; интерпретация полученных результатов и формулировка теоретических выводов.
Экспериментальные факты как основа для выдвижения и проверки правильности гипотез, построение моделей процессов и объектов природы.
ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Предмет физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы. Измерение физически величин. Погрешность измерения. Построение графика по результатам эксперимента. Использование результатов эксперимента для построения физических теорий и предсказания значений величины, характеризующих изучаемое яление.
МЕХАНИКА
Явления и факты: прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью, механические колебания и (в том числе и звуковые), эхо, упругая деформация, трение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосфера и атмосферное давление.
Понятия и величины: относительность движения, скорость, масса, ускорение, импульс, сила, потенциальная и кинетическая энергия, преобразование энергии, полная механическая энергия, работа, мощность, коэффициент полезного действия, давление; период, амплитуда и частота колебаний; инерциальная система отсчета.
Модель: материальная точка.
Законы: Ньютона, всемирного тяготения, Паскаля, сохранения импульса и энергии.
Методика измерения: расстояния, времени, объема, массы, силы.
Практически важные вопросы: допустимый уровень шума, преобразования энергии при работе гидроэлектростанций. Экологические воздействия гидроэлектростанций.
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА
Явления и факты: теплопередача, нагревание и охлаждение вещества, переходы вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Понятия и величины: дискретность строения, непрерывность и хаотичность движения частиц вещества; внутренняя энергия, температура, количество теплоты, плотность, удельная теплоемкость, удельные теплоты плавления и парообразования.
Модели: строение газа, жидкости и твердого тела.
Законы: сохранения и преобразования энергии в тепловых процессах, необратимость процессов теплопередачи и преобразования механической энергии во внутреннюю, связь температуры вещества со средней кинетической энергией его частиц.
Методика измерения: плотности и температуры вещества, давления и влажности воздуха.
Практически важные вопросы: преобразования энергии в тепловых двигателях коэффициент полезного действия теплового двигателя, экологические воздействия двигателя внутреннего сгорания и тепловых электростанций, влияние характеристик окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность) на жизнедеятельность человека.
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении введения и первоначальных сведений о строении вещества.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- условные обозначения физических величин: длина (l), температура (t˚), время (t), масса (m);
- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория.
Воспроизводить:
определения понятий: измерение физической величины, цены деления, шкалы измерительного прибора.
II уровень
Воспроизводить:
- определения понятий: гипотеза, абсолютная погрешность измерения, относительная погрешность измерения;
- формулу относительной погрешности измерения.
На уровне понимания
I уровень
Приводить примеры:
физических и астрономических явлений, физических свойств тел и веществ, физических приборов, взаимосвязи физики и техники.
Объяснять:
роль и место эксперимента в процессе познания, причины погрешностей измерений и способы их уменьшения.
II уровень
Приводить примеры:
связи между физическими величинами, физических теорий.
Объяснять:
существование связей и зависимостей между физическими величинами, роль физической теории в процессе познания, связь теории и эксперимента в процессе познания.
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- измерять длину, время, температуру;
- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;
записывать результат измерений с учётом погрешности.
II уровень
Уметь:
соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;
- использовать логические операции при описывании процесса изучения физических явлений.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Обобщать:
полученные при изучении темы знания, представлять их в структурированном виде.
II уровень
Обобщать:
на эмпирическом уровне наблюдаемые явления и процессы.
Требования к уровню подготовки учащихся при изучении взаимодействия тел, давлении твёрдых тел, жидкостей и газов, работе и мощности следующие.
На уровне запоминания
I уровень
Называть:
- условные обозначения физических величин: длина (l), время (t), скорость (v), ускорение (a),масса (m), плотность (ρ), сила (F), давление (p), вес (P), энергия (E);
- единицы перечисленных выше физических величин.
- физические приборы: спидометр, рычажные весы.
Воспроизводить:
- определения понятий: механическое движение, равномерное движение, равноускоренное движение, тело отсчёта, траектория, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес, давление, механическая работа, мощность, простые механизмы, КПД простых механизмов, энергия, потенциальная и кинетическая энергия;
- формулы: скорости и пути равномерного движения, средней скорости, скорости равноускоренного движения, плотности вещества, силы, силы трения, силы тяжести, силы упругости, давления, работы, мощности;
- графики зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения скольжения от силы нормального давления;
- законы: принцип относительности Галилея, закон сохранения энергии в механике.
Описывать:
наблюдаемые механические явления.
II уровень
Воспроизводить:
- формулу пути при равноускоренном движении;
- законы: закон всемирного тяготения, законы Ньютона.
- превращение потенциальной и кинетической энергии из одного вида в другой;
- относительность механического движения;
- применение законов механики в технике.
Понимать:
- существование различных видов механического движения; векторный характер физических величин: скорости, ускорения, силы;
- возможность графической интерпретации механического движения;
- массу как меру инертности тела;
- силу как меру взаимодействия тела с другими телами;
- энергию как характеристику способности тела совершать работу;
- значение закона сохранения энергии в механике.
II уровень
Объяснять:
сложение сил, действующих на тело под углом 90˚ друг к другу.
Понимать:
- фундаментальную роль законов Ньютона в классической механике;
- роль гипотезы в процессе научного познания;
- существование границ применимости физических законов и теорий (на примере законов Ньютона).
На уровне применения в типичных ситуациях
I уровень
Уметь:
- определять неизвестные величины, входящие в формулы: скорости равномерного и равноускоренного движения, средней скорости, плотности вещества, силы, силы упругости (закона Гука), силы тяжести, силы трения, механической работы, мощности, КПД;
- строить графики зависимости: пути от времени при равномерном движении, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления;
- по графикам определять значения соответствующих величин.
Применять:
знания по механике к анализу и объяснению явлений природы.
II уровень
Уметь:
записывать уравнения по графикам зависимости: пути равномерного движения от времени, скорости равноускоренного движения от времени, силы упругости от деформации, силы трения от силы нормального давления.
Применять:
изученные законы и уравнения к решению комбинированных задач по механике.
На уровне применения в нестандартных ситуациях
I уровень
Классифицировать:
различные виды механического движения.
Обобщать:
знания о законах динамики.
Применять:
методы естественнонаучного познания при изучении механических явлений.
II уровень
Обобщать:
знания на теоретическом уровне.
Интерпретировать:
предполагаемые или полученные выводы.
Уметь:
- видеть и формулировать проблему; планировать поиск решения проблемы; определять и формулировать рабочую гипотезу;
- отыскивать способы проверки решения проблемы;
- оценивать полученные результаты; использовать теоретические методы научного познания (идеализация, моделирование, индукция, дедукция).
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля, измерители
Домашнее задание
I четверть
Физика и физические методы изучения природы (3 часа)
1/1
Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
1
Комбинированный урок
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника.
Знать: смысл понятия «вещество».
Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ
§1,2,3 Л.№ 5,12
2/2
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
1
Комбинированный урок
Тест (дать определение вещества)
§4,5 подготовка к лабораторной работе, Л.№ 25
3/3
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
1
Урок практикум
Лабораторная работа, выводы, оформление
§6 «Физика. Техника. Природа» составить кроссворд
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
4/1
Строение вещества. Молекулы.
1
Комбинированный урок
Строение вещества
Знать смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула).
Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия
Фронтальный опрос, тест
§7,8. Л. № 53,54 подготовка к лабораторной работе
5/2
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
1
Урок практикум
Проверка лабораторной работы
Л. № 23,24
6/3
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
1
Комбинированный урок
Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение
Опорный конспект
§9,задание 2(1) Л. № 66
7/4
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
1
Комбинированный урок
Взаимодействие частиц вещества
Фронтальный опрос
§10, упр.2(1). Л. № 74,80
8/5
Агрегатные состояния вещества
1
Комбинированный урок
Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел
Физический диктант, опорный конспект
§11
9/6
Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов
1
Комбинированный урок (КВН)
Модели строения газов, жидкостей, твёрдых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей
Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)
Учебник. Перышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ - М.: Дрофа, 2011 г.
Волков В.А. Тесты по физике: 7-9 классы. М.: ВАКО, 2010.
Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.: «ВАКО», 2003.
Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике. Дидактический материал. Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986г.
Пайкес В.Г. Дидактические материалы по физике для 7 класса: Самостоятельные, контрольные, домашние практические работы. Доклады. Экспериментальные задачи. – М.: АРКТИ, 1999 г.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(207) "Рабочая программа Физика- 7 класс в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, ДНР. "
["seo_title"] => string(123) "rabochaia-proghramma-fizika-7-klass-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-k-riezul-tatam-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-dnr"
["file_id"] => string(6) "245633"
["category_seo"] => string(6) "fizika"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1446156695"
}
}