Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: Физика.7 кл.: учебник / А.В. Пёрышкин. - 3-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2014. - 224 с.: ил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике (8 класс)»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«Согласовано»
Руководитель МО
__________Л.Е. Гудакова.
«31» августа 2015 г.
Обсуждено на заседании методического объединения (Протокол от 31.08.2015 г №__)
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Октябрьская СОШ»
___________ Т.В. Сибилева.
«31»августа 2015г.
Рассмотрено на заседании методического совета
(Протокол от 31.08.2015 г. №__)
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Октябрьская СОШ»
__________А.В. Тоутова
«31»августа 2015г.
Приказ от 31. 08.2015 №___
Принято на заседании педагогического совета
(Протокол от 31.08.2015 г №__)
Рабочая программа
по физике
для 7 класса на 2015-2016 учебный год.
Составитель-
учитель физики
Сергеева О.В.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе программы по физике 7-9 кл. (авторы Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (приказ № 189 от 05.03.2004).
Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Используется учебник физики для 7 класса общеобразовательных учреждений, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации: Физика.7 кл.: учебник / А.В. Пёрышкин. - 3-е изд., доп. - М.: Дрофа , 2014. - 224 с.: ил.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели и задачи
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 5 контрольных работ.
Учебно-методический компонент:
1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», М., «дрофа», 2014г.
2. Е.М.Гутник, Тематическое планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика7-9 класс», М., «дрофа», 2002 г.
З. В.Н.Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 кл.» М., «Просвещение», 2000 г.
4.Дидактические материалы «Физика-7 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2007 год.
Место предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 70 уроков, по 70 часов в год. Контрольных работ 5, лабораторных работ 10.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Дата
план
Дата
факт
№
п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во
часов
Примечание
Практическая часть
Домашнее
задание
Вопросы ГИА
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
1
Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты.
3
§1-3; №5,12.
Л. №5, 7
2
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.
§4, 5, подготовка к ЛР №1,№ 25
ГИА (А,В)
3
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника.
ЛР № 1
§ 6, № 31, 32, 37
ПЕРВОНОЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА
4
Строение вещества. Молекулы.
6
§7,8. Подготовка к ЛР №2. Л. № 49-50.
5
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
ЛР№2
§9
6
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
§ 10. Л. № 58-59.
ГИА (А,В)
7
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
§ 11. Л. № 78-81.
ГИА (А,В)
8
Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел
§12,13 Л. № 84-88
ГИА (А,В)
9
Повторение пройденного материала. Самостоятельная работа №1 по теме «Строение вещества»
СР №1
§7-12. Л. № 13, 29, 48, 68
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ
10
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения.
22
§14, 15
Л. № 108, 109, 114.
ГИА(А, В)
11
Скорость тела. Единицы скорости.
§16. Л. № 117, 118, 121
ГИА(А, В)
12
Расчет скорости пути и времени движения.
§17. Л. № 124, 128, 130.
ГИА(А, В)
13
Решение задач по теме «Механическое движение»
Самостоятельная работа №2 по теме" Механическое движение"
СР № 2
§15-16,
упр.4 (4-5), вопросы после §§ устно.
Л. № 132-138
14
Явление инерции.
§ 18.
упр. 5
15
Взаимодействие тел
§19, Подготовка к ЛР № 3
16
Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение»
КР № 1
ГИА (А,В)
17
Анализ к.р. Масса тел. Единицы массы Измерение массы тела на весах. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».
ЛР №3
§20, 21
Л. № 208-210.
18
Решение задач по теме: «Взаимодействие тел»
Подготовка к ЛР № 4
Л. 213, 219
ГИА (А,В)
19
Понятие объема. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».
ЛР №4
§20, 21. Подготовка к ЛР № 5
ГИА (А,В)
20
Плотность вещества. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела».
ЛР №5
§ 22.
Л. № 272, 275.
ГИА (А,В)
21
Расчет массы и объема тела по его плотности.
§ 23, упр. 8(5)
Л. № 269, 271.
ГИА (А,В)
22
Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса. Плотность»
КР № 2
23
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
§24, §25,
Л. № 285-292
ГИА (А,В)
24
Сила упругости. Закон Гука
§ 26, Л. № 326-329
ГИА (А,В)
25
Вес тела.
§ 27, 28, Л. № 338, 340, 350.
ГИА (А,В)
26
Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
ЛР № 6
§ 29, 30, Л. № 344, 345.
27
Решение задач по теме "Механическое движение. Масса. Плотность" Самостоятельная работа № 3
СР № 3
28
Графическое изображение силы. Равнодействующая сила.
§31, Л. № 379, 382
29
Сила трения. Трение в природе и технике.
§32-34, Л. № 400-405
ГИА (А,В)
30
Решение задач по теме «Взаимодействие тел».
§30-32, Л. № 260, 261, 360
ГИА (А,В)
31
Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».
КР №
§13-32 повторить
ДАВЛЕНИЕ ТВЁРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ
32
Анализ к.р. Давление. Способы увеличения и уменьшения давления.
16
§35, 36, Л. № 450, 452
ГИА (А,В)
33
Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
§37, 38, Л. № 464, 467
ГИА (А,В)
34
Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда.
§39, 40, Л. № 479-481
ГИА (А,В)
35
Сообщающиеся сосуды.
§ 41, Л. № 545
ГИА (А,В)
36
Вес воздуха. Атмосферное давление.
§42, 43, Л. №555, 55
ГИА (А,В)
37
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид.
§44, 45
38
Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.
§46, 47, Л. № 578
ГИА (А,В)
39
Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. Самостоятельная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
СР №4
§48, 49, Л. №498, 499
40
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила
§50,51, Л. № 625, 626
ГИА (А,В)
41
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
ЛР №7
Л. № 634, 635, 646
42
Плавание тел. Плавание судов.
§52,53. Подготовка к ЛР №8, Л. №640-642
ГИА (А,В)
43
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»
ЛР №8
Л. № 647, 648
44
Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»
§§52,53. Л. №649. 636
45
Воздухоплавание.
§54 , Л. № 657, 658
46
Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
§35-54, Л. № 643, 659
47
Контрольная работа № 3 «Давление твердых тел. жидкостей и газов»
КР №3
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ
48
Анализ контрольной работы. Механическая работа.
14
§55, Л. № 673, 675, 680.
ГИА (А,В)
49
Мощность. Единицы мощности.
§56, Л. № 713, 714, 415.
ГИА (А,В)
50
Решение задач по теме «Механическая работа и мощность»
Самостоятельная работа №5 по теме " Механическая работа и мощность"
СР №5
§55, 56, Л. № 682,683, 707.
51
Простые механизмы. Рычаг.
§57, 58, Л. № 735-740
52
Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.
§59, 60. Подготовка к ЛР №9, Л. № 741, 742
ГИА (А,В)
53
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага»
ЛР №9
§57-60, Л. № 748, 749
54
Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики»
§61,62, 761,762.
ГИА (А,В)
55
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
§63, 64
56
Коэффициент полезного действия простого механизма. Решение задач на расчёт КПД.
§65. Подготовка к ЛР №10, Л. № 788, 789.
ГИА (А,В)
57
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
ЛР №10
§65, Л. № 792, 793
58
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
§66, 67, Л. №818, 819
ГИА (А,В)
59
Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения энергии.
§68, Л. №821,822.
60
Решение задач по теме «Работа, мощность, энергия».
§53-64, Л. № 750, 794, 808.
61
Контрольная работа №4 по теме «Работа, мощность, энергия»
КР №4
ПОВТОРЕНИЕ
62
Анализ контрольной работы. Повторение материала по теме «Строение вещества»
9
§7-12
63
Повторение материала по теме«Взаимодействие тел».
§13-32
64-65
Решение задач по теме «Взаимодействие тел». «Давление газов, жидкостей и твердых тел»
§13-32
66-67
Повторение материала по теме «Работа и мощность. Энергия»
Решение задач
§33-64
68
Итоговая контрольная работа
КР № 5
69-70
Анализ контрольной работы
Подведение итогов
Содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины.
(70 часов)
Физика и физические методы изучения природы. (3 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторная работа №1
«Определение цены деления измерительного прибора»
Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа №2
« Измерение размеров малых тел.»
Взаимодействие тел. (22 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы №3
«Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторные работы №4
«Измерение объема твердого тела»
Лабораторные работы №5
«Измерение плотности твердого тела»
Лабораторные работы №6
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (16 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы №7
«Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторные работы №8
«Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Работа и мощность. Энергия. (14 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы №9
«Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторные работы №10
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Итоговое повторение (9 ч)
Литература
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Кривченко И. В. Сборник задач и вопросов по физике 7 класс. – Курск, 1999
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2003. – 127 с. ил.
Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008