kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по физике, 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы», авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ), федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ПОУРОЧНОЕ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Наименование

разделов и тем


Всего

часов

Из них


Содержание урока


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Тип

урока


Лабораторные и практические работы (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Дом.

задание

I

Тема 1. Введение.






1.1.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Физический эксперимент. Вводный инструктаж по ТБ


Демонстрация физических тел, веществ, различных физических явлений

Самост.работа «Физическое тело, вещество, явления»

Физика- одна из наук о природе. Основная задача физики. Некоторые физические термины: тело, вещество, материя. Физическое явление. Процесс. Наблюдения и опыты- основные источники физических знаний. Причина, следствие. Физические законы.

Знать/понимать смысл понятий:

«физ.явление» , «физ. тело», «физ.закон», «вещество».

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий. Лекция с опорой на структурно-логическую схему.

§1-3,

Л. №5,12

2.2.

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.


Л. опыты: измерение расстояния; измерение промежутка времени.


Определение физической величины. Примеры физических величин и единиц их измерения. Алгоритм нахождения цены деления измерительного прибора и погрешности измерений. Запись результатов с учетом погрешности.

Международная система единиц.

Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной.

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий.

Беседа с опорой на таблицу.

§4,5,

упр.1,

Л.№25

3.3

Лабораторная работа № 1


«Определение цены деления шкалы измерительного прибора».

Отчёт о работе.

Л/р по инструкции.

Уметь использовать измерительные приборы для измерения объёмов тел.

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.


Л.№ 31,32,37,

подготовить

сообщения

по предл.темам

4.4

Физика и техника.



Физ.диктант№1.

Основные этапы развития физики. Взаимосвязь физики и техники. Научно- технический прогресс.

Роль физики в формировании научной картины мира.

Понимать роль физики в формировании научной картины мира.

Изучение нового УМ.

Информационно- развивающий.

Урок- конференция.

§6, задание1, составить кроссворд из 6-12 слов по пройденной теме.


II

Тема 2. Первоначальные сведения о строении вещества.










5.1

Строение вещества. Молекулы.


Демонстрация


Опыты и явления, доказывающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекулы. Представление о размерах молекул. Движение молекул.

Знать \понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»

Изучение нового УМ.

Проблемно-поисковый.

Эвристическая беседа.

§7,8, Л.№53,54,42

6.2

Лабораторная работа № 2


«Измерение размеров малых тел».

Отчёт о работе.

Л/р по инструкции.

Уметь измерять размеры малых тел методом ряда.

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.

Л.№ 23,34.

7.3

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Броуновское движение.


Л.опыт: наблюдение и описание диффузии;

Тест.

Явление диффузии. Причины и закономерности этого явления. Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Диффузия в природе. Практическое применение диффузии.

Уметь описывать и объяснять явление диффузии, приводить примеры практического использования.

Изучение нового УМ.

Проблемно-поисковый.

Эвристическая беседа, исслед. работа.

§9,

задание 2(1),

Л.№66

8.4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.


Демонстрация


Опытные доказательства существования между молекулами сил взаимного притяжения и отталкивания. Примеры проявления этих сил в природе и технике. Явление смачивания и несмачивания.


Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий.

Изучение нового УМ.

Проблемно-поисковый.

Эвристическая беседа, исследовательская работа.

§10,

упр.2 №1,

Л.№ 74,80,83

9.5



Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.


Демонстрация


Три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Объяснение свойств различных состояний на основе молекулярного строения вещества. Изменение агрегатных состояний. Условия для изменения.

Уметь описывать и объяснять свойства вещества в разных агрегатных состояниях.

Изучение нового УМ.

Проблемно-поисковый.

Эвристическая беседа.

§11,12,

задание 3,

Л.№ 84,

физ. диктант №1

10.6

Повторительно-обобщающий урок по теме“Первоначальные сведения о строении вещества”



Тест. Физ. диктант №2

Итоговое тестирование по темам «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества».

Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества.

Систематизация и обобщение изученного материала. Репродуктивный.

Беседа по составлению сводной таблицы.

Л. № 65,67,77-79, 81,82

III

Тема 3.

Взаимодействие тел.


21ч







11.1

Механическое движение. Путь. Равномерное и неравномерное движение.


Л. опыт: наблюдение и описание различных видов механического движения


Определение механического движения. Виды движения. Понятие траектории и пройденного пути. Единицы пути.

Знать \понимать смысл понятий: «механическое движение», «траектория», «путь».

Изучение нового Ум. Информационно-развивающий.

Лекция.

§13,14,

задание 4, Л.№ 99, 101, 103

12.2

Скорость. Единицы скорости.


Л. опыт: измерение скорости равномерного движения.


Понятие скорости. Формула для расчета скорости равномерного движения. Единицы скорости. Понятие средней скорости неравномерного движения. Сравнение скоростей движения различных тел, света, звука.

Знать/понимать смысл понятий «скорость», формулу и единицу измерения, уметь решать задачи на данную формулу.

Изучение нового Ум. Информационно-развивающий.

Беседа, работа с учебником.

§15,

упр.4 №1,4 Л.№137

13.3

Расчёт пути и времени движения



Л. опыт: изучение зависимости пути от времени при равномерном движении.

Самост работа

Вывод формул для расчета пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении тел.

Уметь решать задачи на определение скорости, пути и времени движения.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§16,

упр.5 №2,4, Л.№ 128

14.4

Инерция. Решение задач.


Демонстрация


Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Примеры проявления и учета явления инерции в быту и технике. Решение задач на расчет скорости, пройденного пути и времени движения.

Уметь описывать и объяснять явление инерции.

Изучение нового Ум. Информационно-развивающий.

Беседа.

§17, составить и решить 2 задачи на расчет пути и времени движения.

15.5


Взаимодействие тел.


Л.опыт: наблюдение и описание взаимодействия тел

Тест.

Примеры взаимодействия тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи.

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие»

Изучение нового Ум. Информационно-развивающий.

Беседа

§18,

Л. № 207,209,212

16.6

Масса тел. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.


Демонстрация


Понятие инертности. Масса тела. Единицы массы. Устройство и принцип действия рычажных весов.

Знать/понимать смысл величины «масса», способы её определения.

Изучение нового Ум. Информационно-развивающий.

Беседа

§19,20,

Упр.6 №1,3,

Л. № 213

17.7

Лабораторная работа № 3


«Измерение массы тела на рычажных весах».

Отчёт о работе.

Л/р по инструкции.

Уметь измерять массу тела, выражать результаты измерений в системе СИ

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.

Л. №223, 217

18.8


Лабораторная работа № 4



«Измерение объёма тела»

Отчёт о работе.

Л/р по инструкции.

Уметь измерять объём тела, выражать результаты измерений в системе СИ

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.

Л. № 127,219

19.9


Плотность вещества.


Демонстрация


Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы плотности вещества. Сравнение значений плотностей различных веществ. Вывод формулы для расчета массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

Знать/понимать смысл величины «плотность вещества», формулу и единицу измерения, уметь решать задачи на её расчёт.

Изучение нового Ум. Проблемно-поисковый.

Беседа

§21,

упр. 7 №1,2,

Л.№265

20.10

Лабораторная работа № 5



«Измерение плотности твёрдого тела».

Отчёт о работе.

Л/р по инструкции.

Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твердого тела, выражать результаты измерений в системе СИ

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.


§21,

Упр.7 №4,5,

Л.№ 269

21.11

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.



Физ. диктант №3.

Решение задач

Уметь решать задачи на расчёт массы, объёма и плотности.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§22,

Составить и решить 2 задачи на расчёт массы и объёма,

Л. № 283.

22.12

Повторение тем «Механическое движение», «Масса. Плотность».





Уметь решать задачи на расчет скорости, пути, времени движения, на расчёт массы, объёма и плотности.

Систематизация и обобщение изученного материала. Репродуктивный.


Повторить §15,16,21,22,

Упр. 8 № 3,4,

Л.№ 274

23.13

Контрольная работа № 1




«Механическое движение. Масса. Плотность».



Репродуктивный


24.14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.


Демонстрация


Причина изменения скорости тела. Сила как мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела.

Знать/понимать смысл понятий: «сила», «сила тяжести» и явления всемирного тяготения, зависимость силы тяжести от массы тела.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§23,24,

Л. № 291-293.

25.15




Сила упругости. Закон Гука.





Л.опыт: исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины

Тест.

Сила упругости. Примеры действия силы упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука.

Знать/понимать смысл понятия «деформация» и закона Гука, причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§25,

Л№ 328, 329.342*

26.16


Вес тела. Невесомость.


Демонстрация


Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре. Вес тела, движущегося вверх, вниз. Перегрузки, невесомость.

Знать/понимать разницу между понятиями веса тела и силой тяжести, понимать, что вес тела зависит от массы

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§26,

Л № 333, 334.

27.17

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.



Диагностика.

Единицы силы. Сила тяжести. Связь между массой тела и силой тяжести. Формула для расчета силы тяжести, действующей на тело произвольной массы. Формула для расчета веса тела.

Уметь вычислять силу тяжести при известной массе тела.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 27,

упр.9№1,3

28.18

Динамометр. Лабораторная работа № 6


«Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Отчет о проделанной работе.

Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Их практическое применение.

Л/р по инструкции.

Уметь градуировать шкалу измерительного прибора.

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.


§ 28,

пр.10№1,3,

Л №351*.

29.19

Сложение двух сил, направленных по одной прямой.




Понятие равнодействующей сил. Определение модуля и направления равнодействующей двух сил для различных случаев.

Знать/понимать смысл понятия «равнодействующая сила», уметь находить равнодействующую двух сил, направленных по одной прямой.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 29,

упр. 11 № 2, 3,

Л №367*.

30.20

Сила трения. Виды сил трения.


Л.опыт: исследование зависимости силы трения от силы нормального давления

Физ. диктант №4.


Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Зависимость силы трения от веса тела. Сравнение сил трения скольжения и трения качения.

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 30, 31.

31.21

Трение в природе и технике. Кратковремен. контрольная работа № 2.



«Сила. Равнодействующая сил»



Репродуктивный

§32, решить кроссворд, сочинение

IV

Тема 4.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.


25ч







32.1

Давление. Единицы давления.


Демонстрация

.

Давление тел на опору. Единицы давления.

Знать/понимать смысл величины «давление», формулу и единицу измерения.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 33,

упр. 12№2,3

33.2

Способы уменьшения и увеличения давления.


Демонстрация

Тест.

Решение качественных задач на анализ формулы p=F/s. Примеры увеличения и уменьшения давления в природе и технике. Решение расчетных задач.

Знать/понимать для чего и какими способами уменьшают и увеличивают давление.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 34,

упр. 13, задание 6.

34.3

Давление газа.


Демонстрация

Тест.

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа от его объема и температуры.

Знать \понимать причины возникновения давления газа, зависимость от объёма и температуры (при неизменной массе)

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 35,

Л №464, 470,473(уст.)

35.4

Закон Паскаля.


Л. опыт: наблюдение и описание передачи давления жидкостями и газами


Различие в движении частиц, из которых состоят твердые тела, жидкости, газы. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.

Знать \понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа.

§ 36,

упр. 14№2, 4,

задание 7.

36.5

Давление в жидкости и газе. Кратковремен. контрольная работа № 3.


Демонстрация

«Давление. Закон Паскаля»

Наличие весового давления внутри жидкости, его возрастание с увеличением глубины. Равенство давлений жидкости на одном и том же уровне по всем направлениям.

Знать о наличии весового давления внутри жидкости, его зависимости от глубины.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 37, Л №471, 474.

37.6

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.




Вывод и анализ формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда.


Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§38,

упр.15№1-для воды и керосина, 3*

38.7

Решение задач по теме «Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда».



Диагностика.


Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 37, 38-повто-рить,

Л №504-507,

§4* на стр.177.

39.8

Сообщающиеся сосуды.


Демонстрация


Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью- на разных уровнях. Примеры сообщающихся сосудов и их применение.

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находиться на одном уровне, применение сообщающихся сосудов.

Изучение нового УМ.

Проблемно-поисковый.

Беседа

§ 39,

задание 9 (3,1).

40.9

Атмосферное давление. Вес воздуха.


Демонстрация


Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Сила притяжения к Земле как причина увеличения атмосферного давления при уменьшении высоты. Условия существования земной атмосферы.

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 40, 41, упр.17,

упр. 18.

41.10

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


Л.опыт: измерение атмосферного давления.

Физ.диктант №5

Измерение атмосферного давления ртутным барометром. Вычисление атмосферного давления.

Знать/понимать метод измерения атмосферного давления с помощью ртутного барометра.

Изучение нового УМ Информационно-развивающий.

Беседа

§ 42,

упр. 19 №4,

задание 11.

42.11



Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.


Демонстрация


Назначение, устройство и принцип действия барометра- анероида. Зависимость атмосферного давления и плотности воздуха от высоты над землей. Высотомер.

Знать/понимать устройство и принцип действия барометра-анероида, зависимость атмосферного давления от высоты.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 43, 44,

упр. 20,

упр.21 №1,2.

43.12



Решение задач по теме«Расчёт атмосферного давления»




Диагностика.

Решение задач по теме «Расчёт атмосферного давления»


Уметь решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, на правило сообщающихся сосудов, на определение атмосферного давления.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Упр. 19 №3,5, упр. 21 №4.

44.13

Манометры. Кратковременная контрольная работа № 4.



«Давление в жидкости и газах»

Устройство и действие жидкостного и металлического манометров

Знать/понимать устройство и принцип действия манометра.

Репродуктивный

§45,

Л № 601.

45.14

Поршневой жидкостный насос.


Демонстрация


Устройство и принцип действия всасывающего жидкостного насоса.


Знать/понимать устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса.

Изучение нового УМ

Информационно-развивающий.

Беседа

§46,

упр. 22 №2.

46.15

Гидравлический пресс.



Демонстрация


Устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Знать/понимать устройство и принцип действия гидравлического пресса.

Изучение нового УМ

Информационно-развивающий.

Беседа

§ 47,

Л № 498.

47.16

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.


Демонстрация


Причины возникновения выталкивающей силы. Направление и величина выталкивающей силы.

Знать/понимать причины возникновения выталкивающей силы, её направление и величину.

Изучение нового УМ. Проблемно-поисковый.

Беседа

§ 48,

упр. 19 №2.

48.17

Архимедова сила. Закон Архимеда.


Демонстрация


вывод правил и формулы для определения архимедовой силы

Знать/понимать смысл закона Архимеда.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 49,

упр.24 №3, подготовиться к л/р № 7.

49.18

Лабораторная работа № 7.


«Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое тело»

Отчет о проделанной работе.

Л/р по инструкции.

Уметь определять архимедову силу.

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.

§ 49 повторить, упр. 24 №2,4

50.19


Плавание тел.



Л. опыт: наблюдение и описание плавания тел


Условия, при которых тело в жидкости (газе) тонет, всплывает, плавает.

Знать/понимать условия плавания тел.

Изучение нового УМ Проблемно-поисковый. Беседа

§ 50,

упр. 25 №3-5.

51.20

Решение задач на тему «Архимедова сила. Плавание тел».



Диагностика.

Решение задач на тему «Архимедова сила. Плавание тел».

Уметь решать задачи на закон Архимеда.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

Подготовиться к л/р № 8,

Л.№605,611,612,615(устно).

52.21

Лабораторная работа № 8


«Выяснение условий плавания тел».

Отчет о проделанной работе.

Л/р по инструкции.

Уметь описывать и объяснять условия плавания тел.

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.

Задачи в тетради.

53.22

Плавание судов.


Демонстрация


Применение условия плавания тел. Водный транспорт.

Понимать принципы плавания судов.

Изучение нового УМ Информационно-развивающий.

Беседа

§ 51,

упр. 26 №1,2.

54.23

Воздухоплавание.


Демонстрация


Воздушный шар. Подъемная сила.

Понимать принципы воздухоплавания.

Изучение нового УМ

Информационно-развивающий.

Беседа

§ 52,

упр. 27№2,

Л. № 657

55.24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».



Тест.


Уметь решать качественные и количественные задачи на расчет архимедовой силы, давления жидкости и условий плавания тел.

Систематизация и обобщение изученного материала. Репродуктивный.


Л. № 654, 655, 659.

56.25

Контрольная работа № 5



«Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».



Репродуктивный

Составить кроссворд из 6-12 слов по данной теме, задание16.

V

Тема 5. Работа и мощность. Энергия.


12ч







57.1

Механическая работа.


Л. опыт: расчёт работы.


Механическая работа. Единицы работы. Формула для определения работы. Анализ формулы.


Знать \понимать смысл величины «работа», уметь вычислять её в простейших случаях.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 53,

упр. 28 №3, 4.

58.2

Мощность.


Л. опыт: расчёт мощности.

Диагностика.

Определение мощности. Единицы мощности.


Знать \понимать смысл величины «мощность», уметь вычислять её в простейших случаях.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 54,

упр.29 №3, 6.

59.3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.


Демонстрация


Простые механизмы. Рычаг. Плечо силы. Условие равновесия рычага.

Знать виды простых механизмов и их применение, правило рычага .

Изучение нового УМ. Частично-поисковый.

Беседа

§ 55, 56,

Л. № 736,737*, задание 18 №2.

60.4

Момент силы.



Диагностика.

Момент силы. Правило моментов (для двух сил). Единицы момента силы.

Знать формулу для вычисления момента сил.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 57.

упр. 30 №2, подготовиться к л/р №9 .

61.5

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 9.


«Выяснение условий равновесия рычага».

Отчет о проделанной работе.

Л/р по инструкции.

Уметь определять условия равновесия рычага. Понимать необходимость и границы применения рычагов.

Формирование практических умений.

Репродуктивный.


§ 58,

упр. 30 №1,3,4.

62.6

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое правило механики».


Демонстрация


Неподвижный блок. Подвижный блок. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.


Знать \понимать «золотое правило» механики, уметь объяснять применение блоков.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 59, 60,

упр. 31№5,

задание 19*.

63.7

Решение задач на тему: “Механическая работа, мощность, рычаг”.



Диагностика.


Уметь решать задачи на «золотое правило» механики.

Отработка практических умений. Репродуктивный.

§ 59, 60-повторить, подготовиться к л/р №10.

64.8

КПД механизма. Лабораторная работа № 10.


«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».


Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Решение задач.

Знать/понимать смысл понятия «КПД», уметь вычислять его для простых механизмов.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 61,

Л №788,

Подготовиться к л/р №10..

65.9

Решение задач на тему: «Расчёт КПД простых механизмов».




Диагностика

Л/р по инструкции.

Уметь определять КПД простых механизмов.

Формирование практических навыков.

Репродуктивный.


Л. № 789, 792.

66.10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Контрольная работа № 6.


Демонстрация

«Работа, мощность. Энергия».

Понятие об энергии. Потенциальная энергия (поднятого над Землёй и упругодеформированного тела). Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости.

Знать/понимать смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

§ 62, 63, упр.32 №1, 4

67.11

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.


Демонстрация


Переход одного вида механической энергии в другой. Полная механическая энергия и закон ее сохранения.


Знать/понимать закон сохранения полной механической энергии.

Изучение нового УМ. Информационно-развивающий.

Беседа

Л. №797,

68.12

Повторение.






Систематизация и обобщение изученного материала. Репродуктивный.



- 9 -

Просмотр содержимого документа
«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 7»

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 имени А.А. Герасимова




Рассмотрена Утверждена

на заседании ПК Приказ по школе № 01-02/110-4

протокол № 1 от 02.09.2013года

от «28» августа 2013 года

Согласована Директор ____________Н.А.Иванова

на заседании научно-методического совета

протокол № 1

от «29» августа 2013 года



 






Рабочая программа

основного общего образования

по физике для 7 класса












Учителя

Елкиной Марины Владимировны







г. Рыбинск

2013 – 2014 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы», авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина (рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ), федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения: игровые технологии, элементы проблемного, исследовательского обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов программой предусмотрены демонстрации, лабораторные опыты, фронтальные лабораторные работы.

На основании требований Государственного образовательного стандарта (2004 г.) в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Компетентностный подход определяет особенности предъявления содержания образования, представляя его в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом представлены дидактические единицы, позволяющие совершенствовать навыки научного познания, во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Все это является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, календарно-тематическое планирование способствует взаимосвязанному развитию и совершенствованию ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и воспитанию общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе:

- способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);

- составлять план, тезисы, конспект.

Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности обучающихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.

В процессе обучения предполагается:

- активное использование медиаресурсов и информационных технологий;

- участие в мастер-классах, предоставляемых ГУ ЯО «центр телекоммуникации и информационных систем в образовании» (по темам и плану, предложенным ДО Ярославской области).

Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями)

(минобрнауки.рф/документы/884).

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004, – №№ 12, 13, 14)

(http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/), (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_04/1089.html).

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2005, – №№ 13, 14)

http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/.

  • Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

(http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m241.html).

  • Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

(http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_05/t7-2.html).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (http://www.rg.ru/2012/03/07/uchebniki-dok.html).

  • письмо Департамента образования Ярославской области «О рабочих программах учебных курсов» № 23/01-10 от 20.01.2006.).


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит суще­ственный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном разви­тии общества, способствует формированию современного на­учного мировоззрения. Для решения задач формирования ос­нов научного мировоззрения, развития интеллектуальных спо­собностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не переда­че суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами науч­ного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.

Гуманитарное значение физики как составной части обще­го образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объектив­ные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механи­ческие явления, тепловые явления, электромагнитные явления,  квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Цель обучения физике:

  • освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  • воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.


Для физического образования приоритетным является раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания. Обучающиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными (математическими) знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. В процессе обучения предполагается активное использование информационных технологий.

Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов по программе - 68, согласно ШУП - 2 часа в неделю.  




Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


В авторскую программу внесены следующие изменения:

В авторскую программу внесены следующие изменения:

1) включён материал, не входящий в авторскую программу, но подлежащий изучению в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ:

а) теоретические вопросы:

- броуновское движение,

- невесомость,

- центр тяжести тела,

- закон сохранения механической энергии,

б) лабораторные работы и опыты:

- измерение расстояния,

- измерение промежутка времени,

- измерение скорости равномерного движения,

- исследование зависимости пути от времени при равномерном движении,

- исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины,

- исследование зависимости силы трения от силы нормального давления,

- измерение атмосферного давления,

- измерение работы,

- измерение мощности;

2) С целью обобщения и систематизации знаний добавлена тема «Повторение», «Способы увеличения и уменьшения давления», «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело», « Решение задач», поэтому увеличено на 4 часа по тема «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», с целью обобщения и систематизации знаний за курс 7 класса добавлен 1 час на повторение в тему «Работа и мощность. Энергия».

3) В 7а классе (Новиков Федор, Закатимова Светлана) и 7б классе (комичева Виктория, Голубев Семен, Росляков Михаил) обучаются школьники, имеющие справки ПМПК, потому при объяснении нового материала и закреплении изученного больше уделяю внимание материалу, обозначенному в стандартах образования, остальной изучаем ознакомительно.



УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

1. Сборник нормативных документов. Физика / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.

М.: Дрофа, 2004

2. Пёрышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.:Дрофа, 2009-2012

3. Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В Пёрышкина «Физика. 7 класс». М.: Дрофа, 2004



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения физики на ученик должен

знать / понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;

  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления; циальная энергия, коэффициент полезного действия;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно- научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

  • рационального использования простых механизмов.


Информационные ресурсы:

  1. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1.- М.: Наука, 1986.

  2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

  3. Боброва С.В. Физика. 7-10 классы: нестандартные уроки.- Волгоград: Учитель, 2003.

  4. «Сборник вопросов и задач по физике» Н. И. Гольдфарб, 2001г.

  5. сайт Федерального института педагогических измерений ФИПИ (http://www.fipi.ru/view/sections/222/docs/578.html). (http://www.fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html 

  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) – http://fcior.edu.ru.

  7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru.


- 7 -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая программа по физике, 7 класс

Автор: Елкина Марина Владимировна

Дата: 12.08.2014

Номер свидетельства: 111745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа по физике в 8 классе ФГОС"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_po_fizikie_v_8_klassie_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "419392"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1496081551"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по физике для 9 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-dlia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "113537"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1410413867"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по физике 8 класс Перышкин А.В. "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-fizikie-8-klass-pieryshkin-a-v"
    ["file_id"] => string(6) "228332"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441248177"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства