Рабочая программа по физике 7-9 классы - нормативный документ, позваляющий осуществлять педагогическую деятельность. В рабочей программе четко определены цели и задачи обучения по предмету "Физика", содержание рабочей программы, учебно-тематическое планирование, список учебной литературы для преподавателя и учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 класс »
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГБОУ СПО СО «Качканарский горно-промышленный колледж»
Утверждаю:
Директор ГБОУ СПО СО КГПК
____________Т.А. Карасёва
«_____»___________2012г.
Рабочая программа
по предмету Физика
204 часа
7 - 9 классы
Разработал: Лучникова З.И.
преподаватель I к.к.
Пояснительная записка
Целью физического образования является демонстрация роли физической науки в жизни современного общества, ее влиянии на темпы развития научно-технического процесса.
Настоящая учебная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (c изм. и доп.)
ФГОС основного общего образования (Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897)
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”
Учебный план по отделению КШИ
Примерная учебная программа по предмету (курсу) «Физика 7+9 классы». – М.Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятия ми, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; понимание учащимися отличий научных данных от не проверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с оставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; понимание и способность объяснять физические явления;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Тематическое планирование с определением содержания и основных видов учебной деятельности обучающихся
7 класс (68 часов)
тема
Кол-во часов
содержание
Основные виды учебной деятельности
Введение. Что изучает физика. Физические величины
5
Что изучает физика. Физические термины. Наблюдение и опыт. Физические величины, их измерение. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа «Определение цены деления измерительного прибора»
Демонстрация «Различные измерительные приборы»
Наблюдать и описывать физические явления.
Определять цену деления шкалы прибора.
Представлять результаты измерений в виде таблиц.
Первоначальные сведения о строении вещества
7
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества.
Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»
Демонстрации «Диффузия в различных телах»
Измерять размеры малых тел способом рядов. Наблюдать диффузию в газах и жидкостях.
Различать три состояния вещества.
Взаимодействие тел
26
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Решение задач на расчет скорости, пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса, единицы массы. Измерение массы. Плотность. Решение задач на вычисление плотности, массы и объема тела. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела, единицы силы и веса. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение в природе и технике.
Лабораторные работы: «Измерение массы тела на рычажных весах», «Вычисление объема тела», «Определение плотности вещества твердого тела», «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Контрольная работа по теме «Взаимодействие тел»
Демонстрации «Явление инерции», «Учебные весы – измерение массы тела», «Измерение плотности», «Измерение силы взаимодействия двух тел»
Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении.
Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков.
Измерять массу тела на рычажных весах.
Уметь пользоваться динамометром. Рассчитывать массу и объем тела по его плотности.
Вычислять объем тела и определять плотность вещества твердого тела.
Вычислять равнодействующую двух сил.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
19
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Воздушная оболочка Земли. Опыт Торричелли. Барометр. Манометры. Атмосферное давление на различных высотах. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторная работа «Выяснение условий плавания тел в жидкостях»
Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
Рассчитывать давление жидкости на стенки сосуда.
Измерять атмосферное давление на различных высотах.
Изучать условия плавания тел в жидкостях.
Работа и мощность. Энергия.
11
Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Решение задач на вычисление работы и мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. «Золотое» правило механики. КПД. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Демонстрации «Простые механизмы» «Двигатель внутреннего сгорания».
Вычислять работу и мощность тел.
Применять простые механизмы в быту.
Измерять КПД простых механизмов
Тематическое планирование с определением содержания и основных видов учебной деятельности обучающихся
8 класс (68 часов)
тема
Кол-во часов
содержание
Основные виды учебной деятельности
Тепловые явления
11
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия и способы ее измерения. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
Демонстрации «Принцип действия термометра», «Теплопроводность различных материалов», «Конвекция в жидкостях и газах». «Теплопередача путем излучения»
Наблюдать изменения внутренней энергии тела при теплопередачи и работе внешних сил.
Исследовать явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества.
Измерять удельную теплоемкость вещества.
Изменение агрегатных состояний вещества
10
Агрегатное состояние вещества. Плавление и отвердевание тел. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Паровая турбина.
Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения.
Вычислять количество теплоты в процессах теплопередач при плавлении и кристаллизации, испарений и конденсации.
Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества.
Измерять влажность воздуха.
Обсуждать экологические последствия применения ДВС, тепловых и паровых двигателей.
Электрические явления
32
Электризация тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Строение атома. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части. Действие электрического тока. Сила тока. Электрическое напряжение. Амперметр. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательные и параллельные соединения проводников. Решение задач на соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание.
Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение тока ее участка»
«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
«Регулирование силы тока реостатом»
Контрольная работа по теме «Электрические явления»
Демонстрации «Электризация тел», «Два рода электрических зарядов», «Устройство и действие электроскопа», «Проводники и изоляторы», «Источники постоянного тока», «Измерение силы тока амперметром», «Измерение напряжение вольтметром».
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явление электризации тел и взаимодействия электрических зарядов.
Собирать и испытывать электрическую цепь.
Измерять силу тока и напряжения в электрической цепи.
Измерять электрическое сопротивление.
Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах.
Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока.
Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Электромагнитные явления
6
Магнитное поле. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
Физический диктант по электромагнитным явлениям.
Демонстрации «Магнитное поле тока», «Действие магнитного поля на проводник с током», «Устройство электродвигателя»
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел.
Изучать явления намагничивания вещества.
Исследовать действия электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку.
Изучать принцип действия электродвигателя.
Световые явления
9
Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Решение задач на формулу оптической силы линзы.
Демонстрации «Отражение и преломление света», «Получение изображений с помощью линз», «Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзе»
Экспериментально изучать явления отражения света.
Исследовать свойства изображения в зеркале.
Измерять фокусное расстояние собирающей линзы.
Получать изображение с помощью собирающей линзы.
Тематическое планирование с определением содержания и основных видов учебной деятельности обучающихся
9 класс (66 часов)
тема
Кол-во часов
содержание
Основные виды учебной деятельности
Законы взаимодействия движения тел.
22
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Прямолинейное равномерное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Относительность движения. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Решение задач на законы Ньютона. Свободное падение тел. Закон всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Контрольная работа на законы взаимодействия и движения тел.
Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения»
Определять путь пройденный за данный промежуток времени. Скорость тела по графику зависимости.
Измерять ускорение свободного падения.
Определять пройденный путь и ускорение движения тела по графику зависимости скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени.
Вычислять ускорение тела, силы действующей на тело или массу на основе 2 закона Ньютона.
Решать задачи на закон всемирного тяготения и закон сохранения импульса.
Механические колебания и волны. Звук.
14
Колебательные движения, колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные движения. Гармонические колебания. Превращения энергии при колебательном движении. Вынужденные колебания. Резонанс. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волн.
Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звуковых колебаний. Распространение звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Исследовать зависимость периода колебания маятника от его длины и амплитуды.
Вычислять длину волны и скорости распространения звуковых волн.
Экспериментально определять границы частоты слышимых звуковых колебаний.
Исследовать закономерности колебания груза на пружине.
Уметь пользоваться камертоном.
Электромагнитное поле.
11
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Электромагнитная природа света.
Демонстрации: «Действие магнитного поля на проводник с током», «Электромагнитная индукция», «Изучение действия магнитного поля на проводник с током», «Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку»
Экспериментально изучать явления электромагнитной индукции. Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле.
Изучать работу электрогенератора постоянного тока.
Изучить влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Строение атома и атомного ядра.
19
Радиоактивность. Модели атома. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Состав атомного ядра. Изотопы. Решение задач на радиоактивные преступления. Правила смещения. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Решение задач на вычисление энергии связи. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Атомная энергетика. Биологическое действие ядерных реакций. Термоядерные реакции.
Контрольная работа по теме: «Строение атома и атомного ядра»
Измерять элементарный электрический заряд.
Наблюдать линейчатые спектры излучения.
Решать задачи на радиоактивные превращения и на вычисления энергии связи.
Обсуждать проблемы влияния электромагнитных излучений на живые организмы.
Оценка достижений планируемых результатов
Для выявления соответствия результатов образования целям и задачам реализуемой программы предусматривается несколько видов контроля: входной, текущий, итоговый, что позволяет оперативно координировать процесс обучения. Текущий контроль проводится в следующих формах:
Устный и письменный опрос
Тестовые задания
Решение физических задач
Зачеты
Физические диктанты
Типовые контрольные работы
Лабораторные и практические работы
Индивидуальная работа с учащимися
Письменные и практические домашние задания
Итоговый контроль, согласно положению об итоговой аттестации основного общего образования после изучения полного курса физики за 7-9 класс, проводится в форме экзамена по выбору (билеты, реферат).
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уровень освоения учебного материала
Предментные:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений; понимание и способность объяснять физические явления;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с оставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- Комплекты демонстрационного оборудования по курсу «Физика 7-9 классы»
- Комплекты лабораторного оборудования по курсу «Физика 7-9 классы»
Учебно-методические:
Литература для учащихся развивающая познавательный интерес к предмету:
Физика. Справочник школьника. М.: Филологическое общество «Слово», 2000
Хрестоматия по физике. Спасский Б.И., М.: «Просвещение», 2002
Физика. Человек. Окружающая среда. Рыженков А.П. М.: «Просвещение», 2000 (7-9 классы). Приложения к учебникам
Физика. Справочные материалы. М.: Филологическое общество «Слово», 2000
Беседы по физике. Блудов М.И., М.: «просвещение», 2004. Учебное пособие для учащихся.
Амануэль П.Р. Задачи для знатаков. М.: «Знание», 2002
Аракелян Э.М. Словарь терминов и понятий по курсу физики. М.: Высшая школа, 2001
Гнедина Т.Е. Физика и современное производство. М.: Просвещение, 2007
Лукашник В.И., Иванова Е.В. сборник школьных олимпиадных задач по физике. М.: Просвещение, 2008
Белинович Б.Ф. Физические викторины. М.: Просвещение, 2002
Физика юным. М.: Просвещение, 2004
Самойленко П.И. Сергеев А.В. Физика в кроссвордах. М.: Дрофа, 2004
Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике. М., 2004
Перышкин А.В. Физика. 7 класс. М., 2010
Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М., 2010
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. М., 2010
Рымкевич Л.П. Сборник задач по физике. М., 1999
Методическая литература для учителя
Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изм. и дополн.)
ФГОС основного общего образования (Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897)
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Глазунов А.Т. и др. Преподавание физики в средней школе. М., 2001
Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике. М., 2004
Перышкин.А.В. Физика. 7 класс. М., 2010
Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М., 2010
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. М., 2010
Рымкевич Л.П. Сборник задач по физике. М., 1999
Турдикулов Э.А. Экономическое образование и воспитание учащихся в процессе обучения физике. М., 2004
Усова А.В. и др. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М., 2003
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Физика. М. : Дрофа, 2004
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9классы
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике 7-9 классы. М.: Просвещение, 2000
Задачи, упражнения и лабораторные работы по физике. М.: Высшая школа, 2003
Программно-методические материалы. Физика 7-9 классы. М.: Дрофа, 2009
Примерные учебные программы по учебным предметам «Физика 7-9 классы». М.: Просвещение, 2010, Стандарты второго поколения.
Швецов В.А. Поурочное планирование. Физика 7 класс. М.: Учитель, 2003
Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс. М.: ВАКО, 2005
Боброва С.В. Поурочные планы. Физика 9 класс. Изд-во «Учитель», 2005
Филатов Е.Н. Физика 8 (2 части). Экспериментальный учебник. М.: Авангард, 2004
Учебно-наглядные пособия и оборудование
Оборудование и инструкции для проведения лабораторных работ и демонстрационных опытов.
Таблицы постоянного пользования в кабинете:
- периодическая система химических элементов
- шкала электромагнитных излучений
- множители и приставки
- единицы физических величин
- основные физические постоянные
3. Дидактический и иллюстративный раздаточный материал к урокам.